Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-го класса на тему "Музицирование"
методическая разработка по теме
Я предлагаю сделать работу по усвоению навыков музицирования регулярной и более значимой для детей и педагога. А значит – более интересной. Это мероприятие - «внеклассный урок» или факультатив, который сочетает в себе урок и внеклассную работу. Цель и задачи: показать детям и их родителям разные формы музицирования. Объяснить что такое музицирование, его разные виды, особенности и значение. Показать простейшие приемы самостоятельного музицирования. Воспитывать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, любовь к музыке и интерес к предмету «сольфеджио». Формировать у детей культурные взгляды и нравственные установки, развивающие эстетический вкус и творческое мышление. Помочь детям освободиться от внутренней напряженности, стеснения, приобрести веру в себя и умение смело выражать свои чувства в музыкальных импровизациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodisheskaja_razrabotka.doc | 887.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Табунского района
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
для учащихся 1- го класса на тему
«Музицирование»
С. Табуны 2017 г.
Содержание:
1 .аннотация
2. цели и задачи
3. ход внеклассного урока:
-вступительное слово
-пение песни «Тень-тень» а) группой с аккомпанементом педагога
б) пение с исполнением мелодии на инструменте
в) пение с аккомпанементом
-импровизация и сочинение, игра «Музыкальные загадки».
-пение под фонограмму. Песенка из мультфильма «Фиксики»
-подбор мелодий на инструменте.
-заключение
4 . итог внеклассного урока
5. литература
6. приложение:
а) анкета
б) тетрадь для музицирования
1.Аннототация:
Музицирование – это одна из важнейших форм культурно- эстетического развития. В отличие от концертной деятельности музицирование - это исполнение музыки для себя, а не для слушателей. В курсе «сольфеджио» музицирование занимает немаловажную роль. Это самостоятельное разучивание мелодий, подбор мелодий, подбор аккомпанемента, до сочинение и сочинение мелодий, пение с собственным аккомпанементом и.т.д. Но все эти задания воспринимаются учениками как дополнительные, многие дети с ними не справляются.
Я предлагаю сделать работу по усвоению навыков музицирования регулярной и более значимой для детей и педагога. А значит – более интересной.
Это мероприятие - «внеклассный урок» или факультатив, который сочетает в себе урок и внеклассную работу. В ходе подготовки к уроку было проведено анкетирование среди родителей учащихся 1-го класса. Оно показало, что родители поощряют занятия детей домашним музицированием, но всегда проявляют интерес к развитию их творческих способностей.
2. Цель и задачи: показать детям и их родителям разные формы музицирования. Объяснить что такое музицирование, его разные виды, особенности и значение. Показать простейшие приемы самостоятельного музицирования. Воспитывать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, любовь к музыке и интерес к предмету «сольфеджио». Формировать у детей культурные взгляды и нравственные установки, развивающие эстетический вкус и творческое мышление. Помочь детям освободиться от внутренней напряженности, стеснения, приобрести веру в себя и умение смело выражать свои чувства в музыкальных импровизациях.
3. Ход мероприятия
Перед занятием необходимо создать в классе «домашнюю обстановку»-сдвинуть стулья ближе к инструменту, разместить аксессуары, указывающие на то, что это не учебный класс, а жилая комната и.т.п.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Наш урок будет проходить не в кабинете сольфеджио, а в специальной музыкальной комнате. Музыкальная комната- это такая комната, где занимаются музыкой. Но находится она не в музыкальной школе, а в любой квартире, где живут музыканты. Сегодня эта комната находится у нас в классе. Посмотрите вокруг и представьте что мы не на уроке, а в обыкновенной квартире, просто вы все пришли ко мне в гости. Рассаживайтесь поудобнее, а я подумаю, чем бы мне занять дорогих гостей.
Давайте посмотрим на эти картинки. На них изображаются дети, которые поют. Но поют они по- разному. Мальчик поет дома в наушниках, а девочка на сцене с микрофоном.
Подумайте, чем отличается их пение? (дети отвечают). Мальчик поет для себя, для собственного удовольствия. А девочка выступает на концерте и поет для других http://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%20%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&img_url=http%3A%2F%2Fecedemirci.com%2Fimages%2Fanhtr.png&pos=5&rpt=simage&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1050-wh-364-pd-1.25-wp-16x9_1680x945-lt-3027людей, для слушателей. Вот еще картинки. На них девочки играют на скрипке.
На первой картинке девочка играет одна, в своей комнате, сама для себя. А на второй картинке девочка играет для других - она выступает в музыкальной школе.
Значит, исполнять музыку можно по-разному. Можно петь и играть для себя, так что бы это нравилось нам самим, а можно для других людей, т. е исполнять музыку для слушателей. Сегодня мы будем петь и играть так, что бы это понравилось только нам самим. Давайте представим, что нас никто посторонний не слушает, мы совсем одни и будем исполнять музыку для себя, для собственного удовольствия.
Сначала я предлагаю спеть знакомую песню. Мы уже выучили много разных песен на сольфеджио. Давайте споем песню «Тень-тень». Сядьте поудобнее, мы не на уроке, но мы уже профессиональные музыканты, поэтому при пении будем тихонечко отмечать каждую долю «по коленочке».
Исполнение песни «Тень-тень» с аккомпанементом педагога.
Педагог: а кто сам хочет попробовать спеть эту замечательную песенку и подыграть мелодию на пианино?
Дети – выходят и поют по очереди песню (по 8 тактов) играя мелодию на инструменте.
Педагог: молодцы! А теперь попробуем так: один из вас будет играть мелодию, а другой - петь. Только играть надо по тише а петь погромче.
Дети – один ученик играет, другой поет.
Педагог: теперь попробуем исполнить эту песню с аккомпанементом, который вы будете сами играть на пианино.
Педагог собирает детей у инструмента и показывает тоническую и доминантовую квинту. Назначаются ученики, которые по команде педагога играют эти квинты, аккомпанируя пению остальных детей. Теперь педагог просит играть квинты одного ученика. Дети пробуют сами петь мелодию и играть квинты.
Педагог: как интересно у нас получилось! Дома обязательно попробуйте петь и играть эту песенку с аккомпанементом.
А сейчас, ребята, давайте сами придумаем музыку! Что бы придумать музыку сначала надо подумать, про что будет эта музыка. Очень интересно придумывать музыку про зверей. Например, про медведя. Скажите - как выглядит медведь? как он ходит? покажите его движения? В каком регистре должна быть эта музыка? (дети отвечают). Теперь попробуйте сыграть музыку про медведя.
Дети - играют импровизацию «Медведь».
Педагог: Попробуйте сыграть про других зверей. Кто про кого хочет, тот про того играет. Можно изобразить в музыке, как звери разговаривают. Например, медведь разговаривает с зайчиком.
Дети - играют свои импровизации.
Педагог: сейчас пусть кто-то сыграет, а мы отгадаем, кто это был. (Игра « Музыкальные загадки»). Один ученик придумывает музыку, а другие отгадывают про кого она.
Дети - играют свои импровизации, отгадывают загадки.
Педагог: задание, которое мы сейчас делали, называется импровизация, (повторить хором слово «импровизация»). Это сочинение и исполнение музыки сразу, «с ходу». Но можно придумать музыку заранее, повторить ее несколько раз, что- то изменить. Такая работа называется сочинение. Сочинять музыку могут не только композиторы, но и простые музыканты. Сознайтесь, кто дома пробовал сочинять музыку? Может, кто - то сочинял маленькие песенки? Попробуйте вспомнить и сыграть свое сочинение.
Дети - играют свои сочинения.
Педагог: сочинение музыки и импровизация очень полезны для развития музыкального слуха. Дома чаще старайтесь сочинять разную музыку,а ваши родители пусть отгадывают, про что вы сочинили.
Педагог: А сейчас я расскажу вам один интересный случай. Мой внук Кирилл смотрел мультики про Фиксиков. Знаете такие мультики? (дети отвечают). И после каждой серии там звучала песенка: «А кто такие Фиксики большой- большой секрет». Как только начиналась песенка, Кирилл начинал прыгать по дивану и петь вместе с этой музыкой. Я сначала ругала его за то, что он прыгает, но потом как то само собой получилось, что я тоже стала петь. И каждый раз, когда кончалась серия и начиналась песенка, я бросала все свои дела и шла петь вместе с внуком. Мы пели вместе, и нам было очень весело! Обратите внимание, что мы пели просто так для собственного удовольствия. Давайте и мы попробуем спеть про Фиксиков. Сейчас я включу эту песенку, а вы будете петь или просто показывать разные движения.
Звучит фрагмент мелодии из мультфильма « А кто такие фиксики –большой –большой секрет»
Дети и Педагог– исполняют песню вместе с фонограммой. Во время пения куплета дети импровизируют разные движения: хлопки, дирижирование, покачивание в такт музыки и. т. п. Можно петь на слог «ля». Припев все поют со словами, прикладывая палец к губам на слово «секрет».
Педагог: а теперь попробуем спеть про секрет сами,без музыкального сопровождения. (Дети поют)
А теперь подумайте - а что еще вам хочется сделать с этой песенкой?(дети отвечают)Я честно вам сознаюсь, что как только я услышала эту песенку, то подошла к инструменту и попробовала ее сыграть. Получилось примерно так:
Педагог: исполняет мелодию на фортепиано.
Педагог: вы видели, что я умею подбирать музыку. А кто из вас пробовал подбирать?
Дети – подходят к инструменту и играют песенки, которые подобрали сами.
Остальные отгадывают название.
Педагог: Ребята! Вам понравилось петь всем вместе просто так? (дети отвечают). Обратите внимание, что люди очень часто поют для собственного удовольствия или «для души».Можно петь с пианино, можно петь вместе с телевизором, с плейером, а можно петь просто так без сопровождения, можно петь и танцевать. Кругом так много замечательной музыки. Не стесняйтесь ее петь! Танцуйте и пойте когда смотрите мультфильмы или просто слушаете песенки. Изображайте движениями то, о чем поете. Постарайтесь запомнить слова и мелодию и петь самостоятельно. Можно завести специальную тетрадь и записывать в нее музыку, которую вы слушали или пели. Посмотрите на мою тетрадь. Это моя тетрадь по-домашнему музицированию. Эта тетрадь похожа на музыкальный дневник. Сначала я пишу число – потом записываю то что музицировала, то есть пишу про ту музыку, которую пела или играла просто так для себя.
Педагог: показывает тетрадь. Я хочу, что бы и вы завели такую же тетрадь. Совсем не обязательно писать в ней каждый день. Положите ее на пианино, что бы она была на виду. Можно сделать яркую обложку. А потом мы устроим конкурс на лучшую тетрадь, а победитель получит интересный приз.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами занимались исполнением музыки для себя, для собственного удовольствия. Исполнение музыки для себя называется музицирование. (повторяем хором). Музицировать очень интересно. Давайте вспомним, что мы делали: пели и играли мелодию на инструменте, пели с аккомпанементом, пели под фонограмму, пели просто так, подбирали, сочиняли, импровизивовали.
Музицирование появилось давно.
Посмотрите на картинку. На ней изображается старинная европейская семья, которая музицирует вечером в гостиной. Люди исполняют музыку для себя, в кругу своей семьи. |
У нас в стране тоже все очень любят музицировать. В старину в деревнях крестьяне часто собирались вместе и пели народные песни. На следующих картинках мы видим, как поют крестьяне. Музицировать можно в одиночестве
А можно в компании с друзьями:
|
Мальчик и девочка пели песни вместе с патефоном (показать его) и очень устали, а Крокодил Гена и Чебурашка музицировали дома у Гены. Какую песенку они пели? (дети отвечают). Только мы сегодня уже устали и больше ничего петь не будем. И споем эту песню в следующий раз, когда встретимся в нашей замечательной музыкальной комнате.
Итог мероприятия:
В ходе мероприятия дети узнали, что такое музицирование, чем оно отличается от концертных выступлений. Познакомились с понятием «импровизация», учились импровизировать на фортепиано. Так же осваивали другие простейшие приемы музицирования: подбор мелодий, пение с собственным аккомпанементом, сочинение, пение под фонограмму. Совершенствовали навыки самостоятельного занятия музыкой и творческого подхода к созданию музыкальных образов.
4.Литература:
1.Шеломов Б. «Импровизация на уроках сольфеджио: методическое пособие» Л. Музыка 1977г.
2. «Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио» Выпуск 1. «Композитор» 1998г.
3.Мазалова Н.Г. «Различные виды музицирования в младших и средних классах ДШИ»(Фестиваль педагогических идей)
4.Луценко Н.Н. «Чтение с листа – первый шаг на пути к ансамблевому музицированию»
5.Андреева М. От примы до октавы: учебное пособие. М.: Советский композитор,1972г.
6.Калугина М. « Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» методическое пособие для ДМШ. М.: Советский композитор,1987.
7. ВейсП. Ступеньки в музыку: пособие по сольфеджио для подготовительного и 1 классов ДМШ. М.: Советский композитор, 1987.
8.Каюмова А.А. «Основы импровизации» образовательная программа для ДШИ и ДМШ Москва 2012г.
9.Давыдова Е. Музыкальная грамота: учебное пособие. М.: Москва, 1971.
10. Калугина М. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио методическое пособие для ДМШ. М.: Советскийкомпозитор,1987
11. Козырев Ю. Серапионянез Н. «Сборник упражнений по сольфеджио для обучения импровизации»МЦЫМК 1988г
12.Чугунов Ю.Н.профессор РАМ им. Гнесиных. Программа «Учебный предмет «Сольфеджио»\ импровизация» М.2003г.
Приложение:
1.Анкета для родителей
№ | Вопросы | да | нет |
1 | Подбирает ли Ваш ребенок дома на инструменте знакомые мелодии | ||
2 | Вы проявляете интерес, когда ребенок подбирает мелодию | ||
3 | Просили ли Вы подобрать что-то конкретное | ||
4 | Поет ли Ваш ребенок дома вслух песни | ||
5 | Вы пели вместе | ||
6 | Ваш ребенок сочинял стихи | ||
7 | Вы записали эти стихи | ||
8 | Ваш ребенок пытался сочинять музыку | ||
9 | В Вашем доме есть музыкальные игры | ||
10 | Вы знаете, что в интернете есть много интересных музыкальных игр | ||
11 | Вы хотели бы, что бы Ваш ребенок научился подбирать аккомпанемент к любой песне | ||
12 | Ваш ребенок охотно посещает урок «сольфеджио» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов: интеллектуальная игра "БРИЗ"
Методическая разработка интеллектуальной игры для подростков. Её цели: учить детей организовывать свой досуг, учить работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, способствоват...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов «ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»
Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем ген...
"The Funny Zoo" ( методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-х классов)
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 4 классов будет способствовать расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию коммуникативных навыков учащихся; развит...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 - 9 классов « Праздник со слезами на глазах…»
Сценарий мероприятия для учащихся 5-9 классов патриотической направленности, посвященное празднованию Дня Победы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов "Птичьи разговоры"
Методическая разработка содержит конспект мероприятия для учащихся 5-7 класс сразнообразными интересными заданиями и красочную презентацию...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8-9 классов «Christmas Jeopardy»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку в форме игровой викторины по культуре, традициям англоговорящих стран ставит своей целью показать роль изучения английского...
- Мне нравится (2)