Южная Русь
план-конспект урока по истории (6 класс)

Мадина Салиховна Хапачева

Урок по истории в 6 классе на тему "Южная Русь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon phpps730l_yuzhnaya-rus_1.doc650 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории.6 класс.

Тема: Южная Русь

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с территорией Южной Руси и определить ее положение в период феодальной раздробленности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать представления о территории Южной Руси (Киевском княжестве);
  • Объяснить понятие «половцы»;
  • Выяснить историческое значение «Слова о полку Игореве».

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения работать с картой;
  • развивать умения учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой;
  • умения высказывать своё мнение;
  • развитие навыка культуры речи, продолжать формировать умение использовать термины.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения прислушиваться к чужому мнению при обсуждении «Слово о полку Игореве»;
  • воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому русского народа.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: доска, карта, учебник, дополнительный  материал, компьютер, проектор

План урока:

1.Киевское княжество

2.Древняя Русь и Половецкая степь.

3. «Слово о полку Игореве».

Технологическая карта

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

в мин.

1.Организационный момент

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя, встав со своих мест.

1 мин.

2.Актуализация знаний.

Тема нашего урока сегодня «Южная Русь». Сегодня мы должны с вами познакомиться с территорией Южной Руси и определить ее положение в период феодальной раздробленности. Но прежде, чем мы приступим к ее изучению,  я бы хотела проверить ваши знания по предыдущим темам.

 1.Прошу выйти к доске 3 уч-ся.

    1) Работа с картой. На доске прикреплены фрагменты контурной карты с изображением одного из княжеств Древней Руси. Необходимо узнать княжество и прикрепить фрагмент контурной карты к настенной карте в месте расположения данного княжества. (Приложение1)

    2) Разгадать кроссворд. (Приложение 2)

    3) На доске прикреплены даты и события, их надо привести их в соответствие.  (Приложение 3)

2.Фронтальный опрос.

Пока ребята работают у доски, я хочу обратиться с вопросами к остальным учащимся.

  • Когда распалось древнерусское государство? Объясните причины превращения отдельных волостей в самостоятельные княжества.
  • Что оставалось общим для русских земель в эпоху раздробленности?
  • Объясните, как изменилось положение князей и бояр с распадом Руси на отдельные княжества.

Работают у доски.

Отвечают на вопросы учителя

3 мин.

3.Изучение новой темы

Спасибо ребята, вы молодцы!

Вот мы и подошли к главному моменту нашего урока, мы приступаем к изучению новой темы. Записываем число, тему и план урока. Вы знаете, что в период раздробленности образовались удельные княжества.

Одним из таких удельных княжеств было Киевское княжество. Посмотрите на карту.

Оно было одним из самым главных, ему подчинялись другие княжества. За киевский престол шла ожесточенная борьба среди князей. Юрий Долгорукий трижды захватывал престол и после третьего восшествия его отравили. Начались усобицы между потомками Святослава Ярославича и Владимира Мономаха. Это привело к созданию новой системы управления - правили сразу двое князей.  

       Также  у Руси были давние соседи - половцы. Найдите на стр. 107 учебника, какую территорию занимали половцы. У вас на столах лежат толковые словари, найдите в них  определение термина «половцы» и запишите в тетради.

Половцы были язычниками - приносили жертвоприношения и гадали. В святилищах они ставили каменные изваяния прародителей - каменные бабы. У половцев женщина считалась символом быта, она вела хозяйство, воспитывала детей и играла значительную роль в жизни половецкого общества. Изображение на слайде, (слайд 4) посмотрите внимательно на этот архитектурный памятник.  Кто попытается его описать?

А скажите мне, почему памятник, посвящен именно женщине?

А сейчас мы с вами поговорим о произведении «Слово о полку Игореве», которое вы будете изучать по литературе в 9 классе.

 Итак, в конце 12 в. половцы опять начинают свои набеги. Святослав Всеволодович решил объединить силы русских князей организовать поход против половцев. Но его двоюродный брат сам решил пойти в поход, его постигла неудача. Он попал в плен, но смог убежать и обратился за помощью в Киев. Об этих событиях и повествует «Слово».  Откроем учебник на стр. 109 там представлен документ. Прочитаем его вместе  и ответим на вопросы 1,2 к документу на стр. 110.

А теперь, ребята прежде, чем мы приступим к добыче новых знаний, мы с вами немножко отдохнем.

Записывают число, тему и план.

Смотрят на карту.

Внимательно слушают учителя.

Читают.

Находят в словаре определения термина «половцы» и записывают в тетрадь.

Описывают внешний вид.

Высказывают свое мнение.

Читают, отвечают на вопросы.

7 мин.

4.Динамическая пауза

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли

Повернулись вправо, влево

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево

Тихо сели- вновь за дело!

Повторяют движения за учителем.

2 мин.

5.Открытие новых знаний.

А сейчас вы поработаете с текстом учебника и ответите на ряд вопросов.

1 гр. У вас на столах лежат карты: «Русь в 9-11 веках» и «Русские земли в конце 12 –начале 13 века». Сопоставьте по картам территорию, подчиненную Киеву в период единого русского государства и в начале 13 века. Какой вывод вы сделаете? (Приложение 4)

2 гр. Работа с учебником на стр. 105-106. (Приложение 5)

1. Какую роль играло городское вече в Киеве?

2. Объясните, почему князья Рюриковичи продолжали бороться за власть в Киеве. Как они это делали?

3 гр. Работает с текстом учебника на стр. 108 - 109 и отвечает на вопросы к нему. (Приложение 5)

1.Какие исторические события легли в основу «Слова о полку Игореве»?

2. Какие особенности развития русских земель в конце 12 века отразились в этих событиях?

Смотрят карту, делают выводы.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Знакомятся с текстом, отвечают на вопросы.

8 мин.

6.Закрепление.

Давайте закрепим все, что мы узнали сегодня на уроке и узнаем, что нового вы сегодня узнали.

1.Беседа по вопросам.

1.Назовите мне особенность управления в Киевском княжестве?

2.Кто такие половцы?

3.Какими были отношения русских и половецких князей? 4.Расскажите, что за произведение «Слово о полку Игореве»?

2.Тест (Приложение 6)

Ученики устно отвечают на вопросы.

5 мин.

7.Рефлексия.

Ребята прикрепляют смайлики:

Желтый смайлик – урок понравился.

Фиолетовый смайлик  – урок не понравился.

Ребята прикрепляю листочки.

2 мин.

8.Подведение итогов. Домашнее задание.

Ребята, вы молодцы! Мне понравилось с вами работать. Домашнее задание выучить параграф 17, выучить все записи, сделанные на уроке и устно проработать вопросы после параграфа. Благодарит учеников за работу на уроке. Спасибо за урок! До свидания.

Записывают домашнее задние.

Прощаются с учителем

2 мин.

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Кроссворд

По горизонтали:

  1. Должностное лицо на Руси, назначавшееся князем. (посадник)
  2. Размер дани, установленный княгиней Ольгой. (уроки)

По вертикали:

  1. Земельные владения знати, передававшееся по наследству. (вотчина)
  2. Денежные или натуральные поборы. (дань)
  3. Объединения земледельцев в Древней Руси. (вервь)

1

1

2

3

2


Приложение 3

На доске прикреплены даты и события, вы должны привести их в соответствие.

1097 г.- Любеческий съезд

988 г. -Крещение Руси

945 г.- Убийство древлянами князя Игоря.

882 г.- Образование Древнерусского государства.

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5

1 гр. У вас на столах лежат карты: «Русь в 9-11 веках» и «Русские земли в конце 12 –начале 13 века». Сопоставьте по картам территорию, подчиненную Киеву в период единого русского государства и в начале 13 века. Какой вывод вы сделаете?

2 гр. Работа с учебником на стр. 105-106.

1. Какую роль играло городское вече в Киеве?

2. Объясните, почему князья Рюриковичи продолжали бороться за власть в Киеве. Как они это делали?

3 гр. Работает с текстом учебника на стр. 108 - 109 и отвечает на вопросы к нему.

1.Какие исторические события легли в основу «Слова о полку Игореве»?

2. Какие особенности развития русских земель в конце 12 века отразились в этих событиях?

Приложение 6

Тестовая работа на тему: «Южная Русь»

1.Что означает «вече»:

а) народное собрание;    

б) крестьянское объединение;  

в) княжеское владение

2.Сколько раз Юрий Долгорукий захватывал Киев:

а) два;    

б) три;  

в) один

3.Какие племена нападали на русские земли в середине 11 века:

а) половцы;    

б) печенеги;  

в) монголо-татары

4.Как называлось произведение древнерусской литературы:

а) «Повесть временных лет»;    

б) «Русская правда»;  

в) «Слово о полку Игореве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка Творческое название: Экспедиция в Южную Америку.

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная АмерикаТворческое название: Экспедиция в Южную Америку....

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала"

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала" . Стихи и песни о городах Южного Урала....

Тема урока: Южная Америка: образ материка. Знакомая незнакомка Южная Америка.

- Площадь материка составляет 17,8 млн. кв.км. Южная Америка – материк многих природных рекордов.Продолжим знакомство с материком. Внимание на карту. Откройте так же атласы. Отправляемся в...

6 класс. Южная Русь

Разработка урока по истории России в 6 классе....