«Система деятельности педагога, направленная на развитие познавательного интереса учащихся через внедрение технологии «дебаты» по предметам история и обществознание».
материал по обществознанию на тему

Приводится  опыт работы по применению технологии "дебаты" на уроках  истории  и  обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл debaty.docx77.38 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

«Система деятельности педагога, направленная на развитие познавательного интереса учащихся через внедрение технологии «дебаты» по предметам история и обществознание».

подготовила

учитель истории и обществознания первой категории

Кузькина Оксана Михайловна

Самара 2015 г.

Оглавление.

I. Введение  

    1.1.Актуальность работы

    1.2.Научное обоснование

    1.3.Противоречия

    1.4.Профессиональная проблема

    1.5.Цель и задачи

    1.6. Ожидаемые результаты

II. Основная часть

2.1. Дебаты как эффективная технология  преподавания истории и    обществознания

 2.2. Особенности применения технологии   на уроках истории и обществознания

2.3.Преимущества технологии «Дебаты».

2.4. Недостатки технологии.

2.5. Базовые принципы применения технологии.

2.6. Классификация форм дебатов.

2.7. Приёмы и методы достижения результатов.

2.8.Определение  темы дебатов.

2.9.Участники  командных дебатов.

2.10. Элементы технологии.

2.11.Педагогические условия формирования социально-личностных компетенций школьников посредством технологии «Дебаты».

2.12.Дебаты на тему «Юридическое оформление семейно-брачных отношений выгодно для обоих супругов»

III. Заключение.

Список информационных  источников и литературы

I. Введение.

1.1.Актуальность работы.

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено к проблеме формирования познавательного интереса и творческого мышления учащихся. В связи с этим необходимо переориентировать учебную деятельность с методов обучения, предусматривающих передачу готовых знаний к технологиям, построенным на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.

1.2. Научное обоснование.

      Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать коммуникативные УД нужно выделить учебную дискуссию. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям. Разновидностью дискуссионных методов совместной деятельности на уроке является технология дебатов.  Публичные выступления вызывают стресс у многих учащихся. Эту проблему призвано решать применение данной технологии. Дебаты способствуют созданию устойчивой мотивации к учению, а элемент состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала.
«Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только «от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход».
[1] 

В основе педагогической деятельности  лежат рекомендации психолога Зимней И.А.,[2] которая предлагает учитывать следующие факторы повышения познавательного интереса: активные методы обучения  и эмоциональная окраска.

Решению любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа. Проблемами возрастной и педагогической психологии занимался выдающийся ученый I половины XX века Выготский Л.С.[3] Он взял за основу ведущую деятельность. На каждом этапе жизни человека существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психологических новообразований данного этапа. Согласно данной теории в подростковом возрасте (10/12 – 15 лет) ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Главным для подростков является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. [4]Как же организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу педагогической деятельности, направленной на повышение познавательного интереса учащихся. В среднем школьном возрасте задачи обучения учащихся помогает успешно решать технология критического мышления, реализуемая через технологию дискуссии.

1.3.Противоречия.

   Новые требования ФГОС, предъявляемые к выпускникам, приходят в противоречия с теми существующими знаниями,  умениями, навыками,  которыми владеют обучающиеся современной школы. Наиболее очевидными являются противоречия между увеличением объёма информации, составляющего содержание обучения, и ограниченными ресурсами времени на его усвоение; а также между необходимостью организации творческой деятельности учащихся и репродуктивным характером форм и методов обучения.

1.4. Профессиональная проблема.

          На основе вышесказанного  можно сформулировать существующую профессиональную проблему: как  учитель  истории  и обществознания должен учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Решение проблемы, на мой взгляд, в воспитании  историзма - умения понимать и оценивать события в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности. Подготовка обучающихся как граждан правового государства и членов гражданского общества, которыми востребованы такие качества как толерантность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом, способность иметь свое мнение. Описываемая технология способствует формированию данных качеств;

В современном обществе дебаты – часть обычной среды, окружающей каждого человека: они происходят повсюду: в парламентах разных стран, в СМИ и даже в повседневной жизни.

1.5. Цель и задачи.

         Данная технология – одна из практических реализаций личностно- ориентированного подхода в обучении.

 Цель данной работы – внедрение  в ОП технологии «Дебаты» и создание условий для формирования социально-адаптивной, когнитивной,  информационно-технологической, коммуникативной компетенций, через создание единой  системы деятельности педагога.

Задачи: -  внедрить в ОП технологию «дебаты»;

- описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения в ОП данной технологии.;

- охарактеризовать изменения в образовательном процессе (изменения содержания, средств обучения и воспитания, контроля);

1.6. Ожидаемые результаты.

 Данная технология:

-создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение;

-способствует формированию умений и навыков: работы с источниками, документами, справочными материалами, периодикой и т.д.

-развивает устную речь;

-учит критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;

-учит слушать и слышать не только свое, но и другое мнение;

-учит работать сообща ради достижения общей цели;

-учит корректно общаться.

Применение описываемой технологии на уроках позволит:

  -увеличить информационную емкость урока,

-сделать подачу материала более глубокой без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности,

-обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

 - отношения в рамках «учитель – ученик» станут более гармоничными, психологическая среда - более  комфортной.

 

II. Основная часть.

2.1. Дебаты как эффективная технология преподавания истории и обществознания.

      Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Применение данной технологии особенно актуально именно при изучении истории и обществознания, так как существует достаточно много событий и процессов, имеющих неоднозначную трактовку.

Удобна такая форма работы и для подготовки к ЕГЭ. В задании С5 КИМ по истории требуется привести по два аргумента к противоположным точкам зрения в исторической науке по тому или иному дискуссионному вопросу, а в С9 КИМ по обществознанию необходимо приводить аргументацию для обоснования собственной точки зрения при написании эссе. Таким образом, технология дебатов является мощным средством активизации деятельности учащихся на уроке, помогает учащимся качественно подготовиться к государственной аттестации, развивает их коммуникативные УУД и коммуникативную компетенцию.

Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

2.2. Особенности применения технологии на уроках истории и обществознания.

Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности:  жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки. Формализованность обмена информацией позволяет:

- вовлечь в диалог всех учащихся;

- концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;

- избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной;

- исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.

Дебаты способствуют развитию коммуникативных умений:

-    слушать и слышать собеседника;

-    сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт;

-    терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;

-    способности работать в команде.

Дебаты способствуют развитию ораторских способностей:

-    навыков публичного выступления;

-    уверенности в себе;

-    умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме; способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.

2.3.Преимущества технологии «Дебаты».

-междисциплинарность;
- сочетание в процессе обучения развития интеллектуальных навыков и навыков практической деятельности (например, общения, групповой работы);
- предоставление учащимся различных средств для самореализации;

- формирование социальной ответственности, навыков коллективной работы;
- открытость для взаимодействия с другими педагогическими технологиями и подходами, ориентированными на личность ученика.

Дебаты включают:

-исследовательский элемент;

-компетентность участников в данном вопросе;

-гражданскую позицию учащихся;

-спорность проблемы.

2.4. Недостатки технологии.

К недостаткам данной технологии следует отнести трудоемкость и большие временные затраты, ограниченность полярностью точек зрения, лаконизм аргументации, вызванный ограниченностью временными рамками,

жесткие ролевые рамки и отсутствие диалогического спора. Нецелесообразно использовать технологию дебатов как единственно возможную форму организации дискуссионной работы на уроке, т.к. она предполагает жесткую замкнутость во времени и отстаивание только диаметрально противоположных точек зрения.

         

2.5. Базовые принципы применения технологии.

     Чтобы оптимально использовать возможности технологии учителю необходимо учитывать следующие принципы:

     - не всякая тема может быть предметом дискуссии;

     - тема должна быть грамотно сформулирована;

     - успех проведения дебатов зависит от доброжелательной, творческой атмосферы;

     - адекватно оценивать степень подготовленности учащихся;

 - учитывать, с какой целью организованы дебаты, и на каком этапе урока они будут   использованы;

 -дебаты могут использоваться для актуализации, обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;

-уважение – нельзя унижать личность оппонента, нужно атаковать аргументы оппонента и его рассуждения;
- честность – иногда приходится признавать, что для обоснования своей позиции недостаточно материала, и ваши логические построения ошибочны;
- проигравших здесь нет - ведь главное назначение этой игры – познать истину, обогатить образование, и игра доставит удовольствие.
     Таким образом, успешная реализация целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением учителя организовать деловое общение с учащимися.

2.6. Классификация форм дебатов.

1. Классические дебаты. Это формат дебатов, где участвуют 2 команды по 3 человека, а остальные учащиеся являются либо пассивными слушателями, либо судьями. Задействовать каждого учащегося класса в таких дебатах трудно, поэтому этот тип дебатов имеет довольно ограниченное применение на уроках.

2. Экспресс-дебаты. Это дебаты, в которых фаза подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может рассматриваться как элемент закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

3. Модифицированные дебаты. Это использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил. Например:

- сокращается регламент выступлений;

- увеличивается число игроков в командах;

- допускаются вопросы из аудитории;

- организуются "группы поддержки", к помощи которых команды могут обращаться;

- осуществляется ролевая игра, то есть участники исполняют какую-либо роль;

- создается группа судейства, которая либо подводит итог игры, демонстрируя столкновения позиций, либо вырабатывает компромиссное решение;

- изменяется (появляется) роль ведущего - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учащихся.                                                   Как показывает практика, необходимым предварительным шагом на пути реализации дебатов на уроках является использование в процессе преподавания истории таких элементов дебатов, как:

-    работа с определениями понятий;

-    конструирование системы аргументов и контраргументов;

-    создание системы поддержки аргументов;

-    сравнение аргументов;

-    составление речей, регламентируемых по времени и др.

2.7. Приёмы и методы достижения результатов.

Для развития этих навыков применяются так называемые «мастерские»

Привожу несколько примеров таких мастерских:

Мастерская «Перекрестные вопросы».

Цель: дать учащимся навыки построения цепочек вопросов.

Учащиеся получают тему: и в течение 10 минут записывают 1-2 аргумента на утверждение и отрицание. Затем идёт работа в парах – обмениваются записанными аргументами, придумывают вопросы и задают их друг другу. Наиболее удачные вопросы и аргументы озвучиваются перед всем классом.

Мастерская «Риторика и публичное выступление».

Цель: дать учащимся навыки публичного выступления, владения вербальными и невербальными средствами выражения – интонацией, темпом речи, тембром голоса,  жестикуляцией, позой, взглядом. Мастерская проводится как конкурс чтецов (один текст на 2-3 человека.) Остальные играют роль судей. Выступления следуют один за другим, а затем обсуждаются все их детали.

Мастерская «Логика и аргументация».

Цель: дать учащимся базовые знания о логической связи утверждений и типовых ошибках. Используется короткий отрывок текста, содержащий логическое доказательство какого - либо утверждения со скрытыми ошибками, невысказанными предположениями.

Мастерская «Слушаю и слышу».

Цель: развивать умение слушать выступающего, понимать суть рассматриваемой проблемы. Учащиеся воспринимают текст на слух и одновременно формулируют собственную точку зрения, работая с таблицей:

Согласен

Не согласен

Вопросы

Преодолению стресса у детей, имеющих проблемы с устной речью (заикание, стеснительность и т.п.) способствуют письменные дебаты, в которых участвует весь класс. Тема дебатов объявляется заранее, чтобы ученики собрали как можно больше аргументов «за» и «против». На уроке ученики делятся на пары, чтобы в каждой паре оказались сторонники противоположных взглядов. Ученики ведут  попарный письменный диалог. Процедура обмена аргументами повторяется 2-3 раза, причем каждый ученик должен обязательно привести контраргумент. Хорошей формой подведения итогов в дебатах является вопрос, обращенный к обеим сторонам: «Каковы были наилучшие аргументы противника?»  Результативность использования  технологии «письменные дебаты» довольно высока: снимает нервозность, напряженность, неуверенность у учеников, которые слабо владеют устной монологической речью;  позволяет учителю оценить весь класс.

Для организации дебатов довольно эффективна  ПОПС-формула. Представляю алгоритм данной технологии:

Оценивание

ПОПС-формула

  1. Раскрытие смысла высказывания
  2. Представление и аргументация своей

 позиции (с опорой на теоретические положения и понятия курса, факты истории и современной жизни

общества, собственный опыт).

  1. Уровень приводимых суждений и

аргументов (с опорой на знания, с

 обобщениями и выводами, при конкретном использовании обществоведческих

понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка

 зрения).

О – ОБОСНОВАНИЕ

(на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции)

П – ПРИМЕР (факты,

иллюстрирующие ваш довод)

С – СЛЕДСТВИЕ (вывод,

что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).

Я считаю, что…

…потому, что…

…например, …

… поэтому…

Данный метод также способствует развитию навыков написания эссе по обществознанию.

2.8.Определение  темы дебатов.

Особенностью дебатов является определение темы, которая формируется в виде утверждения. Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

-четкость и конкретность формулировки;

-однозначность понимания;

-перспективность для обсуждения;

-значимость для воспитанников.

Примерные темы, которые целесообразно изучать с помощью дебатов:

Обществознание:

«Смертная казнь должна быть введена»

«Государство должно обучать каждого ребенка бесплатно»;

«Служба в армии должна быть  контрактной»;

«Технический прогресс ведет к гибели цивилизации»;

«Благотворительность порождает иждивенчество»;  

«Экологический кризис предотвратить нельзя» ;

«Социальное равенство в современной России невозможно».

История:

«Киевская Русь X-XI вв. была рабовладельческим государством»;

«Монгольское завоевание не привело к упадку русских земель»;

«Крепостное право было отменено преждевременно»;

«Столыпинская аграрная реформа прошла успешно»;

«Нападение Германии на СССР было внезапным»;

«После Великой Отечественной войны уровень жизни народа повысился»;

«Распад СССР был неизбежен»

      По количеству участников дебаты делятся на  командные и

индивидуальные (импровизационная речь, авторское исполнение)

2.9.Участники  командных дебатов:

1. Команды:

-защищающая – утверждающая,

-опровергающая – отрицающая.

2. Судьи (решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции). Судьи заполняют протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.

3. Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры)

4. Тренеры (тьюторы) – учителя. Главное в подготовке и проведении дебатов со стороны педагога – это направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений.

2.10. Элементы технологии.

Суть дебатов – убедить нейтральную сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы оппонентов.

Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.

Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

 Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.                                                                                

Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

2.11.Педагогические условия формирования социально-личностных компетенций школьников посредством технологии «Дебаты»:

-при проведении дебатов обязательно учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся;

- характер межличностного взаимодействия должен соответствовать типу субъект-субъектных отношений;

- дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности участников;

- ситуация общения –  это поле совместной деятельности всех участников процесса, организованное на гуманистических принципах;

- учебная ситуация общения реализуется через диалог;

- самостоятельное овладение знаниями;

-наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения является работа в группах, чем и являются, по сути своей, дебаты.  

Чтобы в работе участвовали все члены группы, нужно:

1) создавать группы, примерно равные по уровню знаний и способностям;

2) рекомендовать распределение заданий по уровням сложности и интересам внутри группы;

3) ставить условие, что за результаты работы группы отчитываются все ее участники (это заставляет членов группы заранее распределять задания).

-важнейшим условием реализации технологии является создание ситуации успеха. Очевидно, что участники имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот,  страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Необходимо найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.

2.12.Дебаты на тему «Юридическое оформление семейно-брачных отношений выгодно для обоих супругов»

Остановимся в качестве примера на конкретном уроке, разработанном в режиме педагогической технологии «дебаты».

Данный урок был проведен в 11 классе как обобщающий после изучения тем: «Семья как социальный институт»  и «Семейное право» .

Три темы были предложены учащимся для выбора:

«Брак должен быть основан исключительно на любви».

«Супругам целесообразно заключать брачный договор»

«Юридическое оформление семейно-брачных отношений выгодно для обоих супругов»

В результате обсуждения учащиеся остановились на теме:

«Юридическое оформление семейно-брачных отношений выгодно для обоих супругов»

Предполагаемые результаты:

Личностные  компетенции: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные компетенции:

-познавательные УУД -  навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем;

-коммуникативные УУД -  умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты;

регулятивные УУД – умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

Предметные компетенции: обобщить и расширить знания учащихся о сущности семьи и брака, обязанностях супругов, функциях семьи и брака, правовых основах семьи и брака.

Правила и регламент дебатов: в  состав каждой команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 –второй спикер, У3 – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 –второй спикер, О3 – третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды доказывают судьям, что позиция утверждающей команды неверна или, что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. При этом личная позиция ученика по вопросу для дебатов значения не имеет. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.  Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера есть свои обязанности, определяемые его ролью, от которой отходить нельзя.                                                                                                                                                                             Дебаты состоят из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (для консультации с тьютером).  Перекрестные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель -разрушить позицию противоположной стороны.

В процессе работы каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свой кейс – систему доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме, и которая используется для обоснования своей позиции. Дебаты завершаются вердиктом судей и рефлексией.

Этапы и способы взаимодействия участников.

1 этап – подготовительный. Мозговой штурм - активизация знаний обучающихся. Составление кластера.

2 этап – выбор темы. Распределение  ролей участников дебатов и заданий.

3 этап – самостоятельная работа (групповая  и индивидуальная). Консультации учителя. Подбор аргументов, формирование кейсов.

4 этап – собственно дебаты, раунд перекрёстных вопросов:

команда утверждения (У)

Команда опровержения (О)

I раунд

Ведущий формулирует тему, актуальность, проблему.

Представление команд

У1 формулирует тезисы утверждения.

О1 формулирует тезисы отрицания

У2 определяет ключевые понятия

О2 определяет ключевые понятия

У3 представляет материал: аргументы,
доказательства, поддержка (факты, цитаты)

О3 опровергает позиции утверждения:
доказательства, поддержка

Тайм –аут.

II раунд

Перекрёстные вопросы в следующем порядке:

О3 У1

У3 О1

О1 У2

У1 О2

Тайм – аут (консультации с тьютером)

III раунд

У3  - выводы

О3 - выводы

Голосование аудитории в пользу выбранной позиции. Должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.

5 этап – судейство, заключительное слово учителя.

6 этап – рефлексия.

Система заданий:

1. Задания для подготовительного этапа.

Активизация знаний обучающихся (мозговой штурм);

- найди информацию по выбранной теме с использованием различных источников;

-систематизируй полученный материал;

-составь кейс (систему аргументации) утверждения и отрицания тезиса.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

-сформулируй и обоснуй аргументы и поддержки (используя мнение специалистов: социологов, психологов, юристов);

-подбери фактический материал, на который можно опереться во время доказательства своей позиции (примеры из истории, литературы, социальной практики)

-построй стратегию отрицающей (утверждающей) стороны;

-сформулируй примерные вопросы по теме с учетом прогнозирования поведения оппонирующей команды;

-повтори правила проведения дебатов;

-повтори правила бесконфликтного общения;

-продумай, какую роль ты хотел бы играть в ходе дебатов.

                                                 Пример кейса.

1 аспект

2 аспект

3 аспект

1 аргумент

1 аргумент

1 аргумент

Поддержка

Поддержка

Поддержка

2 аргумент

2 аргумент

2 аргумент

Поддержка

Поддержка

Поддержка

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Аргумент 1

Аргумент 1

Аргумент 2

Аргумент 2

Аргумент 3

Аргумент 3

Аргумент 4

Аргумент 4

Найти поддержки следующим аргументам, касающимся выгодности правового оформления брака для обоих супругов.

Аспекты

Аргументы

Поддержки

Гарантированность прав обоих

 супругов

Равные права супругов на совместно нажитое имущество

Более надёжный социальный статус супругов. Крепче семья.

Правовая защищённость детей

2.Судейство – система оценок (метод «Три С»)

Судейский протокол

Судья                                                                                   

Спи

кер

Содержа

ние

Струк

тура

Способ

Всего

Спикер

Содер

жание

Структура

Способ

Всего

У1

О1

У2

О2

У3

О3

Итого:

Итого:

Лучший спикер (фам.):

Лучший спикер

(фам.):

Команда-победитель (номер, сторона)

Критерии

Можно

снимать

У1

У2

У3

О1

О2

О3

Содержание

(максимальная оценка каждого

спикера - 10 баллов)

Определения

до 2 баллов

Аспекты и аргументы:    

 отношение к теме

до 2 баллов

- разнообразие

1 балл

- глубина

1 балл

- доказательность

до 2 баллов

Фактические ошибки

1 балл

Работа с вопросами

до 2 баллов

Особое мнение

 (может добавляться после вычетов)

+1 балл

Структура

(максимальная оценка

каждого спикера - 10 баллов)

Соответствие роли спикера

до 3 баллов

Логика построения речи

до 3 баллов

Структурированность выступления

до 3 баллов

Соблюдение регламента

1 балл

Особое мнение

(может добавляться после вычетов)

+1 балл

Способ

(максимальная оценка

 каждого спикера - 10 баллов)

Культура речи

до 3 баллов

Культура общения

до 3 баллов

Корректность

до 3 баллов

Особое мнение

(может добавляться после вычетов)

+1 балл

Перевод десятибалльной системы в пятибалльную: 10-9 баллов -5, 8-7 баллов -4, 6-5 баллов – 3.

3.Рефлексия.  Аудитория – слушатели на протяжении всего процесса обсуждения внимательно следят за происходящим и параллельно готовят материал для анализа речевого поведения ведущего и участников учебных дебатов.

Оценка аргументов (первый вариант)

Тема:

Утверждение или отрицание

Убедительный

Неубедительный

Ошибочный

Список аргументов

1.

2.

3.

Оценка аргументов (второй вариант)

Аргументы,

которые совпали с собственными

Новые аргументы,

 с которыми

согласен

Новые аргументы,

 с которыми

не согласен

Непонятные

аргументы

Для того, чтобы анализ получился глубоким и всесторонним, ребятам предлагаются специально подготовленные вопросы:

-Состоялись ли, на ваш взгляд, дебаты? Аргументируйте свою точку зрения.

-По вашему мнению, достаточно ли активны были участники дебатов?

-Какой момент в дебатах вам особенно запомнился или понравился?

-Какое из высказанных доказательств вы считаете самым убедительным?

-Хотели бы вы обратиться к какому-либо участнику дебатов с пожеланием или советом?

-Допустил ли ведущий ошибки при ведении дебатов?

-Какое замечание или пожелание вы могли бы высказать ведущему?

III. Заключение.

    Возможности технологии дебатов велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

В заключение  процитируем слова  А.Н.Тубельского: «Мне часто представляется практика, да и теория образования большой рекой с двумя берегами. Один из них, как и положено, правый берег, крутой и многонаселенный. Там есть вершины и горы. Самая высокая из них, пожалуй, Я.А.Коменский, создатель классно-урочной системы; вершины поменьше – А.Дистерверг, И.Гербарт вплоть до нашего В.Шаталова…Левый берег пологий, низменный и топкий. На нем почти нет дидактических вершин. Находящийся на этом берегу, ребенок сам движется по топям и лугам жизни: ведь содержание образования – ОН САМ. Он сам строит собственный образ, то есть образуется».[5]В этом ему помогут технология «дебаты», которая  стала актуальной, так как является школой сотрудничества и взаимодействия, увлекает своей новизной, гибкостью, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.

Список информационных  источников:

  1. Тема для дебатов. [Электронный ресурс]: http://gdebates.narod.ru/topic.htm
  2. Методическое пособие по проведению “Дебатов”[Электронный ресурс]: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=explorer&chrome=true&srcid=0B2DesR3oaoFMTY2MzYyNmQtZmMwOC00NGQ0LWE1MjUtNjdjNmM4ODM1N2M5&hl=en_US 
  3. Учебное пособие по игре в Дебаты http://www.ref.by/refs/62/13287/1.html
  4. Методические рекомендации. Игра “Дебаты”
  5. http://sogiuu.oskoluno.ru/area/7/debaty.pdf
  6. Занятия по проведению игры “Дебаты” http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/CPKiPP/FPK/ODOiIKTV/DK/SovrTeh
  7. Международная образовательная ассоциация дебатов. Электронный ресурс.http://ru.idebate.org/training-ru/vvedenie_v_debaty
  8. Все для образования. Электронный ресурсhttp://allforedu.ru/debaty-v-shkolax/

Литература.

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского Ун-та, 1996.
  2. Бычкова Е.Ю. Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997.
  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М, 1999. С. 63.
  5. Гладшина И.Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществознание. 2004. - № 4.
  6. Зельцерман Б. Танцоров С. Развитие программы «Дебаты» – Управленческий формат. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Педагогика, 1989
  7. Зельцерман Б., Нетунахин Д. Некоторые аспекты развития программы «Дебаты».
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.
  9. Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006.
  10. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.
  11. Мостяева Л.В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права.// Право в школе. 2006. № 3.
  12. Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории// Преподавание истории в школе. 2001, № 10.
  13. Погружение – методика будущего/ Отв.ред. и состав. А.Н.Тубельский – М.,   Парсифаль, 1999
  14. Саплина Е.В. Современные образовательные технологии. Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю.- М., 2004.


[1] Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории// Преподавание истории в школе. 2001,

 № 10. С. 17.

[2] Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С.217.

[3] Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997. С. 23.

[4] Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского Ун-та, 1996. С.152.

[5] Погружение – методика будущего/ Отв.ред. и состав. А.Н.Тубельский – М., Парсифаль, 1999,с.11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...

Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход

Исследовательская работа по теме Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход...

Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход

Исследовательская работа по теме Развитие познавательного интереса учащихся через личностно ориентированный подход...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

Развитие познавательных интересов учащихся через использование учебно-речевых ситуаций

Современный процесс обучения иностранному языку через использование учебно-речевых ситуаций,формирует у школьников широкий гуманистический взгляд на мир ....

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

Развитие познавательного интереса учащихся через исследовательскую деятельность

Творческая исследовательская деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых учащимися самостоятельно или частично с помощью учителя, с целью развития...