Разработка урока истории в 5 классе по теме "Природа и люди Древней Индии".
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прописаны планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природа и люди Древней Индии.
Цель: первичное усвоение новых знаний по истории Древней Индии.
Задачи:
Обучающие (познавательные): познакомить с историей Древней Индии, с особенностями географического положения, растительным и животным миром, занятиями ее жителей, особенностями религии;
Развивающие (регулятивные): развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора, продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником;
Воспитательные (личностные): воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Планируемые результаты:
Личностные:
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД)
- организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)
- формирование умений работать в группе (Коммуникативные УУД)
- овладение приемами систематизации знаний (Познавательные УУД)
Предметные:
- учащиеся должны представлять особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии,
- уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан,
- уметь рассказать о природе, религии Древней Индии, усвоить новые исторические понятия.
Методы обучения: проблемно-исследовательский.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Формы организации работы: урок – путешествие, фронтальная, групповая работа, работа в парах.
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент, карта, раздаточный материал, "Волшебный сундучок".
Ход урока.
I. Орг. момент.
(Класс заранее разделен на 2 группы)
1.Приветствие.
2.Актуализация знаний.
Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся еще с одним древним государством. Но сначала давайте вспомним государства которые уже знаем.
II. Проверка д/з.
Работа по карточкам.
Прочитать описание государства, назвать его и показать на карте. (Приложение 1)
Фронтальный опрос. Игра "Поймай рыбку". Учащиеся по одному вылавливают рыбку из аквариума и дают определение написанному историческому понятию.
III. Изучение нового материала.
1.Мотивация.
Молодцы. Я вижу, что мы с вами можем отправляться дальше в путешествие. Поплывем вот на этом корабле. Но куда? Внимание на экран (видеофрагмент)
Как вы думаете, с историей какой страны мы с вами сегодня познакомимся? (ответы детей)
Так какая же тема сегодняшнего урока?
Запишите в тетрадях число и тему урока.
2.Подготовка к активному усвоению новых знаний.
Как вы считаете, что нам надо узнать на уроке? (Предположения детей)
Учитель:
Сегодня на уроке нам нужно выяснить: географическое положение Др.Индии; климат или природные условия Др.Индии; занятия населения Индии; во что верили индийцы.
Итак, мы отправляемся в страну чудес. Именно так ее называли древние греки, а почему, ответим в конце нашего урока.. У нас с вами 3 остановки на которых есть задания. Плыть будем по неизвестной реке. Готовы к путешествию? (ответы детей) Поплыли.
Звучит индийская музыка.
Наша первая остановка "Удивительная страна". Нужно выполнить задание, чтобы отправиться путешествовать дальше.
Работа в группах с картой и документом. Заполнить таблицу. (Приложение 2)
1 гр. Географическое положение Др.Индии. (документ 1,2)
2 гр. Природные особенности Др.Индии. (документ 3,4)
Ответы учащихся под 3 номером из каждой группы.
Вывод. Вот мы с вами и узнали, что Индия находится на юге Азии, на п-ве Индостан. Омывается водами Индийского океана. Там есть горы Гималаи и протекают две реки Инд и Ганг.
Как вы думаете, от чего Индия получила такое название? (От реки Инд)
Путешествуем дальше.
А кто из вас знает, как называются труднопроходимые леса в Индии?
Наша следующая остановка "Джунгли".
Работа в тетрадях. Записать определение.
Джунгли это густые, труднопроходимые леса.
Работа в группах.
1 гр. учебник стр. 97
Чем мог питаться человек, который остался ночевать в джунглях?
2 гр.Работа с документом.
Назовите животный мир джунглей. (Приложение 3)
Ответы детей.
Вывод. Попавший в джунгли человек мог всегда найти еду, т.к. там растут орехи, бананы, манго. Но его могла подстерегать опасность. Там много диких зверей и ядовитых змей. Ребята, есть хорошая книга о джунглях "Маугли", ее автор Киплинг. Я советую вам ее прочитать.
А сейчас давайте отдохнем.
Физминутка.
Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
1) Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2) Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3) Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).
4) Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
5) Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6) Вот вышли из джунглей, к поселку увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Наша 3 остановка "Индийский поселок".
Давайте попробуем узнать, чем занимались индийцы в поселке.
Почва была плодородной, значит занимались ... (земледелием)
Были леса, значит занимались ...(охотой, собирательством)
Выращивали коз, коров, значит занимались ...(скотоводством)
Один древний путешественник побывавший в Индии, встретил своего товарища. Хотите послушать о чем они говорят?
Сценка.
Путешественник: Если бы ты знал, какая удивительная страна Индия. Там на кустах растёт белая шерсть…
Друг путешественника: расхохотался. Какой же ты выдумщик! Где это видано, чтобы шерсть росла на кустах? Наверное овцы прошли и колючки содрали с них несколько клоков.
Путешественник: Нет, все кусты в шерсти. Ее собирают и делают из неё ткани….Но удивительно другое. В Индии обходятся без пчел. Из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще меда.
Друг путешественника: Враньё! На свете нет ничего слаще мёда!
Спасибо! Молодцы!
О чем рассказывал путешественник? ( В Индии выращивали хлопчатник, сахарный тростник)
Ребята, в Индии выращивают и другие культуры. Хотите узнать какие? Надо отгадать загадки, а отгадки находятся в моем "Волшебном сундучке".
Он бывает, дети, разный —
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне — глава специй!
Угадали? Это…(перец)
Он – кормилец на Востоке,
С давних пор в полях растёт.
Злак зелёный и высокий
Белое зерно даёт.
У него такой каприз:
Очень любит воду … (рис).
Зелёный, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»? … .(чай)
Это - кубик, но не лёд,
Сладкий-сладкий, но не мёд,
Белый - белый, но не снег,
Крепкий, как лесной орех (сахар)
Молодцы!
Вывод. Вот сколько чудесных растений произрастает в Индии.
Ребята, а знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метелочкой а руках. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Работа с учебником.
Ответ найдете в п.5 стр. 99-100
Вывод. Индийцы верили в переселение души и относились ко всему живому с милосердием, чтобы после смерти не расплачиваться за свое плохое отношение к животному миру.
IV. Закрепление.
Наше путешествие подходит к концу. Мы с вами выловили бутылку в ней письмо, некоторые слова размыло. Скорее всего вода попала в нее. Вам нужно восстановить текст.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (на слайде)
V. Итог.
Почему греки называли Индию страной сказочной, страной чудес? (Там плодородные земли, полноводные реки, удивительные растения и животные)
VI.Рефлексия.
Нам пора возвращаться. Давайте поднимем цветные паруса.
Красный - вам было интересно и все удалось на уроке.
Желтый - было интересно, но что-то не получилось.
Синий - не узнали ничего интересного.
VII. Оценки. Д/з на слайде.
Приложение 1.
1.Это государство находилось на северо-востоке Африки, по его территории протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего времени сохранились на его территории пирамиды и сфинкс. Это государство называется -_______________
2. Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря. Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ и Сидон. Его жители изготавливали прозрачное стекло, пурпурную краску из морских раковин, а так же создали алфавит. Это государство называлось - ____________________
3.Это государство находилось на восточном побережье средиземного моря, севернее Финикии. По его территории протекала река Иордан впадающая в Мёртвое море. Среди царей управлявших этим государством наиболее известен царь Соломон, прославившийся своей мудростью. Народ этого государства поклонялся одному Богу и даже построил ему красивый храм в Иерусалиме. Это государство называлось ____________________
4.Эта страна находилось в передней Азии. По её территории протекали крупные реки Тигр и Евфрат. Её население – шумеры превратили эту страну в цветущий край. Также из глиняных кирпичей они построили ступенчатые храмовые башни – зиккурат. Письменность шумеров называлась – клинопись. Эта страна называлась – …..
Приложение 2.
Древняя Индия (стр.95-67, пункт 1), документ 1,2 | |
Географическое положение Древней Индии | |
Реки | |
Горы | |
Природные условия (климат) |
Древняя Индия (стр.95-67, пункт 1), документ 3,4 | |
Географическое положение Древней Индии | |
Реки | |
Горы | |
Природные условия (климат) |
Приложение 3.
Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
Урок в 5 классе "Природа и занятия жителей Древней Индии"
Урок в 5 классе по теме "Природа и занятия жителей Древней Индии" с использованием электронной презентации....
Методическая разработка урока истории в 5 кл по теме :"Царство Древнего Египта", в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида
В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
разработка урока истории 5 класс. Религия Древних греков.
Урок истории в 5 классе с презентацией....