УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
учебно-методический материал по истории
в отличие от стандартизированных процедур оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности (ОГЭ и ЕГЭ), именно учебный проект может быть использован в качестве средства комплексной оценки образовательных достижений учащихся по предметам. Данный вывод обусловлен разнообразием информационно-коммуникационной и учебно-познавательной деятельности учащихся, которую они осваивают в процессе выполнения учебного проекта. Причем, что особенно важно в условиях системно-деятельностного подхода, приобретение новых знаний и умений в проектной деятельности происходит в единстве со способами их освоения, а также с возможностью применения полученных знаний в реальных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_kak_sredstvo_kompleksnogo_podhoda.docx | 295.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
МБОУ «СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Д.В.Коняхина» ст. Архонская
Учебный проект как средство комплексной оценки образовательных достижений обучающихся.
Бондарь Лилия Михайловна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 2 имени Героя Советского Союза
Д.В.Коняхина» ст. Архонская
Владикавказ 2024
“Аннотация
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию педагогический опыт моей работы по теме: “Учебный проект как средство комплексной оценки образовательных достижений обучающихся”. Сегодня учебный проект рассматривается не только в качестве средства обучения, воспитания и развития учащихся, но ему отведена и еще одна существенная функция – служить средством комплексного контроля и оценивания достижения планируемых результатов образовательной деятельности учащихся. Мною накоплен небольшой, но всё же опыт педагогической работы, с которым я хотела бы поделиться.
Целью моего педагогического опыта являетсято что, учащиеся получат возможность развивать свои способности и склонности, повышать именно внутренние мотивы, связанные с самим процессом обучения. Идея педагогического опыта – попытаться показать, что учебный проект как средство комплексной оценки образовательных достижений учащихся в педагогическом процессе создает условия не только для получения отметки в днивнике ,но для формирования активной, самостоятельной позиции учащихся, повышает интерес к предмету.
Слово о педагоге
ФИО автора опыта: -Бондарь Лилия Михайловна
Год рождения -1978
Образовательное учреждение, должность -МБОУ «СОШ№2 имени Героя Советского Союза Д.В.Коняхина» ст. Архонская
Звания, награды -
Результаты аттестации - присвоение высшей категории - июнь 2022г
Участие в профессиональных конкурсах - победитель муниципального этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2022г»
Стаж педагогической работы - 25лет
Стаж работы в данной должности -25лет
Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) - «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности», «Экскурсия как средство патриотического воспитания подрастающего поколения»
Имеются ли публикации (выходные данные) https://nsportal.ru/user/36644
Педагогическое кредо «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
е-mail - lilibondar@mail.ru
Основная часть
Название темы опыта “Учебный проект как средство комплексной оценки образовательных достижений обучающихся”.
В практике преподавания предметов обществоведческого цикла все большее признание получает метод проектов, который рассматривается в качестве средства обучения, воспитания и развития учащихся. С введением ФГОС второго поколения учебному проекту отведена и еще одна существенная функция – служить средством комплексного контроля и оценивания достижения планируемых результатов образовательной деятельности учащихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Именно работа над проектом помогает ученику освоить все три группы результатов образования:
Возможность применения учебного проекта в данной роли обусловлена предметно-комплексным характером проектной деятельности что предполагает:
- реализацию разнообразных видов исследовательской деятельности: постановка проблемы, определение предмета исследования, формулирование цели и задач, выбор методов исследования, изучение литературы, сбор данных из различных источников информации, проведение социологических опросов, интервьюирование, оформление результатов работы и др.;
- использование научных методов познания: сравнение, классификация, анализ, синтез, экспериментирование, наблюдение, измерение;
- интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и повседневной жизни.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося.
В соответствии с целями подготовки проекта в нашей школе для каждого обучающегося разрабатывается план и программа подготовки проекта, которые включают требования по следующим рубрикам:
-организация проектной деятельности;
-содержание и направленность проекта;
-защита проекта;
-критерии оценки проектной деятельности.
Работа (проект, исследование) без критериев оценки напоминает стрельбу с завязанными глазами
Оценка предполагает измерение того что есть и его сравнение с тем, что должно быть или тем, что предполагалось.
Систему оценивания проекта для своей школы мы выработали на метод совете школы (в который входят 8 метод объединений), основываясь на материалах локального акта школы «О внутренней системы оценки качества образования»
К результату проектной деятельности (продукту проекта) предъявляется ряд требований:
-наличие материального продукта деятельности (письменная, художественная, творческая работа, материальный объект);
-наличие в продукте проекта элемента новизны;
-практическая значимость продукта проекта.
Выделение вышеуказанных признаков является существенным моментом, так как в дальнейшем именно они становятся наиболее важными критериями при оценке результативности проектной деятельности учащихся.
Критерии для оценки проектов учащихся
1 – самостоятельность работы над проектом | 2балла |
2 – обоснование выбора темы и ее актуальность; | 2балла |
3 – практическая значимость работы; | 2балла |
4 – оригинальность решения проблемы; | 2балла |
5 – артистизм и выразительность выступления | 2балла |
6 – глубина и широта знаний по проблеме | 2балла |
7 – компетентность докладчика (ответы на вопросы); | 2балла |
8 – использование наглядности и технических средств. | 2балла |
Итого баллов | 16 баллов |
Для перевода баллов в традиционную пятибалльную систему оценивания может быть использована следующая школа
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0-6 | 7-9 | 10-13 | 14-16 |
Следует также отметить, что одним из важных факторов, который следует учитывать при организации, а в дальнейшем и при оценивании результатов проектной деятельности, является уровень сформированности исследовательских и общеучебных умений учащихся.
Уровень развития проектно - исследовательских умений
Баллы | Уровень сформирован-ности | Критерии оценки | Отметка |
1-6 | пониженный | Ограниченное достижение всех планируемых результатов по теме. Выполнение действий на воспроизведение требуемых знаний, умений, навыков; действия по образцу и под контролем учителя; проявление ситуативного интереса к учению и предмету. Исследовательские, коммуникативные, информационные способы деятельности недостаточно сформированы | «2» |
7-9 | базовый | Достижение основной части планируемых результатов обучения по теме. Выполнение действий, свидетельствующих о понимании требуемых знаний и умений. Действия по известным алгоритмам, при необходимости — с помощью учителя, проявление волевых усилий, интереса к учению. Исследовательские, коммуникативные, информационные способы деятельности в основном сформированы | «3» |
10-13 | повышенный | Достижение планируемых результатов обучения по теме в целом. Достаточное освоение требуемых знаний, умений, навыков для эффективного применения их в знакомых ситуациях. Действия самостоятельные или с незначительной помощью учителя, проявление заинтересованности в учении и достижении результата. Мыслительные, исследовательские, коммуникативные, информационные навыки в достаточной степени сформированы | «4» |
14-16 | высокий | Полное достижение и превышение планируемых результатов обучении по теме. Свободное владение требуемыми знаниями, умениями, навыками, способность применять их самостоятельно и эффективно не только в знакомых, но и в новых ситуациях, в том числе для решения жизненных проблем. Проявление стремления к творчеству. Мыслительные, исследовательские, коммуникативные, информационные навыки достаточно развиты, что свидетельствует о сформированности в целом ключевых компетентностей выпускника | «5» |
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта.
Т.к. выполнение проекта предусматривает в основном самостоятельную работу учащихся. Учитель при этом перестает быть единственным источником получения знаний. Он консультирует участников проекта, дает им советы и рекомендации относительно выбора темы исследования, поиска необходимой информации, использования опорных знаний, проведения эксперимента и т.п.
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и(или) осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы |
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и (или) для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Начинать внедрение проектной деятельности возможно уже в начальной школе, при изучении курса «Окружающий мир». Каждый школьник может найти в рамках этой программы «своего героя» и продемонстрировать свое личное отношение, как к нему, так и к его эпохе.(т.е. составить мини проект)
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения.
отметка | баллы | Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
«удовлетворительно» | 7-9 | Базовый |
«хорошо» | 10-13 | Повышенный |
«отлично» | 14-16 | Высокий |
По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность. А проекты своих учеников (которые получили оценку 4 и 5 ) я всегда отправляю на муниципальные и всероссийские конкурсы.
1.Участие в Интернет-проекте «Мосты Дружбы» при поддержке комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей. В исследовательском конкурсе «Современные мифы» и «Виртуальная экскурсия» (Память огненных лет…) (11класс)
2. V Всероссийский конкурс компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом». Проект Моя родословная (Бондарь В. 5 класс) 3 место
3.II Всероссийский конкурс социальных проектов «Создай мир!» Социальный проект на тему социально значимых проблем будущего:«Терроризм» (Крутоголова Д. 5 класс) 2место
4. Участие в VII Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» Тема: Демографическая проблема (Темиров С. 11класс)
5. VII Всероссийский конкурс компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом». Номинация «История моей семьи» (Петр Масленников)
6.В прошлом году наша школа приняла участие во всероссийской акции «Я познаю Россию». На базе школы учащиеся 5-9 классов представили на суд жюри туристско-краеведческие экспедиции. Основной задачей экспедиции является актуализация забытой со временем тематики, связанной с историей развития Малой Родины. Она должна привлечь учащихся различных регионов к более глубокому изучению своего села, города или района, заставив посмотреть на привычные с детства места под совершенно новым углом.
Наливайко Алина стала победителем школы и представляла свой проект на региональном уровне, где предложивших самый познавательный и увлекательный маршрут и представила свой регион на форуме в г. Москве «Я познаю Россию», (сентябрь 2017г)
7.В Пригородном районе с 2021-2023г принимаем участие в исследовательском конкурсе «Я выбираю науку. Я выбираю успех» и имеем призовые места.
Метод проекта также мною использовался при выполнении задания ВПР (внешняя оценка ) по истории (Задание - Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания. Укажите одного исторического деятеля — Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом. Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?).
В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: - прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» -информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др. Дети часто отдают предпочтение краеведению. Краеведение позволяет говорить о вещах близких, внести в изучение вопроса собственные умозаключения. Не последнюю роль в приоритетности краеведения играет и возможность непосредственного общения с местным населением охотно вступающими в контакт.
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья». По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков. Особенно популярен данный метод обучения в подростковом возрасте т.к. у школьника развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
На уроках права я использую метод мини проекта, где ребята за 10-15минту, работая с документами по заданной теме, оформляют ответ на вопрос виде рисунка, схемы, диаграммы. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным на уроках «Конституция РФ – как гарант прав и свобод человека», «Калейдоскоп семейное право» «День ООН». На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными:
групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 9-м классе после посещения города героя Волгоград класс делится на микрогруппы, каждая из которых представили экскурсию по Волгограду; такая работа происходила после посещения Москвы, Санкт - Петербурга, Новороссийска, Пятигорска.
индивидуальная форма – данная форма работы используется при изучении в 9-х классе элективных курсов по истории. При выполнении итоговой работы ученики также выбирают форму зачета проект. Чаще всего это проекты: «История одной семьи», (Крутоголова, Бондарь). «Памяти павших, будьте достойны» (Масленников). Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения. На уроках истории в классах социально-гуманитарного профиля (где истории отводится 4 часа), также мною используется метод проекта при изучении сложных вопросов истории России.
Заключение
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:
• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Таким образом, в отличие от стандартизированных процедур оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности (ОГЭ и ЕГЭ), именно учебный проект может быть использован в качестве средства комплексной оценки образовательных достижений учащихся по предметам. Данный вывод обусловлен разнообразием информационно-коммуникационной и учебно-познавательной деятельности учащихся, которую они осваивают в процессе выполнения учебного проекта. Причем, что особенно важно в условиях системно-деятельностного подхода, приобретение новых знаний и умений в проектной деятельности происходит в единстве со способами их освоения, а также с возможностью применения полученных знаний в реальных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Языковой портфель – как средство комплексной оценки индивидуальных достижений обучающихся
Языковой портфель представляет собой современную технологию обучения иностранным языкам, которая обеспечивает как развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности учащегося, так и его личностн...
Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя по реализации ФГОС
"Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителяпо реализации ФГОС" - одна из проблем современного образования. В со...
Организация разработки, апробации и внедрения разнообразных форм оценки образовательных достижений обучающихся по математике и информатике
Мировой опыт использования тестов как метода оценки качества образования показал необходимость и перспективность проведения компьютерного тестирования. Тесты позволяют получить объективные оценки уров...
Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»
Совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»...
Оценка образовательных достижений обучающихся
Любой учебный процесс на любом уровне: уровне текущей учебной задачи, уровне изучения темы, раздела, всего учебного курса или всей образовательной программы в целом заканчивается контролем и оценкой. ...
АИС "Сетевой город" Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся. Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся.
АИС "Сетевой город. Образование." Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся....
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Математика» для профессий технического профиля
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Математика» для профессий техни...