РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
материал по истории по теме

Сергей Анатольевич Бабынин

актуальный педагогический опыт за последние 3 года работы в системе НПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл APO_babynin.rar85.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональное училище №16

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

                                  Бабынин Сергей Анатольевич,

                                                 преподаватель истории и обществознания

                                       ГОУ НПО ПУ №16    г. Строитель          

                Яковлевского района  Белгородской области.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ  КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

/Выступление на методическом совете ГОУ НПО ПУ №16 06.04.2010г./

Строитель

2010

«Вот мой род занятий: быть самим собой; верно служить тому, кто мне доверится; любить того, кто честен; знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит…драться, когда нет другого выхода».

                                                                                             /В.Шекспир/

Содержание:

 I. Информация об опыте………………………………………………..3

            1.1  Условия становления опыта.

            1.2  Методика выбора оптимальных решений.

            1.3  Педагогические противоречия.

            1.4 Теоретическая база опыта.

II. Технология опыта…………………………………………………….7

2.1 Цель и задачи опыта.                                                                                           2.2 Приёмы, формы и методы реализации опыта.

III. Результативность…………………………………………………….10

IV. Библиографический список…………………………………………17  

 V.Приложения…………………………………………………………...18

I. раздел:

«Знание возникает на основе не заучивания,

а самостоятельного размышления над фактами, а мышление развивается в результате  систематической переработки  конкретных фактов и идей»

                                                                    /Н.Г. Дайри/

II. раздел:

«Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, а уже потом  научить - вот в чем суть педагогического мастерства».

                                                            /В.Ф.Шаталов/   

        III. раздел:

«Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

                                                        / К.Д.Ушинский/

I.  Информация об опыте.

Накопление опыта происходило постепенно, в течение многих лет работы, но временем формирования и развития  конкретной идеи можно считать последние три года  преподавания  истории и обществознания в ГОУ НПО ПУ №16  г. Строитель.

  1. Разработка методов личностно ориентированного обучения.

Способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.

  1. Разработка теории  развития познавательной активности учащихся.

 Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, познавательной деятельности.    

  1. Изучение теории интерпретаций.

Знакомство с различными версиями оценок исторических явлений.

В процессе освоения исторического содержания посредством обсуждения, толкования фактов и доказательств, складываются личностные смыслы, способы объяснения мира и, как результат – самостоятельность мышления.      

  1. Развитие  теории полифоничного мышления.

В повествовании о прошлом не бывает одного единственного, правильного голоса, все голоса важны, их надо уметь и захотеть услышать; наконец, такая «разная», многомерная история формирует альтернативное сознание.

  1. Выработка алгоритмов разрешения педагогических  противоречий.

А) основные трудности при организации учебного процесса, самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;

Б) выработать определённую систему организации учебной работы учащихся, чтобы разрешить данные противоречия.  

Вывод: актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

II. Технология опыта.

Цель: Способствовать развитию познавательной активности и интереса, учащихся к   предмету «История» посредством организации и оптимизации их самостоятельной работы на учебном занятии.

Задачи:

  1. организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания;
  2. создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять деятельность по добыванию и систематизации знаний, отрабатывая умения и навыки;
  3. способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственностью и способной к самореализации.

«Механизмы» реализации опыта.

Развитие полярно-структурного метода.

Противоположности рассматриваются не как нечто жестко очерченное, а скорее как импрессионистский образ. Этот метод позволяет видеть не только полярные позиции, но весь спектр оценок между этими полюсами, и представить историю более полной, объемной, многокрасочной.

Включает три этапа:

  1. Информационный / вербальный метод/.
  2. Углубление основных проблемных вопросов изучаемой темы.
  3. Итоги самостоятельной работы.

Основные формы организации учебного занятия и алгоритм их проведения.

  1. Пассивные /лекция и её классификация/.
  2. Активные / семинар/.
  3. Интерактивные /проект, диспут/.

Эффективные формы  организации самостоятельной учебной работы на учебном занятии.

  1. Работа с учебником.
  2. Работа с документами.
  3. Практические и лабораторные работы.
  4. Работа с картой.
  5. Подготовка докладов и рефератов.

Описание метода эвристической беседы. 

- формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца;

- ученик определяет сам пути решения проблемного задания и находит их, опираясь на знания, необходимые для решения задания.

III. Результативность.

Формируются и развиваются основные умения и навыки учащихся в работе с:  

Дополнительной и справочной литературой, СМИ, Интернет-ресурсами и другими источниками информации.

В результате чего:

  1. стимулируется процесс познания;
  2. развивается и повышается уровень и качество знаний;
  3. развивается инициатива, трудолюбие, сообразительность;
  4. развивается эмоционально-волевая сфера учащихся;
  5. формируется оптимистично-позитивное отношение к учёбе;
  6. развиваются аспекты сотрудничества учителя и учащихся.

Вывод: учителем создаются условия формирования конкурентоспособной личности учащегося, способного самостоятельно работать с информацией, умеющего разбираться в общественно-политической ситуации, не боящегося принимать ответственные решения.

IV. Библиографический список.

V. Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим ...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ....

Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка

Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня  в  процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету,  а так же предо...

Витагенное обучение как средство активизации познавательного интереса к предмету

 Презентация "Витагенное обучение как средство повышения познавательного интереса к предмету" была представлена на НПК "Перспективные технологии тв профильном обучении" как итог работы не ...

Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источникам...