ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ
рабочая программа по истории
Рабочая программа по подготовке к олимпиадам по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часов).
Цель курса: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по истории.
Задачи курса:
- научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
- стремиться принимать участие в олимпиадном движении;
- повышение мотивации к изучению гуманитарных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_olimpiadam.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ
ПО ИСТОРИИ
Составитель: Фендриков В.О учитель истории и обществознания |
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к олимпиадам по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часов).
Цель курса: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешное участие в предметных олимпиадах по истории.
Задачи курса:
- научить учащихся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
- стремиться принимать участие в олимпиадном движении;
- повышение мотивации к изучению гуманитарных наук.
Организация и проведение олимпиад является важной частью внеклассной работы по истории. Они способствуют активизации познавательных и творческих способностей учащихся, выявлению талантливых детей, интересующихся историей. Такие олимпиады дают учителю возможность проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
В целях эффективной подготовки к муниципальным и региональным олимпиадам проводится собеседование, направленное на выявление затруднений, с которыми сталкиваются учащиеся в изучении курсов истории. Именно этим проблемам на занятиях уделяется больше времени.
При составлении тематического планирования занятий по подготовке учащихся к олимпиадам по истории учитываются следующие положения:
• отработка с учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет);
• переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;
• развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;
• индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащихся, их познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);
• деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих высказыванию своих взглядов, идей.
Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.
Индивидуальное выполнение учащимися тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа показало, что ученики достаточно глубоко усвоили содержание основных исторических понятий. Больше проблем учащимся доставили тестовые задания закрытого типа с множественным выбором ответа.
Особое место в процессе подготовки к олимпиаде занимают практические занятия по решению исторических задач и выполнению проблемно-познавательных заданий.
Поскольку задания туров Всероссийской олимпиады по истории предполагают написание эссе на выбранную тему, его рецензирование и защиту, значительное внимание в процессе подготовки уделяется выполнению заданий данного типа. В качестве тем эссе используются различные афоризмы писателей, поэтов, философов.
Литература и источники заданий
Всероссийские олимпиады школьников по истории по истории: материалы и
комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор
образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные
стандарты и многое другое.
http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика,
социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории
России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные
проблемам исторического пути России.
www.gov.ru – Сервер органов государственной власти РФ.
www.kremlin.ru – Официальный сайт Президента РФ.
www.encyclopedia.ru/internet/bryue.html – Большая юридическая энциклопедия.
www.allpravo.ru – «Все о праве» – компас в мире юриспруденции.
www.echr-hase.ru – Информационная система по правам человека и Европейскому суду.
www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал
www.websib.ru/noos/economy/ – Экономика и право: Материалы Новосибирской открытой образовательной сети.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела или темы | Кол-во часов |
1. | Вводный урок | 1 |
2. | Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 |
3. | Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 |
4. | Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 |
5. | Раздел IV. Задания по работе с изобразительными материалами | 2 |
6. | Раздел V. Работа с историческими текстами | 6 |
7. | Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 |
8. | Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 |
9. | Обобщающее тестирование | 1 |
Итого: | 34 |
Основное содержание:
Введение -1 час
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов (5 часов)
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа «Заполни пропуски». Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов (3 часа)
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных (6 часов)
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом (2 часа)
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими текстами (6 часов)
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач (4 часа)
Анализ исторических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму исторического анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами
(6 часов)
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.
Тестирование с различными видами заданий (1 час)
Выполнение итогового теста
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, темы | Общее количество часов | Из них практическая работа | Кол-во часов на самостоятельную работу |
1. | Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий | 1 | ||
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов | 5 | 4 | 1 | |
2. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | ||
3. | Задания по принципу образования и продолжения рядов | 1 | 1 | |
4. | Задания типа «Заполни пропуски» | 1 | 1 | |
5. | Задания на выявление лишнего элемента | 1 | 1 | |
6. | Самостоятельное выполнение заданий | 1 | 1 | |
Раздел II. Задания на соответствие элементов | 3 | 2 | 1 | |
7. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | ||
8. | Выполнение заданий с учителем | 1 | 1 | |
9. | Самостоятельная работа с тестами этого типа | 1 | 1 | |
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных | 6 | 4 | 1 | |
10. | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | ||
11. | Как выполнять задания со схемами | 1 | 1 | |
12. | Анализ таблиц и построение таблиц | 1 | 1 | |
13. | Работа с графиками | 1 | 1 | |
14. | Задания на анализ приведенных в диаграмме данных | 1 | 1 | |
15. | Самостоятельная работа с заданиями данного типа | 1 | 1 | |
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом | 2 | 1 | ||
16. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
17. | Практическое выполнение заданий | 1 | 1 | |
Раздел V. Работа с историческими текстами | 6 | 5 | 2 | |
18. | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | ||
19-20. | Работа с историческими текстами | 2 | 2 | 1 |
21-22 | Работа с историческими текстами | 2 | 2 | 1 |
23. | Самостоятельная работа с текстом | 1 | 1 | |
Раздел VI. Решение познавательных задач | 4 | 3 | 1 | |
24. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
25. | Решение познавательных исторических задач | 1 | 1 | |
26. | Решение познавательных исторических задач | 1 | 1 | |
27. | Самостоятельная работа с задачами познавательного характера | 1 | 1 | |
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами | 6 | 5 | 2 | |
28. | Общая характеристика заданий | 1 | ||
29-31 | Написание сочинения - эссе | 3 | 2 | 1 |
32-33 | Составление исторических текстов из заданных слов | 2 | 1 | 1 |
34. | Тестирование с различными видами заданий | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...