Организация работы с историческими источниками.
проект (история) на тему

Лебедева Людмила Викторовна

Практико-значимая работа по изучению работы с историческими источниками на уроках истории  в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ВПО АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

«Организация работы с историческими источниками

 на уроках истории

как средством формирования информационной

и познавательной компетентности обучающихся»

  выполнила:

 Лебедева Людмила Викторовна,

 Учитель истории МОУ Дровнинская СОШ

Можайского района Московской области

Москва 2013

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....... 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Глава 1. Роль  работы с историческими источниками  в  формировании познавательной и информационной компетентности обучающихся…………...5

Глава 2.  Основы современной методики использования исторических документов в системе подготовки обучающихся общеобразовательной

школы ………………………………………………………………………………10

Заключение ………………………………………………………………………...15

Список использованных источников …………………………………………….17

Приложение ………………………………………………………………………..18


ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в современном обществе, ориентируют школу  на необходимость формирования личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Умение эффективно работать с большими объемами информации в условиях постиндустриальной эпохи становится одним из наиболее востребованных качеств личности. Существенный вклад в решение этих задач вносит школьное историческое образование.

В процессе обучения истории школьники работают с различными источниками информации. Особое место среди них занимают исторические источники. Под историческими источниками в широком смысле слова подразумевается всё, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. всё, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов. При этом наиболее важной группой  исторических источников являются письменные источники (в методической литературе, независимо от специфики конкретных видов письменных источников, все они обобщенно именуют историческими документами).

В условиях модернизации общего образования задача обучения школьников работе с информацией на основе исторических документов становится одной из приоритетных. Эта задача нашла отчетливое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, проекте ФГОС среднего полного общего образования и комплексе нормативно-методических документов, составляющих сопровождение нового стандарта.

Следует также отметить, что в последние годы владение базовыми навыками работы с историческими документами оказалось востребованным в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников основной школы по истории. Результаты ЕГЭ показывают, что выпускники школы испытывают определенные трудности при выполнении заданий такого рода.

В данной работе сделана попытка представить модель целостной методической системы формирования умений работы с историческими документами, обеспечивающей развитие познавательной и информационной компетентности  обучающихся основной школы.

Задачи работы:

  1. Определить роль работы учащихся с историческими документами в достижении нормативно закрепленных результатов современного общего образования.
  2. Уточнить общие педагогические закономерности формирования познавательных и информационных учебных действий.
  3. Проанализировать предлагаемые современной дидактикой вариативные методические подходы к организации работы обучающихся с историческими документами, выявив их возможности в формировании познавательной и информационной компетентности.
  4. Разработать модель поэтапного формирования и развития учебных действий на основе работы с историческими документами в основной школе.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее положений и выводов в организации обучения истории.

  1. Роль  работы с историческими источниками  

в  формировании познавательной и информационной компетентности обучающихся

          В научно-методических публикациях и нормативных документах последних лет вопросы работы школьников с историческими источниками, как правило, рассматривается с позиций компетентностного подхода.

 Разработчиками федерального государственного образовательного стандарта информационная компетентность характеризуется как  «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий».[1] 

Очевидно, что работа по анализу исторического документа, включающая в себя поиск содержащейся в нем информации по определенной теме (проблеме), ее систематизацию и критический анализ, формулирование обобщений и выводов на основе полученных данных предполагает проявление информационной компетентности.  

В ряде работ по проблемам реализации компетентностного подхода авторы вычленяют в качестве самостоятельной компетентности также познавательную (учебно-познавательную) компетентность. Ее содержание трактуется авторами по-разному. В некоторых случаях (напр., в работах С.Г. Воровщикова) она рассматривается в широком смысле – «как личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности, основанный на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.» [2]В таком понимании она вбирает в себя  в том числе и те результаты образования, которые выше были отнесены к информационной компетентности.  Однако мы остановимся на ином  понимании познавательной компетентности, опирающемся на концепцию А.В, Хуторского. В рамках данной работы под познавательной компетентностью будет пониматься «совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят, в том числе,  способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности.» [3]   

Таким образом, если при анализе содержания информационной  компетентности акцент делается, в первую очередь, на поиск, систематизацию, представление и передачу информации, то в рамках познавательной компетентности на первый план выходят учебно-логические умения. Понятно, что такое разделение в целом достаточно условно, поскольку элементы познавательной компетентности можно обнаружить  в других компетентностях, прежде всего – информационной. Так, например, умение работать с информацией  не может существовать в отрыве от умений анализа, выделения существенного, сравнения т.п.

 Актуальные задачи развития общего исторического  образования в настоящее время связаны с перспективы перехода на федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.  Важнейшей особенностью ФГОС основного общего образования нового поколения является ориентация их на достижение планируемых результатов образования.    

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения общеучебные умения представлены как универсальные учебные действия (УУД). Универсальные учебные действия трактуются как  «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».[4] 

Универсальные учебные действия подразделяются на несколько групп: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные  УУД. В рамках настоящего исследования нас интересует, прежде всего, последняя из названных групп УУД. Внутри нее разработчики стандарта выделяют:[5]

  1. общеучебные действия: самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; свободное восприятие текстов различного стиля; понимание и адекватная оценка языка СМИ;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  2. логические действия: анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных); синтез как самостоятельное составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; подведение под понятия; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;
  3. действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Система работы с историческими документами должна и может быть ориентирована на развитие указанных УУД.

К предметным  умениям относятся те, которые необходимы для изучения  данного конкретного предмета и формируются в рамках этого предмета. Внутри этой категории методисты-историки выделяют несколько видов умений. С учетом предстоящего перехода на ФГОС второго поколения мы остановимся на том варианте классификации предметных умений, который использовали разработчики проекта примерной программы по истории, подготовленной  в рамках разработки стандарта основного общего образования.[6] В данном документе выделяются следующие структурные компоненты подготовки обучающихся 5-9 классов:  

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.  Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.  Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Анализируя состав предметных умений, формируемых в процессе обучения истории, и универсальных учебных действий, зафиксированных в федеральном государственном образовательном стандарте, трудно не заметить взаимосвязи между ними. Большинство предметных учебных умений фактически представляют собой трансформацию универсальных учебных действий применительно к специфике учебно-информационного материала, выступающего источником исторических сведений, и процедур, характерных для исторического познания. Эти умения или способы действий обладают  выраженными особенностями, но в основе их лежат универсальные учебные действия. Данное положение имеет принципиальное значение для правильной организации процесса формирования познавательной и информационной компетентности  обучающихся при работе с историческими документами.

 Рассматривая вопрос о повышении значимости самостоятельной работы с историческими источниками в условиях введения ФГОС нового поколения, необходимо подчеркнуть, что решать эту задачу учителю истории предстоит в рамках объема часов, выделяемых учебным планом на изучение предмета.      

2. Основы современной методики использования исторических документов в системе подготовки обучающихся общеобразовательной  школы

         Исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события.  В качестве основных групп исторических источников принято различать письменные,  вещественные, этнографические, лингвистические, устные источники, а также кино-, фоно- и фотоматериалы. Наиболее важной и массовой группой  исторических источников являются письменные источники. Именно из них ученые черпают основную массу информации, служащей основой для реконструкции и интерпретации исторического прошлого, за исключением дописьменных обществ.

 Учет специфики различных типов и видов исторических источников важен не только с точки зрения научного изучения прошлого, но и с точки зрения организации работы с ними в учебном процессе. С дидактической точки зрения важным фактором классификации источников становятся особенности учебно-познавательной деятельности, к осуществлению которой «предрасполагает» содержание источника.

Достаточно обоснованной и удачной в этой связи представляется классификация письменных исторических источников (в методике преподавания истории для их обозначения обычно используется обобщенное понятие «исторический документ»), предложенная Е.Е.Вяземским и О.Ю. Стреловой[7]. Для каждой из названных групп источников ими разработаны типовые модели вопросов, позволяющих организовать всесторонний анализ документов обучающимися.

Классификация исторических документов,

используемых в школьном преподавании истории

(по Е.Е. Вяземскому, О.Ю. Стреловой)

  1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.
  2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.
  3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.
  4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.
  5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.
  6. Документы литературного жанра, рассматриваемые как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и т.д.

Первоначальную информацию о видах исторических документов, их существенных признаках  обучающиеся получают от учителя. Происходит это поэтапно, по мере того, как в ходе учебного процесса обучающиеся сталкиваются с новыми для себя типами документов. Так, в 5 классе при изучении истории древнего мира обучающиеся впервые работают с адаптированными фрагментами законодательных актов (напр., с отрывками из Законов Хаммурапи), историческими сочинениями  античных авторов (Геродота, Тита Ливия и др.). В 6 кл. школьники существенно расширяют свое представление о законодательных актах; на многочисленных примерах знакомятся с летописями и хрониками, памятниками художественно слова и фольклора как историческими источниками («Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», фрагменты из произведений средневековой западноевропейской литературы, пословицы и поговорки, народные песни), получают первое представление об источниках мемуарного и эпистолярного характера (записки иностранцев о Русском государстве XV-XVIII вв., отдельные образцы переписки), делопроизводственного характера (документы о повинностях западноевропейских крестьян и т.д.), работают с фрагментами из работ известных историков Нового времени (Н.М.Карамзина, В.О. Ключевского и др.), выступающими в рамках учебного процесса в качестве вторичных источников. В 7-8 классах, при изучении Новой истории, круг источников, с которыми работают ученики, расширяется за счет публичных документов политического характера (речи, обращения, заявления и т.д.), программных документов политических организаций, дипломатических документов данных экономической статистики, материалов периодической печати (газетных и журнальных публикаций); учащимся чаще приходится работать с фрагментами мемуарной литературы, эпистолярного наследия.  Таким образом, в 9 кл. обучающиеся фактически оказываются знакомы со всеми основными видами исторических источников,  применяемыми в рамках школьного образовательного процесса.

     Ввиду огромного разнообразия и количества исторических источников, оставленных человечеством и используемых исторической наукой, актуальным является вопрос о том, какими соображениями должен руководствоваться учитель при отборе документов для использования в учебном процессе. Принципы отбора исторических документов для использования в образовательном процессе удачно удалось суммировать М.Т.Студеникину.[8] Он отмечает, что документ для урока истории должен:

  • соответствовать общим целям и задачам обучения истории;
  • отражать основные, наиболее значимые  либо типичные факты и события эпохи;
  • быть органически связанным с программным материалом,
  • обеспечивать основу актуализации имеющихся исторических знаний, достигаемой при помощи постановки перед обучающимися соответствующих познавательных вопросов и заданий;
  • быть доступным ученикам по характеру изложения, содержанию и объему, по возможности - интересным;
  • содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, чертах повседневной жизни изучаемой эпохи;
  • оказывать определенное эмоциональное воздействие на обучающихся;
  • обладать достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

В свете современных представлений о целях и задачах социально-гуманитарном образовании  этот перечень можно дополнить, на мой взгляд,  еще несколькими соображениями более частного характера.

Во-первых, полезным представляется включение в число документов, используемых в работе с учащимися, исторических источников, которые отражают события региональной и местной истории в их связи с общероссийским  (или даже мировым) историческим процессом. Помимо воспитательного момента, привлечение таких документов помогает ученикам осознать неразрывное единство истории родного края, малой родины с историей страны.

Например, при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» (9 кл.) уместно предложить ученикам работу с документами (фрагментами воспоминаний, статистическими данными, характеризующими состояние экономики, помощь фронту и др.).   В раскрытии отечественного характера войны 1812 года с Наполеоном (8 кл.) могут помочь документы, характеризующие настроения   общества в эти месяцы (письма и мемуары  и т.д.).

Необходимость формировать у обучающихся способность к самостоятельной оценке версий и трактовок исторических событий побуждает  широко использовать документы, отражающие наличие различных точек зрения   на то или иное событие, явление. Так, в 7-9 классах обучающимся могут быть предложены фрагменты воспоминаний, писем и дневниковых записей современников, а также отрывки из сочинений историков 19-начала 21 вв., содержащие разные оценки личности и деятельности Петра I, Анны Иоанновны, Петра III, Екатерины II, Павла, российских самодержцев XIX столетия, декабристов, А. Аракчеева, В.И. Ленина, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система умений и навыков работы обучающихся с историческими документами определяется требованиями образовательного стандарта и разрабатываемыми на  его основными  рабочими программами по истории, являющимися составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Непосредственно стандарт задает эти требования в обобщенном виде. Примерная программа по истории содержит некоторую конкретизацию требований к умениям обучающихся.  Однако этой степени конкретизации недостаточно, чтобы выстроить четкую систему поэтапного формирования познавательных и информационных умений обучающихся в процессе работы с историческими источниками от 5 класса до окончания основной школы и далее – на старшей ступени обучения. Многие из обозначенных  в стандарте и примерной программе по истории умений нуждаются в дальнейшей операционализации, т.е. выделении в их структуре отдельных мыслительных действий,  образующих в совокупности рассматриваемое  умение. Чтобы сформировать данное умение, учителю необходимо бывает обратить внимание на отработку составляющих его действий и взаимосвязей между ними. Стандарт, примерная программа, а зачастую и методические рекомендации к УМК достаточных рекомендаций для учителя на этот счет обычно не содержат.

 В основу   системы развития познавательных и информационных умений обучающихся при работе с историческими источниками положены принципы учета:

1) психолого-возрастных особенностей обучающихся;

2) особенностей содержания  учебного материала, предлагаемого обучающимся на уроках истории в рамках курса истории того или иного класса;  

3) преемственности и системности развития учебных умений (например, если ученик, заканчивающий обучение в 5 классе должен уметь составить простой рассказ о событиях (личности) с привлечением данных из исторического документа, то выпускник 6 класса должен уметь составить развернутый рассказ с использованием уже нескольких исторических документов).

Анализ содержания исторического документа – комплексная процедура, требующая применения развитие целого ряда познавательных умений. В развернутом виде она предполагает:          

1. Определение вида документа.

2. Установление автора, времени и обстоятельств создания документа.

3. Выяснение сути документа (Какие исторические факты, события описываются в документе? В чем его основная идея?).

4. Прогнозирование цели его создания.        

5. Выявление в документе информации, относящейся к обозначенной проблеме.

7. Установление информационных возможностей содержания документа для решения данной проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод о глубокой значимости работы с историческими источниками на уроках истории.

 

 

Использованные источники

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897. – Электронный ресурс: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  2. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: Опыт проектирования. – Управление школой. (Приложение к газете «1 сентября») – 2009, №7.
  3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /  [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010. – С. 8-10..
  5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М., 2000

     7. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе /М.Т. Студеникин. - М.,Владос,2004.

 

Приложение

Система типовых вопросов к документам государственного характера

(грамоты, указы, законы, постановления, официальные речи государственных деятелей и т.п.)

1) Когда, где и почему появился этот документ? Опишите исторические условия его создания.

2) Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3) Выделите основные (новые) понятия, использованные в документе, и объясните их.

4) Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

5) Чем отличается этот документ или его отдельные положения подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6) К каким результатам, изменениям в государстве и обществе Ривело или могло привести введение этого документа?

 Система типовых вопросов к повествовательно-описательным документам исторического характера (хроники, анналы, летописи и т.п.)

1) Какому периоду истории, какой стране, каким событиям посвящен этот документ?

2) Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

3) Определите время, в которое происходили описанные события. Если даты в документе указаны не по христианскому календарю, переведите их в привычную для нас систему летосчисления.

4) Как автор документа объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

5) Как автор относится к описываемым им событиям и деятелям? Как оценочные суждения автора связаны с характером этого документа и обстоятельствами его создания?

6) Вызывают ли приведенные автором сведения доверие? Почему?

7) В чем позиция автора совпадает или не совпадает с точкой зрения его современников или потомков на эти исторические факты? Чем это сходство или различия можно объяснить?

8) Оцените научную (познавательную), историческую значимость этого документа.

Система типовых вопросов к документам личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельские показания и т.п.):

1) Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?

2) Какому историческому событию или явлению посвящен документ? Что увидел автор? Как он относится к происходящему? Подтвердите свои рассуждения словами текста и другими деталями.

3) Чем вы объясните именно такое отношение автора к данным событиям? К его участникам?

4) В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого человека от других? Почему?

5) Разделяете ли вы отношение автора к описанным фактам? Доверяете ли его свидетельствам? Почему?

6) В какой мере этот документ может быть использован в качестве исторического источника?

Система типовых вопросов к документам литературного характера (историческая проза, поэзия, драма, басни, эпос, мифы, песни, сатира и т.п.)

1) Покажите на карте место, где происходит действие этого литературного источника.

2) По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или время написания произведения (найдите в документе признаки, подтверждающие, что он был создан в эпоху...).

3) Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным? Как вы думаете, с какой целью автор произведения сделал это?

4) Как автор объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с его аргументами?

5)  К какому общественному слою принадлежал автор?  Насколько объективным и беспристрастным он оказался в передаче событий или он совершенно к этому не стремился?

6) В каких других литературных произведениях, в том числе иноязычных, вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространение?


[1] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=791

[2] Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: Опыт проектирования. – Управление школой. (Приложение к газете «1 сентября») – 2009, №7.

[3] Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

[4] Глоссарий образовательных стандартов нового поколения. - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

[5] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /  [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010. – С. 8-10.

[6] Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – (Серия «стандарты второго поколения») - М., 2010. –– С. 7-8.

[7] Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. - М., 2000. -  С.107-110

[8] Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004., С.133


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и быт крестьян -феодальные повинности(работа с историческими источниками

Исторические источники и тестовые задания  по истории средних веков. Можно использовать при обьяснении  нового материала и  во время  закрепления темы "Феодальное поместье"....

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...

Приемы работы с историческими источниками: метод выявления исторических ошибок

Можно сказать, что в учебниках истории есть весь необходимый иллюстративный материал. Нет, это не так. Учебник как раз не дает всего объема представлений об изучаемых событиях. Каждый абзац темы несет...