Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии,  занятиями её жителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_indiya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект АМО-урока

Организационная информация

Автор урока

Рокина Л. В.

Предмет

История

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

5

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Природа и люди Древней Индии

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

Вигасин А. А. «История Древнего мира»

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний  (первый урок  в разделе «Индия и Китай в древности» из 4  уроков, запланированных на изучение данной темы, базовая модель обучения, 68 ч в год, 2 ч в неделю).

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

В классе 13 учащихся:10 мальчиков и 3 девочки. Правополушарные дети – 1; левополушарные – 12. Общие способности в соответствии с возрастом развиты у всех ребят, кроме одного ученика. Уровень подготовки класса выше среднего. Высокий уровень интеллекта характерен для группы учащихся из 5  человек, имеющих хорошую мотивацию к познавательной деятельности. На оптимальном уровне выполняют учебные тесты на метапредметном уровне.  

Большинство учащихся умеют поставить цели урока и предложить пути их решения;  пересказать материал; делать выводы; составлять простой план; классифицировать; сравнивать. В межличностных отношениях преобладает доброжелательный настрой, но некоторые ученики на ошибки одноклассников на уроке  реагируют недоброжелательно: смеются, обзываются. Преобладание мальчиков сказывается на дисциплине на уроке: класс очень активный, «непоседы». Желание ответить первым приводит к шумной обстановке.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Дидактические:   Способствовать формированию у учащихся представление о географическом    положении Индии, природе, занятиях и верованиях  индийцев.

Развивающие:      Отработать  навыки  составления вопросов по теме.

Воспитательные: 1. Мотивировать  к изучению культурных ценностей разных народов

                                2. Отработать коммуникативные навыки

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Задачи урока/ занятия/ мероприятия:

1.1. Создать обучающимся условия, необходимые для усвоения представлений о Древней Индии

2.1. Создать условия для  формирования  навыков  работы с текстом учебника, с картой.

3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

3.2. Организовать работу в группах.

3.3.Мотивировать к самостоятельному усвоению дополнительного  материала об Индии.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:

Актуализируют - знания об особенностях различных территорий.

Закрепят - навыки составления вопросов.

Научатся -  называть и показывать на карте основные географические объекты Индии; рассказывать о природе, занятиях и религиозных верованиях индийцев.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии. Сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие

Создание положительного настроя на работу    

2 мин

«Поздороваемся глазами»

Заимствованный

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу    Задачи: создать учащимся благоприятные, комфортные условия для обучения  

Необходимые материалы: не требуются

Предварительная подготовка:        не требуется

Технология проведения:

учитель предлагает учащимся поздороваться друг с другом, учителем  глазами и показать своё настроение

Учитель входит в класс.

 - Ребята, давайте поздороваемся глазами друг с другом. Передайте глазами своё настроение. Давайте посмотрим, готовы ли мы сегодня трудиться. Всё ли у нас для этого  в наличие.

Т – тетрадь

Р – ручка

У – учебник

Д – дневник.

Итак,  у вас на столах есть все принадлежности,  и я приглашаю вас в увлекательное путешествие.

Личностные: осознание учащимися себя частью класса

Коммуникативная: непринужденная творческая атмосфера, способствует формирование команды

 Дети настраиваются на позитивное отношение друг к другу, учителю.

Погружение в тему

Обеспечение мотивации обучения  и осмысленности процесса обучения

5 мин

«Пазл»

Заимствованный

Цель: определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления пазла из разрозненных предметов

Задачи: Создать условия для самостоятельного выделения учащимися темы и целей урока.

Необходимые материалы: предметы или иллюстрации (шахматы, фигурка слона, чай, фигурка Маугли).

Предварительная подготовка:

Разложить предметы или подготовить интерактивную доску

Технология проведения:

        На общем столе в произвольном порядке расположены предметы (или показаны иллюстрации на интерактивной доске): пакет чая, фигурка слона и Маугли, шахматы. Педагог озвучивает предметы,    и  предлагает учащимся связать эти предметы со страной, с которой они познакомятся  сегодня. Выслушивает предположения детей, комментирует, помогает подойти к правильному ответу. Получив ответ,  учитель предлагает ученикам  ответить, что бы они хотели узнать об Индии?  При необходимости дополняет ответы, ещё раз формулирует цели  и переходит к следующему этапу.

Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну, которая славится своими сказочными богатствами. В 19 веке её называли «жемчужиной в короне Британской империи». Что же это за страна? Посмотрите на предметы. Они  связаны с этой страной.

Дополните список предметов об Индии своими примерами.

Чтобы бы вы хотели узнать об этой стране?

Запишем тему урока «Природа и люди Древней Индии»

Познавательные: расширение кругозора учащихся

Регулятивные: умение формулировать и удерживать учебную задачу

Коммуникативные: умение слушать другого, высказывать своё мнение

Учебно-познавательная: умение  на основе обобщения приходить  к решению задачи;  в процессе диалога происходит обмен информацией

Решение  познавательной задачи  начинает урок  увлекательно, вызывает интерес.

Определение ожиданий и опасений

Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

5 минут

«Лето-осень»

Заимствованный

Цель: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения.

Задачи: выяснить ожидания и опасения обучающихся.

Необходимые материалы:

Лист ватмана с изображением дерева, самоклеющиеся листы белого цвета.

Предварительная подготовка: подготовить лист ватмана  с нарисованным  деревом на  доску

Технология проведения:

На белых самоклеющихся листочках ученики пишут,  что они  ждут от  урока,  чего опасаются; озвучивают и прикрепляют к дереву.

Учитель предлагает ученикам на белых листочках написать свои ожидания и опасения,  и прикрепить их на  лист ватмана  с деревом.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и между результатом учения

Коммуникативная: способность личности к речевому общению и умение слушать

Выяснение ожиданий и опасений даёт учителю представление о психологическом настрое ребёнка, его проблемах, которые не позволяют ему эффективно усваивать материал.

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут

Сообщение нового материала

15 мин

«Золотой ключик»

Заимствованный

Цель: привлечение внимания  и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности обучающихся, структурирование материала, включение ассоциативного внимания учащихся.

Задачи: обеспечить усвоение учащимися основного материала темы

Необходимые материалы: листы ватмана, интерактивная доска, цветные маркеры.

Предварительная подготовка: подготовить листы ватмана, маркеры. Включить интерактивную доску.

Технология проведения: учитель говорит ребятам, что информация, о  которой сегодня пойдёт речь на уроке очень ценная.. Правильный ответ записывается на доске.  После этого учитель спрашивает ребят, с чем ассоциируется у них загадка. Выслушиваются ответы учащихся. Поскольку ключик найден, можно открыть дверцу к информации. Учитель раскрывает тему и на доске записывает наиболее существенные моменты первого раздела,  подчеркивая совпадения с ассоциациями, названными учащимися. По завершению первого раздела, требуется найти ключик к следующему  комнате с ценной информацией, поэтому учитель даёт  вторую загадку, записывает ответ, выясняет ассоциации,

Ребята, информация о которой пойдёт сегодня речь очень ценная. Пока она скрывается за дверцей и, чтобы получить к ней доступ, ребятам надо найти к ней ключик. Таким ключиком станет ответ на загадку.

Прослушайте первую загадку.

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Ответ:  карта.

С чем у вас ассоциируется карта?

Что по карте мы можем узнать об Индии? (географическое положение страны).

Используя карту на стр. 96 опишите географическое положение Индии.

Учащиеся описывают положение, учитель  записывает опорные слова: Южная Азия, Индийский океан, Гималаи, Инд, Ганг.

Какую роль  для индийцев играли реки Инд и Ганг?

Мы открыли  первую дверь. Перед нами вторая дверь  и нам необходимо найти второй ключик.

Деревья разной высоты на каждом миллиметре.

Заблудишься, застрянешь ты  в зелёных этих дебрях!

Обсуждение. Ответ: джунгли.

Какие ассоциации у вас возникают с джунглями?

 

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;  установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение слушать учителя, участвовать в обсуждении вопросов

Знаково-символические: опора на визуальное мышление существенно повышает эффективность предъявления, восприятия понимания и усвоения информации

Учебно-познавательные: осознанное восприятие информации о природе и людях Индии.

Коммуникативные: желание вступать в контакт с окружающими ; умение организовать общение, слушать собеседника

Необычная форма представления нового материала привлекает внимание ребят. Необходимость найти ответ на загадку активизирует мыслительную деятельность учащихся. Правильный ответ на загадку открывает новый раздел презентации. Это интригует,  привлекает внимание и повышает мотивации к  узнаванию нового. За счёт включения ассоциативного  мышления разделы нового материала более прочно закрепляются в памяти. Этому же способствует визуализация ключевых положений каждого раздела. Отчётливое разделение, структурирование общего потока информации обеспечивает лучшее восприятие, запоминание и последующее использование нового материала

 раскрывает тему второго раздела, записывая ключевые моменты

Джунгли – густые, труднопроходимые леса  (учитель фиксирует на доске, учащиеся в тетради).

Учащиеся слушают рассказ учителя о джунглях на фоне звуков природы.

Вот и вторая дверь распахнулась перед нами. Найдем третий ключик?

Где есть гуси в речке?

Где есть дед на печке?

Где есть лес с грибами?

Догадайтесь сами.

Обсуждение. Ответ: деревня.

Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Предположите, чем занимались индийцы, зная особенности  природы  Индии?

Учащиеся высказывают предположения (земледелие, скотоводство, охота).

Учитель  рассказывает о занятиях индийцев, сопровождая презентацией и фиксируя основные моменты на доске.

Перед нами четвёртая дверь. Слушаем загадки.

Обладая длинным носом и умея им трубить.

Он бы мог быть пылесосом,

 И цветы вокруг полить.

                                             ( слон)

В нём и гордая осанка,

И ужасный рык, и гнев.

Кто - в кусты, кто - на лианку,

Если ищет ужин ...(лев).

Поясок – живучий,
Голосок – шипучий.
По траве кривляется.
Кем же он является? (змея)

О чём мы будем говорить?

Дети: о животных Индии.

Учитель: не просто о животных, а именно о тех, кому поклонялись индийцы.

Рассказ учителя о животных-богах и вере в переселении душ с представлением презентации.

Почему индийцы поклонялись именно этим животным?

Проработка содержания темы

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

5 мин

«Верю- не верю»

Заимствованный

Необходимые материалы: листы, ручки

Предварительная подготовка: разделить класс на группы в зависимости от разделов изученного материала

Технология проведения:

класс делится на группы в зависимости от разделов изученного материала.  Каждая группа составляет по 3 вопроса типа «Верите ли вы…».  Потом группы задают вопросы одноклассникам.

Ребята, вы молодцы. Благодаря вам мы открыли все дверцы,  и многое узнали об удивительной стране Индии. Сейчас вы разделитесь на 4 группы по 3 человека. Вам необходимо по тексту учебника составить по 2 вопроса по типу «Верите ли вы…» и задать их одноклассникам.

Регулятивные: формирование умения составлять вопросы

Коммуникативные: умение работать в группе, принимать мнение  одноклассников

Личностные:

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения

Познавательные: 

анализ  информации для получения необходимого результата для создания нового продукта

Учебно-познавательные: анализируя  текст учебника,  учатся составлять вопросы

Коммуникативные: формируются компетенции группового взаимодействия

Используемый метод позволяет ещё раз переработать информацию  и способствует первичному закреплению знаний

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

 (разминка)

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

3 мин

«Пантомима»

Заимствованный

Необходимые материалы: не требуются

Предварительная подготовка: разделить класс на  три группы

Технология проведения:

класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить животное, обитавшее в Индии. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

Мы хорошо с вами поработали, теперь немного отдохнем. Делимся на три группы: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

Учитель тихо говорит каждой команде, какое животное они должны изобразить. Первый ряд изображает  слона, второй -  змею, третий – корову. Дети должны угадать изображенное животное.

Коммуникативная: создание хорошего настроения, комфортных условий

Коммуникативная: формирование способов взаимодействия с окружающими.

Помогает снять напряжение,  усталость и ещё раз закрепить знания о животных Индии

Рефлексия

Получение эмоциональной оценки процесса и результатов обучения

5 мин

«Лето – осень»

Заимствованный

Необходимые материалы: лист ватмана с нарисованным деревом, самоклеющиеся листы зеленого и желтого цветов

Предварительная подготовка: на доске лист с нарисованным деревом, раздать детям самоклеющиеся листы

Технология проведения: на листе ватмана дерево, в листки которого в начале урока дети вписали свои ожидания и опасения. В конце занятий учащиеся заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками:

- сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения  - зелеными

- несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.

Оценка результата:

Зеленое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Желтое дерево – выросло не то, что ожидали.

 Ребята, оценим результаты своей работы. Зелёными листочками заклейте свои сбывшиеся  ожидания и несбывшиеся опасения, а желтыми – несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся  опасения.

Домашнее задание: параграф 20, индивидуальные задания: стр 100 «Подготовьте сообщения»

Ребята, спасибо за урок! До свидания!

Регулятивная: формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться

Социальная: навыки самооценки, ответственности за свою деятельность.

Метод помогает формированию благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся; помогает учащимся проанализировать свою деятельность на уроке.

Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

А) Используемые методы активного обучения   позволяет эффективно управлять классом в процессе урока, максимально вовлечь всех учеников в процесс обучения, повысить познавательную активность обучающихся и эффективно достигать  целей урока. Работа в малых группах развивает коммуникативную и социальную компетенции, умения слушать,  способствует сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Усвоению материала способствует игровой и творческий характер деятельности.

Б) Технология АМО полностью соответствует основному принципу ФГОС – деятельному подходу в обучении. Активные методы обучения  позволят учащимся научиться целеполаганию, планированию, рефлексии своей деятельности в интересной,  увлекательной  форме.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

В процессе урока  учащиеся учатся  осознавать себя частью коллектива, придут к пониманию того, что от участия каждого зависит общий результат работы.

На этапе погружения в тему учащиеся,  обобщая информацию, формулируют урока, ставят  цели своей деятельности,

На этапе получения знаний учащиеся  внимательно слушают, устанавливают причинно-следственные связи, рассуждают, отрабатывая   навыки устной речи, работы с картой.

На этапе проработки содержания темы дети отрабатывают навыки составления вопросов,  предварительно проработав теоретический материал текста учебника.

На этапе рефлексии оценивают свою деятельность. У учащихся появиться мотивация к  получению дополнительной информации об Индии

 

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В процессе занятия реализованы принципы современного образования:

- принцип духовно-нравственного развития реализован на примере  внимательного и уважительного отношения индийцев к природе, обожествления её; примере трудолюбия,   жителей Индии.

- принцип  компетентности  осуществлялся в формировании   умений работы с текстом, составлении вопросов, умения выражать свои мысли.

- используя деятельностный подход, я, как педагог, создала условия для самостоятельной деятельности учащихся.

- принцип здоровьесбережения реализован: смена видов деятельности в течение всего урока, разминка, обеспечившая двигательную активность детей.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Так как в данной работе я использовала заимствованные методы, то в дальнейшем планирую разрабатывать собственные. Использование активных методов обучения эффективно.  Буду использовать технологию АМО при проведении внеклассных мероприятий, классных часов, заседаний методических объединений. Технология уместна, когда в класс приходит новый ученик и необходимо интегрировать его в классного сообщество.

Методическая ценность  урока/занятия

Занятие интересно, эффективно, дает положительные результаты, легко и доступно в проведении. Когда детям интересно, учителю не приходится тратить время на поддержание дисциплины.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Листья белого, зеленого и желтого цветов;

Лист ватмана с нарисованным деревом,

Фигурки или иллюстрации Маугли, шахмат, слона, пакет чая.

Презентация в Microsoft PowerPoint

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Т.В Лазарев  «Образовательные технологии новых стандартов»

А. А. Вигасин, Г. И. Годер,  И. С. Свенцицкая «История Древнего мира»

http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1673-zagadki-pro-zhivotnykh-indii.html - загадки

http://igraslov-otveti.ru/blog/zagadki_prikljuchenie_v_dzhungljakh_otvety_s_1_po_50_uroven/2014-05-03-487 - загадки

Примечания автора/ов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....

Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"

Разработка  урока  по истории " Природа и люди Древней Индии"  может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся  о природе, о...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....