Рабочие программы внеурочной деятельности
рабочая программа по истории

Рабочие программы внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx70.57 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoki_6_kl.doc448 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по курсу внеурочной деятельности

  «Основы финансовой грамотности»

для обучающихся 5-9 классов

                                                                          Составитель программы:

Методическое объединение

преподавателей научного цикла                                 

Нижневартовск 2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

4  Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

                 Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

       Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление – общеинтеллектуальное  «Основы финансовой грамотности».

Согласно учебному плану на 2022-2023 год,  на изучение предмета внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 5,6, 8  и  9 классах отводится по 0.5 часа- по 17 часов  в год. В 7 классе изучение данного курса учебным планом в этом учебном году не предусмотрено.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 часа).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 часа).

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (4 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1час)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

6 класс

Раздел 1. Основная проблема экономики (1 час).

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).

Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса (2 часа).

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (3 часа).

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Раздел 5. Ты – потребитель (2 часа).

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения (1 час).

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие (1 час).

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков (1 час).

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (1 час).

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы (1 час).

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность (2 часа).

Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

7 класс

Раздел 1. Личное финансовое планирование (3 часа).

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

Раздел 2. Финансы и кредит (4 часа).

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (2 часа).

Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 4. Инвестиции (3 часа).

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».

Раздел 5. Страхование (2часа).

Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

Раздел 6. Пенсии (1час).

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (1 час).

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час).

8 класс

Раздел 1. Потребительская культура ( 2часа).

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Раздел 2. Потребитель и закон (2 часа).

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Раздел 3. Потребитель – король на рынке (1 час).

Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Раздел 4. Куда уходят деньги? (2 часа).

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Раздел 5. Информация для потребителя (2 часа).

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

Раздел 6. Искусство покупать (3 часа).

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (1 час).

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Раздел 8. Кто защищает права потребителей (2 часа).

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)

Раздел 10. Защита проектов (1час)

9 класс

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (4 часа).

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 часа).

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Раздел 3. Риски в мире денег (3 часа).

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. 

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 часа).

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы. 

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 часа).

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Содержание предмета курса представляется с описанием основных видов учебной деятельности                                    

                                                                      5 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Содержание

Вид учебной деятельности ученика

1

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

5

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Познавательная беседа Интерактивная беседа Творческое задание Работа со статистикой Викторина Решение практических задач Ролевая игра Практическая работа

2

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

3

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Решение практических задач Дискуссия Решение логических задач Познавательная беседа Творческая работа Практическая работа.

3

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

4

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Мини-исследование Аналитическая работа. Познавательная беседа Решение экономических задач Проект

4

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

4

«Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Решение проблемной ситуации. Творческое задание. Практическая работа. Деловая игра Составление бизнес-плана Ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Разработка бизнес-плана. Решение логических задач Познавательная беседа Мини-проект  Проект

5

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность

1

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

                                                     6 класс

Раздел 1. Основная проблема экономики

1

 «Понятие и параметры выбора».  «Альтернативная стоимость». «Сетка принятия решения».

Познавательная беседа

Практическая работа

Решение экономических задач

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок

2

 «Частная собственность». «Конкуренция».

Познавательная беседа

Сюжетно-ролевая игра

Раздел 3. Формы организации бизнеса

2

 «Единоличное владение». «Товарищество (ТО и ТОО)». «Акционерное общество». «Организация фирмы».

Познавательная беседа

Деловая игра

Ролевая игра

Мини-проект

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом

3

 «Знакомство с бизнес-планом». «Организация фирмы». «Составление бизнес-плана». «Реклама». «Работа фирмы». «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Мини-проект

Решение практических задач

Решение экономических задач

Творческое задание

Ролевая игра

Раздел 5. Ты – потребитель

2

 «Права потребителя». «Как и где потребитель может защитить свои права». «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Работа с документами

Правовая консультация

Практическая работа

Конкурс

Раздел 6. Законы спроса и предложения

1

 «Закон спроса». «Кривая спроса». «Закон предложения». «Кривая предложения».

Аналитическая работа

Решение экономических задач

Практическая работа

Раздел 7. Рыночное равновесие

1

 «Рыночное равновесие». «Дефицит и избыток на рынке».

Познавательная беседа

Решение экономических задач

Раздел 8. Возникновение банков

11

 «Банковские услуги: кредит, депозит». «Заем, виды займов».

Интерактивная беседа

Практическая работа

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг

1

 «Работа банка». «Я хочу взять кредит».

Деловая игра

Раздел 10. Профессии банковской сферы

1

 «Знакомство с профессиями банковской сферы». «Значение работы банков для потребителей».

Сюжетно-ролевая игра

Дискуссия

Раздел 11. Проектная деятельность

2

 Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Деловая игра

Конференция

Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

Выступления учащихся

                                               7 класс

Раздел 1. Личное финансовое планирование

3

 «Роль денег в нашей жизни». «Потребление или инвестиции?» «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». «Модель трех капиталов». «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

Дискуссия

Решение проблемной ситуации

Аналитическая работа

Творческая работа

Мини-проект

Раздел 2. Финансы и кредит

4

 «Основные понятия кредитования». «Виды кредитов». «Что такое кредитная история заемщика?» «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». «Финансовые пирамиды». «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Познавательная беседа

Практическая беседа

Аналитическая работа

Круглый стол

Решение экономических задач

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции

2

 «Обмен валют». «Банковская ячейка и банковский перевод». «Банковские карты: риски и управление ими».

Решение практических задач

Познавательная беседа

Круглый стол

Раздел 4. Инвестиции

3

 «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». «Инвестиции в драгоценные металлы». «Что такое ПИФы?» «Депозиты и их виды». «Управляющие».

Правовая консультация

Решение экономических задач

Познавательная беседа

Ролевая игра

Выступления учащихся

Раздел 5. Страхование

2

 «Участники страхового рынка». «Личное страхование». «Страховые накопительные программы». «Мошенники на рынке страховых услуг».

Творческая работа

Аналитическая работа

Правовая консультация

Раздел 6. Пенсии

1

 «Государственное пенсионное страхование». «Профессиональные участники пенсионной системы». «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

Познавательная беседа

Практическая работа

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

1

 «Жилье в собственность: миф или реальность?» «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». «Социальный найм жилья».

Круглый стол

Правовая консультация

Практическая работа

Раздел 8. Итоговая дискуссия

1

Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

Дискуссия

Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

                                               8 класс

Раздел 1. Потребительская культура

2

 «Что такое потребительская культура». «Потребление: структура и нормы». «Поговорим о культуре питания».

Познавательная беседа

Выступления учащихся

Круглый стол

Раздел 2. Потребитель и закон

2

 «Кто такой потребитель?» «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». «Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Работа с документами.

Интерактивная беседа

Практическая работа

Познавательная беседа

Раздел 3. Потребитель – король на рынке

1

 «Что такое рынок?» «Виды и способы торговли». «Дешевле только даром».

Познавательная беседа

Ролевая игра

Решение экономических задач

Раздел 4. Куда уходят деньги?

2

«Разумные расходы – статья доходов». «Статьи доходов и расходов». «Рациональный

Дискуссия

Аналитическая работа

Деловая игра

Раздел 5. Информация для потребителя (

2

 «Источники информации». «Реклама и ее виды». «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». «Читаем этикетки, упаковки, 3вкладыши». «Индекс Е: что он означает». «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

Мини-исследование

Мини-проект

Практическая работа

Выступления учащихся

Раздел 6. Искусство покупать

3

 «Качество товаров». «Как покупать продукты питания?» «Как выбирать одежду и обувь?» «Бытовая техника: всерьез и надолго». «Всегда ли товар можно обменять».

Практическая работа

Круглый стол

Решение практических задач

Познавательная беседа

Круглый стол

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг

1

 «Правила пользования коммунальными услугами». «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Решение экономических задач

Выступления учащихся

Раздел 8. Кто защищает права потребителей

2

 «Государственные органы защиты прав потребителей». «Общественные организации по защите прав потребителей». «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» «Что такое моральный вред и как он возмещается?» «Кто защищает потребителя?»

Познавательная беседа

Круглый стол

Правовая консультация

Дискуссия

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

1

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала перед обучающимися.

Раздел 10. Защита проектов

1

Защита проектов

конференция

                                               9 класс

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

4

Происхождение денег.

«Деньги: что это такое?» «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Источники денежных средств семьи.

 «Какие бывают источники доходов?» «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Контроль семейных расходов.

«Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Построение семейного бюджета

 «Что такое семейный бюджет и как его построить?» «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Дискуссия

Аналитическая работа

Практическая работа

Круглый стол

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

3

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

 «Для чего нужны финансовые организации?» «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

 «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Мини-исследование

Практическая работа

Познавательная беседа

Деловая игра

Осуществление проектной работы

Раздел 3. Риски в мире денег

3

 Особые жизненные ситуации и как с ними

«ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». «Чем поможет страхование?» Риски в мире денег.

 «Какие бывают финансовые риски?» «Что такое финансовые пирамиды?» 

Познавательная беседа

Практическая работа

Осуществление проектной работы.

Правовая консультация

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

4

Банки и их роль в жизни семьи.

 «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» «Польза и риски банковских карт?»

Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?» «Как создать свое дело?»

Валюта в современном мире.

 «Что такое валютный рынок и как он устроен?» «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» 

Мини-проект

Круглый стол

Познавательная беседа

Решение экономических задач

Осуществление проектной работы.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

3

Налоги и их роль в жизни семьи.

«Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

 «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» «Финансовая грамотность».

Дискуссия  Работа с документами Решение экономических задач Конференция

Выступления учащихся

                          Календарно-тематическое планирование

                                                        5 класс (17 часов)

№ п/п

Название темы

Дата проведения

Дата план

Дата факт

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 часов)

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

2.

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

3.

Викторина «Предметы первой необходимости».

4.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

5.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества,  как человек может от этого защититься

(3 часов)

6.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

7.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

8.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4часов)

9.

Мини-исследование «Налоги».

10.

Аналитическая работа «Виды налогов».

11.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

12.

Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (4часов)

13.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

14.

Творческое задание «Банковские услуги».

15.

Разработка бизнес-плана «Собственный бизнес».

16.

Мини-проект «Благотворительность».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1)

17

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

6 класс (17,5 часов)

№ п/п

Название темы

Дата проведения

план

факт

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Основная проблема экономики (1 час)

1.

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа)

2.

Познавательная беседа «Частная собственность».

3.

Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса (2 часа)

4.

Познавательная беседа «Единоличное владение».

5.

Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (3часа)

6.

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».

7.

Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».

8.

Творческое задание «Реклама».

Раздел 5. Ты – потребитель (2 часа)

9.

Работа с документами «Права потребителя».

10.

Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».

Раздел 6. Законы спроса и предложения (1 часа)

11.

Аналитическая работа «Закон спроса  и предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие (1 час)

12.

Познавательная беседа «Рыночное равновесие».

Раздел 8. Возникновение банков (1 час)

13.

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (1 час)

14.

Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы (1 час)

15.

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».

Раздел 11. Проектная деятельность (2 часа)

16.

Деловая игра «Мои деньги»

17.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

7 класс (17 часов)

№ п/п

Название темы

Дата проведения

план

факт

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Личное финансовое планирование (3 часа)

1.

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».

2.

Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»

3.

Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

Раздел 2. Финансы и кредит (4 часов)

4.

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». «Виды кредитов».

5.

Аналитическая работа «Плюсы и минусы моментальных кредитов».

6.

Круглый стол «Финансовые пирамиды».

7.

Познавательная беседа «Ипотека».

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (2 часа)

8.

Решение практических задач «Обмен валют».

Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод».

9.

Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 4. Инвестиции (3часа)

10.

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать и продавать  ценные бумаги».

11.

Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».

12

Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»

Выступления учащихся «Депозиты и их виды».

Раздел 5. Страхование (2 часа)

13.  

Творческая работа «Участники страхового рынка».

Аналитическая работа «Личное страхование».

14.

Правовая консультация «Страховые накопительные программы». «Мошенники на рынке страховых услуг».

Раздел 6. Пенсии 1 час.

15.

Познавательная беседа «Государственное и негосударственное  пенсионное страхование».

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (1час)

16.

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?»

Раздел 8. Итоговая дискуссия (1час)

17

Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

8 класс (17часов)

№ п/п

Название темы

Дата проведения

план

факт

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Потребительская культура (2 часа)

1.

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура».

2.

Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы».

Раздел 2. Потребитель и закон (2 часа)

3.

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»

Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация».

4

Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Раздел 3. Потребитель – король на рынке (1 час)

5

Познавательная беседа «Что такое рынок?»

Ролевая игра «Виды и способы торговли».

Раздел 4. Куда уходят деньги? (2 часа)

6

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов».

Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов».

7

Деловая игра «Рациональный бюджет школьника».

Раздел 5. Информация для потребителя (2 часа)

8

Мини-проект «Реклама и ее виды».

9

Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши».

Раздел 6. Искусство покупать (3 часа)

10.

Практическая работа «Качество товаров».

11.

Круглый стол «Как покупать продукты питания?»

12.

 

Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» «Бытовая техника: всерьез и надолго».

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (1час)

13.

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».

Раздел 8. Кто защищает права потребителей (2 часа)

14.

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей».

15.

Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на  защиту?»

Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)

16.

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Раздел 10. Защита проектов (1 часа)

17.

Защита проектов

9 класс (17 часов)

№ п/п

Название темы

Дата проведения

план

факт

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (4 часа)

Тема 1. Происхождение денег

1

Дискуссия «Деньги: что это такое?»

Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи

2

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»

Тема 3. Контроль семейных расходов

3

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

4

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 часа)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг

финансовых организаций

5

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

6

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»

7

Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»

Раздел 3. Риски в мире денег (3 часов)

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

8

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».

Тема 8. Риски в мире денег

9

Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»

10

Осуществление проектной работы. «Риски в мире денег».

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 часа)

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

11

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»

12

Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес

13

Выступления учащихся «Что такое бизнес?»

Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире

14

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 часа)

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

15

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»

Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

16

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»

17

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».



Предварительный просмотр:

Извлечение из основной образовательной программы  

МБОУ «Лицей» (приказ №460 от 30.08.2018)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Социокультурные истоки»

для параллели 6 - х классов

на 2018-2019 учебный год

Составитель программы:                                    

методическое объединение                      

преподавателей

естественно-научного цикла

                                                                                 

г. Нижневартовск 2018г.

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть  наука о том,                                                                                                                      как жить, делая как можно меньше зла                                                                                                                   и как можно больше добра».

                                                      (Л. Н. Толстой)

I. Пояснительная записка

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На воспитание именно такого гражданина России ориентирована программа «Социокультурные истоки», нацеленная на создание необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства, и привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций.

Главной стратегической целью программы «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название - программа «Истоки») является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовной, нравственной личности, от которой во многом будет зависеть будущее нашей страны и общества.

Программа Истоки« разработана на основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании и последовательного развивает идею АКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Программой предусмотрено активное приобщение преподавателей, учащихся и их родителей к базисным социокультурным категориям, изучаемым в предмете «Истоки».

В лицее данное направление реализуется через урочную деятельность на параллели 6-х классов по программе «Социокультурные истоки», систему воспитательных мероприятий, работы кружков дополнительного образования, а также через  внеурочную деятельность на параллели 5-х классов  факультативного курса по программе «Истоки».  

При разработке программы «Истоки» для 6-х классов в МБОУ «Лицей» учитывались основные направления и принципы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк и др., 2009г.), требования ФГОС ООО и Закона об Образовании РФ, Образовательной программы МБОУ «Лицей» на 2016-2017 уч. год, «Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Лицей» на 2015-2019гг.».

Программа курса «Истоки» для 6-х классов в лицее была разработана в соответствии с  программой «Социокультурные истоки» (авторы  И.А.Кузьмин,  А.В. Камкин), рекомендованной Министерством образования РФ, программой курса «Воспитание нравственных качеств» (автор Л.В.Мищенкова), методическими рекомендациями «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России» (авторы: Н.В.Казачёнок, Н.В.Шмелёва).

Рабочая программа по учебному курсу «Социокультурные истоки» (далее Рабочая программа) является нормативно-правовым документом лицея, обязательным для выполнения в полном объёме. Рабочая программа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и предназначена для их реализации.

Рабочая программа ориентирована на  учащихся 6-х классов (12-14 лет).

Сроки реализации – в течение 1 учебного года (2016-2017 учебный год).

Форма и режим проведения: урок 1 раз в неделю. Всего в год - 35 часов.

 

II. Цель и задачи программы

Цель - приобщение обучающихся 6-х классов к духовным ценностям отечественной истории и культуры;  развитие системы духовно-нравственных ценностей на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта детей.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся 6-х классов с истоками культурно-исторического наследия, традиционных ценностей нашей страны.
  2. Развивать  духовно-нравственный потенциал ребят через активные формы работы во время занятий; подводить к истокам духовности, морали, нравственности и этики.
  3.  Формировать навыки бесконфликтного общения, публичного выступления, умения вести диалог, высказывать свое мнение и аргументировано доказывать его.

Задачи, которые ставятся в программе учебного курса «Истоки»

по направлениям развития личности ребенка

Направления развития личности ребенка

Ожидаемые результаты (Задачи)

Формирование

личностной культуры

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

-воспитание нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ морали и нравственного самосознания личности;

-принятие учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Формирование

социальной

культуры

-формирование основ российской гражданской идентичности;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-формирование доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживать им;

-формирование толерантности, становление гуманистических и демократических ценностей

Формирование

семейной

 культуры

-формирование отношения к семье как основной базовой ценности российского общества;

-формирование у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-знакомство учащегося с культурно-историческими традициями российской семьи;

III. Формы работы и ожидаемые результаты

Формы работы:

  • коллективная и групповая;
  • теоретическая  (беседа, чтение и анализ ситуации, рассказов и др. литературных произведений и др.);
  • практическая (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, подготовка презентаций, «ресурсный круг», участие в выставках творческих работ, экскурсии, встречи с интересными людьми и др.).

                                  Используемые педагогические технологии:

  • Социокультурный системный подход к истокам в образовании
  • Организация самостоятельной работы
  • Проектная деятельность
  • Развитие критического мышления
  • Организация группового взаимодействия
  • Оценка достижений

        Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • нарастающее значение межпредметных связей;
  • расширение кругозора и словарного запаса.

Интеграция программы позволяет:

  • познавать окружающий мир в многообразии и единстве, содействует становлению духовно – нравственной культуры в процессе формирования целостного миропонимания;
  • формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта;
  • активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности ребёнка, побуждает его мыслить самостоятельно, рефлексивно в межкультурном пространстве (поле знаний);
  • побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и  природой;
  • воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор;
  • способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей;
  • воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю;
  • способствовать формированию у обучающихся социальной терпимости.

Универсальные учебные действия (УУД),

формируемые в процессе реализации программы

  1. Личностные результаты:

- дальнейшее обогащение полученных в начальной школе и 5 классе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

-приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

- закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности и через этот опыт – ощущения укорененности в российской социокультурной среде;

- развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.

  1. Предметные результаты:

- развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки (четверки со сменным лидером, в которой каждый ученик становится способным организовать общение в группе и представлять полученный результат классу);

- освоение навыков общения в паре и планомерная системная работа по организации общения в четверках в последующий период.

- системное освоение учащимися социокультурных ценностей на основе активных форм обучения начатое в начальной школе и продолженное в 5 классе.

  1. Метапредметные результаты:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, коллективный проект) и следование этическим нормам и правилам поведения.

IV. Содержательная часть программы

Тема занятия

Содержание

Активные формы

обучения

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ Отечества» (9 ч.)

1

Отечество. (1ч.)

Отечество – земля отцов. Родина – общая Родина – мать многих народов. Необъятные просторы Отечества. Самобытность.

Ресурсный круг

«Для меня Родина – это…»

2

Отечество. (1ч.)

Образы Отечества – единство разнообразия. Святая Русь как обобщенный идеал земного устроения. Цвета Родины. Колокольный звон.

Ресурсный круг

«Признаки единства- разнообразия России»

3

Столица. (1ч.)

Стольный град. Москва первопрестольная. Москва – слово в камне.

Работа в паре

«Столица»

4

Края и земли. Междуречье Волги и Оки. (1ч.)

Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Среднерусская равнина. Образ великого воина-заступника Отечества (князь Александр Невский).

Рисунки

«Мой край».

Мнемотехника.

5

Края и земли. Поморье. (1ч.)

Русский Север – заповедник народной культуры. Северный деревянный храм. Ремесла Севера. Тихие протяжные песни.

Работа по презентации

6

Края и земли. Поволжье. (1ч.)

Поволжье: многоликое и разноязыкое. Волга-матушка. Образы земель торговых, людей, Отчизне преданных и вольницу любящих.

Работа в паре

 «Великие реки России»

7

Края и земли. Новгородская земля и юг России. (1ч.)

Умельцы ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.

Ресурсный круг

«Ремесло»

8

Края и земли. Сибирь. (1ч.)

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг.

Публичное выступление «Мой край»

9

Рубежи и пределы

Граница государства. Рубежи и пределы Отечества. Легенды о запредельном.

Инсценирование

«Рубежи»

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ малой Родины» (12 ч.)

10

Город (1ч.)

Семейство русских городов. Назначение города.

Работа в четверке «Города»

11

Городская среда (1ч.)

Городская среда. Посад. Площади. Улицы. Переулки и дворцы, дворовое братство

Работа по презентации.

12

Кремль. Соборы и храмы (1ч.)

Общественное значение Кремля. Крепостные укрепления, символика стен и башен.

Работа в группе «Храмы города»

13

Памятные места (1ч)

Памятные места: набережная, мосты, сады, Поклонная гора и др.

Просмотр презентации. Обсуждение.

14

Легендарные города. (1ч)

Град Китеж. Города герои России. Городские легенды.

Рассказы детей. Просмотр презентации.  

15

Мой родной город (1ч.)

Нижневартовск – мой родной город. Страницы истории. Богатство Самотлора. Многоликий город.  

Публичное выступление.

16

Деревня (1ч.)

. Образы деревни. Планировка сельского поселения. Деревенская околица.

Ресурсный круг

«Занятия жителей города и деревни»

17

Деревенские угодья. (1ч.)

Древнее правило – строить и жить в ладу с природой.

Работа в подгруппах «В ладу с природой»

18

Трудовые ритмы деревни (1ч.)

Всему свое время. Шумный праздник села. Тишина погоста. Образы сельского храма и часовни.

Ресурсный круг

«Всему свое время»

19

Памятные и приметные места. (1ч.)

Горы в Библии и истории. Остров как знак иного мира. Древо жизни. Образы деревьев.

Работа в группах «Образы»

20

Презентация мини-проекта «Родник. Озеро.» (1ч.)

Творческая или медийная презентация Святых источников. Легенды о родниках. Великие озера. Излучина, лука, Лукоморье.

Публичное выступление

21

Метафоры и аллегории.(1ч.)

 «Метафоры и аллегории»

Конкурс рисунков

«Метафоры и аллегории»

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ времени» (10ч.)

22

Жизненный круг вечности. (1ч.)

Век – вечность. Век – жизнь. Жизненный круг. Первое семилетие.

Ресурсный круг «Жизненный круг»

23

Второе и третье семилетие (1ч.)

Отрочество. Участие в делах семьи. Юность. Овладение трудовыми навыками. Свадьба.

Рассказы детей. Просмотр презентации.  

24

Семилетия зрелости (1ч.)

Отцовство и материнство. Житейский опыт и мудрость. Забота о близких.

Работа группах «Семья»

25

Наказы стариков.  (1ч.)

Пожилые и старые. Хранители устоев и семейного очага.

Ресурсный круг «Мудрость»

26

Годичный круг времени (1ч.)

Год и лето. Год январский, сентябрьский и мартовский.

Мнемотехника.

27

Времена года (1ч.)

Рождество. Святки. Крещение. Масленица. Великий пост. Пасха. Покров.

«Беседа по цепочке». Оформление коллажа.

28

Презентация мини-проекта «Всему свое время» (1ч.)

Одно время года сменяет другое. Жизненный круг. Все приходит в свое время.

Инсценирование

«Всему свое время»

29

Малый круг. Седмица. (1ч.)

Символика седмичного круга. Трудовой ритм недели. Особые седмицы.

Чтение и обсуждение притч, рассказов

 

30

Малый круг: день.(1ч.)

День и час. Час и мгновенье. Полдень и полночь.

Ресурсный круг «Время»

31

Жизненный круг.(1ч.)

«Жизненный круг нашей семьи»

Публичное выступление

IV. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (4ч.)

32

Тренинг «Я – семьянин, гражданин, личность!» (1ч.)

Тренинг общения «Я – семьянин, гражданин, личность!»

Проводится в кругу

33

Анкетирование (1ч.)

Анкетирование «Что интересного или нового я узнал из курса «Истоки»

Итоговая диагностика

34

Презентация мини-проекта «Я люблю Россию» (1ч.)

Творческая или медийная презентация «Я люблю Россию. Я люблю свой край родной»

Публичное выступление.

Мнемотехника.

35

Наша первая книга (1ч.)

Сбор материалов, их комплектование и оформление.

Оформление книги

  1. Календарно-тематический план

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ Отечества» (9 ч.)

1

Отечество. (1ч.)

1

1

-

2

Отечество. (1ч.)

1

1

-

3

Столица. (1ч.)

1

1

-

4

Края и земли. Междуречье Волги и Оки. (1ч.)

1

-

1

5

Края и земли. Поморье. (1ч.)

1

-

1

6

Края и земли. Поволжье. (1ч.)

1

1

-

7

Края и земли. Новгородская земля и юг России. (1ч.)

1

1

-

8

Края и земли. Сибирь. (1ч.)

1

-

-

9

Рубежи и пределы

1

-

-

ИТОГО

9

5

4

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ малой Родины» (12 ч.)

10

Город (1ч.)

1

1

-

11

Городская среда (1ч.)

1

-

1

12

Кремль. Соборы и храмы (1ч.)

1

1

-

13

Памятные места (1ч)

1

-

1

14

Легендарные города. (1ч)

1

-

1

15

Мой родной город (1ч.)

1

-

1

16

Деревня (1ч.)

1

1

-

17

Деревенские угодья. (1ч.)

1

1

-

18

Трудовые ритмы деревни (1ч.)

1

1

-

19

Памятные и приметные места. (1ч.)

1

1

-

20

Презентация мини-проекта «Родник. Озеро» (1ч.)

1

-

1

21

Метафоры и аллегории.(1ч.)

1

-

1

ИТОГО

12

6

6

  1.  МОДУЛЬ «Слово и образ времени» (10ч.)

22

Жизненный круг вечности. (1ч.)

1

1

-

23

Второе и третье семилетие (1ч.)

1

-

1

24

Семилетия зрелости (1ч.)

1

1

-

25

Наказы стариков.  (1ч.)

1

1

-

26

Годичный круг времени (1ч.)

1

1

-

27

Времена года (1ч.)

1

-

1

28

Презентация мини-проекта «Всему свое время» (1ч.)

1

-

1

29

Малый круг. Седмица. (1ч.)

1

1

-

30

Малый круг: день.(1ч.)

1

1

-

31

Жизненный круг. (1ч.)

1

-

1

ИТОГО

10

6

4

  1. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (4ч.)

32

Тренинг «Я – семьянин, гражданин, личность!» (1ч.)

1

-

1

33

Анкетирование (1ч.)

1

-

1

34

Презентация мини-проекта «Я люблю Россию» (1ч.)

1

-

1

35

Наша первая книга (1ч.)

1

-

1

ИТОГО

4

-

4

ВСЕГО

35

19

18

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы «Истоки»

  1. Учебно-методический комплект (УМК) курса «Истоки».

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» была разработана в соответствии с авторской программой И.А.Кузьмин Программа «Социокультурные истоки». На занятиях использовалась учебно-методическая литература по «Истоковедению»:

  • И.А.Кузьмин Программа «Социокультурные истоки» («Перекрёстки эпох», т.2).
  • И.А.Кузьмин, О.А.Бандяк, В.Н.Синицына «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
  • Истоковедение, том 2. Издательский дом «Истоки», 2012 год
  • Учебное пособие «Истоки» «Память и мудрость Отечества» (5 класс). Авторы: Н.В. Котельникова, Н.Б. Красикова, О.И. Мисаилова, Н.Ю.Твардовская. 
  • Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Память и мудрость Отечества» (5 класс). А.В. Камкин. 
  • Учебное пособие «Истоки» «Слово и образ России» (6 класс).
  • Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях (6 класс). Авторы: В.С. Воронцова, М.Ю. Дудкина

Также при разработке программы «Истоки» в лицее в нее были включены:

  • Элементы программы курса "Воспитания нравственных качеств", 2014г. (автор Л.В.Мищенкова).
  • Учитывались методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности гражданина России. Авторы:  Н.В.Казачёнок, Н.В.Шмелёва, 2014г.
  • Применялись  аудиоматериалы «России вижу светлый лик» из серии «Звучащее сердце России»

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы «Истоки» в лицее необходимы следующие материально-технические  ресурсы: рабочая аудитория, компьютер, проектор, аудиоколонки, магнитная доска, интернет, аудио и видеоматериалы.

  1. Список использованной литературы и источников

  1. Рекомендации по применению программы "Социокультурные истоки" в ФГОС основного общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. М.: Изд.дом «Истоки», 2014
  2. Истоковедение т. 2, издание 3-е (доп.). - М.: Изд. дом «Истоки», 2012
  3. Камкин А.В. Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений, изд.2-е, испр.. М.: Изд.дом «Истоки», 2015
  4. Камкин А.В. и др. «Истоки», 6 класс. Рабочая тетрадь.  Части I,II - М.: Изд. дом «Истоки», 2015
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. - М: Просвещение, 2009
  6. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных организаций / Н.В.Казачёнок, Н.В.Шмелёва. – М.: Просвещение, 2014. – (Работаем по новым стандартам).
  7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – 3изд. – М.: Просвещение, 2014 г. – (Серия: Стандарты второго поколения).

Приложение 1

Календарно-тематический план 6А класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

план

факт

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ Отечества» (9 ч.)

1

Отечество. (1ч.)

1

1

-

01.09

2

Цвета и звуки Отечества. (1ч.)

1

1

-

08.09

3

Столица. (1ч.)

1

1

-

15.09

4

Края и земли. Междуречье Волги и Оки. (1ч.)

1

-

1

22.09

5

Края и земли. Поморье. (1ч.)

1

-

1

29.09

6

Края и земли. Поволжье. (1ч.)

1

1

-

06.10

7

Края и земли. Новгородская земля и юг России. (1ч.)

1

1

-

13.10

8

Края и земли. Сибирь. (1ч.)

1

-

-

20.10

9

Рубежи и пределы

1

-

-

27.10

ИТОГО

9

5

4

9

  1. МОДУЛЬ «Я и моя Родина» (8 ч.)

10

Город (1ч.)

1

1

-

10.11

11

Городская среда (1ч.)

1

-

1

17.11

12

Кремль. Соборы и храмы (1ч.)

1

1

-

24.11

13

Памятные места: Слово и образ малой Родины

1

-

1

01.12

14

Легендарные города: Слово и образ малой Родины. (1ч)

1

-

1

08.12

15

Мой родной город (1ч.)

1

-

1

15.12

16

Деревня (1ч.)

1

1

-

22.12

17

Деревенские угодья. (1ч.)

1

1

-

29.12

18

Трудовые ритмы деревни (1ч.)

1

1

-

19.01

19

Презентация мини-проекта «Родник. Озеро» (1ч.)

1

1

-

26.01

20

Памятные и приметные места. (1ч.)

1

-

1

02.02

21

Метафоры и аллегории.(1ч.)

1

-

1

09.02.

ИТОГО

12

6

6

12

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ времени» (10ч.)

22

Жизненный круг вечности. (1ч.)

1

1

-

16.02

23

Второе и третье семилетие (1ч.)

1

-

1

23.02

24

Семилетия зрелости (1ч.)

1

1

-

02.03

25

Наказы стариков.  (1ч.)

1

1

-

09.03

26

Годичный круг времени (1ч.)

1

1

-

16.03

27

Времена года (1ч.)

1

-

1

23.03

28

Презентация мини-проекта «Всему свое время» (1ч.)

1

-

1

06.04

29

Малый круг. Седмица. (1ч.)

1

1

-

13.04

30

Малый круг: день.(1ч.)

1

1

-

20.04

31

Жизненный круг. (1ч.)

1

-

1

27.04

ИТОГО

10

6

4

10

  1. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (4ч.)

32

Тренинг «Я – семьянин, гражданин, личность!» (1ч.)

1

-

1

04.05

33

Анкетирование (1ч.)

1

-

1

11.05

34

Презентация мини-проекта «Я люблю Россию» (1ч.)

1

-

1

18.05

35

Наша первая книга (1ч.)

1

-

1

25.05

ИТОГО

4

-

4

4

ВСЕГО

      35

Календарно-тематический план 6Б класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

план

факт

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ Отечества» (9 ч.)

1

Отечество. (1ч.)

1

1

-

05.09

2

Цвета и звуки Отечества. (1ч.)

1

1

-

12.09

3

Столица. (1ч.)

1

1

-

19.09

4

Края и земли. Междуречье Волги и Оки. (1ч.)

1

-

1

26.09

5

Края и земли. Поморье. (1ч.)

1

-

1

03.10

6

Края и земли. Поволжье. (1ч.)

1

1

-

10.10

7

Края и земли. Новгородская земля и юг России. (1ч.)

1

1

-

17.10

8

Края и земли. Сибирь. (1ч.)

1

-

-

24.10

9

Рубежи и пределы

1

-

-

07.11

ИТОГО

9

5

4

9

  1. МОДУЛЬ ««Я и моя Родина» (8 ч.)

10

Город (1ч.)

1

1

-

14.11

11

Городская среда (1ч.)

1

-

1

21.11

12

Кремль. Соборы и храмы (1ч.)

1

1

-

28.11

13

Памятные места: Слово и образ малой Родины

1

-

1

05.12

14

Легендарные города: Слово и образ малой Родины. (1ч)

1

-

1

12.12

15

Мой родной город (1ч.)

1

-

1

19.12

16

Деревня (1ч.)

1

1

-

26.12

17

Деревенские угодья. (1ч.)

1

1

-

16.01

18

Анкетирование (1ч.)

1

-

1

23.01

19

Трудовые ритмы деревни (1ч.)

1

1

-

30.01

20

Памятные и приметные места. (1ч.)

1

1

-

06.02

21

Презентация мини-проекта «Родник. Озеро» (1ч.)

1

-

1

13.02

22

Метафоры и аллегории.(1ч.)

1

-

1

20.02

ИТОГО

13

6

6

13

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ времени» (10ч.)

23

Жизненный круг вечности. (1ч.)

1

1

-

27.02

24

Второе и третье семилетие (1ч.)

1

-

1

06.03

25

Семилетия зрелости (1ч.)

1

1

-

13.03

26

Наказы стариков.  (1ч.)

1

1

-

20.03

27

Годичный круг времени (1ч.)

1

1

-

03.04

28

Времена года (1ч.)

1

-

1

10.04

29

Презентация мини-проекта «Всему свое время» (1ч.)

1

-

1

17.04

30

Малый круг. Седмица. (1ч.)

1

1

-

24.04

31

Малый круг: день.(1ч.)

1

1

-

01.05

32

Жизненный круг. (1ч.)

1

-

1

08.05

ИТОГО

10

6

4

10

  1. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (4ч.)

33

Тренинг «Я – семьянин, гражданин, личность!» (1ч.)

1

-

1

15.05

34

Презентация мини-проекта «Я люблю Россию» (1ч.)

1

-

1

22.05

35

Наша первая книга (1ч.)

1

-

1

29.05

ИТОГО

3

-

3

3

ВСЕГО

      35

Календарно-тематический план 6 В класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

план

факт

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ Отечества» (9 ч.)

1

Отечество. (1ч.)

1

1

-

02.09

2

Цвета и звуки Отечества. (1ч.)

1

1

-

09.09

3

Столица. (1ч.)

1

1

-

16.09

4

Края и земли. Междуречье Волги и Оки. (1ч.)

1

-

1

23.09

5

Края и земли. Поморье. (1ч.)

1

-

1

30.09

6

Края и земли. Поволжье. (1ч.)

1

1

-

07.10

7

Края и земли. Новгородская земля и юг России. (1ч.)

1

1

-

14.10

8

Края и земли. Сибирь. (1ч.)

1

-

-

21.10

9

Рубежи и пределы

1

-

-

28.10

ИТОГО

9

5

4

9

  1. МОДУЛЬ ««Я и моя Родина» (8 ч.)

10

Город (1ч.)

1

1

-

11.11

11

Городская среда (1ч.)

1

-

1

18.11

12

Кремль. Соборы и храмы (1ч.)

1

1

-

25.11

13

Памятные места: Слово и образ малой Родины

1

-

1

02.12

14

Легендарные города: Слово и образ малой Родины. (1ч)

1

-

1

09.12

15

Мой родной город (1ч.)

1

-

1

16.12

16

Деревня (1ч.)

1

1

-

23.12

17

Деревенские угодья. (1ч.)

1

1

-

13.01

18

Трудовые ритмы деревни (1ч.)

1

1

-

20.01

19

Памятные и приметные места. (1ч.)

1

1

-

27.01

20

Презентация мини-проекта «Родник. Озеро» (1ч.)

1

-

1

03.02

21

Метафоры и аллегории.(1ч.)

1

-

1

10.02

ИТОГО

12

6

6

12

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ времени» (10ч.)

22

Жизненный круг вечности. (1ч.)

1

1

-

17.02

23

Второе и третье семилетие (1ч.)

1

-

1

24.02

24

Семилетия зрелости (1ч.)

1

1

-

03.03

25

Наказы стариков.  (1ч.)

1

1

-

10.03

26

Годичный круг времени (1ч.)

1

1

-

17.03

27

Времена года (1ч.)

1

-

1

24.03

28

Презентация мини-проекта «Всему свое время» (1ч.)

1

-

1

07.04

29

Малый круг. Седмица. (1ч.)

1

1

-

14.04

30

Малый круг: день.(1ч.)

1

1

-

21.04

31

Жизненный круг. (1ч.)

1

-

1

28.04

ИТОГО

10

6

4

10

  1. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (4ч.)

32

Тренинг «Я – семьянин, гражданин, личность!» (1ч.)

1

-

1

05.05

33

Анкетирование (1ч.)

1

-

1

12.05

34

Презентация мини-проекта «Я люблю Россию» (1ч.)

1

-

1

19.05

35

Наша первая книга (1ч.)

1

-

1

26.05

ИТОГО

4

-

4

4

ВСЕГО

      35

Календарно-тематический план 6Г класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

план

факт

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ Отечества» (9 ч.)

1

Отечество. (1ч.)

1

1

-

01.09

2

Цвета и звуки Отечества.  (1ч.)

1

1

-

08.09

3

Столица. (1ч.)

1

1

-

15.09

4

Края и земли. Междуречье Волги и Оки. (1ч.)

1

-

1

22.09

5

Края и земли. Поморье. (1ч.)

1

-

1

29.09

6

Края и земли. Поволжье. (1ч.)

1

1

-

06.10

7

Края и земли. Новгородская земля и юг России. (1ч.)

1

1

-

13.10

8

Края и земли. Сибирь. (1ч.)

1

-

-

20.10

9

Рубежи и пределы

1

-

-

27.10

ИТОГО

9

5

4

9

  1. МОДУЛЬ ««Я и моя Родина» (8 ч.)

10

Город (1ч.)

1

1

-

10.11

11

Городская среда (1ч.)

1

-

1

17.11

12

Кремль. Соборы и храмы (1ч.)

1

1

-

24.11

13

Памятные места: Слово и образ малой Родины

1

-

1

01.12

14

Легендарные города: Слово и образ малой Родины. (1ч)

1

-

1

08.12

15

Мой родной город (1ч.)

1

-

1

15.12

16

Деревня (1ч.)

1

1

-

22.12

17

Деревенские угодья. (1ч.)

1

1

-

29.12

18

Трудовые ритмы деревни (1ч.)

1

1

-

19.01

19

Памятные и приметные места. (1ч.)

1

1

-

26.01

20

Презентация мини-проекта «Родник. Озеро» (1ч.)

1

-

1

02.02

21

Метафоры и аллегории.(1ч.)

1

-

1

09.02.

ИТОГО

12

6

6

12

  1. МОДУЛЬ «Слово и образ времени» (10ч.)

22

Жизненный круг вечности. (1ч.)

1

1

-

16.02

23

Второе и третье семилетие (1ч.)

1

-

1

23.02

24

Семилетия зрелости (1ч.)

1

1

-

02.03

25

Наказы стариков.  (1ч.)

1

1

-

09.03

26

Годичный круг времени (1ч.)

1

1

-

16.03

27

Времена года (1ч.)

1

-

1

23.03

28

Презентация мини-проекта «Всему свое время» (1ч.)

1

-

1

06.04

29

Малый круг. Седмица. (1ч.)

1

1

-

13.04

30

Малый круг: день.(1ч.)

1

1

-

20.04

31

Жизненный круг. (1ч.)

1

-

1

27.04

ИТОГО

10

6

4

10

  1. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ (4ч.)

32

Тренинг «Я – семьянин, гражданин, личность!» (1ч.)

1

-

1

04.05

33

Анкетирование (1ч.)

1

-

1

11.05

34

Презентация мини-проекта «Я люблю Россию» (1ч.)

1

-

1

18.05

35

Наша первая книга (1ч.)

1

-

1

25.05

ИТОГО

4

-

4

4

ВСЕГО

      35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...