Материал Повседневная жизнь европейцев
план-конспект урока по истории (7 класс)

Материал может быть использован на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povsednevnaya_zhizn_evropeytsev_7_klass.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Я: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проходим новую тему «Повседневная жизнь европейца в 16-17 вв». Давайте запишем тему в тетрадь.

Записывают тему урока

Я: Вы бы хотели оказаться в европейском городе 16 века?

Ученики: да

Я: Как вы себе его представляете?

Ученики: по улицам ездят кареты, дамы в длинных платьях и париках, старинные дома, площади, рынки.

Я: Да, посмотрим на Лондон того времени (слайд), рассматриваем, говорим что видим на картине. (Река, много построек, корабли) Давайте посмотрим Париж (слайд). Те же вопросы. Ответ: видим собор Нотр-Дам, улицы, много построек.

Я: Смотрите как красивы эти города! Но если зайти глубже, что можно увидеть? Европейские города были очень грязными, потому что не было водопровода и канализаций, помои выливали прямо из окон на дороги. Чтобы защитится от помоев, надевали широкополые шляпы или носили с собой зонтики. Посмотрите на слайд. На нем люди пытаются защитить одежду от помоев. Как бы вы себя чувствовали, если бы попали под такой «дождь» из помоев?

У: злился бы, ужасно себя чувствовал.

Я: Отсутствие канализации, помойные лужи на улицах создавали запах вони, антисанитарию и все это послужило развитию инфекций. Также в Европейских городах помимо грязи была еще одна напасть – это крысы. Крысы появились в Европе с расцветом мореплавания. Крысы забирались на корабли в Азии или Африке, а после прибытия на сушу, выходили в порты и разбегались по городу. Крысы переносили на себе огромное количество болезней. Грязь и переносчики болезней были идеальной средой для развития эпидемий. Вот такими были Европейские города 16-17 вв.  

Давайте узнаем почему 16 век в Европе называется «Столетие редкого человека»? Можете предположить почему?

Ученики: не знают или уже могут предположить, что из-за эпидемий.

Я: Мы найдем ответ на этот вопрос. Сейчас мы с вами посмотрим на то время глазами европейцами. Станем детьми того времени. Вам теперь по 9 лет. Давайте посмотрим на таблицу и узнаем какая продолжительность жизни была в Европе среди детей? (слайд с таблицей)

Смотрим таблицу, видим, что дети умирали маленькими.

Я: Детская смертность в то время была очень высокой, чаще всего дети умирали во младенчестве и редко доживали до 10 лет.

Какая продолжительность жизни была у взрослых? Давайте посчитаем.  Для этого сложим все возраста и потом поделим получившуюся цифру на кол-во человек.

Ученики считают, получается примерно 35 лет.

Как вы видите, она тоже невысока. 16 век называли столетием редкого человека. Примерная продолжительность жизни была 30-35 лет, в 40 лет человек считался уже стариком, а до 70 лет доживали единицы. Особенно высокой смертность высокой среди женщин, поскольку во время голода основной задачей было прокормить ребенка, а не себя. Также женщины умирали во время родов, а еще из-за изнурительного труда в поле, дома.

Я: Какие беды могли сократить жизнь или безвременно унести жизнь? Давайте посмотрим на картину. (слайд про всадников апокалипсиса). Что вы видите на этой картине?

Ученики: всадников, смерть.

Я: Эта картина называется «Четыре всадника апокалипсиса», их имена война, смерть, голод и чума. Давайте прочитаем первый пункт на странице 60-61.

Отрывок, который читают по цепочке: «Извечными же врагами человека в то время были чума, голод и война. Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счёт беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишённых права носить оружие.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза. Голод случался часто в основном из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвёртый год был неурожайным. И наконец, большой страх вызывали эпидемии, в первую очередь чумы и оспы. Чума, бывшая бичом в эпоху Средневековья, не оставляла людей и в начале Нового времени. В Париже она свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662 и 1688 гг. Шесть эпидемий только за одно столетие! Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, голод, и так бесконечно.»

Я: Верна ли картина про 4 всадников? Правда, что эти беды преследовали людей того времени?

Ученики: да.

Я: Но не все было так плохо, были во все времена и бедные люди, и среднего достатка и богатые. Давайте подумаем, чем отличался уровень жизни всех этих слоев общества?

Ученики: жилье, одежда, еда.

Я: да, в этом и были отличия. На этом уроке мы с вами дети того времени. В какой семье мы жили? Бедной или богатой?

Ученики: выбирают. Чем занимались наши родители?

У: были сеньорами или были крестьянами, обрабатывали землю, или работали подмастерье, делали обувь или шили одежду.

Я: Чем питалась наша семья?

У: не знают или дают предположительные ответы.  

Давайте узнаем какие отличия были в рационе питания крестьянина, бедняка, буржуа. Откроем страницу 63, пункт «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть.» Вам нужно прочитать этот пункт и составить меню. В этом нам поможет таблица (пример таблицы)

Рацион крестьянина, бедняков – 1 вариант

Рацион буржуа и дворян – 2 вариант

Картошка, пшеница, рис, овес, просо, ячмень, рыба, которую удалось поймать, солонина

Белый хлеб, мясо, рыба, овощи, кофе, чай, шоколад, сахар, специи, появились профессиональные повара.

Ученики читают, заполняют таблицу, рассказывают рацион питания, я заполняю таблицу вместе с ними.  

Я: Так что же ела наша семья?

У: если богатая, то читают колонку буржуа, если бедная, то колонку про бедняков и крестьян.

Я: А чем занимались дети того времени? Может они ходили в школы или играли целыми днями? Как вы думаете?

У: учились

Я: давайте поговорим про образование. Образование детей делилось на две категории – элементарное, то есть самое простое и повышенное общее. Как вы думаете какое образование было для детей из бедных семей, а какое для богатых?

У: для бедных – элементарное, повышенное общее для богатых.

Я: верно. Элементарное образование подразумевало умение читать, изучать религию, считать и писать, еще были ежедневные уроки церковного пения. Все эти навыки были на самом простом уровне. Повышенное общее образование предполагало умение считать, писать, читать, изучение религии, изучение древнегреческого языка. Уровень образования был выше, требовали больше.

Я: если мы дети из бедной или богатой семьи, то какое образование мы получали?

У: либо элементарное, либо повышенное общее, зависит от выбранного ответа ранее.

Я: Но были у детей и игры. Как вы думаете, они сильно отличаются от игр нашего времени?

У: либо нет, либо да.

Я: Игры не сильно отличались. Игра – неотъемлемая часть детства, игры были активные. Прятки, салки, жмурки.

Я: Если мы с вами из богатой семьи, то как одевались наши родители? А если из бедной, то как одевался наш сеньор?

У: богато, красиво, платья, камзолы

Я: Давай рассмотрим моду того времени.

Испанская мода[a]

 Во-первых, были введены новые стандарты красоты. Сначала в Европе главенствовала Испанская мода. Она основывалась на подчеркивании красоты тела. Идеалом стал считаться высокий рост, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. У испанки должно быть 3 белых (кожа, зубы, белки глаз), три черных (волосы, брови, ресницы), три тонких (талия, кисти рук, щиколотки). Наиболее модной женской причёской стали толстые и длинные косы. Причёски дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра.

Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепочками и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых — короткие, для пожилых — длинные.

Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.

Итальянская мода[b]

Позже, после возвышения Испании, в Европе стала популярна Испанская мода. Давайте на нее посмотрим. Совсем другая. Костюмы здесь шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами.

Испанская мода тяготела к геометрическим формам. Формы тела в такой одежде выглядели искусственно. У мужчин этому служили подбитые толстыми тканями куртки (их называли «гусиное брюхо») и корсеты, у женщин — металлические пластинки на лифе платья. Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась, как на барабан.

 Платья были тверды и неподвижны, и женщина в них выглядела как неприступная крепость. Талию делали очень узкой, а на треугольном лифе (прямая линия плеч и зауженная талия) носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые должны были демонстрировать всем веру и богатство.

Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая ватой, с короткими полами, подчёркивающая стройную талию, напоминала рыцарские латы, а жёсткие кружевные воротники как бы защищали шею. Средневековый шлем заменила высокая жёсткая шляпа с узкими полями.

Французская мода.

Во второй половине XVII в., в пору расцвета абсолютизма, центром моды стала Франция. С этого времени моду в Европе начал диктовать Париж.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные причёски, поддерживавшиеся проволочным каркасом. Платья шились из парчи и шёлка, богато украшались кружевами. Их дополняли шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшалась серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого её нещадно затягивали в корсет.

Задание: на слайде 3 женщины из каждой моды под номерами 1 2 3, задача детей определить страну-законодательницу моды. Тоже самое с мужской модой.

Я: Теперь вернемся к началу урока и проверим ассоциативный ряд. Какие бы вы ассоциации добавили или убрали после изучения темы?

Ученики исправляют ассоциативный ряд.

Молодцы, вы отлично справились с заданиями. Запишем домашнее задание: вам нужно составить распорядок дня вашего сверстника.

Спасибо за урок. Спасибо, до свидания.

[a]Я знаю испанский язык, поэтому могу поделиться: у испанки должно быть 3 белых (кожа, зубы, белки глаз), три черных (волосы, брови, ресницы), три тонких (талия, кисти рук, щиколотки)

[b]Примеры моды - на картинах итальянских художников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"

Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...

Повседневная жизнь европейцев

Урок "Повседневная жизнь европейцев". Урок по курсу "Всемирная история", 7 класс...

Повседневная жизнь европейцев в XVI- XVII веках.

История Нового времени. Тема урока: Повседневная жизнь.Тип урока: урок - исследованиеКласс: 7А Цели:Изучить основы мировоззрения и повседневной жизни европейцев в XVI-XVIIвеках.Развитие умений об...

конспект урока "Повседневная жизнь европейцев"

Конспект урока "Повседневная жизнь европейца"...

Методическая разработка по теме: "Повседневная жизнь европейцев нового времени"

Методическая разработка по теме: "Повседневная жизнь европейцев нового времени"...

Повседневная жизнь европейцев в XVI-XVII вв. Конспект урока для 7 кл

Конспект урока для 7 класс. Учебник О.Дмитриева. Всеобщая история. История Нового времени кон.15-18 вв. Русское слово. - 2017...