Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии, занятиями её жителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnyaya_indiya.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект АМО-урока
Организационная информация | |
Автор урока | Рокина Л. В. |
Предмет | История |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 5 |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут |
Методическая информация | |
Тема урока /занятия/мероприятия | Природа и люди Древней Индии |
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется) | Вигасин А. А. «История Древнего мира» |
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок в разделе «Индия и Китай в древности» из 4 уроков, запланированных на изучение данной темы, базовая модель обучения, 68 ч в год, 2 ч в неделю). |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы | В классе 13 учащихся:10 мальчиков и 3 девочки. Правополушарные дети – 1; левополушарные – 12. Общие способности в соответствии с возрастом развиты у всех ребят, кроме одного ученика. Уровень подготовки класса выше среднего. Высокий уровень интеллекта характерен для группы учащихся из 5 человек, имеющих хорошую мотивацию к познавательной деятельности. На оптимальном уровне выполняют учебные тесты на метапредметном уровне. Большинство учащихся умеют поставить цели урока и предложить пути их решения; пересказать материал; делать выводы; составлять простой план; классифицировать; сравнивать. В межличностных отношениях преобладает доброжелательный настрой, но некоторые ученики на ошибки одноклассников на уроке реагируют недоброжелательно: смеются, обзываются. Преобладание мальчиков сказывается на дисциплине на уроке: класс очень активный, «непоседы». Желание ответить первым приводит к шумной обстановке. |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Дидактические: Способствовать формированию у учащихся представление о географическом положении Индии, природе, занятиях и верованиях индийцев. Развивающие: Отработать навыки составления вопросов по теме. Воспитательные: 1. Мотивировать к изучению культурных ценностей разных народов 2. Отработать коммуникативные навыки |
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Задачи урока/ занятия/ мероприятия: 1.1. Создать обучающимся условия, необходимые для усвоения представлений о Древней Индии 2.1. Создать условия для формирования навыков работы с текстом учебника, с картой. 3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу. 3.2. Организовать работу в группах. 3.3.Мотивировать к самостоятельному усвоению дополнительного материала об Индии. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия: Актуализируют - знания об особенностях различных территорий. Закрепят - навыки составления вопросов. Научатся - называть и показывать на карте основные географические объекты Индии; рассказывать о природе, занятиях и религиозных верованиях индийцев. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии. Сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие | Создание положительного настроя на работу | 2 мин | «Поздороваемся глазами» | Заимствованный | Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу Задачи: создать учащимся благоприятные, комфортные условия для обучения Необходимые материалы: не требуются Предварительная подготовка: не требуется Технология проведения: учитель предлагает учащимся поздороваться друг с другом, учителем глазами и показать своё настроение | Учитель входит в класс. - Ребята, давайте поздороваемся глазами друг с другом. Передайте глазами своё настроение. Давайте посмотрим, готовы ли мы сегодня трудиться. Всё ли у нас для этого в наличие. Т – тетрадь Р – ручка У – учебник Д – дневник. Итак, у вас на столах есть все принадлежности, и я приглашаю вас в увлекательное путешествие. | Личностные: осознание учащимися себя частью класса | Коммуникативная: непринужденная творческая атмосфера, способствует формирование команды | Дети настраиваются на позитивное отношение друг к другу, учителю. |
Погружение в тему | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения | 5 мин | «Пазл» | Заимствованный | Цель: определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления пазла из разрозненных предметов Задачи: Создать условия для самостоятельного выделения учащимися темы и целей урока. Необходимые материалы: предметы или иллюстрации (шахматы, фигурка слона, чай, фигурка Маугли). Предварительная подготовка: Разложить предметы или подготовить интерактивную доску Технология проведения: На общем столе в произвольном порядке расположены предметы (или показаны иллюстрации на интерактивной доске): пакет чая, фигурка слона и Маугли, шахматы. Педагог озвучивает предметы, и предлагает учащимся связать эти предметы со страной, с которой они познакомятся сегодня. Выслушивает предположения детей, комментирует, помогает подойти к правильному ответу. Получив ответ, учитель предлагает ученикам ответить, что бы они хотели узнать об Индии? При необходимости дополняет ответы, ещё раз формулирует цели и переходит к следующему этапу. | Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну, которая славится своими сказочными богатствами. В 19 веке её называли «жемчужиной в короне Британской империи». Что же это за страна? Посмотрите на предметы. Они связаны с этой страной. Дополните список предметов об Индии своими примерами. Чтобы бы вы хотели узнать об этой стране? Запишем тему урока «Природа и люди Древней Индии» | Познавательные: расширение кругозора учащихся Регулятивные: умение формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: умение слушать другого, высказывать своё мнение | Учебно-познавательная: умение на основе обобщения приходить к решению задачи; в процессе диалога происходит обмен информацией | Решение познавательной задачи начинает урок увлекательно, вызывает интерес. | |
Определение ожиданий и опасений | Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки | 5 минут | «Лето-осень» | Заимствованный | Цель: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения. Задачи: выяснить ожидания и опасения обучающихся. Необходимые материалы: Лист ватмана с изображением дерева, самоклеющиеся листы белого цвета. Предварительная подготовка: подготовить лист ватмана с нарисованным деревом на доску Технология проведения: На белых самоклеющихся листочках ученики пишут, что они ждут от урока, чего опасаются; озвучивают и прикрепляют к дереву. | Учитель предлагает ученикам на белых листочках написать свои ожидания и опасения, и прикрепить их на лист ватмана с деревом. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и между результатом учения | Коммуникативная: способность личности к речевому общению и умение слушать | Выяснение ожиданий и опасений даёт учителю представление о психологическом настрое ребёнка, его проблемах, которые не позволяют ему эффективно усваивать материал. | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Инпут | Сообщение нового материала | 15 мин | «Золотой ключик» | Заимствованный | Цель: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности обучающихся, структурирование материала, включение ассоциативного внимания учащихся. Задачи: обеспечить усвоение учащимися основного материала темы Необходимые материалы: листы ватмана, интерактивная доска, цветные маркеры. Предварительная подготовка: подготовить листы ватмана, маркеры. Включить интерактивную доску. Технология проведения: учитель говорит ребятам, что информация, о которой сегодня пойдёт речь на уроке очень ценная.. Правильный ответ записывается на доске. После этого учитель спрашивает ребят, с чем ассоциируется у них загадка. Выслушиваются ответы учащихся. Поскольку ключик найден, можно открыть дверцу к информации. Учитель раскрывает тему и на доске записывает наиболее существенные моменты первого раздела, подчеркивая совпадения с ассоциациями, названными учащимися. По завершению первого раздела, требуется найти ключик к следующему комнате с ценной информацией, поэтому учитель даёт вторую загадку, записывает ответ, выясняет ассоциации, | Ребята, информация о которой пойдёт сегодня речь очень ценная. Пока она скрывается за дверцей и, чтобы получить к ней доступ, ребятам надо найти к ней ключик. Таким ключиком станет ответ на загадку. Прослушайте первую загадку. Я ходил по разным странам, Учащиеся высказывают свои предположения. Ответ: карта. С чем у вас ассоциируется карта? Что по карте мы можем узнать об Индии? (географическое положение страны). Используя карту на стр. 96 опишите географическое положение Индии. Учащиеся описывают положение, учитель записывает опорные слова: Южная Азия, Индийский океан, Гималаи, Инд, Ганг. Какую роль для индийцев играли реки Инд и Ганг? Мы открыли первую дверь. Перед нами вторая дверь и нам необходимо найти второй ключик. Деревья разной высоты на каждом миллиметре. Заблудишься, застрянешь ты в зелёных этих дебрях! Обсуждение. Ответ: джунгли. Какие ассоциации у вас возникают с джунглями?
| Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей Коммуникативные: умение слушать учителя, участвовать в обсуждении вопросов Знаково-символические: опора на визуальное мышление существенно повышает эффективность предъявления, восприятия понимания и усвоения информации | Учебно-познавательные: осознанное восприятие информации о природе и людях Индии. Коммуникативные: желание вступать в контакт с окружающими ; умение организовать общение, слушать собеседника | Необычная форма представления нового материала привлекает внимание ребят. Необходимость найти ответ на загадку активизирует мыслительную деятельность учащихся. Правильный ответ на загадку открывает новый раздел презентации. Это интригует, привлекает внимание и повышает мотивации к узнаванию нового. За счёт включения ассоциативного мышления разделы нового материала более прочно закрепляются в памяти. Этому же способствует визуализация ключевых положений каждого раздела. Отчётливое разделение, структурирование общего потока информации обеспечивает лучшее восприятие, запоминание и последующее использование нового материала |
раскрывает тему второго раздела, записывая ключевые моменты | Джунгли – густые, труднопроходимые леса (учитель фиксирует на доске, учащиеся в тетради). Учащиеся слушают рассказ учителя о джунглях на фоне звуков природы. Вот и вторая дверь распахнулась перед нами. Найдем третий ключик? Где есть гуси в речке? Где есть дед на печке? Где есть лес с грибами? Догадайтесь сами. Обсуждение. Ответ: деревня. Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Предположите, чем занимались индийцы, зная особенности природы Индии? Учащиеся высказывают предположения (земледелие, скотоводство, охота). Учитель рассказывает о занятиях индийцев, сопровождая презентацией и фиксируя основные моменты на доске. Перед нами четвёртая дверь. Слушаем загадки. Обладая длинным носом и умея им трубить. Он бы мог быть пылесосом, И цветы вокруг полить. ( слон) В нём и гордая осанка, И ужасный рык, и гнев. Кто - в кусты, кто - на лианку, Если ищет ужин ...(лев). Поясок – живучий, | |||||||||
О чём мы будем говорить? Дети: о животных Индии. Учитель: не просто о животных, а именно о тех, кому поклонялись индийцы. Рассказ учителя о животных-богах и вере в переселении душ с представлением презентации. Почему индийцы поклонялись именно этим животным? | ||||||||||
Проработка содержания темы | Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК | 5 мин | «Верю- не верю» | Заимствованный | Необходимые материалы: листы, ручки Предварительная подготовка: разделить класс на группы в зависимости от разделов изученного материала Технология проведения: класс делится на группы в зависимости от разделов изученного материала. Каждая группа составляет по 3 вопроса типа «Верите ли вы…». Потом группы задают вопросы одноклассникам. | Ребята, вы молодцы. Благодаря вам мы открыли все дверцы, и многое узнали об удивительной стране Индии. Сейчас вы разделитесь на 4 группы по 3 человека. Вам необходимо по тексту учебника составить по 2 вопроса по типу «Верите ли вы…» и задать их одноклассникам. | Регулятивные: формирование умения составлять вопросы Коммуникативные: умение работать в группе, принимать мнение одноклассников Личностные: обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения Познавательные: анализ информации для получения необходимого результата для создания нового продукта | Учебно-познавательные: анализируя текст учебника, учатся составлять вопросы Коммуникативные: формируются компетенции группового взаимодействия | Используемый метод позволяет ещё раз переработать информацию и способствует первичному закреплению знаний | |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка (разминка) | Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии | 3 мин | «Пантомима» | Заимствованный | Необходимые материалы: не требуются Предварительная подготовка: разделить класс на три группы Технология проведения: класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить животное, обитавшее в Индии. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями. | Мы хорошо с вами поработали, теперь немного отдохнем. Делимся на три группы: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Учитель тихо говорит каждой команде, какое животное они должны изобразить. Первый ряд изображает слона, второй - змею, третий – корову. Дети должны угадать изображенное животное. | Коммуникативная: создание хорошего настроения, комфортных условий | Коммуникативная: формирование способов взаимодействия с окружающими. | Помогает снять напряжение, усталость и ещё раз закрепить знания о животных Индии |
Рефлексия | Получение эмоциональной оценки процесса и результатов обучения | 5 мин | «Лето – осень» | Заимствованный | Необходимые материалы: лист ватмана с нарисованным деревом, самоклеющиеся листы зеленого и желтого цветов Предварительная подготовка: на доске лист с нарисованным деревом, раздать детям самоклеющиеся листы Технология проведения: на листе ватмана дерево, в листки которого в начале урока дети вписали свои ожидания и опасения. В конце занятий учащиеся заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками: - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения - зелеными - несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми. Оценка результата: Зеленое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Желтое дерево – выросло не то, что ожидали. | Ребята, оценим результаты своей работы. Зелёными листочками заклейте свои сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения, а желтыми – несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения. Домашнее задание: параграф 20, индивидуальные задания: стр 100 «Подготовьте сообщения» Ребята, спасибо за урок! До свидания! | Регулятивная: формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться | Социальная: навыки самооценки, ответственности за свою деятельность. | Метод помогает формированию благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся; помогает учащимся проанализировать свою деятельность на уроке. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| А) Используемые методы активного обучения позволяет эффективно управлять классом в процессе урока, максимально вовлечь всех учеников в процесс обучения, повысить познавательную активность обучающихся и эффективно достигать целей урока. Работа в малых группах развивает коммуникативную и социальную компетенции, умения слушать, способствует сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Усвоению материала способствует игровой и творческий характер деятельности. Б) Технология АМО полностью соответствует основному принципу ФГОС – деятельному подходу в обучении. Активные методы обучения позволят учащимся научиться целеполаганию, планированию, рефлексии своей деятельности в интересной, увлекательной форме. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | В процессе урока учащиеся учатся осознавать себя частью коллектива, придут к пониманию того, что от участия каждого зависит общий результат работы. На этапе погружения в тему учащиеся, обобщая информацию, формулируют урока, ставят цели своей деятельности, На этапе получения знаний учащиеся внимательно слушают, устанавливают причинно-следственные связи, рассуждают, отрабатывая навыки устной речи, работы с картой. На этапе проработки содержания темы дети отрабатывают навыки составления вопросов, предварительно проработав теоретический материал текста учебника. На этапе рефлексии оценивают свою деятельность. У учащихся появиться мотивация к получению дополнительной информации об Индии
|
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В процессе занятия реализованы принципы современного образования: - принцип духовно-нравственного развития реализован на примере внимательного и уважительного отношения индийцев к природе, обожествления её; примере трудолюбия, жителей Индии. - принцип компетентности осуществлялся в формировании умений работы с текстом, составлении вопросов, умения выражать свои мысли. - используя деятельностный подход, я, как педагог, создала условия для самостоятельной деятельности учащихся. - принцип здоровьесбережения реализован: смена видов деятельности в течение всего урока, разминка, обеспечившая двигательную активность детей. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Так как в данной работе я использовала заимствованные методы, то в дальнейшем планирую разрабатывать собственные. Использование активных методов обучения эффективно. Буду использовать технологию АМО при проведении внеклассных мероприятий, классных часов, заседаний методических объединений. Технология уместна, когда в класс приходит новый ученик и необходимо интегрировать его в классного сообщество. |
Методическая ценность урока/занятия | Занятие интересно, эффективно, дает положительные результаты, легко и доступно в проведении. Когда детям интересно, учителю не приходится тратить время на поддержание дисциплины. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Листья белого, зеленого и желтого цветов; Лист ватмана с нарисованным деревом, Фигурки или иллюстрации Маугли, шахмат, слона, пакет чая. Презентация в Microsoft PowerPoint |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Т.В Лазарев «Образовательные технологии новых стандартов» А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1673-zagadki-pro-zhivotnykh-indii.html - загадки |
Примечания автора/ов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории "Природа и люди Древней Индии"
Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс
Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....
Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии
Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....
Природа и люди Древней Индии (конспект - урока)
Конспект урока....
Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО
План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"
Разработка урока по истории " Природа и люди Древней Индии" может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся о природе, о...
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....