РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
материал по истории по теме
актуальный педагогический опыт за последние 3 года работы в системе НПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
APO_babynin.rar | 85.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное училище №16
АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель
Яковлевского района Белгородской области.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
/Выступление на методическом совете ГОУ НПО ПУ №16 06.04.2010г./
Строитель
2010
«Вот мой род занятий: быть самим собой; верно служить тому, кто мне доверится; любить того, кто честен; знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит…драться, когда нет другого выхода».
/В.Шекспир/
Содержание:
I. Информация об опыте………………………………………………..3
1.1 Условия становления опыта.
1.2 Методика выбора оптимальных решений.
1.3 Педагогические противоречия.
1.4 Теоретическая база опыта.
II. Технология опыта…………………………………………………….7
2.1 Цель и задачи опыта. 2.2 Приёмы, формы и методы реализации опыта.
III. Результативность…………………………………………………….10
IV. Библиографический список…………………………………………17
V.Приложения…………………………………………………………...18
I. раздел:
«Знание возникает на основе не заучивания,
а самостоятельного размышления над фактами, а мышление развивается в результате систематической переработки конкретных фактов и идей»
/Н.Г. Дайри/
II. раздел:
«Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, а уже потом научить - вот в чем суть педагогического мастерства».
/В.Ф.Шаталов/
III. раздел:
«Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
/ К.Д.Ушинский/
I. Информация об опыте.
Накопление опыта происходило постепенно, в течение многих лет работы, но временем формирования и развития конкретной идеи можно считать последние три года преподавания истории и обществознания в ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель.
- Разработка методов личностно ориентированного обучения.
Способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.
- Разработка теории развития познавательной активности учащихся.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, познавательной деятельности.
- Изучение теории интерпретаций.
Знакомство с различными версиями оценок исторических явлений.
В процессе освоения исторического содержания посредством обсуждения, толкования фактов и доказательств, складываются личностные смыслы, способы объяснения мира и, как результат – самостоятельность мышления.
- Развитие теории полифоничного мышления.
В повествовании о прошлом не бывает одного единственного, правильного голоса, все голоса важны, их надо уметь и захотеть услышать; наконец, такая «разная», многомерная история формирует альтернативное сознание.
- Выработка алгоритмов разрешения педагогических противоречий.
А) основные трудности при организации учебного процесса, самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;
Б) выработать определённую систему организации учебной работы учащихся, чтобы разрешить данные противоречия.
Вывод: актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учеников.
II. Технология опыта.
Цель: Способствовать развитию познавательной активности и интереса, учащихся к предмету «История» посредством организации и оптимизации их самостоятельной работы на учебном занятии.
Задачи:
- организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания;
- создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять деятельность по добыванию и систематизации знаний, отрабатывая умения и навыки;
- способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственностью и способной к самореализации.
«Механизмы» реализации опыта.
Развитие полярно-структурного метода.
Противоположности рассматриваются не как нечто жестко очерченное, а скорее как импрессионистский образ. Этот метод позволяет видеть не только полярные позиции, но весь спектр оценок между этими полюсами, и представить историю более полной, объемной, многокрасочной.
Включает три этапа:
- Информационный / вербальный метод/.
- Углубление основных проблемных вопросов изучаемой темы.
- Итоги самостоятельной работы.
Основные формы организации учебного занятия и алгоритм их проведения.
- Пассивные /лекция и её классификация/.
- Активные / семинар/.
- Интерактивные /проект, диспут/.
Эффективные формы организации самостоятельной учебной работы на учебном занятии.
- Работа с учебником.
- Работа с документами.
- Практические и лабораторные работы.
- Работа с картой.
- Подготовка докладов и рефератов.
Описание метода эвристической беседы.
- формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца;
- ученик определяет сам пути решения проблемного задания и находит их, опираясь на знания, необходимые для решения задания.
III. Результативность.
Формируются и развиваются основные умения и навыки учащихся в работе с:
Дополнительной и справочной литературой, СМИ, Интернет-ресурсами и другими источниками информации.
В результате чего:
- стимулируется процесс познания;
- развивается и повышается уровень и качество знаний;
- развивается инициатива, трудолюбие, сообразительность;
- развивается эмоционально-волевая сфера учащихся;
- формируется оптимистично-позитивное отношение к учёбе;
- развиваются аспекты сотрудничества учителя и учащихся.
Вывод: учителем создаются условия формирования конкурентоспособной личности учащегося, способного самостоятельно работать с информацией, умеющего разбираться в общественно-политической ситуации, не боящегося принимать ответственные решения.
IV. Библиографический список.
V. Приложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
Актуальный педагогический опыт за последние три года работы в системе НПО....
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
Актуальность темы состоит в том, что хорошо организованная самостоятельная работа вырабатывает у учащихся умения ориентироваться в потоке научной и политической информации, а также является важнейшим ...
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ....
Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка
Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня в процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету, а так же предо...
Витагенное обучение как средство активизации познавательного интереса к предмету
Презентация "Витагенное обучение как средство повышения познавательного интереса к предмету" была представлена на НПК "Перспективные технологии тв профильном обучении" как итог работы не ...
Статья "РЕГИОНОВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ"
Статья для учителей иностранного языка по проблеме регионоведения...
Нетрадиционные формы урока как средство формирования познавательного интереса учащихся
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источникам...