Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  урока по теме "Природа и люди Древней Индии".5 класс        

по учебнику Вигасина А.А. и др. «История древнего мира»        

Учитель истории МОУ Уральская  СОШ Лялина Татьяна Митрофановна    

Цель урока: Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

Развивать умения у учащихся работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран.

Воспитательная:

Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира”;
  • индийская музыка;

карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – III в. н.э.”;

  • учебник Вигасина А.А.и др. ”История древнего мира”, М., 2003.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. А сегодня мы  приступаем к изучению новой темы.

II. Изучение нового материала.

  1. – географическое положение Индии;
  2. – природные условия;
  3. – занятия жителей Индии;
  4. – религиозные верования.

 Давайте познакомимся с историей еще одной страны. Но прежде чем начать, я предлагаю вам   внимательно послушать музыкальный фрагмент песни.  

(Звучит индийская музыка (компьютер) 

 - Вы хотите узнать об этой стране?

Высказывания учащихся.

На мониторе компьютера появляются вопросы, рассматриваемыми на уроке: (план урока)

  1. – географическое положение Индии;
  2. – природные условия;
  3. – занятия жителей Индии;
  4. – религиозные верования.

Учитель: В тетрадях запишите число и тему урока “Природа и люди Древней Индии”

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Для того, чтобы выяснить, где находится Индия, откройте, пожалуйста, учебники на с. 91. (§ 20, п.1) (слайд № 5)

  1. Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 92).



- Где находится Индия? (
Индия расположена на юге Азии)
- Какой океан окружает  Индию с запада, востока и юга?
(Индийский океан)
- Какие горы защищают Индию с Севера?
(Гималаи)
 - Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг)
- Где берут начало эти реки?
(Они берут начало в Гималаях)
 - Как ведут себя реки в июле и августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов)
 - В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (в Египте и Междуречье).

  1. Рассказ учителя.
    Индия расположена на полуострове Индостан.  С запада, востока и юга омывается водами Индийского океана. На северо-востоке Индии расположены величайшие горы в мире – Гималаи.
     - Ребята, какую роль эти горы играли в жизни индийцев? (варианты ответов)
    Гималаи защищали  от холодных ветров, от вражеских набегов. Именно  там находится самая высокая вершина на Земле – гора Джомолунгма (Эверест).
     В областях, расположенных вблизи Гималайских гор, бывает очень холодно, а в южных областях большую часть года стоит жара.
    Реки Инд и Ганг, берущие свое начало в Гималаях – непересыхающие реки, ежегодно разливающие и несущие плодородный ил.  В долине Инда редко выпадает дождь, больше солнечных лучей, а в долине Ганга летом дожди льют непрерывным потоком. В древности долину реки Ганг покрывали болота и джунгли.
  2. Самостоятельная работа учащихся с историческим источником и учебником (поэма Махабхарат)
    А  что же такое –джунгли?. Работая с текстом учебника (п. 2
    § 20), вы найдете информацию, касающуюся растительного мира джунглей.
    А для знакомства с животным миром вам нужно прочитать исторический документ и ответить на вопросы.  Работаем.
    В ветвях деревьев гнездились,
    шумели, порхали и пели
    Птицы лесные и всюду…
    в дикой глуши попадались
    То кабан, то шакал, то буйвол,
    то рысь, то пантера…
    И светлая влага кипела
    Множеством рыб, крокодилов и змей…
    …и ветви обвивши хвостами,
    С криком качались на них обезьяны,
    по  сучьям деревьев
    Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверям

  1. Работа со слайдом. Как вы думаете, чем могли заниматься жители Индии? Почему?
    (ответы учеников)
  2. Решение исторических задач.
    № 1 Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, весовые гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
     - Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)
    № 2.В начале 1 тысячелетия до н.э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевывали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
     
    -
    Ребята, а в каких странах были сходные природные условия? (в Египте и Междуречье)
    Таким образом, мы можем сказать, что в Индии был богатый животный и растительный мир. Индейцы занимались собирательством, скотоводством и земледелием, выращивали рис, тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень.

  1. Беседа с учащимися
    - Что такое религия?
     - Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
    - Что сходно в представлении индийцев и египтян о посмертном существовании, а что различно?
  2. Закрепление изученного на уроке.
    Индивидуальная работа по карточкам.
    Впишите недостающие слова.
    Индия расположена на юге материка_______________________________.
    Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире______________. Их название________________.
    Берега Индии с запада, с востока и юга омывает__________________________.
    Самые многоводные реки Индии – это _____________и____________________.
    В_____________ веке до н.э. почти все индийский царства объединились под властью царя_________________.
  3. Подведение итогов, выставление оценок.
  4. Домашнее задание: § 20, контурная карта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

урок по истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"

вводный урок по изучению Древний Индии. Раздаточный материал....

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"

Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии» и презинтация....

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Природа и люди Древней Индии".

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прописаны планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе урока....

Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"

Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии,  занятиями её жителей....

Конспект урока на тему: "Природа и люди Древней Индии"

Конспект урока по истории 5 класс, на тему "Природа и люди Древней Индии". Осовение программного материала с помощью игры-путешествия....

Урок по теме «Природа и люди Древней Индии»

План-конспект и презентация к нему...