Открытый урок-дискуссия "Петр Первый" (10 класс)
материал по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – дискуссия 10 класс
Тема: «Реформы Петра I: зло или благо для России?»
Цели урока:
1)на основе полученных ранее знаний, чтений исторической литературы показать учащимся личный вклад Петра I в дело преобразований;
2) выяснить объективную необходимость реформ первой четверти XVIII века, их закономерность и планомерность проведения;
3)помочь учащимся увидеть альтернативы развития России в указанный период;
4)сделать вывод о прогрессивном значении реформ, указать их недостатки.
Задачи урока:
Образовательные:
1) познакомить учащихся с различными точками зрения на деятельность ПетраI
2) определить роль личности в истории
3) раскрыть необходимость и закономерность реформ Петра I
4) помочь учащимся увидеть альтернативы развития России в указанный период
5) на основе изученного дать возможность учащимся самим сформулировать вывод о значении и последствиях реформ Петра I
Воспитательные:
1) привить чувство гордости за свое отечество
2) воспитание у учащихся уважение к истории и культуре, традиция своего народа
3) формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом
Развивающие:
1) формирование и развитие дискуссионной культуры учащихся
2) развитие мыслительных способностей учащихся
Основные понятия темы:
Абсолютизм, модернизация, социокультурный раскол
Понятие формируемые в ходе дискуссии:
Альтернатива в истории – одна из нескольких взаимозаключающих возможностей, необходимость выбора единственного решения из ряда возможных.
Историографические подходы – сформировавшиеся в конкретных исторических условиях мнения историков по определенным вопросам.
Историографические этапы:
1. Дореволюционная историография
2. Советская историография
3. Современная историография
4. Зарубежная историография
Основные историографические идеи, рассматриваемые на уроке
Дореволюционная историография:
- апологетика петровских реформ
- возвеличивание личности императора
- приверженность локально исторической личности
Советская историография:
- продолжение возвеличивание личности императора
- акцентирование внимания на борьбе Петра с боярской группировкой, как революционного момента истории
- небольшое внимание – изучению экономики
- недостаточное внимание социальным последствиям реформ Петра I
Современная историография
- наличие своеобразных подходов в освещении эпохи Петра I
- изучение всех сторон деятельности Петра I
Опережающее задание:
1. Выяснить значение понятий - абсолютизм, модернизация, социокультурный раскол
2. Познакомиться с работами историков, изучая предлагаемую дополнительную литературу
Рекомендации учащимся при подготовке дискуссии
- рассматривая каждый вопрос, прежде всего обратите внимание на аргументацию автора
- кратко законспектируйте позицию автора по каждому вопросу
- заранее продумайте вопросы другим участникам дискуссии
Первый этап – подготовительный.
Класс делиться на группы
1- группа - историки, представители дореволюционной историографии - -5 человек (Карамзин Н. М., Соловьев С. М., Ключевский В. О, Платонов С. Ф., Милюков П. Н.)
2- группа – историки советской школы - 3 человека ( Анисимов Е. В., Павленко Н. И., Буганов В. И.)
3- Группа – представители современной историографии – 2 человека
4- Группа - - социологи и политологи современного периода – 2 человека
Данные учащиеся тщательно готовятся по «своему» историку. Политолог и социолог проводят параллели между эпохой Петра I и современностью. Остальные учащиеся заранее читают дополнительную литературу и каждый готовит историкам, политологу и социологу по 5-10 вопросов. Длительность подготовительного этапа- 2-3 недели. Промежуточный контроль за подготовкой - спустя 2 недели после оглашения темы учебной дискуссии: учитель поводит консультацию, где выясняет степень готовности учащихся.
Второй этап – вводный.
Учитель пишет на доске: «Историки прошлого и настоящего за одним столом».
Затем учитель пишет на доске тему и вопросы для обсуждения, кратко проговаривает существующие точки зрения на деятельность Петра I
Оформление класса
Учащиеся - «историки» расположены по секциям (полукругом, лицом классу)
Протоколист - фиксирует основные моменты обсуждения
Аналитик – задает вопросы, подвергает сомнению высказывание историков
Наблюдатель – оценивает участие каждого ученика.
Третий этап– основной . Обмен мнениями и идеями.
Четвертый этап - аналитический.
За 10-15 минут до окончания отведенного времени протоколист, аналитик и наблюдатель сдают свои записи учителю. Затем учитель совместно с классом подводит итоги проведенной дискуссии.
Домашнее задание: написать эссе « Если бы я был Петром I»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок во 2 классе (первый год обучения)
Урок-путешествие во 2 классе в нетрадиционной форме, проводимого во время проведения предметной недели в МОУ "Михайловская СОШ №1"....
Открытый урок для родителей. Первый класс
Целю проведения открытого урока является ознакомление родителей с подготовительными упражнениями для физического развития и выработки навыков Данные упражнения рекомендованы в качестве домашнего задан...
Открытый урок « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ».
Разработка урока по сольфеджио в 1 классе фортепианного отделения. Урок проведён в игровой форме, использованы песенки про ритм, остинато, метроном....
Открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися первого класса. По теме: «Зима».
Интегрированное занятие с детьми 1 класса, имеющими нарушения речи. В занятии представлена совместная работа учителя-логопеда и педагога - психолога....
Открытый урок в 5 классе(первый год изучения)."Французский-это здорово!"
Открытый урок Хлудеевой Ирины Анатольевны учителя высшей категории ГБОУ СОШ №1238 ЗАО г .Москвы....
Открытый урок в 5 классе" Space firsts.Первые в космосе"
Интернет урок проводился в 5 А классе. Использовались интернет ресурсы и видео материалы: отрывки документальных кинохроник, передач. Урок, посвященный Дню космонавтики....
Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Открытый урок в 8 классе.
Тема: Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Цели:Познакомить учащихся с источниками угарного газа, симптомами отравления газом,...