"Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук"
материал по обж по теме
Что надо предпринять, чтобы возродить потенциал нации? Возрождение духовности, нравственности нашего общества - это не только психолого-педагогическая, но и социально-экономическая проблема. Однако не следует забывать, что весомый и незаменимый вклад в святое дело обновления страны может внести и школьный учитель. От учителя зависит, каким будет новое поколение и, вместе с ним, какая будет страна и наш город. Именно со школьной скамьи ученик должен нести ЧУВСТВО ответственности за свою Родину, за свое государство. Поэтому в своей работе определил такую цель: «Создание условий для воспитания в учащихся чувства гражданственности» как одного из ведущих идейно нравственных качеств личности, формирующихся в системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_grazhdanskih_kachestv_lichnosti_shkolnika.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»,
г. Рубцовска,
Алтайского края
«Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучении общественных наук»
Преподаватель-организатор
ОБЖ МБОУ «СОШ №18»
Ямилов Юрий Юрьевич,
Алтайский край,г. Рубцовск,
ул. Гвардейская, д. 51 кв. 10
2012 год
Введение
Мы живем в сложное время. Трудно стране. Трудно школе, Нелегко работать учителю. И даже не столько оттого, что нет нормальных условий для жизни и работы, сколько от того, что щемит учительское сердце от воинствующей бездуховности. Ведь там, где бездуховность, там и зло. И оно в наше время многолико, своими метастазами оно пронизало все общество. И политическая конфронтация, и низкая культура общения, и межнациональная вражда, и рост преступности, и спекуляция - все это уродливые формы его проявления, особенно болезненно воспринимается то, что именно г. Рубцовск по количеству преступлений на душу населения превосходит общероссийский уровень преступности, что именно в нашем небольшом городке находятся четыре исправительные колонии, в том числе строгого и особого режима, и большинство, отбывших наказание оседают в г. Рубцовске, что моя школа находится в одном из самых неблагополучных районов этого города, что в моей школе учатся дети из неблагополучных и неполных семей. Что надо предпринять, чтобы возродить потенциал нации? Возрождение духовности, нравственности нашего общества - это не только психолого-педагогическая, но и социально-экономическая проблема. Однако не следует забывать, что весомый и незаменимый вклад в святое дело обновления страны может внести и школьный учитель. От учителя зависит, каким будет новое поколение и, вместе с ним, какая будет страна и наш город. Именно со школьной скамьи ученик должен нести чувство ответственности за свою Родину, за свое государство. Поэтому в своей работе определил такую цель: «Создание условий для воспитания в учащихся чувства гражданственности» как одного из ведущих идейно нравственных качеств личности, формирующихся в системе образования. Это направление отлично согласовывается не только с работой нашей школы по теме «социализация личности», но и c новым внутриполитическим курсом России. Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи:
1. Воспитывать в учащихся чувство уважения, преданности и любви к
своему отечеству;
2. Развивать умение мыслить, высказывать и доказывать свою точку
зрения, находить выход из сложных и опасных для жизни и здоровья
ситуаций;
3. Расширять и углублять знания предметов; повышать качество этих знаний.
Реализацией этих задач и целей занимаюсь как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
4.Формировать в учащихся чувство ответственности за выполнение гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством и народом. Решение этих задач во многом поможет вырастить достойных граждан современной России.
Воспитание гражданственности в процессе обучения
В современном понятии гражданским обществом называются сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства. В распространенном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества.
С моей точки зрения, членом такого гражданского общества является человек, который принадлежит к постоянному населению государства, пользуется его охраной, огражден от посягательств, враждебных действий., опасности и наделен совокупностью определенных норм и правил поведения, общеобязательных к исполнению, регулируемых как государством, так и обществом, влекущим юридическую и моральную ответственность нарушителя этих норм, а также несущего круг действий, возложенных на него и безусловных для их выполнения. Это проявляет в человеке, прежде всего, патриотизм, уважение к закону, толерантность, высокую нравственность. Наличие в человеке таких качеств говорит о любви к Родине, самоотверженности во имя неё, небезразличие к судьбе своей страны, активности в жизни своего государства. Считаю, что преподаваемые мной предметы (ОБЖ, право, обществознание), максимально подходят для реализации моей педагогической задачи – воспитание свободных, уважающих друг друга и свою страну граждан.
Творческая и методическая работа.
В своей педагогической деятельности большое место я уделяю методической, а также творческой работе.
При обучении учащихся использую следующие технологии обучения: модульная технология (блочное построение учебного материала, мотивация учебной деятельности на основе целеполагания, преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя, организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя), технология критического мышления (стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии), технология развивающего обучения (мотивация, анализ проблемы, поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, доказательство и обоснование правильности решения, реализация и проверка решения, а в случае необходимости – его коррекция).
В преподавании за основу беру государственные программы, но, вместе с тем, вношу в них определенные изменения и коррективы для того, чтобы адаптировать их (с учетом возможностей, контингента учащихся и т. д.) под существующие условия преподавания. Использую те технологии, методики и формы обучения, которые наиболее оптимально подходят учащимся для изучения базового материала.
В рамках профильного и предпрофильного обучения мной за последние два года были разработаны элективные курсы:
- «История Русской православной церкви» (11 класс) – целью которого является приобщение учащихся к изучению самобытности и уникальности Русской культуры, неразрывно связанной с религией, воспитание основных нравственных ценностей, присущих русскому народу.
- «Школа выживания» (10 класс)- целью которого является воспитание в учащихся морально-волевых качеств, развитие навыков и умений, необходимых для выживания в условиях вынужденного автономного существования, экстремальной ситуации, чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
- «Родной край» (5 класс) – целью которого является формирование представления у учащихся об Алтайском крае как о «жемчужине» России, привитие учащимся чувства любви к малой родине и чувства гордости за нее.
- «Право Алтайского края» 9 класс) – целью которого является культивация в учащихся чувства уважения к закону и ответственности перед ним как главного качества гражданина России.
Также мной за последние два года были разработаны и проведены открытые уроки – «Роль христианства в современном мире», «Свобода выбора», «Право на жизнь», «Подросток в зоне риска», внеклассное мероприятие «Победа деда – моя победа». Подготовлен раздаточный материал, проверочные тесты, документы и вопросы к ним, схемы, таблицы, презентации к урокам, карточки с заданиями и т. д. Выступал на внутришкольном, городском методических объединениях по темам: «История моей семьи – частица истории России», «Гуманизация преподавания общественных дисциплин» (опыт работы), выступил с докладом на краевой конференции по теме «Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук». Являюсь участником всероссийских педагогических конференций по темам «Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты», «управление качеством образовательного процесса в условиях новых образовательных стандартов», являюсь участником независимого экспертного жюри городского конкурса исследовательских работ «Интеллектуал», работал в составе жюри пятой туристско-краеведческой олимпиады «Родина моя – Алтай».
В целях повышения квалификации прошел краткосрочное обучение в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования по темам «Научно-теоретические и методические подходы к изучению типологических особенностей православной культуры» в объеме 108 часов, «Психолого-валеологические основы образовательной деятельности» в объеме 72 часа, прошел краткосрочное обучение в ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева» по программе «Использование системно-деятельностного подхода в современном образовательном процессе» в объеме 72 часа, г. Москва, прошел краткосрочное обучение в Рубцовском институте (филиале) Алтайского государственного университета по теме «Актуальные проблемы государства и права в современной России» в объеме 108 часов. Работаю по методической теме: «Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук». Мои разработки уроков опубликованы:
- портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования»;
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»;
- Интернет педсовет 2012; в том числе сборники «1001 интересного занятия с детьми», «Вселенная учитель»;
- профессиональное сообщество педагогов «Методисты»,
- «Открытый класс» (сетевые образовательные сообщества).
Являюсь активным участник конкурсов педагогического мастерства:
- Первый всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений 2012» (действующее участие);
- Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе (действующее участие);
- Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы в обучения в образовательном процессе» (участие);
- 12 всероссийский интернет-педсовет «1001 идея нестандартного занятия с детьми», «Вселенная учитель» (действующее участие);
- Конкурс лучших педагогических работников краевых, государственных и муниципальных образовательных учреждений на поощрение Администрации Алтайского края (действующее участие);
- Интернет портал pro. Школу. ru «Лучшая поурочная разработка» (действующее участие);
- Педагогическая планета, фестиваль «Творческий урок» (действующее участие);
- Электронные образовательные ресурсы «План-конспект урока» (действующее участие);
- Конкурс журнала ОБЖ «Основы безопасности жизни» (действующее участие);
- Социальная сеть работников образования, конкурс «Я – классный руководитель» (действующее участие);
- Благотворительный конкурс для учителей общеобразовательных школ «Мой учитель» (действующее участие);
- Краевой этап всероссийского конкурса «Учитель здоровья 2012» (действующее участие);
- Первый Всероссийский открытый конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи по теме «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования» (действующее участие).
- В 2012 году стал победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» г. Москва, за что получил медаль «За службу образованию».
- в 2012 номинирован на Награду Общероссийского Общественного движения «За сбережение народа» в номинации «Поддержка и развитие культурно-нравственных и духовных ценностей народов России» (действующее участие);
Продолжаю педагогическую династию. Являюсь членом всероссийской организации «За сбережение народа», кандидатом в депутаты Городского совета депутатов.
Моя профессиональная и творческая деятельность неоднократно была освещена в СMИ.
В своей работе я руководствуюсь следующими педагогическими принципами и методами обучения:
- Обучение в сотрудничестве:
История не раз показывала нам примеры спасения Отечества в результате сплочения всего народа. Известны также примеры, ,когда страна достигала серьезных успехов, объединяя усилия всех граждан.
Несомненно, что одной из черт, которой должен обладать гражданин, является умение правильно строить отношения с другими, людьми на основе уважения чужой точки зрения, чужих интересов и взглядов. Это воспитывает толерантность, а также умение достигать общей пели совместными усилиями, сотрудничеством, а эти качества личности являются неотъемлемой частью гражданственности.
Развивать такое умение я стараюсь, используя там, где это возможно. Работа в группах может быть разнообразной:
а) «Обучение в команде»
Обучение в команде основывается на «групповых целях» и успехе всей группы, который может быть достигнут только в результате работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, проблемой, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы познать что-то вместе, но и в том, чтобы отдельный участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вкратце обучение в команде основывается на трех основных принципах:
- «Награду» команда получает одну на всех в виде бальной оценки или другого поощрения (знака отличия). Для этого необходимо выполнить предложенное труппе задание. Группы не соревнуются друг с другом.
- Индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
3. Каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
На практике это выглядит так: ( 8класс Тема: «Малая группа») Группы, в которых учащиеся объединяются по желанию (по 4 - 6 человек), на занятии выступают в роли «наглядного пособия», к которому учитель обращается каждый раз, разбирая содержательные вопросы.
Заранее подготавливаются несколько конвертов с заданиями по 4 - 6 на
каждую группу. Конверты для каждой группы могут быть одинаковыми, но задания в них разные для каждого участника. Общим для всех является
задание оценить свою роль в процессе урока (оценка должна содержать глаголы, определяющие, что именно довелось делать ученику на занятии).
В качестве «разминки» (задание на проверку группового взаимодействия) ученикам каждой группы предлагается выполнить задание: Собрать из отдельных частей квадрат (эти отдельные части получаются путем разрезания целого цветного квадрата на котором заранее пишется „ определение понятия «Малая, группа:» на нужное число деталей. При этом не имеет значение форма фрагментов, их размер). Условия, обязательные в этом виде деятельности: нельзя произносить ни слова; нельзя брать детали у партнеров по группе. В ходе работы учащиеся, закрепляют понятие «Малая группа» и теоретически, и практически..
По команде учителя «Начали!» группы приступают к собиранию квадрата. Как только все группы справятся с заданием, учитель обращается к каждой группе с вопросами: « Что вы делали? Что у вас получилось? Что не получилось? Кто какую роль играл? Как к этому относились остальные'?» Среди ответов важно зафиксировать те, которые характеризуют деятельность грунты (выполняли общую задачу, действовали сообща, помогали друг другу в выполнении общего дела, распределяли усилия и от. п.). Продолжая урок, учитель излагает и объясняет материал по указанной теме, дает определение понятий: малая группа, статус, социальная роль, межличностные отношения, лидер, конформизм и др. В ходе изложения новой темы учитель может аппелировать к опыту взаимодействия, полученному в процессе «разминки». (Какой являлась данная группа с точки зрения признаков классификации групп: по численности, по характеру деятельности, по длительности существования, по характеру отношений в процессе работы'? Какие групповые роли выявились в этом случае? Какие нормы (правила) принимались в качестве групповых? Применялись ли какие - либо санкции?)
Далее учитель проверяет выполненные задания членами групп, при этом обращая внимание не только на результат выполнения задания участниками группы, но и на характер их взаимодействия, проявления кооперации усилий, взаимопомощи, сотрудничества, подводя учащихся к осознанию важности таких характеристик для группы, и оценивая результаты работы.
В конце урока учитель предлагает оценить учащимся роль каждого ученика в группе, что удалось сделать и выяснить на уроке, что требует дополнительного изучения.
б)« Турнирные столы»
Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности («слабые» учащиеся со «слабыми», «сильные» с «сильными»). Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Например: 7 класс Тема: «Причины преступности». Учитель: «Перечислите социальные («слабые» учащиеся), психологические («средние» учащиеся), биологические («сильные» учащиеся) причины преступности».
Победившая группа приносит своей команде определенное количество
баллов, независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением (оценка). В ходе урока учащимися закрепляются знания о причинах преступности, и делается вывод о том, какие морально-волевые качества помогут не встать на ее путь. В качестве домашнего задания учитель предлагает сочинение на тему: «Как снизить уровень преступности в России».
в) «Ажурная пила»
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был назван «ажурная пила».
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Например: 7 класс Тема: «Правонарушение и преступление» Нужно найти ответы на следующие вопросы: «1.Что такое мораль и аморальный поступок? 2. Что такое закон? 3. Что такое правонарушение? 4. Что такое административное правонарушение? 5.Что такое преступление? 6. Как закон позволяет определить вид правонарушения?» Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить весь материал - это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетради, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добровольно выполняли свою задачу, так как это может отразиться на итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. Наиболее верные и точные ответы оцениваются учителем и записываются в тетради всех учащихся. В качестве домашнего задания учащиеся должны ответить на следующие вопросы: «В чем различия аморального поступка и административного правонарушения?», «В чем различия административного правонарушения и преступления?» Качество ответов на эти вопросы поможет узнать, насколько учащиеся усвоили или не усвоили новую тему.
г) «Учимся вместе»
Следующий вариант метода обучения в сотрудничестве называется «учимся вместе».
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы по три
- пять человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся
подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Учащимися, при помощи учителя, делаются выводы, которые записываются в тетрадь. Такое сотрудничество обучаемых на уроке позволяет воспитывать в учащихся цивилизованные правила общения на основе взаимного уважения.
2. Демократизация преподавания
Считаю, что для того, чтобы воспитать уважающую других и себя, личность, привить уважение к демократическим принципам, на которых зиждется Российское государство, нужно строить свою педагогическую деятельность, на основе демократических взаимоотношений учителя и ученика. Такой метод создает обстановку взаимного доверия, уважения, Ученик воспринимается как равный учителю, как его партнер п. друг. В то же время учитель является авторитетом. Исходя из этого, я свои взаимоотношения с учениками строю из следующих составляющих:
а) Совмещение интересов.
Педагогический процесс осуществляется через общение учителя и учащихся. Простейшая модель межличностного общения предполагает, что у каждого из участников общения имеется свое требование или желание, которое он стремиться, реализовать в процессе общения. Требование учителя обеспечить определенный уровень усвоения учеником учебного материала.
Требования, точнее желания самих учащихся на уроках и воспитательных
занятиях могут быть самыми разнообразными. Идеальный вариант, когда требования учителя и учащегося согласованы: учитель желает учить, ученик желает учиться. В этом случае интересы учителя и учащихся совмещены. Однако часто в школьной практике возникают ситуации, когда у учеников имеются желания, входящие в противоречие с требованиями учителя. Допустим, что требования ученика — обоснованно срочно уйти из школы. От умения учителя решать подобные проблемы и зависит, будут ли отношения между учителем и учащимися демократическими, авторитарными или анархическими.
Какие решения: этой проблемы возможны?
Первое - это авторитаризм, когда учитель навязывает свое требование ученику. Он не отпустит с урока. Авторитарный стиль общения достаточно подробно описан в педагогической и психологической литературе, поэтому здесь нет смысла его еще раз характеризовать. Отмечу лишь, что в школах авторитаризм процветает.
Второе - это анархия (ассимиляция), когда учитель не может выполнять свое Ученик уходит с урока, даже не спрашивая разрешения у учителя. У такого учителя, как правило, дешевый авторитет среди учащихся, а на уроках он выполняет почти все желания учеников.
Третье - Решение межличностных проблем ничего общего с авторитаризмом и ассимиляцией не имеет, потому что это крайности. Демократическое решение предполагает, что оба противоположных требования будут выполнены одним из следующих приемов: 1. разделением противоположных требований в пространстве; 2. разделением времени выполнения противоположных требований; 3.объединением противоположных требований для их совместного выполнения.
Для нашей ситуации подходит второй прием - ученик уходит с урока, а дома самостоятельно изучает новый материал. То есть, выполнив свое требование, он выполняет и требование учителя, но в другое время.
Умение совмещать интересы (свои и своих, учеников, коллег, членов семьи) нужно постоянно самовоспитывать. Для этого необходимо, прежде всего, конкретизировать два противоположных требования - свое и своего и открытость Собеседника. Затем с помощью вышеуказанных приемов искать решения, а не впадать в крайности.
б) Контролируемое доверие.
Доверяя самостоятельную работу учащимся на уроках и дома, учитель должен определить формы контроля за результатами работы учащихся. Здесь также возможны две крайности систематический контроль всех учеников и отсутствие какого-либо контроля вообще. Желательно определиться, кого из учеников нужно контролировать ежеурочно, кого регулярно, кого периодически, Причем критерием разделения учащихся по этим условным группам должна быть не успеваемость учащихся, а регулярность выполнения ими заданий, проще говоря - добросовестность. Дети очень болезненно воспринимают регулярные проверки, слабых учеников и отсутствие проверок домашних заданий у сильных учеников.
в) Тактичность оценки
Анализируется, оценивается на уроках и воспитательных занятиях не личность ученика, а его поступки, деятельность и ее результаты. Выражения типа: «Ну, разве может Петров сделать правильно...» недопустимы и ничего общего с педагогической этикой не имеют. Вместе с тем учитель и ученик имеют право высказывать друг другу все, что они желают в ходе индивидуальной беседы: без свидетелей. И дети, и учителя должны знать об этом праве и необходимости воспользоваться им.
г) Исключение принуждения
Принуждение в учебно-воспитательном процессе долгие годы заключалось,
да и сейчас заключается, в том, что учителя требуют от учащихся знаний всего учебного материала. А это нереально. Всегда будут ученики, которые не хотят учиться вообще, которые могут усваивать лишь базовые знания и умения и те, кто может усвоить весь изучаемый материал. Поэтому
исключение принуждения - это обеспечение дифференцированного
образования, в зависимости от потребностей учащихся и их интеллектуальных возможностей. Это относится и к воспитательной работе.
Эти методы позволяют воспитывать человека, способного к правильному пониманию свободы, способного принимать решения, оценивать свои поступки и нести за них ответственность, что формирует в нем качества достойного гражданина.
З.Методы воспитания гражданско-правовой культуры в учащихся.
Без воспитания осознанного уважения к праву, ценностного отношения к законам страны достигнуть правовой: культуры невозможно. Это не исключает критический взгляд, оценку, анализ, что я пытаюсь использовать
на своих уроках. Начиная еще с начальной школы, у детей формируется понятие о государстве и гражданине. При этом главной целью ставится выяснить, какие изменения в обществе привели к созданию первых государств, проследить этапы развития социального общества, объяснить механизмы функционирования государства, выделить его признаки, подчеркнуть роль законов. Вводятся понятия государства, правитель, чиновник, закон и демократия. Большое место уделяю развитию мыслительного процесса у детей. В рамках данной темы предлагаю сыграть в игру, которая называется «ассоциация». Смысл ее в том, что я произношу слово, а дети, должны его мысленно представить и выразить свой возникший образ с помощью слов. Предлагаемые слова: государство, власть, закон, традиции. Выясняя признаки государства, предлагаю пятиклассникам следующие задания: на доске написаны различные слова и словосочетания, а ребятам нужно соединить стрелками слово государство со словами, которые обозначают признаки государства. Для детей более старшего возраста, стараюсь преподавать предметы, опираясь на их размышления, научить их спрашивать, сомневаться, задумываться, а не просто запоминать и отвечать. Здесь главным считаю привить уважение к закону, что является основой юридической ответственности личности. Организуя работу по изучению конституции России, предлагаю классу, прежде всего, познакомиться с разделом «содержание», кратко прокомментировать смысл каждой главы. Стараюсь, чтобы дети увидели, что уже в самой структуре содержания видны пути решения, главных задач конституции. При работе с документом, наряду с вопросами, требующими знания закона (какие основополагающие цели провозглашены в преамбуле конституции РФ? В чем выражается стабильность конституции? Чем отличается конституция РФ от прежних конституций? Как в конституции выражаются, нравственные основы, справедливости?), ставлю вопросы, требующие обсуждения, рассуждения, представления собственной точки зрения (как бы вы определили место проблемы прав человека в конституции? Как вы понимаете словосочетание «правовой нигилизм»? Как понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане»? Как бы вы определили цель, к которой ведет общество нынешняя конституция). Для меня важно сформировать у детей сознание незыблемости выполнения государственного закона. Здесь не обойтись без личностного ориентирования. Я предлагаю детям составить законы для различных ситуаций в их жизни, например: законы дружбы, законы спора и. т. д.
Выполняя эти задания, дети, придумывая свои, законы, учатся уважать общечеловеческие и государственные. Немаловажным считаю формирование знаний о международных документах. На своих, уроках рассматриваю «Декларацию прав человека и гражданина», «Всеобщую декларацию прав человека», «Международное гуманитарное право». Изучение этих документов приводит к осознанию того, что основополагающие права и обязанности граждан являются универсальными для всего человечества. Дальнейшая моя задача формировать в учащихся понятие «гражданин», осознание себя гражданином. Главный объект изучения здесь «человек», который выступает в роли гражданина. Ключ к пониманию этого понятия дает два других: «свобода» и «ответственность». Эти уроки несут большую воспитательную нагрузку, поскольку разговор касается основных гражданских ценностей и добродетелей, таких как «гуманизм», «патриотизм», чувство ответственности, личное мужество. В рамках этой темы: предлагаю знакомство с судьбами великих граждан России, Алтайского края, Рубцовска. Считаю, что для детей является немаловажным конкретный пример. Большое значение придаю дискуссиям, спорам, что позволяет детям самостоятельно формировать основные принципы поведения гражданина. Для дискуссий предлагаю, например, следующие темы: Почему не бывает прав без обязанностей? Кто такой настоящий, гражданин? Что значит любить родину? Как связаны гражданские права и судьба человечества? Что значит
право - мера свободы? Обязательно предполагаю работу с документами, в
ходе которой дети определяют ключевые идеи документов, суть позиции, на которой стоят авторы, свое отношение к принципам и мнениям, изложенным в документах, например, работая с документами о правах человека, ключевые идеи этих документов детям представляю графически в виде плаката. Это помогает вдуматься и запомнить, позволить учащимся показать, что для граждан остаётся типичным, прежде всего, такие черты как наличие прав и свобод и вместе с тем обязанности и ответственности.
Таким образом, используемые мной в процессе обучения методы, принципы, технологии помогают мне повышать качество знаний учащихся по обществознанию, праву и ОБЖ
Средний процент качества по преподаваемым мной предметам продолжает оставаться стабильно высоким. За 2011 - 2012 учебный год по праву - 89 процентов, обществознанию – 90, ОБЖ – 93 процента.
Воспитание гражданственности во внеурочное время.
Нравственно-духовные качества гражданина с большим успехом можно
воспитывать во внеурочное время. В отличие от урока такие занятия более разнообразны, интереснее, не ограничены строгими временными рамками, программой. Они более любимы детьми, Поэтому в своей работе я уделяю им немало времени. Это военизированные игры, спортивные соревнования, стрельбы, походы в музей, патриотические вечера, выпуск стенных газет к праздникам, кружковая, работа и дополнительное образование.
1.Военизированные игры.
Всем известно, как дети любят играть в войну. Это нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые качества, как сила, смелость, ловкость, быстрота, различные умения, преданность и любовь к Родине.
Защита Отечества - священный долг гражданина России, и готовиться к выполнению этого долга нужно, как говориться, со школьной скамьи. Одним из основополагающих факторов высокой боевой готовности воинов России являются их отменная физическая, психологическая и нравственная подготовленность, основы. которой должны закладываться в общеобразовательной школе.
Армейская, школа сегодня суровая, школа. Здесь молодежи приходиться выдерживать серьезные испытания. Воины регулярно участвуют в учениях, в условиях максимально приближенных к боевым. Кроме умения преодолевать сопротивление противника, они в экстремальных, ситуациях преодолевают днем и ночью жару и пыль, дождь и слякоть, мороз и метель, жажду, усталость, на их долю выпадают огромные физические и психологические нагрузки. И к этим испытаниям новобранец должен быть готов,
Юноша, готовящий себя к выполнению воинской обязанности, должен четко уяснить такую истину: служить в армии будет легче, если серьезно готовиться к этому еще в школе. Правильная организация физической и нравственной подготовки эффективно содействует повышению у допризывной и призывной молодежи дисциплинированности, организованности, формирует необходимые физические и моральные качества, которые присущи человеку физически развитому, выносливому, решительному, смелому, обладающему крепкими нервами. Поэтому, являясь преподавателем: элективных курсов «Школа выживания», элементы военизированных игр я систематически применяю во внеурочное время: метание гранаты, преодоление полосы препятствий, сборка-разборка АК-74 и т. д.
- Стрельба.
Стрельба, для детей - занятие более чем интересное. Учатся они стрельбе с особым рвением. Занятия проходят на «ура». Но, прежде чем дать в руки ребенку оружие, его надо научить правилам обращения с оружием, разрабатывать умение правильно целиться, стрелять, разъяснить правила поведения на стрельбище и многое другое. Этой работе я уделяю особое внимание» И только когда я уверен, что мои ученики усвоили материал хорошо, я приступаю к практическим стрельбам. Обычно я их начинаю за месяц до общегородских соревнований для того, чтобы выявить сильнейших, которые и будут участвовать в ежегодных городских соревнованиях по стрельбе между учащимися школ и военно-спортивных клубов».
3. Патриотические вечера.
В своей педагогической деятельности все свои внеклассные мероприятия я проводил с целью воспитания в учащихся чувства гордости за свою страну, уважения к ветеранам. В качестве примера на одном из мероприятий, которое я назвал «Победа деда - моя победа!», я рассказал учащимся историю о своем деде, который прошел трудный путь не только в годы войны, но и в послевоенное время, рассказал им как в моей семье чтят память о предках. Положительным результатом такого мероприятия считаю то, что почти все учащиеся после моего рассказа заинтересовались историей своей семьи и рассказали о своих дедах и прадедах героях ВОВ и труда.
4. Спортивные игры.
Большое значение в своей работе я уделяю воспитанию здорового образа жизни как неотъемлемого элемента гражданственности через спортивные игры («азимут», полоса препятствий, метание гранаты, выживание в условиях автономного существования и др.). Реализацию такого направления осуществляю через интеграцию физкультурного воспитания, истории, обществознания. На уроках физкультуры учащиеся развивают силу, выносливость, ловкость, а на моих уроках, они получают знания, навыки и мастерство. Такой подход в обучении, дает высокие результаты: учащиеся становятся победителями на городских соревнованиях, стремятся получить все больше навыков и умений, многие ученики желают после окончания школы либо продолжить свою карьеру в спорте, либо поступить в военные училища и связать свою жизнь со службой Отечеству.
5. Кружковая работа.
Одним из самых основных видов внеурочной деятельности является кружковая работа. В прошлом году я являлся руководителем кружка «Дружина юных пожарных» и целью моей работы являлось не только обучение учеников правилам: пожарной безопасности и пожаротушения, но и развитие в них морально-волевых качеств, выправке, дисциплине, чувства
ответственности за последствия своих поступков, научить комплексу мероприятий по спасению жизни и здоровья пострадавших. Положительным результатом моей работы можно считать первое место в городском конкурсе дружин юных пожарных, которое заняли мои ученики,
Два года вел кружок «туристическое краеведение». В свою группу я набрал учащихся из своей школы, что позволило проводить занятия на ее базе, тем самым мотивировал подопечных на изучение Родного края и навыков туризма. Учащиеся с огромным интересом и азартом выступали на соревнованиях по технике горного туризма, скалолазанию, спортивному ориентированию «Подснежник», увлеченно участвовали в различных краеведческих конкурсах, а также проводили исследовательскую работу по изучению Алтайского края. И сегодня те ученики, которые были в моей, группе, добиваются, высоких результатов на уроках физкультуры, истории, краеведения и других предметах.
Считаю, что такая организация внеурочной деятельности, формирует в учащихся чувство патриотизма, а патриотизм является неотъемлемой частью гражданственности.
В дальнейшем планирую продолжать педагогическую деятельность в рамках своей методической темы. «Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук» по направлению правового воспитания школьников для формирования в учащихся чувства ответственности за выполнение государственных обязанностей и гражданского долга перед государством и народом в рамках общешкольной темы «организация учебного процесса с учетом обеспечения сознательного будущего направления проф. деятельности».
Кроме методической работы активно занимаюсь творческой
деятельностью как в своей школе, так и за ее пределами не только для того, чтобы развивать свои способности, но и для того, чтобы своим примером увлечь ребят за собой. Считаю, что учитель должен быть, прежде всего, творческой личностью. Принимал участие в краевом слете учителей и молодежи, являюсь почетным гостем фестивалей бардовской песни, являюсь участником и победителем городских фестивалей: «Романса вечное призванье», «Мой край любимый. Свой талант дарю тебе», «Пусть в душах слово отзовется», «Славься, мой край родной», «Русь моя, какая ты?», пишу песни, стихи, сценарии, которые получили высокие оценки и призовые места на муниципальном, краевом и всероссийском уровнях. Являюсь обладателем титула «Супер-папа 2010», победителем городского семейного конкурса «Мир дому твоему», победителем краевого фестиваля «Согрей теплом родительского сердца» в номинации «Педагогические династии».
Заключение
Считаю, что моя педагогическая работа по теме «Воспитание гражданственности» своевременна и актуальна, потому что именно сейчас Россия нуждается в достойных и уважающих свою страну гражданах. Воспитание таких граждан является приоритетным направлением нового политического курса Российской Федерации. Поэтому моя работа позволяет воспитывать в учащихся чувство гражданственности как одного из ведущих идейно-нравственных качеств личности, формирующихся в системе образования. Большое значение уделяю формированию юридической грамотности, знанию законов России и Алтайского края, для чего разрабатываю элективные курсы, провожу предметные недели и внутришкольные олимпиады. Это позволяет мне успешно формировать в учащихся чувство ответственности за выполнение гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством и народом. Программа элективного курса «Школа выживания» развивает умение мыслить и находить наиболее оптимальный выход из самых сложных жизненных ситуаций, что подтверждается призовыми местами в различных конкурсах, например: «Российский азимут 2011», конкурс «Дружин юных пожарных». Центральное внимание уделяю воспитанию в учащихся чувства уважения, преданности и любви к своей Родине. Провожу патриотические мероприятия, заочные экскурсии по местам: боевой славы.. Результатом: работы в этом направлении считаю, что в моих учащихся высоко развиты такие качества как чувство ответственности, уважение к морально-нравственным, правовым: нормам, требованиям устава школы. Это подтверждается тем, что мои учащиеся не замечены в совершении аморальных поступков, административных правонарушениях и преступлениях как внутри школы, так и за ее пределами, не состоят на спец. учетах, активно участвуют во внутришкольной жизни школы. Считаю, что успешное выступление моих учеников на городских военнизированных соревнованиях «Юные патриоты Алтая» 2011, где они заняли призовые места как на этапах, так и в общекомандном зачете; третье место на городском туристическом слете (пятиборье), первое место в городском конкурсе «Зарница», первое место в городском конкурсе «Дружин юных пожарных», получение диплома I степени моей ученицы, как победителя краевого конкурса «Родина моя Алтай», посвященного 70-летию образования Алтайского края, подготовка мной участника второго этапа восьмой Международной Олимпиады по основам наук по предмету ОБЖ - свидетельствуют о высоких результатах моей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психических качеств, черт и свойств личности школьника в процессе физического воспитания.
Постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя.......
Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания
Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...
Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.
1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...
Доклад "Формирование качеств творческой личности школьника в процессе реализации программы воспитательной работы класса"
Представлен опыт работы классного руководителя 5 класса по формированию качеств творческой личности школьников в процессе реализации воспитательной программы. Рассматриваются основные направления восп...
«Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания»
Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания...
Создание условий для самоопределения личности школьника в процессе изучения истории
В презентации "Создание условий для самоопределения личности школьника в процессе изучения истории" показаны организационные формы работы, способствующие развитию обучающихся в у...