Исследовательская работа "Формирование интереса к предмету история"
учебно-методический материал по истории

Ковшова Анастасия Сергеевна

Формирование интереса к предмету история 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ПРАВА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬКОЕ ЗАДАНИЕ:

«Воспитательные аспекты обучения по предмету «история»»

Выполнила:

студентка

Ковшова Анастасия Сергеевна

Факультет: исторический

Группа: ОФ-505-077-5-1

Проверила:

Фурен Лина Ефимовна

Челябинск 2020

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-4

Анализ анкет………………………………………………………………..5-8

Анализ уроков и внеклассного занятия…………………………………..9-13

Выводы……………………………………………………………………….14

Литература…………………………………………………………………...15

Введение

Довольно часто мы слышим от учеников такие фразы: «Мне не нравится история, это не интересно, сплошные даты и таблицы.», «Зачем мне учить историю, если я не буду сдавать её?». Бывает даже такое, что ученики говорят: «История не такой важный предмет.». Для большинства детей события ничего не значат, у других вызывают сомнения в своей достоверности. Слыша данные фразы, сразу же возникает вопрос: кто же виноват в данной ситуации? Почему у детей отношение такое к предмету? Быть может дело в учителе, в том, как он преподает и относится к своей работе и труду?
Безусловно, знать наше историческое прошлое необходимо, ведь это так важно в жизни каждого человека. История обогащает, и духовную, и моральную сторону жизни. В городах и странах, в которых мы проживаем бесконечное множество интересного и важного, что, конечно же, необходимо знать, ведь кто, если не наше и будущее поколение сохранит эту огромную значимую память для всего мира. Ведь история каждой страны и каждого народа по-своему уникальная и заслуживает особого внимания. Если уже пошла речь, о будущем, то необходимо отметить, что молодое поколение должно интересоваться историей своего государства. Это поможет избежать страшных и ненужных ошибок, а кроме того развитию государства. Можно заглянуть в прошлое, здесь мы увидим, что многим простым людям, государственным деятелям и даже огромным государствам не всегда удавалось избежать серьезных ошибок, поражений и потерь. Но благодаря, сохранившимся знаниям в  истории, современные лидеры, да и вообще общество в целом, имеют возможность перенять мудрость гениальных предводителей тех времен, вспомним, даже Александра Македонского, Петра I и Михаила Кутузова, у нас есть прекрасная возможность научиться у этих великих людей стойкости, уверенности и целеустремленности. В наше время, мы порой даже не замечаем, сколько современных изобретений нас окружает. Но разве они были бы открыты, если бы не история? Да даже многие современные медицинские препараты, большинство из них имеют очень давнее происхождение. Ведь если бы не хранились огромные знания об этих научных достижениях, каждое изобретение и открытие приходилось бы начинать с нуля снова и снова, а общество бы не двигалось вперед. История позволяет нам рассмотреть различные события с разных точек зрений, увидеть, как она изучалась, как открывались новые знания, значимые для нашей страны и мира в целом. Мы можем увидеть не только одну версию объяснения исторического прошлого, а несколько, что позволяет проанализировать и самостоятельно прийти к личному мнению по тому или иному вопросу. Безусловно, нужно критически относиться к изучению предмета, ведь довольно часто авторы отображают неточные факты и события прошлого, преувеличивают их или искажают, поэтому необходимо постоянно переосмысливать прочитанное, сравнить с более достоверными источниками, чтобы не допустить разочарования в предмете.

История до сих пор хранит в себе огромное количество загадок, которые и в наше время остались не изучены или же не доказаны научно, а ведь именно это и стимулирует многих людей к изучению данного предмета. Историки по сегодняшний день ищут ответы на волнующие вопросы, и довольно часто совершают все новые и новые открытия. Наша задача, как будущих учителей истории, так представить предмет, таким образом продемонстрировать ту значимость и важные неразгаданные тайны исторического прошлого, чтобы у учеников было огромное желание спешить на уроки за новыми знаниями о интересных и важных событиях. Мы должны донести до детей, почему так важно знать историю своего края, страны и мира. Нам важно научить детей помнить и гордиться своим прошлым и своим народом. Например, подвиги героев Великой Отечественной войны, ведь именно им мы обязаны за нашу мирную жизнь, чистое небо над головой. Зная историю наших героех, мы воспитываем в себе патриотизм, учимся уважать и ценить столько важное прошлое. Порой дети даже не могут назвать партизанов и те великие подвиги, которые они совершали, ради нашей сегодняшней светлой и мирной жизни, а ведь это имеет огромное значение для нашей страны, наша память, наши знания. Пока мы помним, пока мы чтим, героев отдававших свои жизни в беспощадной схватке с врагом, они живы.

Именно поэтому так важно, уже начиная с 5 класса, формировать не только у детей интерес к истории, не только стремиться, к тому, чтобы наш предмет был интересен. А также с помощью различных примеров, героических подвигов и великих заслуг людей, которые сыграли большую роль в истории нашей  страны и мира, воспитывать чувство долга, патриотизма, уважение к нашему огромному и значимому прошлому.

Анализ анкет

Для учеников 9 класса, я подготовила анкету, состоящую из нескольких вопросов, с помощью которых можно было выяснить, сформирован ли интерес к истории. Всего детей 11 человек, 5 из  которых мальчики и 6 девочки. После анализа анкет, у меня получились такие результаты:

Первый вопрос звучал так: «Нужно ли изучать историю?». Почти весь класс ответил, что да, действительно знать предмет история необходимо, лишь один ученик, ответил вариант, что затрудняется ответить. Анализ первого вопроса показал, что у учеников сформировано личное мнение о значимости и важности истории.

В данном вопросе, ученики самостоятельно приводили примеры, почему же так важно изучать предмет «история». Многие из опрошенных ответили, что необходимо знать историю, так как мы должны помнить подвиги героев Великой Отечественной войны, это действительно так, потому что именно наша память позволяет гордиться и чтить Великую Победу русских солдат и всего нашего государства. 30 % ученикам интересна история. Порадовало в ответах, что 20% ответили, что история необходима, для того, чтобы избежать ошибок прошлого. Лишь 10% отметили, что исторические знания необходимо передать следующему поколению, ведь наша огромная задача не утратить историческое прошлое и  отправить его пополняться в будущее.

В третьем вопросе нужно было ответить, насколько хорошо ученики знают предмет история. Всего 9% ответили, что знают хорошо, больше половины класса, отметили, что немного владеют знаниями по истории, и 18% честно признались, что почти ничего не знают. Данная диаграмма позволяет сделать вывод, что ученики, несмотря на то, что видят большую значимость в изучении истории, но не владеют достаточными знаниями, либо знают поверхностно исторические события и факты.

Далее следовал вопрос, кто же из исторических деятелей современности и прошлого восхищает учеников 9 класса и почему именно данный деятель. Два человека ответили, что не восхищает никто, а большая написали, что Петр I, так как он был очень смелым, трудолюбивым, любознательным, смог в короткие сроки сделать мощнейший для России флот, кроме того сам трудился нам его создание вместе с простыми работникам. 10% отметили, что восхищены деятельностью Екатерины II, но не обосновали почему именно она. Три человека ответили, что партизаны Великой Отечественной войны, так как они были смелыми, отважными. Один из учеников, написал, что современному поколению стоило бы научиться мужеству у этих молодых людей, некоторые из которых были такие же школьники, как и мы сейчас.

Заключительный вопрос в анкете звучал так: «Оказывает ли предмет история воспитательное воздействие?». Лишь один ученик в классе, ответил, что история не оказывает воспитательное воздействие. Остальные же написали, что оказывает. Среди примеров, чаще всего встречались, были партизаны Великой Отечественной войны, подвиги которых могут стимулировать каждого ребенка к героизму и восхищению. Один ученик привел в пример Суворова, назвав которого отважным и что можно поучиться его смелости. Двое также написали про Петра I, прокомментировав, что можно воспитывать в себе такое же трудолюбие и тягу к новым знаниям.

Проанализировав все анкеты, можно сделать вывод, что подросткам любопытно изучать многие события, они рвутся к знаниям. Ученики могут привести достаточно большое количество примеров героев и исторических деятелей, у которых они бы могли поучиться многим качествам, ребята уверены, что история несет в себе воспитательный характер. Нам, как будущим учителям, очень важно заострять внимание на исторических личностях, говорить об их заслугах, о том, как они шли упорным трудом к определенной цели, чтобы дети видели, какой необходимо пройти сложный путь, для того, чтобы достичь чего-либо.

Анализ уроков и внеклассного занятия

Педагогическую практику я проходила в Масловской СОШ, на девятых классах, преподавая историю и право, я сразу поставила перед собой задачу для повышения интереса к предмету история у учеников – путем различных приемов и методов преподавания. Кроме того, необходимо было продемонстрировать ученикам, какой воспитательный характер таит в себе предмет история. В данном возрасте наблюдается то, как у многих подростков снижается внутренний интерес не только к предметам истории, но к школе в целом, происходит «внутренний отход от школы». Это происходит потому, что у учеников меняются интересы, взгляды, круг общения, школа перестает быть центром их духовной жизни. Подростковый возраст проходить по-разному, поэтому в тоже время, бывает такое, что они ученики становятся готовы ко всем видам учебной деятельности, будучи уверены, что это делает их взрослее, для самих себя. Подростков привлекают самостоятельные формы организаций занятий на уроке, поиск пути решения по тому или иному вопросу, сложный учебный материал, который позволяет самому ученику строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Огромная задача учителей развивать эту способность учеников, их самостоятельность, но при этом контролировать, в правильном ли русле двигаются подростки, а кроме того сопровождать обучение различными приёмами, которые смогут воспитывать будущее поколение.

На своих же уроках, я использовала разные формы для работы с учениками. Самый распространённый метод обучения, применяемый мной,  это была групповая или парная  работа, так как именно таким образом ученики смогут сообща извлекать из источников нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников и рабочих тетрадей. Для эмоционального воздействия на детей, мною был использован такой метод, как театрализация, для того, чтобы ученики могли погрузиться в тему урока, ярче представить картину, например США в эпоху «Позолоченного века», также для того, чтобы подростки смогли самостоятельно извлекать информацию из прослушанных текстов.  

Почти на каждом уроке, я давала возможность ученикам самостоятельно поразмышлять, над различными вопросами, а также пытаться подвести итоги. Например, один из приемов был, это «пояснить цитату» или «прокомментируйте эпиграф», где ученикам было представлено выражение по теме урока и его необходимо было объяснить, таким образом, подростки учатся кратко формулировать свои мысли, слушать друг друга и извлекать необходимую информацию. Также, довольно часто, задавался ученикам вопрос: «Согласны ли вы с этим утверждением?», кроме того, нужно было ответить не только «Да или нет», но и почему вы так считаете. Данный прием, также позволял ученикам высказывать свое мнение и аргументировать ответ, используя уже имеющиеся знания.

Так как в этом году мы проходили практику на старших классах, по совету и рекомендациям учителя истории, я попробовала провести урок  в форме «круглого стола», за несколько занятий до проведения, мы с учащимися обсуждали будущую тему нашего урока. Составляя вопросы, мы вместе с учителем истории обсудили их с учениками 9 класса, чтобы у них была возможность подготовиться. Тема была : «Проблема рабства США до середины XIX века». Урок несмотря на небольшие нюансы, прошел хорошо, ученики активно работали, им было интересно, многие даже предложили свои личные варианты того, как бы на тот момент могли решить проблему рабства в США. Такая форма работы требует огромной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учеников, но результат стоит того, так как дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, строить логическое рассуждение, а кроме того выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Для того, чтобы дополнить и доказать сущность событий в своем рассказе во время урока, я использовала исторические документы, которые были или сразу представлены в учебнике, или специально подобранные мной в раздаточном материале. Ученикам необходимо было их прочитать и ответить на вопросы. Довольно часто в исторических документах встречаются слова, значения которых подростки еще не знают, поэтому можно использовать документ в сочетании с текстом учебника, где представлено определение того или иного понятия. Также для того, чтобы представить, как проходило какое- либо важное событие, я использовала работу с документом  совместно с подходящей к нему иллюстрацией, чаще всего она была представлена в учебнике.

Изучение любого военного действия, да и вообще какого-либо государства невозможно без обращения к исторической карте. Мы должны демонстрировать границы государства, просить учеников повторить их на контурной карте. Для того, чтобы ученикам было легче запоминать военные походы, я использовала прием «оживление карты», во время изучения Крымской войны, размещая на карте большими цветными стрелками движение и знаком огня столкновения войск. Кроме того, я применяла историческую карту в сочетании с иллюстрацией. Во время изучения государства, мы рассматривали  экономическое положение, а на иллюстрации в учебнике был представлен завод тяжелой промышленности, ученикам необходимо было найти районы, где происходит добыча сырья для предприятий, а затем отметить их на контурной карте. Данный прием использовался для того, чтобы ученикам было легче запомнить одновременно и расположение государства и уровень его экономического развития.

На своих уроках, обычно для того, чтобы погрузить в тему, я использовала художественную литературу, а чтобы, у учеников была возможность ярче представить картину, то на экране в это время было слайд-шоу, в котором присутствовали изображения и иллюстрации, подсказывающие, какое же государство нам предстоит изучать на уроке. Данный прием, использовался во время изучения темы «Франция: Вторая империя и Третья республика». Также можно в данный прием включить музыкальное сопровождение, таким образом можно эмоционально воздействовать на учеников. Кроме того, во время уроков истории, могут использоваться литерные источники свидетелей или участников, изучаемых событий, чтобы доказать ученикам правдивость исторических фактов, также для создания картины быта или же общественных отношений.

Когда на уроках мы рассказываем о каком-либо политическом деятеле, невозможно повествование без его изображения. Во время прохождения темы «Великобритания до Первой Мировой войны», мы рассматривали портрет королевы Виктории. После появление изображения королевы на экране, перед тем как начать повествование, я задала вопрос ученикам: «Какое впечатление у вас вызывает данный портрет?». Подростки высказали свое мнение, в основном это было: «властная», «самоуверенная», «добрая», «серьезная». После моего описания и представления кто же это изображен, ученикам было дано задание поработать с текстом учебника, и выяснить какой же вклад внесла королева Виктория  в развитие своего государства. Данный прием называется «использование иллюстрации в сочетании учебником». Во время такой работы учатся самостоятельно извлекать нужную информацию из текста, кроме того, таким образом, полученная информация запоминается лучше.

На каждом уроке, по возможности, необходимо проводить рефлексию, она может проводиться на любом этапа урока, на своих уроках, я обычно проводила в конце, чтобы выяснить, что ученики узнали на сегодняшнем занятии, как работали, что удивило, полезны ли полученные знание, проследить настроение. Кроме того это позволит выяснить, где возникли трудности на уроке или какие остались вопросы. Во время рефлексии каждый ученик сможет себя оценить, а также высказаться по поводу своей работы во время урока, также и сам учитель сможет понять и проанализировать активность учеников

Во время педагогической практики, необходимо было провести воспитательное мероприятие. Тема моего мероприятия была посвящена третьему декабря, «Дню неизвестного солдата», а называлось «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!». Целью было познакомить учащихся с государственным праздником. Среди задач, которые ставились перед мероприятием были:

  1. сообщить информацию об истории возникновения праздника  
  2. формировать гражданско-патриотические чувства  
  3. развивать познавательную активность.

Перед началом уроков и, а затем на следующих переменах до мероприятия с 9 классом мы организовали почетный караул, который был размещен возле кабинета. На доске памяти мы разместили надпись: «День неизвестного солдата», и нарисовали вечный огонь, а по обе стороны стояли ученики 9 класса, с отличительными красными повязками на локте, на почетном карауле, отдавая честь погибшим героям Великой Отечественной войны. Таким образом, я попыталась уже сначала уроков настроить учеников на серьезное мероприятие. Заранее ученики, проявившие желание поучаствовать в внеклассном занятии получили стихотворения, которые необходимо было выучить. По совету классного руководителя мы также задействовали ученицу, которая занимается вокалом.  

Во время мероприятия после вступительного моего слова и слова второго ведущего, свое выступление начала ученица 9 класса, она исполнила песню «Закаты алые», а в это время на экране шел видеоряд фотографий военных лет. Таким образом, ученики эмоционально настроились на важное и значимое мероприятие.

Для того чтобы учеников познакомить с данным знаменательными событием, я начала краткое повествование об этой важной дате. Далее было дано задание ученикам выяснить из раздаточного материала, с какого события стал отмечаться этот день. Путем самостоятельного поиска информации, затем её воспроизведения, ученикам гораздо легче запомнить полученный материал, кроте того подростки учатся анализировать и выделять главное в тексте.

В ходе нашего внеурочного занятия ученицы 9 класса прочитали под медленную музыку стихотворение М. Лисяцкого «Песня неизвестному солдату». Данное выступление позволило эмоционально воздействовать на учеников, с помощью данного приема ученики смогли представить страшные события военных лет, необходимо было продемонстрировать ребятам, как важно помнить солдат, знать их имена, которые так старательно отдавали свои жизни за наш сегодняшний светлый мир.

После мероприятия ученики задавали большое количество вопросов, некоторые даже приводили примеры, того, как их прадеды воевали, какие подвиги совершали и какие получили награды. Эмоции после мероприятия и вопросы ребят говорят о том, что внеурочное занятие было достаточно интересным и познавательным. В ходе своей дальнейшей деятельности я бы хотела чаще проводить такие мероприятия, которые будут посвящены знаменательным датам и событиям, так как порой ученики не знают, какой праздник отмечается, как он вошел в историю, и почему ему отводится такое значение. Кроме того, данное занятие позволяет воспитывать в учениках чувство патриотизма, любви к Родине к Отечеству. Ребята начинают понимать, как важно, чтобы каждого героя, каждого солдата помнили, знали его имя и знали за что он воевал, за что отдавал свою жизнь.

Вывод

После проведенного исследования, хотелось бы сделать вывод, что учителям истории, важно не просто разнообразить уроки, а сделать их такими, чтобы дети расширили свои знания, научились понимать предмет, сформировали важнейшие компетенции. Кроме того наша задача, не только формировать интерес у школьников к изучению истории, а также во время рассказа о великих деятелях, об огромных достижениях наших предков, о героях войн, воспитывать учеников.

История как предмет, дает нам возможность формировать у учеников различные качества, воспитывать их, оказывать огромное воздействие на формирующуюся личность. Поэтому, нам как учителям истории необходимо помогать ребятам формировать представление о себе, о своих возможностях. Нам важно постоянно указывать примерами на людей, которые благодаря своей силе воле, трудолюбию добились успеха, сделали огромный вклад в развитие нашей страны и мира в целом. Демонстрировать подвиги партизанов и солдат, которые рисковали своей жизнью, ради нашего мира, ради чистого неба над головой, тем самым формируя чувство патриотизма и ответственности. Предмет история настолько обширен, что в нем будет большое количество примеров, которые бы стимулировали учащихся к самосовершентсву. Каждый урок может нести в себе воспитательные аспекты, а наша задача заострять на них внимание, с помощью различных приемов и методов преподавания.

Литература

  1. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории. - Великий Новгород, 2007.
  2. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г
  3. В.И. Вернадский. Мысли о современном значении истории знаний от 19.02.03
  4. М. Т. Студёникин. Методика преподавания история в школе/ - , 2004 г.
  5. Историко-культурный стандарт // [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения 23.09.2016)
  6. Обучение истории и обществознанию: средства ценностно-коммуникативной направленности. Методическое пособие / Под ред. Л.П. Разбегаевой. Волгоград, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерес к личности учителя как средство активизации интереса к предмету

Профессия педагог - особенная. Это те люди, вокруг которых постоянно вращается большое количество коллег, родителей и детей. Без интереса к личности учителя не может быть и интереса к предмету....

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...

эссе доклад «Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»

laquo;Проектная деятельность как средство повышения познавательного интереса обучающихся к предмету история»...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...