Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника
проект по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Современное школьное образование многогранно и включает в себя не только образовательную, но и обширную воспитательную работу по развитию личности. Одной из основных задач школы — формирование гражданских качеств. Президент России неоднократно акцентировал внимание на том, что патриотизм и гражданственность должны быть направленны на развитие страны. Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми, инициативными и самостоятельными личностями, творческими людьми. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у школьников активной гражданской позиции, бережного отношения к историческим памятникам и культурным традициям.
Новизна образовательного проекта заключается в разработке инновационных методических подходов (на примере разработки сценариев виртуальных экскурсий в рамках музейной педагогики) на основе использования информационно-коммуникационных технологий, которые помогут получить наиболее полные и достоверные знания обучающимся в различных областях.
Музеи выполняют научно-просветительскую функцию, способствует повышению уровня образования и воспитания, а также, развитию научно-исследовательских навыков обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткое название проекта - "Урок в музее" | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
«РОЛЬ МУЗЕЕВ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
КРАТКОЕ НЗВАНИЕ ПРОЕКТА - «УРОК В МУЗЕЕ»
Автор: Богачёв Владислав Романович, учитель истории, обществознания и экономики муниципального бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» (МБОУ СОШУИП №3) |
ЛАБЫТНАНГИ, 2023
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Современное школьное образование многогранно и включает в себя не только образовательную, но и обширную воспитательную работу по развитию личности. Одной из основных задач школы — формирование гражданских качеств. Президент России неоднократно акцентировал внимание на том, что патриотизм и гражданственность должны быть направленны на развитие страны. Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми, инициативными и самостоятельными личностями, творческими людьми. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у школьников активной гражданской позиции, бережного отношения к историческим памятникам и культурным традициям.
Новизна проекта
Новизна образовательного проекта заключается в разработке инновационных методических подходов (на примере разработки сценариев виртуальных экскурсий в рамках музейной педагогики) на основе использования информационно-коммуникационных технологий, которые помогут получить наиболее полные и достоверные знания обучающимся в различных областях.
Гипотеза: музеи выполняют научно-просветительскую функцию, способствует повышению уровня образования и воспитания, а также, развитию научно-исследовательских навыков обучающихся.
Исследовательская проблема
Требуется определить условия организации образовательного процесса, которые будут способствовать повышению качества образования и уровню воспитания школьников.
Цель проекта: формирование у обучающихся основ гражданственности, патриотизма через интеграцию музейного пространства в современную образовательную среду
Задачи проекта:
- Изучить теоретические проблемы, связанные с определением понятия патриотическое и гражданское воспитание и определением его места в образовательном и воспитательном процессе школы в контексте преподаваемых предметов.
- Выявить специфику форм и средств музейной деятельности при включении их в воспитательный потенциал уроков и занятий внеурочной деятельности.
- Проанализировать актуальность использования виртуальной экскурсии в музей в современных условиях образования.
- Разработать сценарии (методические разработки) виртуальных экскурсий в музей.
- Апробировать инновацию в своей педагогической практике.
Объектом данного исследования является музей как социокультурный институт, включающий в сферу своей деятельности образовательную и воспитательную функции.
Предмет исследования – организация учебно-воспитательного процесса средствами экскурсионной и исследовательской музейной деятельности
Целевая аудитория: обучающиеся школы (с 5 по 11 классы);
Условия реализации проекта: данный проект реализуется через:
- организацию и проведении урочной (уроки экономики и финансовой грамотности) и внеурочной деятельности (Практикум «Мир финансов» (проектная мастерская);
- организацию исследовательской деятельности по предметам (Экономика; Финансовая грамотность, История, Обществознание), а также в рамках внеурочной деятельности;
- проведение тематических выставок.
- организацию встреч со компетентными специалистами.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Главная цель развития личности - более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, более полное самовыражение и самораскрытие. Но сформировать эти качества невозможно без участия других людей. Л.С. Выгодский указывал, что ценностное ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен.
Одно из условий формирования патриота и гражданина — воспитание правдой. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобщаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Только правдивая информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью. В содержании патриотического и гражданского воспитания интегрируются этические, правовые, политические, экономические и другие знания. В этом плане, музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Использование этого потенциала является эффективным механизмом для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Роль музеев в воспитании и образовании
Образовательно-воспитательный потенциал музеев способствовал введению нового термина «музейная педагогика». И такие уроки запоминаются надолго, они увлекательны и интересны. Получая информацию из пожелтевших документальных источников, ученик развивает мыслительные возможности, формирует исследовательские навыки, развивает критическое мышление. Предметно-развивающая среда музея дает хороший импульс для погружения в большой пласт информации, в котором каждый ученик не пассивный созерцатель, а активный участник различных событий: исторических, политических, экономических.
Предложенное еще Я. А. Коменским «золотое правило» дидактики вполне совместимо с теми возможностями, которые предоставляют музейные собрания: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Исходя из психологических особенностей детского возраста, К. Д. Ушинский большое значение придавал принципу наглядности: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…, наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах». Именно вещи ориентироваться на процесс познания: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений… Нужно учить так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг…».
Средства и формы музейной деятельности
Применение инновационных методик в процессе обучения и воспитания приводит расширению и усложнению традиционных форм и систем обучения. Но всякая система стремится к расширению. Внесение инноваций в образовательный процесс преобразуют конструкцию в инвариантную форму. Создается новая конструкция, состоящая минимум из двух элементов, например: урок - игра, урок –экскурсия; урок -лекция и т.д.
При этом следует учитывать:
- экскурсия без наглядности, иллюстративности не может быть экскурсией;
- лекция без вербально-проблемной подачи материала абсурд;
- игра без упражнения, накопления и закрепления опыта бездейственна и т.п.
Экскурсия - это одно из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог субъекта и объекта посредством зрительного (наглядного), моторного и вербального восприятия. Положительный потенциал экскурсии в музей заложен в подтверждение истинности информации на основе встречи с подлинными объектами в естественной для них обстановке; в эвристичности, то есть радости самостоятельного открытия знания, основанной на яркости впечатлений, рождения новых навыков.
Включения музейных экскурсий и использование инструментов музейной деятельности в педагогический процесс расширяют возможности воспитательной и образовательной деятельности. Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как инновация. Речь, собственно, о новых технологиях, новых акцентностях в педагогических формах деятельности.
Далеко не в каждом населённом пункте, далеко не в каждом образовательном учреждении есть музей или музейная комната. В этом случае, неоспоримое преимущество могут дать цифровые технологии, благодаря которым есть возможность посетить разные музеи не выходя из дома, а очки виртуальной реальности обеспечат реалистичную графику и позволят создать ощущение личного присутствия в объемном трехмерном пространстве.
Виртуальная реальность в сфере образования – один из новейших и наиболее перспективных инструментов для демонстрации объектов в режиме VR/AR. Очки и шлемы виртуальной реальности (Virtual Reality) обеспечивают эффект полного погружения и высокое качество изображения при демонстрации исторических объектов, документов, достопримечательностей. Для ученика виртуальная экскурсия - это уникальный аттракцион, для учителя – отличный способ донести информацию гораздо лучше, чем это делает любой экскурсовод, путеводитель или видеоролик. Практика показывает, что виртуальная презентация значительно увеличивает усвояемость учебного материала, ведь ученик уже ощутил положительный опыт от посещения того или иного места, от близкого ознакомления с объектом или документом, и теперь желает окунуться в него полностью. Никакой другой способ презентации музейной выставки, инсталляции, исторического документа не даст такого же эффекта, как полное погружение его виртуальную копию. Современные возможности цифровых технологий обеспечивают эффект полного присутствия, позволяют получить незабываемые эмоции, дают возможность воссоздавать объекты исторического, экономического и культурного наследия.
Созданы и новейшие программы для дополнения существующей реальности. Для исторических объектов возможна демонстрация их первоначального вида или вида после реконструкции или реставрации. Обзорные фотографии 360 градусов, масштабные трехмерные выставки, качественно новый уровень демонстраций объектов – всё это можно использовать на уроках уже сегодня.
Ещё одну возможность, которую могут дать музеи для развития гражданственности и патриотизма является учебный индивидуальный проект. Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации процесса обучения. Мини-проекты, разработанные обучающимися с использованием материала музеев, и интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного предмета.
Стратегия и механизмы реализации проекта
Главным методом образовательной деятельности, который предлагался для музейной сферы деятельности, становился экскурсионный метод. Экскурсия - это возможность окунаться в другие измерения, рассматривать предметы давно вышедшие из обихода.
Возможность посещения музеев – это неоценимый дар для пробуждения и интенсивности работы мозга, работы всех факторов духовности и у школьников, и у взрослых. Экскурсия в музее - это почва для индивидуального развития, основанного на яркости личностного восприятия, рождающего личностные навыки, свойства, побудительные мотивы.
Важной особенностей музейных предметов, отличающих от других источников, хранящихся, например, в архивах или библиотеках, является то, что, становясь экспонатами, они являются не только источниками научных знаний, но и источником воздействия на эмоциональную сферу человека. Предмет в музее хранит в себе энергию бытования, энергию человека, державшего этот предмет в своих руках, он хранит энергию того или иного исторического события, к познанию которого готовиться посетитель, приходя в музей.
«Проект “Урок в музее” позволит ученикам сделать посещение музеев более интересным и познавательным, а учебный процесс — увлекательным. Однако провести урок в самом музее не всегда представляется возможным. Тем более сейчас, когда эпидемиологическая обстановка в стране далеко не является благоприятной. Сегодня у учителей есть возможность проводить уроки по различным предметам с помощью виртуальных экспозиций музеев различных городов. Благодаря возможностям проведения виртуальных экскурсий дети и взрослые могут по-новому взглянуть на темы из школьной программы, выполняя задания в виртуальной экспозиции в классе или дома.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Функции виртуальной экскурсии:
- информационная (предоставление наиболее полной и обширной информации о свойствах и характеристиках объекта);
- визуализация (предоставление изначально не зрительной информации в виде оптического изображения);
- мотивация (побуждение к получению интересующей информации);
- познавательная (возможность изучения и познания культурных, исторических, научных и иных сведений об объектах);
- развлекательная и релаксационная (создание благоприятной атмосферы и снятии эмоционального напряжения за счёт нестандартной составляющей).
Классификация виртуальной экскурсии:
По содержанию:
- обзорные (собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой);
- тематические (раскрывающие определенные темы);
- биографические (связанные с жизнью и биографией выдающихся людей).
По способу создания:
- с использованием презентации, видеороликов;
- с использованием инструментов сайтостроения;
- с использованием геоинформационных систем (yandex, google и др.);
- 3D-моделирование (создание модели отдельного объекта);
- с использованием панорамных композиций.
Теоретические основы подготовки и проведения виртуальных экскурсий
Этапы подготовки виртуальной экскурсии
Подготовительный этап.
Включает в себя: цель, задачи, темы, анализ интернет источников по выбранной теме, выбор объекта виртуальной экскурсии.
Подготовка виртуальной экскурсии.
Включает в себя: подготовку материала (сценария виртуальной экскурсии), проработку маршрута виртуальной экскурсии, оформление презентации, видеоматериала, аудиоданных.
Подведение итогов.
Включает в себя беседу с учащимися по итогам виртуальной экскурсии, может содержать дополнительные задания и упражнения для усвоения ЗУН.
Онлайн - сервисы для создания виртуальных экскурсий
При создании собственной виртуальной экскурсии самый простой вариант - это использование презентаций и видеороликов, поскольку каждый педагог и ученик владеют данными умениями.
Самостоятельное создание педагогом экскурсий трудоёмкий процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальных экскурсий:
Карты Google (Google Maps - ) – сервис, позволяющий создавать свои карты, устанавливать на них метки, добавлять в метки текст описания места, размещать фотографии (по URL), вставлять видео с YouTube.
Mapwing () – сервис для создания виртуальных экскурсий на основе имеющихся или нарисованных планов здания, города, карт стран и т.п.
ArcGIS Online () - это облачный сервис, позволяющий публиковать, хранить и использовать интерактивные карты, а также создавать на их основе визуальные истории.
Meograph совмещает в себе ленту времени (таймлинию), фото, видео, аудио, карты Google и предоставляет возможность добавления гиперссылок.
MyHistro () – сервис для создания виртуальных путешествий на основе фотографий, текста и видео.
Storymap () – онлайн-сервис для создания интерактивной карты на основе текста, изображений и видео.
Сервис Tour Builder (). Чтобы создать тур, нужно выбрать маршрут, добавить описание, фотографии и видео.
Geteach (). Чтобы создать маршрут необходимо выбрать на карте объект, внести его описание и вставить фото.
Tour Creator (). Сервис Tour Creator создан на основе Google и предназначен для создания виртуальных туров на основе карт Google.
TimelineJS manual (). Сервис TimelineJS – генератор интерактивных таймлайнов для web.
Использование возможностей Музея финансов в образовательном процессе
Музей финансов расположен в здании Финансового университета при Правительстве РФ. Начало музею было положено в 1939 году, когда руководством Московского кредитно-экономического института Госбанка СССР было принято решение о создании нумизматического кабинета для иллюстрации истории кредитно-денежных отношений и роли денег в экономике. В мае 1941 года около 100 гальванокопий поступили в Москву. Однако начавшаяся война помешала развернуть коллекцию. В послевоенный период нумизматический кабинет работал до конца 1950-х гг. В начале 1960-х гг. коллекция была утрачена. В 1976 году началось восстановление утраченной коллекции для использования памятников нумизматики в учебных целях. Новое собрание было в три раза больше прежнего. К 1985 году в составе коллекции находилось 322 гальванокопии монет из собрания Государственного Эрмитажа.
Экспозиция музея финансов не консервируется, как раз и навсегда заданная реконструкция фрагментов прошлого, предполагается дальнейшее её расширение, как хронологических рамок, так и предметно-содержательной составляющей, иллюстрирующей отечественную историю финансов.
Содержание выставок, инсталляций, коллекций, представленных в Музее финансов соотнесены с содержанием образования по преподаваемым предметам (Экономика, Финансовая грамотность, История, Обществознание) и изучаемыми темами. Использование потенциальных возможностей Музея финансов в образовательном процессе отражено в таблице (Приложение 1).
ЭТАПЫ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
При планировании каждого этапа проекта подготовлен план-график, который позволяет равномерно распределить мероприятия по всему сроку реализации проекта, согласовать по времени все разделы и мероприятия плана.
Этапы и план мероприятий в рамках реализации проекта представлены в Приложении 2.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Предлагаемый проект вполне может стать «интегрированным» компонентом разработанной и структурированной системы образования. Предполагаемый результат - повышение уровня познавательной активности и качества знаний учащихся при изучении таких учебных предметов как Экономика, Финансовая грамотность, История, Обществознание.
Реализация проекта, направлена на формирование и развитие различных компетенций, необходимых для социализации ребёнка.
Результатом данной работы всегда является конечный продукт, который может быть представлен в виде банка методических разработок сценариев и инструктивных карточек для проведения виртуальных экскурсий на уроках и занятиях внеурочной деятельности с использованием современных средств различного рода визуализации VR/AR).
Реализация воспитательного потенциала проекта на уроке или занятии внеурочной деятельностью предполагает следующее:
- активизация познавательной активности обучающихся, через использование фондов Музея финансов посредством организации виртуальной экскурсионной деятельности;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемой на уроке социально значимой информации – инициирование её обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по её поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих методов и форм работы;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интерактивных и виртуальных экскурсий, интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Критериями, на основе которого осуществляется анализ эффективности реализации проекта, является динамика личностного развития школьников каждого класса, наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых в рамках сотрудничества школы и музея.
Одним из способов получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся на основе использования возможностей музейной педагогики является педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение – хорошо себя зарекомендовавший метод изучения личности ребенка. Ребенок развивается более интенсивно, чем взрослый, его отношения, знания, опыт постоянно претерпевают изменения. Изучение личности при помощи анкет и тестов, дающих информацию о ребенке «здесь и сейчас» не отражает в должной мере динамику личностного развития школьника. Метод наблюдения, если его осуществлять постоянно, даёт нам постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка и тем самым в большей мере отвечает особенностям развития школьников. Наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребенка в данный момент, и о том, как эти ценности представлены в его знаниях, в его отношениях, в его действиях. В качестве вспомогательного инструмента можно использовать беседы со обучающимися и их родителями, а при необходимости – и их анкетирование. Анкета, представленная в Приложении 3, поможет провести анализ эффективности проекта и состояние совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе его реализации.
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Риск представляет собой возможность того, что какое-либо событие произойдет и негативно скажется на достижении цели. Таким образом, риск несёт в себе неопределённость. Управление рисками предполагает выявление, анализ и принятие мер по их минимизации. Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.
План мер по минимизации рисков при внедрении и апробации образовательно проекта представлен в Приложении 4.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Возможность использовать накопленный опыт в решение образовательных и воспитательных задач посредством виртуальных экскурсий как на уровне своей школы, так и на уровне других образовательных организаций.
- Расширение материально-технической базы школы, направленной на патриотическое и гражданское воспитание личности школьника за счёт использования нового оборудования (очки и шлемы виртуальной реальности демонстрации объектов в режиме VR/AR) , приобретённого в рамках проекта.
- Расширение партнёрских отношений за счёт сетевого взаимодействия школы и музея, а также привлечения общественности к реализации проекта.
- Использование разработанных инструктивных карточек и приобретённого оборудования (очки и шлемы виртуальной реальности демонстрации объектов в режиме VR/AR) для проведения виртуальных экскурсий в рамках урочной и внеурочной деятельности.
- Использование разработанных сценариев проведения виртуальных экскурсий, инструктивных карточек и приобретённого оборудования (очки и шлемы виртуальной реальности демонстрации объектов в режиме VR/AR) в рамках реализации сетевого муниципального инновационного проекта «Создание системы персонализации образовательных услуг для обучающихся 9-11 классов в условиях образовательного консорциума».
- Диссеминация педагогического опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, патриотическое и гражданское воспитание выступает как определяющая характеристика гражданских отношений и нравственного воспитания, поэтому процесс патриотического воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества, собственности, труду, культуре своего народа, природе.
Большую роль в процессе гражданского и патриотического воспитания, отводят связке двух понятий «Музей» и «Образовательные организации». Музеи не только создают свою сферу, в которую привлекают учащихся, но и активно участвуют в образовательном и воспитательном процессе.
Музей сегодня - это научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, выполняющее на основе музейных предметов функции документирования, образования и воспитания. Музейная практика со школьниками ориентирована на углубление знаний полученных в процессе изучения того или иного предмета с проекцией на особенности социального, исторического, культурного и экономического развития страны, края. Это даёт возможность сделать абстрактное значение предмета личностно значимым для каждого учащегося, подчеркнуть его связь с конкретным местом или периодом.
Управление качеством образования есть сложная социальная, целенаправленная, динамическая, рефлексивная система, цель которой состоит: в объединении и интеграции организационных, нормативно-правовых, программно-методических, учебно-материальных, научных, кадровых, управленческих, финансово-экономических и иных усилий и ресурсов; в задействовании всех структур педагогической системы в интересах достижения высокого уровня качества функционирования и развития образовательного процесса, а также результатов, отвечающих соответствующим стандартам.
Сегодня можно отметить, что традиционная форма проведения уроков в музее, переходит на новый уровень. Особенность музеев состоит в том, что их собрания комплектуются, экспонируются и используются в соответствии с учебно-педагогическими и воспитательными задачами образовательного учреждения. Важную роль при этом играет самостоятельная поисковая работа учащихся под руководством педагогов. Различные методические приёмы и формы экскурсионной пропаганды основываются на главной цели экскурсии: входе её важно помнить об удовлетворении потребности учащихся в наглядности получаемых знаний. Таким образом, музей может активно участвовать в формировании лучших человеческих качеств – нравственности, порядочности, ответственности, которых очень недостает нашему обществу, и которые всегда ценились человеком.
Музей может стать мотиватором для отдельных учащихся, которые не всегда легко раскрываются, а чувствуют некую скованность или застенчивость. Применение методов музейной педагогики позволит раскрыть внутренний мир школьников, реализовать свой потенциал, приметь свои увлечения.
Таким образом, деятельность музея в школьной образовательной организации представляет собой системообразующую структуру, в рамках которой осуществляется упорядоченная дидактическая и воспитательная деятельность, ориентированная на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции. Правда, школа эта необычная, так как пришедший сюда не только получает знания, но и учится быть личностью. И закончить эту школу невозможно, ведь и ребёнок, и взрослый, посещая музейные залы, каждый раз открывают для себя нечто новое, неизвестное. Постигать эти сокровища можно всю жизнь.
Приложение 1
Табл. 1: Использование потенциальных возможностей Музея финансов в образовательном процессе отражено в таблице:
Выставки (инсталляции) Музея финансов | На каких уроках (занятиях) можно использовать | ||
Предмет | Класс | Тема | |
Коллекции памятников нумизматики (гальванокопии монет). В составе коллекции кабинета находится 322 гальванокопи монет из собрания Государственного Эрмитажа Коллекция отражает историю денежного обращения с VI в. до н.э. по начало XX в. и не утратила своей актуальности сегодня – стенды с гальванокопиями предваряют экспозицию Музея финансов и вызывают большой интерес у посетителей. | Экономика | 7 класс | Деньги - помощник торговли. |
Экономика | 7 класс | Краткая история звонкой монеты. | |
Экспозиция, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции «Столетняя история российских финансов (1917-2017)», иллюстрирующая основные этапы отечественной истории финансов XX-начала XXI вв. В основе экспозиции – подлинные предметы, отражающие историю денежного обращения России указанного периода: кошельки, монетницы, канцелярские принадлежности, бухгалтерские книги, фотографии, ценные бумаги дореволюционной России начала XX в., банкноты царской России конца XIX-начала XX вв., казначейские знаки Временного правительства, совзнаки и бумажные денежные знаки белогвардейских правительств периода гражданской войны в России, денежные знаки СССР и современной России. Также представлены документы, счётно-вычислительная техника XIX-XXI вв., книги транслируемых периодов финансовой истории России, канцелярские принадлежности, периодические издания 1930-1990-х гг., предметы быта, форменная одежда сотрудников финансовых ведомств. Для максимально возможного раскрытия конкретных исторических периодов используются научно-вспомогательные материалы: копии плакатов, документов, фотографий, материалов периодической печати, а также - сопроводительные тексты, фрагменты произведений художественной литературы и воспоминаний, иллюстрирующие заявленные хронологические этапы. | Экономика | 7 | Банковские деньги. |
Экономика | 7 класс | Как бумажные деньги стали главными. | |
Проект - инсталляции «Стол работника министерства финансов (1940 – 1950 гг.)», где представлены предметы, сопутствовавшие повседневной действительности сотрудника указанного ведомства рубежа 40-50-х гг. XX в. | Экономика | 7 класс | Зачем люди придумали банки. |
Выставка фотографий монет из коллекции Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина «История в монетах - монеты в истории» (авторы работ: выпускник Финуниверситета, председатель правления АО "ЮниКредит Банк" М.Ю. Алексеев и известный фотограф, работающий с музейными экспонатами, Андрей Бронников) | Экономика | 9 класс | Как развивалась экономика России последние четверть века. |
Экономика | 9 класс | Какие благоприятные экономические перемены произошли в России. | |
Экономика | 9 класс | Каковы причины трудностей современного экономического развития России? | |
Выставка, посвящённые 75-летию Победы в ВОВ: «Финансы Победы». Выставка «Финансы победы» рассказывает об источниках финансирования военных расходов в 1941-1945 гг., о выплатах участникам боевых действий, о зарплатах и ценах в годы войны. Вместе с тем, в экспозиции представлены копии платёжных извещений, облигаций государственных займов, расчётных книжек, продовольственных карточек и бумажных денежных знаков периода ВОВ. | История | 9 класс | Великая отечественная война |
Выставка, посвящённые 75-летию Победы в ВОВ: «Я пришёл с войны». Выставка «Я пришёл с войны…» посвящена ветеранам ВОВ. Здесь представлены – оригинальные фотографии, документы, письма и воспоминания участников войны, впоследствии сыгравших в последствии важную роль в экономическом развитии России. | Экономика | 9 класс | Чем ценен человеческий капитал? |
Обществознание | 6 класс | Экономическая сфера общества | |
Финансовая наука и ее выдающиеся представители. Финансовая наука имеет богатейшее многовековое теоретическое наследие, созданное трудом многих выдающихся ученых зарубежных стран и России. Переход к рынку в конце XX века привел к пересмотру важнейших теоретических положений финансовой науки. | Экономика | 8 класс | Человеческий капитал |
Обществознание | 6 класс | Политическая сфера общества | |
Выставка "От куны – до биткойна". Выставка посвящена истории российских денег, она демонстрирует поэтапный переход от серебряных дисков к цифровому коду. Именно кунами в 11 веке на Руси называли серебряные монеты. Происхождение названия часто связывают со шкуркой куницы, служившей эквивалентом денег. Выставка организована Финансовым университетом при правительстве Российской Федерации и приурочена к грядущему 100-летнему юбилею вуза. Его будут отмечать в следующем году. Стратегическая цель экспозиции – повысить финансовую грамотность россиян и интерес к истории родной страны. На выставке можно будет увидеть денежные знаки самых разных размеров и форм. В экспозиции собраны монеты, отчеканенные из драгоценных металлов, тяжелые диски из меди и даже банкноты, созданные по образцу почтовых марок. А завершится путешествие по истории денег знакомством с самой первой и наиболее популярной на сегодняшний день криптовалютой – биткойном. | Экономика | 7 класс | Как банки сделали деньги невидимыми. |
Экономика | 7 класс | Деньги и банки в век электроники. | |
Экономика | 8 класс | Как платят за творчество | |
Экономика | 8 класс | Как создаётся и работает банк. | |
Приложение 2
Табл. 2: Этапы и план реализации проекта
Приложение 3
АНКЕТА
для самоанализа эффективности реализации проекта
Оцените качество организуемой педагогом образовательной и воспитательной деятельности в рамках реализации проекта «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника»
Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов.
Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке.
Проблемы, которых следует избегать | Оценочная шкала | Идеал, на который следует ориентироваться |
Организация мероприятий в рамках реализации проекта | ||
Мероприятия в рамках сетевого взаимодействия школы и музея придумываются только педагогом, обучающиеся не участвуют в планировании, организации и анализе этих мероприятий | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Мероприятия в рамках сетевого взаимодействия школы и музея планируются, организуются, проводятся и анализируются совместно – обучающимся и педагогом |
Мероприятия в рамках реализации проекта не интересны большинству обучающихся | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Мероприятия в рамках реализации проекта интересны большинству обучающихся |
Участие обучающихся в реализации мероприятий в рамках проекта принудительное, посещение – обязательное, а сотрудничество друг с другом и сетевое сотрудничество с работниками музея обеспечивается только волей педагогов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Участие обучающихся в реализации мероприятий в рамках проекта сопровождается их увлечением общей работой, радостью и взаимной поддержкой |
Качество организуемых в мероприятий в рамках проекта (урочная деятельность; куры в внеурочной деятельности) | ||
Мероприятия организуется преимущественно в виде познавательной деятельности, как продолжение учебных занятий | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Мероприятия, организуемые в рамках реализации проекта носят различную нарправленность: познавательную, игровую, исследовательскую, проектную, творческую |
Результаты деятельности обучающихся в рамках реализации проекта никак не представлены в школе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | С результатами деятельности обучающихся в рамках реализации проекта могут познакомиться другие школьники, родители, гости (например, родительских собраниях, сайте школы) |
Качество реализации личностно развивающего потенциала мероприятий в рамках реализации проекта | ||
Мероприятия скучны для большинства школьников | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Дети заинтересованы в происходящем на мероприятии и вовлечены в организуемую учителем деятельность |
Мероприятия обычно однообразны, преобладают лекционные формы работы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Учитель использует инновационные технологии, организует игры, квесты, дискуссии и другие активные методы и формы работы |
Мероприятия ориентированы преимущественно на подготовку учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другим формам проверки знаний | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Мероприятия в рамках проекта не только дают детям знания, но и побуждают их задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах |
Приложении 4
План мер по минимизации рисков при внедрении и апробации образовательно проекта
Риски | Меры для их минимизации |
Управленческие риски Отсутствие согласованности администрации школы по вопросам принятия решений в части реализации проекта. Пример: - не включение в часть Учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений предметов, на которые ориентирован проект (Финансовая грамотность, Экономика); - не включение в часть Учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности, на которые ориентирован проект (практикум «Мир финансов» (проектная мастерская)) | Согласованность действий администрации школы по вопросам принятия решений в части реализации проекта. Выступление на родительских собраниях с целью разъяснения необходимости изучения указанных предметов или курсов и осознанного выбора родителями (законными представителями) обучающихся и самими обучающимися. |
Отсутствие запросов обучающийся и их родителей (законных представителей) в выборе курса, как последствие - отсутствие возможности реализации проекта. | Предпрофильная и профильная ориентация обучающихся в рамках классных часов, уроков технологии. Организация совместных с родителями мероприятия в рамках Дня открытых дверей. |
Перевод образовательных организаций на дистанционное обучение из-за роста заболеваемости новой коронавирусной инфекции COVID-19 | Реализация проекта в дистанционном формате с использованием дистанционных образовательных технологий. |
Недостаточный уровень профильной предметной подготовки для обеспечения реализации проекта в рабочем режиме другими педагогическими работниками | Организация внутрикорпоративного повышения квалификации для педагогов, изъявивших желание принять участие в реализации проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук"
Что надо предпринять, чтобы возродить потенциал нации? Возрождение духовности, нравственности нашего общества - это не только психолого-педагогическая, но и с...
Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.
1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...
Методическая разработка на тему: «Роль героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца»
В данной методической разработке раскрывается вопрос влияния героико- патриотической музыки русских композиторов на развитие моральных качес...
Школьные музеи и их роль в патриотическом и гражданском воспитании школьника
Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образо...
Тематическая линейка как средство патриотического и гражданского воспитания школьников
Очень эффективными по степени воздействия на учащихся являются школьные тематические линейки. Объясню, почему. На линейку, по звонку, собирается вся школ...
Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности обучающегося при реализации образовательной программы по литературе.
2020 – год 150-летнего юбилея русского писателя И. А. Бунина. В настоящее время на территории нашей страны функционирует несколько музеев, посвященных писателю, в том числе Литературно-мемориаль...
Выступление на МО учителей-предметников Роль географии в воспитании личности школьника
Выступление на МО учителей-предметников Роль географии в воспитании личности школьника...