6 класс. Южная Русь
план-конспект урока по истории (6 класс)

Уварова Наталья Борисовна

Разработка урока по истории России в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_yuzhnaya_rus_konspekt_uroka.doc73.5 КБ
Office presentation icon 6_klass._yuzhnaya_rus.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Уварова Наталья Борисовна,

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

Южная Русь

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с территорией Южной Руси и определить  особенности ее положения, социально-экономического, политического и культурного развития в период феодальной раздробленности.

Задачи урока:

Образовательные:

-сформировать представления о территории Южной Руси (Киевском княжестве), особенностях ее экономического, политического и культурного развития;

- проанализировать отношения половцев и русских князей; Объяснить понятие «половцы»;

- выяснить историческое значение «Слова о полку Игореве».

Развивающие:

- продолжить формирование умения грамотного чтения, формирование навыков смыслового чтения на основе работы с учебной литературой, с историческими источниками;

- способствовать формированию умения высказывать своё мнение;

- развитие навыка культуры речи, продолжать формировать умение использовать термины.

Воспитательные:

- воспитывать умения прислушиваться к чужому мнению при обсуждении «Слово о полку Игореве»; способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому  народа.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.

Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу.

Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.

Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: карта «Древнерусское государство в XII-XIII в., учебник, рабочий лист, презентация «Южная Русь»

Межпредметные связи: география, литература, изобразительное искусство

Основные понятия и даты: политическая раздробленность, усобицы, половцы, 1185 г- «Слово о полку Игореве»

План урока:

1.Киевское княжество

2.Древняя Русь и Половецкая степь.

3. «Слово о полку Игореве».

Ход урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организацион-ный момент

Учитель приветствует учеников и проверяет наличие Учебных принадлежностей.

Ученики приветствуют учителя, встав со своих мест.

Мотивационно-целевой этап.

Задача: подготовить учащихся к восприятию нового материала. (2 мин.)

1. Посмотрите на экран. Перед вами изображение картины В.М.Васнецова «Три богатыря». (слайд 1) Что олицетворяет эта картина?

2. В чем причины изменений очертаний Древнерусского государства на картах 9-11 века и 12-12 века? (слайд 2)

Индивидуальные ответы учащихся.

Ответ учащихся – на второй карте показаны русские земли в период раздробленности.

Ориентационный этап (актуализация знаний, повторение.

Задача: Определить причины и последствия раздробленности. Выяснить, какую роль в этом сыграли русские князья: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий.

(10 мин)

Работа с учащимися по вопросам.

1. Что такое раздробленность?

2. Определите причины раздробленности русских земель:

Экономические

Политические

1, 2, 4, 6

3, 5, 7, 8

3. Определите последствия раздробленности:

Отрицательные

Положительные

1, 4, 6

2, 3, 5

3. Какую роль сыграли русские князья в изменениях произошедших с русскими землями?

4. Что не давало Руси окончательно распасться на отдельные государства?

1. Устные ответы учащихся.

2. Работа с рабочими листами: задание

3) Ярослав Мудрый – разделил землю на уделы между сыновьями и установил очередной порядок наследования.

Владимир Мономах – 1097 г.- Любеческий съезд князей, «каждый держит вотчину свою»

Мстислав Великий – 1132 г- начало раздробленности.

4. Особенности раздробленности:

1) Единая Православная церковь c центром в Киеве

2) Единые законы

3) Схожая культура, общий язык

4) Опасность со стороны кочевников

Содержательно-операционный.

Задачи:

- Определить особенности географического положения, хозяйственного, политического и культурного развития Южной Руси на примере Киевского княжества.

- Ответить на проблемный вопрос: Почему Киев утратил роль главного центра русских земель?  (20 мин)

1. Посмотрите на экран. Перед вами еще одна работа В.М.Васнецова «Витязь на распутье». Как вы думаете, что олицетворяет эта картина?

2. К началу 12 века Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств.

Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями развития Южной Руси на примере Киевского княжества. И ответить на вопрос: Почему Киев утратил роль главного центра русских земель?

3. Изучение нового материала:

- Работа по рядам с рабочими листами, заполнение таблицы «Особенности развития Киевской Руси»

1. Отвечают на вопрос – перед каждым князем встал вопрос: Куда двигаться? Как будет развиваться его княжество.

2. Работа со схемой.

3.Записывают тему урока.

4. Работа с рабочими листами по рядам.

- Заполнение таблицы по рядам.

- Беседа по вопросам рабочего листа.

Контрольно-оценочный этап:

Определить уровень усвоения учащимися темы  (5 мин)

Проблемный вопрос: Почему Киев утратил роль главного центра русских земель?

Устные ответы учащихся. 

Киевское княжество становится слабым.

Причинами его упадка стали:

- падение  роли торгового центра;

- борьба князей за Киев, усобицы;

- борьба с половцами.

Домашнее задание.

(1 мин)

Параграф – 17 – прочитать, ответить на вопросы на стр.110

2. Завершить заполнение таблицы.

3. Подготовить мини-проект «Князья Юго-Западной и Северо-Восточной Руси» ( по желанию).

Записывают домашнее задние.

Рефлексия.

Подведение итогов урока. (2 мин)

1. Ребята, поднимите руки те, кто считает, что работал хорошо, тему урока понял и усвоил и может себя за это похвалить.

2. Поднимите руки те, кто считает, что ему надо еще поработать над темой.

Я же считаю, что… Выставление оценок за урок.

Рабочий лист к уроку «Южная Русь», 6 класс.

Этапы урока

Основные задания.

1. Задания для повторения.

1. Определите причины раздробленности русских земель:

Экономические

Политические.

1) Рост крупного землевладения, превращение дружинников в вотчинников.

2) Рост городов.

3) Разрастание княжеской династии Рюриковичей, закрепление уделов за княжескими родами.

4) Господство натурального хозяйства.

5) Создание в уделах собственной системы управления.

6) Упадок торгового пути «из варяг в греки» и формирование новых торговых связей.

7) Усобицы между князьями.

8) Отсутствие правителя, способного объединить все земли.

2. Определите последствия раздробленности:

Отрицательные

Положительные

1) Междоусобицы князей и бояр.

2) Рост городов.

3) Подъем хозяйства, рост экономики.

4) Ослабление обороноспособности страны.

5) Развитие культуры: книжности, архитектуры, иконописи

6) Дробление княжеств на более мелкие.

2. Изучение нового материала.

Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

Направления развития

Особенности развития Киевской земли.

Географическое положение

Основные занятия населения

Особенности политического развития

Взаимоотношения с соседями

Достижения культуры

Задания для 1 ряда:

1. Прочитайте п.1, параграфа 17.

2. Ответь на вопросы:

1) Где находилось Киевской княжество? Каковы были особенности его территории?

2) Каковы были основные занятия жителей Киевской земли?

3) Какую роль в политической жизни играли бояре и городское население?

4) Какую роль в политическом развитии княжества играли князья?

Задания для 2 ряда.

1. Прочитайте п.2 параграфа 17.

2. Ответьте на вопросы:

1) Кто был ближайшим соседом Киевского княжества?

2) Каково было основное занятие половцев?

3) Какие отношения складывались между половцами и русскими землями? Задание для 3 ряда

1. Прочитайте п.3 параграфа 17 и исторический документ на стр109.

2. Ответьте на вопросы:

1) Что является величайшим достижением культуры Южной Руси?

2) Какие события были положены в основу этого произведения?

3) Как автор относится к происходящим событиям? На что он сетует? К чему призывает?

4) Укажите, какие особенности данного текста свидетельствуют о том, что «Слово» - литературное произведение, а не летопись.

Закрепление

Ответьте на основной вопрос урока: Почему Киев утратил роль главного центра русских земель?

Домашнее задание.

Параграф – 17 – прочитать, ответить на вопросы на стр.110

2. Завершить заполнение таблицы.

3. Подготовить мини-проект «Князья Юго-Западной и Северо-Восточной Руси» ( по желанию).

Итоги урока.

1. Ребята, поднимите руки те, кто считает, что работал хорошо, тему урока понял и усвоил и может себя за это похвалить.

2. Поднимите руки те, кто считает, что ему надо еще поработать над темой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация разработана Уваровой Н.Б, учителем истории МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

Слайд 2

Южная Русь

Слайд 3

В чем причины изменения очертаний русских земель на этих картах?

Слайд 4

Определите причины раздробленности . Экономические Политические

Слайд 5

Определите причины раздробленности . Экономические Политические 1) Рост крупного землевладения, превращение дружинников в вотчинников. 2) Рост городов. 4) Господство натурального хозяйства. 6) Упадок торгового пути «из варяг в греки» и формирование новых торговых связей. 3) Разрастание княжеской династии Рюриковичей, закрепление уделов за княжескими родами. 5) Создание в уделах собственной системы управления. 7) Усобицы между князьями. 8) Отсутствие правителя, способного объединить все земли

Слайд 6

Последствия раздробленности : Отрицательные Положительные

Слайд 7

Последствия раздробленности : Отрицательные Положительные 1) Междоусобицы князей и бояр. 4) Ослабление обороноспособности страны. 6) Дробление княжеств на более мелкие. 2) Рост городов. 3) Подъем хозяйства, рост экономики. 5) Развитие культуры: книжности, архитектуры, иконописи

Слайд 8

Какое отношение имеют эти князья к изменениям, произошедшим с Древнерусским государством в XII веке? Ярослав Мудрый Владимир Мономах Мстислав Великий

Слайд 9

Что объединяло раздробленную Русь? Единая Православная церковь c центром в Киеве Схожая культура, общий язык Единые законы Опасность со стороны кочевников

Слайд 10

В.М.Васнецов «Витязь на распутье»

Слайд 12

Южная Русь

Слайд 13

Цели урока: 1. Определить особенности: - географического положения, - экономического и политического развития Киевского княжества; Достижения культуры Киевского княжества. 3 . Определить : Почему Киев утратил роль главного центра русских земель?

Слайд 14

Географическое положение Основные занятия населения Особенности политического развития Взаимоотношения с соседями Культура

Слайд 15

Географическое положение Южная Русь Плодородные земли, много городов. Основные занятия населения Земледелие, торговля, промыслы. Падение значения и роли торгового пути «из варяг в греки». Особенности политического развития Сильное боярство и городское население. Решение основных вопросов на вече. Борьба князей за киевский престол. Взаимоотношения с соседями Культура

Слайд 16

Волжский путь «Янтарный путь» 1

Слайд 17

Половцы Половцы – тюркоязычный народ, который пришел из предгорий Алтая и в 9 веке захватил территорию от Дуная до Иртыша Основным занятием половцев было кочевое скотоводство, война и работорговля.

Слайд 18

Название этого народа произошло от русского слова «полова» - «солома», так как волосы у этих кочевников были соломенного цвета.

Слайд 19

В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Слайд 20

Географическое положение Южная Русь Плодородные земли, много городов. Основные занятия населения Земледелие, торговля, промыслы. Падение значения и роли торгового пути «из варяг в греки». Особенности политического развития Сильное боярство и городское население. Решение основных вопросов на вече. Борьба князей за киевский престол. Взаимоотношения с соседями Набеги половцев на русские земли. Воинственные и мирные отношения с ними: использование для междоусобной борьбы, заключение браков, торговля. Культура 1185 г. – «Слово о полку Игореве»

Слайд 21

Проблемный вопрос: Почему Киев утратил роль главного центра русских земель?

Слайд 22

Заключение: Киевское княжество становится слабым. Причинами его упадка стали: - экономический упадок из-за падения роли торгового пути «из варяг в греки»; борьба князей за Киев, усобицы; борьба с половцами.

Слайд 23

Домашнее задание. 1. Параграф – 17 – прочитать, ответить на вопросы на стр.110 2. Завершить заполнение таблицы. 3. Подготовить мини-проект «Князья Юго-Западной и Северо-Восточной Руси» ( по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум 7 класс Южная Америка

Тема: «Южная Америка» Заключительный урок – практикум   Составление по картам и другим источникам комплексное описание Южной Америки. Цель урока: - закрепление умений комплексного использован...

Контрольная работа по географии 7 класс "Южная Америка"

Вопросы для повторения изученного материка Южная Америка....

Урок по географии 7 класс. Южная Америка. Проверочная работа.

Проверочная работа дает возможность провести обобщающее повторение пройденной темы с использованием контурной карты....

Тестирование по географии 7 класса "Южные материки и океаны"

Тест предназначен для проверки знания  основных понятий разделов "Южные материки" и "Океаны"....

План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...

Открытый урок 7 класс "Южная Америка"

Географическое положение и иследование Южной Америки...

Южная Русь

Урок по истории в 6 классе на тему "Южная Русь"...