Организация работы с исторической картой с целью углубления знаний обучающихся об историко-географическом пространстве и в рамках подготовки к ВПР и ГИА
статья по истории
Выступление для регионального заседания методического объединения историков ММО на тему "Организация работы с исторической картой с целью углубления знаний обучающихся об историко-географическом пространстве и в рамках подготовки к ВПР и ГИА"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема заседания РМО: «Районное методическое объединение учителей истории и обществознания»
Дата проведения:
Место проведения:
Выступил: Г. Н. Гачин, учитель истории МБОУ СОШ № 20 г. Минеральные Воды.
Тема выступления/доклада: «Организация работы с исторической картой с целью углубления знаний обучающихся об историко-географическом пространстве и в рамках подготовки к ВПР и ГИА».
Современное информационное общество нуждается в образованной личности, умеющей ориентироваться в многогранном современном мире. Знание истории предполагает не только оперирование различными историческими фактами, но и владение исторической картой. В последнее время учителя сталкиваются с проблемой низких результатов ВПР, ОГЭ или ЕГЭ, что связывают с неумением большинства работать с картой. Учащимся необходимо владеть разными навыками и умениями, а работа с исторической картой дает возможность понимать, добывать и интерпретировать информацию. Однако, чтобы правильно организовать работу по ознакомлению и постепенному постижению исторической карты, преподаватель должен исходить из того факта, что карта является необходимым средством наглядного раскрытия связей исторического процесса. Знать карту – это не только знать ее символику, города, границы, реки, но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» является важной задачей, не только для учителя, но и для самих учащихся. Исторические карты в процессе обучения истории обеспечивают реализацию нескольких функций: информационную, обучающую, развивающую, контрольную.
При работе с исторической картой необходимо понимать, что существует множество приемов при работе с ней. Однако следует учитывать, что при работе с картой необходимо соблюдать поэтапное обучение. Сначала учащиеся заполняют контурные карты при помощи настольных карт или учебника на уроке, затем – настенной карты или изображений на слайдах, а затем по памяти. При этом следует помнить о необходимости большой подготовки умения наносить обозначения в ходе изложения материала учителем. Не лишним будет создавать памятки для работы с картой или Глоссарии с обозначениями карт. Учащимся необходимо владеть информацией о географическом положении, природных условиях и их влиянии на жизнь людей. Без всех этих комплексных знаний работа с картой сводится к простому «копированию» учащимися увиденного, но не осмыслению. Историческая карта позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в условиях географически определенного места, устанавливать влияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития. Организация работы с исторической картой способствует развитиюю самостоятельного добывания информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза. В итоге обучающиеся должны знать карту, уметь ее читать и понимать разницу между этими умениями.
Примером при организации работы с исторической картой может стать историческое сочинение. При изучении войн, социально-экономического развития учащимся предлагается оказаться в роли исследователей и составить картину событий. Исследователь (учащийся) имеет при себе только историческую карту, при помощи которой он составляет описание события, войны, экономического развития. Составляя таким образом исторический рассказ развиваются умения систематизировать, сравнивать, анализировать и наконец, делать выводы. Посредством таких заданий с картой учащийся может условно обозначить предполагаемые ошибки и затем с помощью исторических фактов из учебника проверить указанные ошибки, вся ли информация была учтена.
Также в качестве примера можно привести интерактивные карты. Такие карты позволяют с новой стороны применять традиционные методы обучения, дают возможность при подготовке к экзаменам сохранить интерес к предмету, создают творческую атмосферу в классе и позволяют сменить виды деятельности на уроке. В качестве площадки для создания таких карт можно воспользоваться ресурсом На данном ресурсе можно создавать задания не только для интерактивной карты, но и викторины, кроссворды, хронологические линейки, классификации и многое другое. Учащийся при помощи телефона, или проекторной доски учителя, будет получать вопросы о расположении того или иного объекта на карте. Далее ему необходимо правильно выбрать расположение. За каждый правильный ответ он зарабатывает балл, которые можно будет потом увидеть в итоговой статистике. Важно отметить, что в таких заданиях можно работать с одной картой сразу же нескольким учащимся.
Учитывая вышесказанное, система работы с исторической картой способствует развитию у учащихся таких умений, как читать историческую карту, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием. Такие умения проявляются при осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселении и передвижении народов, образовании государств и расширении их границ, торговых связей, военных походов. Карта дает пространственное размещение исторических событий, представление о месте, где произошло данное историческое событие, в определенной мере наглядно отражает географическую среду и историческую обстановку, в которой совершались события. Важными особенностями исторической карты являются изображение событий в динамике, у исторической карты есть свои обозначения, символы, которые необходимо понимать; историческая карта отражает совокупность географической среды и исторической обстановки; историческую карту необходимо понимать, то есть верно расшифровывать все символы, обозначения. Наконец, кроме объекта познания, историческая карта служит средством развития мыслительных способностей учащихся. Таким образом, разнообразные задания по исторической карте, а также индивидуальная или групповая работа учащихся, позволяет сохранить интерес к работе с картографическим материалом, развивает картографические знания и умения учащихся, а в сочетании с другими видами информации развивает познавательный интерес к изучению предмета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация работы с исторической картой с целью углубления знаний обучающихся об историко-географическом пространстве и в рамках подготовки к ВПР и ГИА
Низкие результаты
Работа с картой Знать символику Знать города Знать границы Знать реки Видеть историческую действительность Видеть сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений
Поэтапное обучение Заполнение контурных карт при помощи учебника/настольной карты Заполнение контурных карт при помощи настенной карты/слайдов Заполнение контурных карт по памяти
Работа с картой Самостоятельное извлечение информации Сравнение Синтез Умение читать карту Понимание разницы между историческими процессами
Историческое сочинение Развитие умения систематизации Развитие умения сравнения Развитие умения анализа Развитие умения обобщения
Интерактивные карты Применение традиционных методов работы с картой и интерактивное представление с помощью наглядных средств Создают творческую и комфортную среду в классе Развитие коммуникативных компетенций обучающихся Смена видов деятельности на уроках
Подведем итоги Разнообразные задания по работе с картой, а также индивидуальная или групповая работа, позволяет сохранить интерес к работе с картой, развивает картографические знания и умения учащихся, развивает познавательный интерес к изучению предмета
Гачин Глеб Николаевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с историческими источниками.
Практико-значимая работа по изучению работы с историческими источниками на уроках истории в рамках ФГОС....
План-конспект занятия со слабоуспевающими обучающимися по теме "Средства выразительности.Фразеологизмы" ( в рамках подготовки к ОГЭ)
План занятия составлен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения с использованием структур сингапурской методики...
Приемы работы с исторической картой на уроках истории
Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...
Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ
Как работать с картой при подготовке к ЕГЭ по истории...
Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...
Как работать с исторический картой при подготовке к ЕГЭ?
В демоверсии ЕГЭ по истории 2018 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой. Задания 13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла. Таким образом, на заданиях с ...
Сценарий внеурочной деятельности по английскому языку на тему"Хэллоуин" с целью расширения знаний обучающихся о стране изучаемого языка
Предлагаю вашему внимаю фрагмент праздника "Хэллоуин"(внеклассное мероприятие)Показательное выступление для МО (ин.языка)8-11 классЦель: расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка....