Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии".5 класс
по учебнику Вигасина А.А. и др. «История древнего мира»
Учитель истории МОУ Уральская СОШ Лялина Татьяна Митрофановна
Цель урока: Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.
Развивающая:
Развивать умения у учащихся работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран.
Воспитательная:
Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.
Оборудование урока:
- компьютер;
- компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира”;
- индийская музыка;
карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – III в. н.э.”;
- учебник Вигасина А.А.и др. ”История древнего мира”, М., 2003.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. А сегодня мы приступаем к изучению новой темы.
II. Изучение нового материала.
- – географическое положение Индии;
- – природные условия;
- – занятия жителей Индии;
- – религиозные верования.
Давайте познакомимся с историей еще одной страны. Но прежде чем начать, я предлагаю вам внимательно послушать музыкальный фрагмент песни.
(Звучит индийская музыка (компьютер)
- Вы хотите узнать об этой стране?
Высказывания учащихся.
На мониторе компьютера появляются вопросы, рассматриваемыми на уроке: (план урока)
- – географическое положение Индии;
- – природные условия;
- – занятия жителей Индии;
- – религиозные верования.
Учитель: В тетрадях запишите число и тему урока “Природа и люди Древней Индии”
- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Для того, чтобы выяснить, где находится Индия, откройте, пожалуйста, учебники на с. 91. (§ 20, п.1) (слайд № 5)
- Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 92).
- Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии)
- Какой океан окружает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан)
- Какие горы защищают Индию с Севера? (Гималаи)
- Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг)
- Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях)
- Как ведут себя реки в июле и августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов)
- В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (в Египте и Междуречье).
- Рассказ учителя.
Индия расположена на полуострове Индостан. С запада, востока и юга омывается водами Индийского океана. На северо-востоке Индии расположены величайшие горы в мире – Гималаи.
- Ребята, какую роль эти горы играли в жизни индийцев? (варианты ответов)
Гималаи защищали от холодных ветров, от вражеских набегов. Именно там находится самая высокая вершина на Земле – гора Джомолунгма (Эверест).
В областях, расположенных вблизи Гималайских гор, бывает очень холодно, а в южных областях большую часть года стоит жара.
Реки Инд и Ганг, берущие свое начало в Гималаях – непересыхающие реки, ежегодно разливающие и несущие плодородный ил. В долине Инда редко выпадает дождь, больше солнечных лучей, а в долине Ганга летом дожди льют непрерывным потоком. В древности долину реки Ганг покрывали болота и джунгли. - Самостоятельная работа учащихся с историческим источником и учебником (поэма Махабхарат)
А что же такое –джунгли?. Работая с текстом учебника (п. 2 § 20), вы найдете информацию, касающуюся растительного мира джунглей.
А для знакомства с животным миром вам нужно прочитать исторический документ и ответить на вопросы. Работаем.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверям
- Работа со слайдом. Как вы думаете, чем могли заниматься жители Индии? Почему?
(ответы учеников) - Решение исторических задач.
№ 1 Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, весовые гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)
№ 2.В начале 1 тысячелетия до н.э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевывали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
- Ребята, а в каких странах были сходные природные условия? (в Египте и Междуречье)
Таким образом, мы можем сказать, что в Индии был богатый животный и растительный мир. Индейцы занимались собирательством, скотоводством и земледелием, выращивали рис, тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень.
- Беседа с учащимися
- Что такое религия?
- Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
- Что сходно в представлении индийцев и египтян о посмертном существовании, а что различно? - Закрепление изученного на уроке.
Индивидуальная работа по карточкам.
Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка_______________________________.
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире______________. Их название________________.
Берега Индии с запада, с востока и юга омывает__________________________.
Самые многоводные реки Индии – это _____________и____________________.
В_____________ веке до н.э. почти все индийский царства объединились под властью царя_________________. - Подведение итогов, выставление оценок.
- Домашнее задание: § 20, контурная карта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
урок по истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
вводный урок по изучению Древний Индии. Раздаточный материал....
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"
Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии» и презинтация....
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Природа и люди Древней Индии".
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прописаны планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе урока....
Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"
Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии, занятиями её жителей....
Конспект урока на тему: "Природа и люди Древней Индии"
Конспект урока по истории 5 класс, на тему "Природа и люди Древней Индии". Осовение программного материала с помощью игры-путешествия....
Урок по теме «Природа и люди Древней Индии»
План-конспект и презентация к нему...