6 класс. Южная Русь
план-конспект урока по истории (6 класс)
Разработка урока по истории России в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_yuzhnaya_rus_konspekt_uroka.doc | 73.5 КБ |
6_klass._yuzhnaya_rus.ppt | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Уварова Наталья Борисовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»
Южная Русь
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с территорией Южной Руси и определить особенности ее положения, социально-экономического, политического и культурного развития в период феодальной раздробленности.
Задачи урока:
Образовательные:
-сформировать представления о территории Южной Руси (Киевском княжестве), особенностях ее экономического, политического и культурного развития;
- проанализировать отношения половцев и русских князей; Объяснить понятие «половцы»;
- выяснить историческое значение «Слова о полку Игореве».
Развивающие:
- продолжить формирование умения грамотного чтения, формирование навыков смыслового чтения на основе работы с учебной литературой, с историческими источниками;
- способствовать формированию умения высказывать своё мнение;
- развитие навыка культуры речи, продолжать формировать умение использовать термины.
Воспитательные:
- воспитывать умения прислушиваться к чужому мнению при обсуждении «Слово о полку Игореве»; способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому народа.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.
Формируемые УУД:
Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу.
Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим.
Метод обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в XII-XIII в., учебник, рабочий лист, презентация «Южная Русь»
Межпредметные связи: география, литература, изобразительное искусство
Основные понятия и даты: политическая раздробленность, усобицы, половцы, 1185 г- «Слово о полку Игореве»
План урока:
1.Киевское княжество
2.Древняя Русь и Половецкая степь.
3. «Слово о полку Игореве».
Ход урока
Рабочий лист к уроку «Южная Русь», 6 класс.
Этапы урока | Основные задания. | ||||||||||||
1. Задания для повторения. | 1. Определите причины раздробленности русских земель:
1) Рост крупного землевладения, превращение дружинников в вотчинников. 2) Рост городов. 3) Разрастание княжеской династии Рюриковичей, закрепление уделов за княжескими родами. 4) Господство натурального хозяйства. 5) Создание в уделах собственной системы управления. 6) Упадок торгового пути «из варяг в греки» и формирование новых торговых связей. 7) Усобицы между князьями. 8) Отсутствие правителя, способного объединить все земли. 2. Определите последствия раздробленности:
1) Междоусобицы князей и бояр. 2) Рост городов. 3) Подъем хозяйства, рост экономики. 4) Ослабление обороноспособности страны. 5) Развитие культуры: книжности, архитектуры, иконописи 6) Дробление княжеств на более мелкие. | ||||||||||||
2. Изучение нового материала. | Ответьте на вопросы и заполните таблицу.
Задания для 1 ряда: 1. Прочитайте п.1, параграфа 17. 2. Ответь на вопросы: 1) Где находилось Киевской княжество? Каковы были особенности его территории? 2) Каковы были основные занятия жителей Киевской земли? 3) Какую роль в политической жизни играли бояре и городское население? 4) Какую роль в политическом развитии княжества играли князья? Задания для 2 ряда. 1. Прочитайте п.2 параграфа 17. 2. Ответьте на вопросы: 1) Кто был ближайшим соседом Киевского княжества? 2) Каково было основное занятие половцев? 3) Какие отношения складывались между половцами и русскими землями? Задание для 3 ряда 1. Прочитайте п.3 параграфа 17 и исторический документ на стр109. 2. Ответьте на вопросы: 1) Что является величайшим достижением культуры Южной Руси? 2) Какие события были положены в основу этого произведения? 3) Как автор относится к происходящим событиям? На что он сетует? К чему призывает? 4) Укажите, какие особенности данного текста свидетельствуют о том, что «Слово» - литературное произведение, а не летопись. | ||||||||||||
Закрепление | Ответьте на основной вопрос урока: Почему Киев утратил роль главного центра русских земель? | ||||||||||||
Домашнее задание. | Параграф – 17 – прочитать, ответить на вопросы на стр.110 2. Завершить заполнение таблицы. 3. Подготовить мини-проект «Князья Юго-Западной и Северо-Восточной Руси» ( по желанию). | ||||||||||||
Итоги урока. | 1. Ребята, поднимите руки те, кто считает, что работал хорошо, тему урока понял и усвоил и может себя за это похвалить. 2. Поднимите руки те, кто считает, что ему надо еще поработать над темой. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Южная Русь
В чем причины изменения очертаний русских земель на этих картах?
Определите причины раздробленности . Экономические Политические
Определите причины раздробленности . Экономические Политические 1) Рост крупного землевладения, превращение дружинников в вотчинников. 2) Рост городов. 4) Господство натурального хозяйства. 6) Упадок торгового пути «из варяг в греки» и формирование новых торговых связей. 3) Разрастание княжеской династии Рюриковичей, закрепление уделов за княжескими родами. 5) Создание в уделах собственной системы управления. 7) Усобицы между князьями. 8) Отсутствие правителя, способного объединить все земли
Последствия раздробленности : Отрицательные Положительные
Последствия раздробленности : Отрицательные Положительные 1) Междоусобицы князей и бояр. 4) Ослабление обороноспособности страны. 6) Дробление княжеств на более мелкие. 2) Рост городов. 3) Подъем хозяйства, рост экономики. 5) Развитие культуры: книжности, архитектуры, иконописи
Какое отношение имеют эти князья к изменениям, произошедшим с Древнерусским государством в XII веке? Ярослав Мудрый Владимир Мономах Мстислав Великий
Что объединяло раздробленную Русь? Единая Православная церковь c центром в Киеве Схожая культура, общий язык Единые законы Опасность со стороны кочевников
В.М.Васнецов «Витязь на распутье»
Южная Русь
Цели урока: 1. Определить особенности: - географического положения, - экономического и политического развития Киевского княжества; Достижения культуры Киевского княжества. 3 . Определить : Почему Киев утратил роль главного центра русских земель?
Географическое положение Основные занятия населения Особенности политического развития Взаимоотношения с соседями Культура
Географическое положение Южная Русь Плодородные земли, много городов. Основные занятия населения Земледелие, торговля, промыслы. Падение значения и роли торгового пути «из варяг в греки». Особенности политического развития Сильное боярство и городское население. Решение основных вопросов на вече. Борьба князей за киевский престол. Взаимоотношения с соседями Культура
Волжский путь «Янтарный путь» 1
Половцы Половцы – тюркоязычный народ, который пришел из предгорий Алтая и в 9 веке захватил территорию от Дуная до Иртыша Основным занятием половцев было кочевое скотоводство, война и работорговля.
Название этого народа произошло от русского слова «полова» - «солома», так как волосы у этих кочевников были соломенного цвета.
В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»
Географическое положение Южная Русь Плодородные земли, много городов. Основные занятия населения Земледелие, торговля, промыслы. Падение значения и роли торгового пути «из варяг в греки». Особенности политического развития Сильное боярство и городское население. Решение основных вопросов на вече. Борьба князей за киевский престол. Взаимоотношения с соседями Набеги половцев на русские земли. Воинственные и мирные отношения с ними: использование для междоусобной борьбы, заключение браков, торговля. Культура 1185 г. – «Слово о полку Игореве»
Проблемный вопрос: Почему Киев утратил роль главного центра русских земель?
Заключение: Киевское княжество становится слабым. Причинами его упадка стали: - экономический упадок из-за падения роли торгового пути «из варяг в греки»; борьба князей за Киев, усобицы; борьба с половцами.
Домашнее задание. 1. Параграф – 17 – прочитать, ответить на вопросы на стр.110 2. Завершить заполнение таблицы. 3. Подготовить мини-проект «Князья Юго-Западной и Северо-Восточной Руси» ( по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум 7 класс Южная Америка
Тема: «Южная Америка» Заключительный урок – практикум Составление по картам и другим источникам комплексное описание Южной Америки. Цель урока: - закрепление умений комплексного использован...
Контрольная работа по географии 7 класс "Южная Америка"
Вопросы для повторения изученного материка Южная Америка....
Урок по географии 7 класс. Южная Америка. Проверочная работа.
Проверочная работа дает возможность провести обобщающее повторение пройденной темы с использованием контурной карты....
Тестирование по географии 7 класса "Южные материки и океаны"
Тест предназначен для проверки знания основных понятий разделов "Южные материки" и "Океаны"....
План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...
Открытый урок 7 класс "Южная Америка"
Географическое положение и иследование Южной Америки...
Южная Русь
Урок по истории в 6 классе на тему "Южная Русь"...