Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
методическая разработка по истории
В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все представленные в сборнике задания направлены на формирование познавательных универсальных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194.25 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Н. Литягина
Методические приёмы работы с исторической картой
на уроках в условиях реализации ФГОС
Из опыта работы
Называевск, 2018 г.
Литягина О.Н.
Методические приёмы работы с исторической картой на уроках в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы– Омская область, Называевск, 2018г.
Настоящий сборник включает материалы из опыта работы Литягиной Оксаны Николаевны, учителя МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области. В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все представленные в сборнике задания направлены на формирование познавательных универсальных действий.
Задания для 5 класса
УМК:
- Рабочая программа по истории к предметной линии учебников Вигасина А.А, Сороко-Цюпа А.О. Москва.: Просвещение, 2014 г.
- Учебник. Вигасин А.М. История древнего мира. М.: Просвещение, 2014 г.
- Тема «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.».
Методический прием: модификация или создание собственных условных знаков.
Задание.
Используя карту Древнего Египта (атлас «Истории Древнего мира» стр.4), создай новую легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе.
Для этого:
- Внимательно рассмотри карту и прочитай ее легенду.
- Замени представленные в легенде условные знаки новыми.
- Обменяйтесь легендами карты с соседом. Проверьте друг друга.
Познавательные УУД: устанавливать аналогии; использовать предметные знания для реализации цели;добывать, перерабатывать и представлять информацию.
Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты;понимать условные обозначения.
- Тема: «Государство на берегах Нила».
Методический прием: от общего к частному.
Задание.
- Найди дельту Нила на карте мира. Определи, что это за материк, какие моря омывают берега материка.
- Изучи карту «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» в атласе «Истории Древнего мира» стр.3.
- Отметь на карте «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» географические объекты, которые определил в задании №1.
- Заштрихуй на карте мира один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалось Египетское царство.
Познавательные УУД:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Планируемые результаты: умение определять место фрагмента карты в пространстве и во времени.
3.Тема: «Военные походы фараонов».
Методический прием: сравнение информации, представленной на нескольких картах.
Задание.
Сравни карты: « Древний Египет» (атлас «Истории Древнего мира» стр. 4) и «Военные походы фараонов» (атлас «Истории Древнего мира» стр.3).
Ответь на вопросы: Какие новые условные обозначения появились на карте?
Что на карте обозначается стрелками?
Познавательные УУД:извлекать информацию, делать логические выводы; умение сравнивать.
Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты.
Задания для 6 класса
УМК:
- Вигасин А.А., Сороко-Цюпа А.О. Рабочая программа по истории к предметной линии учебников Вигасина А.А, Сороко-Цюпа А.О. Москва.: Просвещение, 2014 г.
Учебник. Агибалова Е.Ф. История средних веков. М.: Просвещение, 2014 г.
- Торкунов. А.В. Рабочие программы. История России. М.: Просвещение, 2016 г.
Учебник. Торкунов. А.В. История России. М.: Просвещение, 2016 г.
- Тема: «Политическая раздробленность в Европе и на Руси».
Методический прием:сравнение информации, представленной на нескольких картах.
Задание.
Сравни карты «Русское государство в X - начале XII века» (атлас «История России» стр.2) и «Русское государство в XII веке» (атлас «История России» стр.3).
- Внимательно прочитай легенду карты.
- Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи).
- Ответь на вопрос: «Что изменилось в XII веке?»
- Предложи свое название для карты «Русское государство в XII веке».
Формируемые УУД:извлекать информацию, делать логические выводы; умение сравнивать
Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты.
- Тема: «Восточные славяне и их соседи».
Методический прием: от частного к общему (целостное восприятие )
Задание.
Рассмотри карту «Восточные славяне в VIII- IX вв.» (атлас «История России» стр.1) Найди город Новгород. Определи на берегах, какой реки он расположен. Найди озеро, в которое впадает эта река.
Формируемые УУД:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Планируемые результаты (картографические умения):умение находить расположение объекта на любой другой карте.
- Тема: «Восточные славяне и их соседи».
Методический прием: «Юные картографы».
Задание.
Прочитай текст "Повести временных лет" и заполни карту "Расселение восточных славян" (карта № 1).
Проверь (по картам атласа стр.1) правильно ли ты расселил восточных славян.
Формируемые УУД:произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(Извлечение)
“…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”
- Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».
Методический прием:«живой» карты или «оживление» карты.
Задание.
Изучи в параграфе ход Ледового побоища. Возьми конверты с фигурками рыцарей и новгородцев. Расположи их на карте (карта №2) соответственно ходу битвы. Проиграйте в паре Ледовое побоище.
Формируемые УУД: извлекать необходимую информацию из текста; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Планируемые результаты (картографические умения):умение ориентироваться по карте.
- Тема: «Батыево нашествие на Русь».
Методический прием:Игра «Четвертый лишний».
Задание.
Прочитай название городов: Рязань, Козельск, Торжок, Псков. Исключи лишний город. Покажи их на карте. Назови даты событий, связанных с перечисленными городами (атлас «История России» стр.5).
Формируемое УУД:устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Планируемые результаты: умение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.
Задания для 7 класса
УМК:
- Вигасин А.А., Сороко-Цюпа А.О. Программа. Всеобщая история. Новая история. История нового времени 1500-1800 г.г. М.: Просвещение, 2014 г.
Учебник. Юдовская А.Я. и другие. Всеобщая история. История нового времени. М.: Просвещение, 2014 г.
- Торкунов. А.В. Рабочие программы. История России. М.: Просвещение, 2016 г.
Учебник. Торкунов. А.В. История России. М.: Просвещение, 2017 г.
- Тема: «Русские путешественники и первопроходцы XVII в.»
Методический прием: путешествие по карте.
Задание.
Открой контурную карту «Рост территории России в XVIIв.» (контурные карты по истории России стр.9) Попробуй самостоятельно (не привлекая карт атласа) наметить путь русских землепроходцев С. Дежнева и Ф. Попова от устья реки Колымы до Северного Ледовитого океана и далее на восток. Проверь (по картам атласа стр.13) правильно ли ты наметил путь.
Формируемые УУД:произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.
Задания для 8 класса
УМК:
- Юдовская А.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Новая история. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2014 г.
Учебник. Юдовская А.Я. и другие. Всеобщая история. История нового времени. М.: Просвещение, 2014 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. А.В. Рабочие программы. История России. М.: Просвещение, 2014 г.
Учебник. Данилов А.А. История России ХIХ в. М.: Просвещение, 2014 г.
- Тема: «Великая Северная война 1700-1721 гг.».
Задание.
Расположи с севера на юг города Москву, Новгород, Полтаву, Шлиссельберг (Нотебург), Санкт- Петербург, Нарву, Смоленск. Правильную последовательность запиши на листе бумаги. Покажи города на карте (атлас «История России» стр.16). Назови события Северной войны, связанные с перечисленными городами.
Формируемые УУД:устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Планируемые результаты (картографические умения):умение ориентироваться по карте.
Задания для 10 класса
УМК:
Торкунов. А.В. Рабочие программы. История России. М.: Просвещение, 2017 г.
Учебник. Горинов М.М., Данилов А.А. История России. М.: Просвещение, 2018 г.
- Тема: «Российская империя в годы Первой мировой войны» 10 класс
Методический прием:деление карты на сегменты.
Задание.
Рассмотри карту «Россия в годы Первой Мировой войны» (атлас «История России» стр.34) и мысленно раздели её на 4 сегмента: северный, западный, юго-западный, юго-восточный. К каждому сегменту подбери события; географические объекты и личности, которые связаны с перечисленными событиями.
Формируемые УУД:устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Планируемые результаты: умение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-248593-1389622982.jpg)
Преподавание биологии и химии на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования» (из опыта работы).
В данном докладе представлен опыт преподавания биологии и химии в 10 и 11 классах на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования.Обосновывается необходимость ...
Система работы общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО
Система работы общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-793883-1464328013.png)
Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»
Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/08/picture-413621-1494258598.jpg)
Выступление на методическом совете на тему: «Система оценивания в условиях реализации ФГОС».
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.Школа, ориентированна...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111582-1549189931.jpg)
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Современные подходы в преподавании математики (сборник материалов из опыта работы учителя математики)
В сборнике представлены статьи, мастер-класс, конспекты урока и внеурочного мероприятия, посвященные обсуждению актуальных вопросов математического образования в школе. Считаю важным научить шко...