Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка Творческое название: Экспедиция в Южную Америку.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Магомедова Джамиля Мухтаровна

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка
Творческое название: Экспедиция в Южную Америку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuzhnaya_amerika_konspekt.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка
Творческое название: 
Экспедиция в Южную Америку.


Методическая информация


Тип урока:


Обобщающий. Игра-путешествие. 


Цели урока:


Систематизация и обобщение изученного материала.

Проверка уровня усвоения учащимися приемов и умений работы с картографическими пособиями. Развитие коммуникативных способностей учащихся и умения работать в группе.


Знания, 

умения, 

навыки: 


Знать/понимать: Особенности ГП материка, его природу, население, крупные страны, влияние деятельности человека на природные комплексы. 

Уметь:

Выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи, выявлять связи между природными компонентами, определять географические координаты и местоположение географических объектов; определять протяженность объектов в градусах и километрах, наносить на контурную карту программные географические объекты, читать климатограммы.


Оборудование:



Карта полушарий, Южной Америки (физ.), атласы 7 класс, конверты с фрагментами материка (на каждую группу), климатограммы поясов Ю. Америки, рисунки кораблей путешественников Х.Колумба, Ф. Магеллана, иллюстрации природных зон материка. 
Электронное приложение.



^ Ход урока

Ι. Организация класса.

ΙΙ. Основная часть урока.


Этапы урока


Действия


1.Сообщение 

темы

и цели урока.


Слушают.

Ребята, на этом уроке обобщение ваших знаний по Южной Америке пройдет

в форме игры – путешествия. (Вот почему на перемене класс поделился на команды.)


2. Вводное 

       слово 


Каждый человек рожден мечтателем и путешественником, и сначала совершает открытия на страницах книг. В детстве, читая книги Ж.Верна, Обручева, Ферсмана мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних странствий зовет за собой.

Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже, 

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Дорогие друзья, я призываю ва

                                        Дорогие друзья, я призываю вас больше читать, а значит путешествовать и познавать наш мир.

 3.Условия игры.


В каждой группе - экспедиции 5-6 человек, названия команд непременно южноамериканские. На тематических участках вы выполните задания. Если команда не сможет дать ответ на свой вопрос, то на него можно ответить другой команде и забрать дополнительные жетоны. По количеству заработанных жетонов определим, какая команда оказалась более подготовленной, проявилась ли дружба, сотрудничество, взаимовыручка. 


^ 4.

 Участок 1.

 Историко-географический. 


(Электронное приложение) слайд № 2

На этой каравелле мы пересечем Атлантику и подойдем к берегам Южной Америки. 

1. А кто будет возглавлять морскую экспедициию, если в 1492 году этот корабль впервые подошел к берегам Америки? Что вам о нем известно? («Санта-Мария», Х. Колумб) 

2. Почему континент назвали Америка, а не Колумба?

 слайд № 3 

(Америго Веспуччи описал новый материк) 


3.Несколько лет спустя после плавания Колумба берега данного континента исследовала еще одна экспедиция, состоявшая из 5 кораблей. Кто возглавлял эту экспедицию? какие открытия она совершила? 

слайд № 4


(«Виктория», Магеллан 1519 – 1522, Магелланов пр-в, о. Огненная Земля, Тихий океан, Филиппинские о-ва).

4. Какие исследователи Южной Америки вам известны? 

(А.Гумбольдт, Рубцов, Вавилов)

Пересечение океана послужило разминкой; все на берег, пройдем в глубину материка.


5.

Участок 2


Картографический



А) От каждой команды приглашаю к доске по одному представителю.
слайд № 5

Задание: нарисовать контур материка, отметить экватор и запомнившиеся геогр. объекты. Победит тот, кто за 2 минуты точнее нарисует и больше укажет объектов. 

Б) В это же время остальные члены команды получают конверты с фрагментами 

карты материка. 

Задание: быстрее и без ошибок сложить целый материк.

Работа начинается одновременно по команде.


6. Участок 3

Эрудит
Сайды № 7 - 11 скрыты и просматриваются через гиперссылки со слайда № 6


А) Нужно ответить без подготовки. 
слайд № 6

1.Самое высокогорное крупнейшее озеро мира. (Титикака)

2. Самый высокий водопад на планете. (Анхель)

3. Самая длинная горная цепь. (Анды)

4. Самая высокая точка западного полушария. (г.Аконкагуа, 6960 м)

5. Самая полноводная река в мире. (Амазонка)

Б) Нужно ответить, не пользуясь картой. слайд № 12
1. Каково направление вашего путешествия, если вы спускаетесь по Амазонке к Атлантическому океану? (на восток)

2. Почему район Бразильского плоскогорья называют железным сердцем Бразилии? (месторождения железных руд)

3. Какой остров Тасмания или Огненная Земля расположен южнее? (Огненная Земля)

4. В каком направлении идет судно из Атлантического океана в Тихий через Панамский канал. (Ю-В)

5. Обратите внимание на климатограммы. Определите экваториальный климатический пояс. 
слайд № 13 (Б)


7.

Участок 4

Биологический


Предлагаю рисунки растений и животных, которые ребята должны назвать, указать место обитания, приспособляемость. слайд № 15
1. Назовите растения, которые произрастают как в Ю. Америке, так и в Африке, и в Австралии? (пальмы, кактусы, акации, бутылочное дерево,..)

2. Почему наблюдается такое сходство в растительном мире? 

(одно происхождение, удаленность, расположение в южном полушарии, сходство в климате, природных поясах)

3. Назовите южноамериканские виды растений? 

(гевея, какао, хинное дерево, кебраччо, парагвайский чай..)

4. Определите животное, дайте описание. 
слайд № 16
(водосвинка Капибара – самый крупный грызун на Земле, m = 50 кг, обитает в экваториальных лесах у рек)

5. Определите животное, как оно приспособилось к окружающей среде.

слайд № 17

(Пампасный олень – обитает в зоне степей, быстро бегает, находится под охраной как исчезающий вид)

6. На широте экватора обитает лама – альпака. Почему она имеет густую длинную шерсть? 
слайд № 18

(Т.к. обитает в Андах, где на высоте холодно)


8. 

Участок 5

Народы и страны


Каждая команда получает карточку со списком народов и стран. Надо исключить лишнее. 
слайд № 19

1. гаучо, 
бушмены, мулаты, самбо, метисы;

2. Аргентина, Бразилия, Перу, Колумбия, 
Египет;

3. индейцы, аргентинцы, бразильцы, инки, 
алжирцы;

4. Венесуэла, Эквадор, 
Эфиопия, Колумбия, Чили;

5. Перу, Чили, Эквадор, 
Ливия, Венесуэла.


9. 

Участок 6

Проблема 


Объясните ситуацию. 
слайд № 20
1. Почему на побережье Тихого океана образовалась пустыня Атакама?

2. Почему в экваториальных лесах Амазонии осадков выпадает больше, чем в экваториальных лесах Африки?

3. Почему в тропическом поясе Южной Америки нет таких обширных пустынь как в Африке и Австралии?

4. Почему горы Анды расположены на западе материка?


10. 

Участок 7

Экологический 




1.В Амазонии человек в гигантских масштабах ведет хозяйственную деятельность, поэтому возникли экологические проблемы. Какие? 
слайд № 21

2. Как жизнь и основные занятия населения связаны с природными условиями гор Анд? 
слайд № 22
3. Польский путешественник аркадий Фидлер говорил: «Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них дважды, испытывает радость: в первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки. Он думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он наконец удирает из этого зеленого ада».
слайд № 23

^ Объясните смысл столь эмоционального высказывания.
4. Послушайте индейскую легенду о вожде племени, который послал юношей на вершину Аконкагуа, для выявления сильнейшего. 
слайд № 24
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой. Но пусть каждый принесет мне веточку с того места, где он свернул с дороги, - говорил вождь. Вскоре 1-й вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия. Но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, заслужил даже похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостно. Он объяснил. Что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка – символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем её величии». 

^ Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?

6. «Народы».

Схема на интерактивной доске: 1 команда – 1 ответ.


12. Итоги


Подсчитываются баллы по жетонам. Определяем команду – победительницу и самых активных участников.



3 Релаксация. Закончилось наше путешествие, мы возвращаемся в класс. Закройте глаза и подумайте, какой сувенир вы бы привезли домой. Что понравилось вам в этом путешествии? Была ли получена новая информация, или все было известно?

4 Домашнее задание. Подготовить сообщения об исследованиях Антарктиды.

Христофо́р Колу́мб (итал. Cristoforo Colomboисп. Cristóbal Colónлат. Christophorus Columbus30 октября 1451 годаГенуэзская республика — 20 мая 1506ВальядолидИспания) — испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку.

Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Он положил начало исследованию Южной и Центральной Америки. Он открыл все Большие Антильские острова — центральную часть Багамского архипелагаМалые Антильские острова (отДоминики до Виргинских островов включительно), а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.

Среди первых ученых - исследователей Южной Америки был немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт. На рубеже XVIII - XIX вв. он вместе с французским ботаником Э. Вонпланом предпринял экспедицию по изучению природы Южной Америки. Гумбольдт создал первую геологическую карту материка, описал течение у западных берегов, объяснил его значение для климата прибрежных районов. Изучая природу , Анд он обосновал идею высотной поясности.

Вклад в исследование Южной Америки внесли и русские путешественники. В начале XIX в. в Бразилии работала русская комплексная экспедиция под руководством Н. Г. Рубцова и Г. И. Лангсдорфа, изучавшая природу и коренное население внутренних  районов  Бразильского  плоскогорье.

Советский ботаник Н. И. Вавилов в 1932 - 1933 гг. во время своих экспедиций на материк установил географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений, родиной которых является Южная Америка.

Электронное приложение 1 
Литература

1. Крылова О.В. Уроки географии, 7 класс. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.

2. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов. М.: Аквариум, 1997.
http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoworld/07-7.htm Физическая география материков и океанов МАТЕРИКИ: ЮЖНАЯ АМЕРИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка"

План-урока в 8 классе по теме: "Лёгкая и серьезная музыка" по программе Д. Кабалевского. Урок №7 2 четверть в форме устного журнала. Приложения и самооценка ученика приложена....

повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России  - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

«Обобщающий урок в 7 классе по теме « Северная Америка»

Это урок обобщающего повторения.Содержит план урока и подробный конспект. Приложение содержит тестовые задания в 4 вариантах....

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые"

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые". Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»

Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...