Конспект урока "Освобождение Руси от монголо-татарского ига"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Цель: обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо-татар»

Задачи:

Образовательные: формировать представления о  монголо-татарском иге  и его последствиях для русского народа.

Коррекционно-развивающие: развивать умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать информацию, навык осознанного чтения, работать над формированием исторического словаря обучающихся.

Воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать окружающих. прививать интерес к истории своего народа, любовь к Родине, воспитывать интерес к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvobozhdenie_rusi_ot_mongolo-tatarskogo_iga.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Освобождение Руси от монголо-татарского ига

Конспект урока

7 класс

Автор: Е.Ю. Говыжа,

учитель

Белогорск, 2023

Цель: обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо-татар»

Задачи:

Образовательные: формировать представления о  монголо-татарском иге  и его последствиях для русского народа.

Коррекционно-развивающие: развивать умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать информацию, навык осознанного чтения, работать над формированием исторического словаря обучающихся.

Воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать окружающих. прививать интерес к истории своего народа, любовь к Родине, воспитывать интерес к предмету

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на уроке. На уроке нам предстоит хорошо потрудиться, закрепить изученную нами большую тему.

- Сегодня у нас есть необычная коробка, в которой можно увидеть изображение человека, который сегодня поможет вам на уроке, уверенного, знающего, способного на многое. Кто-то хочет посмотреть? (внутри зеркало)

- Да, ребята, это вы сами. Каждый из вас сегодня покажет свои знания, поможет нам достичь цели урока

II. Актуализация знаний

- История – наука о фактах, поэтому хочу показать вам такое письмо наших далеких предков и зачитать его

«Люди! Если будете жить в согласии между собою, то и покорите вы всех врагов. А если будете ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших. А землю эту приобрели они трудом великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга»

- Такой наказ давали самые мудрые князья Руси своим детям. О чем он? (не ссориться, жить в мире, действовать сообща, иначе можно потерять свою страну, даже погибнуть)

- О каком великом труде идет речь? Разве территория нашей страны не всегда нам принадлежала? (был период, когда Русь находилась под влиянием другого государства)

- Какого? (гос-во монголо-татар) Как оно называлось?

- Какие племена проживали на территории Золотой Орды? Кочевые\осёдлые?

- Что значит кочевые, чем отличался их образ жизни от жизни славян?

- Чем еще отличались татаро-монголы от славян? (с детства приучались пользоваться оружием, держаться в седле)

- Как же так получилось, что татаро-монголы напали на Русь? Почему они посчитали, что сумеют справиться с бесстрашными русскими воинами? (Русь раздроблена). А почему Русь разделилась на княжества? (вражда между князьями)                                                                                                     части карты

III. Сообщение темы и цели урока

- Существует такое выражение: «Народ, который не знает прошлого, не имеет будущего». Историю своей страны должен знать и уважать каждый гражданин. Поэтому сегодня мы закрепим знания, полученные на предыдущих уроках. К концу урока соберем из отдельных частей единое Древнерусское государство, чтобы наглядно представить, как Русь стала вновь сильной и самостоятельной.

IV. Работа по теме

- В 12 веке, при правлении Чингисхана, монголо-татарское государство стало огромным. В 1223 году монголо-татары во главе с Чингисханом напали на половцев. К кому обратились половцы?

- Тут и произошла первая из многих и одна из известных в истории Древней Руси встреча русских и монголо-татар.

Первое задание «Памятные битвы»

- Представьте, что вам необходимо подобрать иллюстрации для электронного учебника истории. Для этого все изображения нужно подписать. У вас в конверте изображения и подписи к ним. Сделайте так, чтобы они соответствовали друг другу.

Битва на Калке, Ледовое побоище, Куликовская битва

- Проверим (на слайде).

- Молодцы, я вижу, как вы стараетесь. А рязанское княжество, не раз подвергавшееся нападениям, уже готово сотрудничать с соседними территориями.

- За 250-летний период монголо-татарского ига сменилось много князей. Многие из них внесли большой вклад в жизнь и развитие Русского государства. Часто князьям за их поступки давали прозвища.

Второе задание «Великие князья»

- На доске карточки с именами. Внимательно посмотрите и найдите в классе карточки с прозвищами. Почему князья получили эти прозвища?

Юрий Долгорукий, Иван Калита, Василий II Темный, Дмитрий Донской, Александр Невский, Чингисхан – посланный небом

- Все ли люди являются русскими князьями? Кто не является? (Чингисхан) Чей это правитель? (монголо-татар)

- С этим заданием вы справились, молодцы! И Московское княжество присоединяется к Рязанскому и Новгородским землям.

- Но пока этих объединившихся территорий недостаточно, чтобы противостоять огромному татаро-монгольскому государству. Кто же из князей способствовал объединению территорий Руси?

Третье задание «Объединение Руси»

- Особенно большой вклад внесли 3 князя: Иван Калита, Василий I, Иван III.

Каждая группа расскажет нам о своем князе. Даю вам 2 минутки обсудить в группе его достижения

Иван Калита, Василий I, Иван III.

- Правление этих князей было очень результативным. Смотрите, какие огромные территории были присоединены к Московскому княжеству в XIII-XIV веке

- Ребята, Русь воссоединена. Верно выполнив задание, вы помогли Руси стать более уверенной в своих силах. В то время как Русь становилась сильнее, Золотая Орда сама разделилась на несколько территорий, а значит, уже не была такой могущественной как раньше.

Четвертое задание: чтение текста на с.157-158

- Открываем учебник на с.157 (Сахарова, Лихошерстов)

- Посмотрите на иллюстрация на с.158. как реагируют татарские послы на действия Ивана III? (недовольны)

- Как на отказ платить дань отреагировал хан Ахмет? (пришел с большим войском)

- Был ли бой? А что делали 2 войска? Как назвали историки это событие? В каком году оно произошло?

- Чего добилось Русское государство благодаря этому неслучившемуся бою? (русские получили независимость)

- Как вы считаете, почему татары не напали на русских? (силы равны, большие армии с обеих сторон)

- Ребята, вы отлично поработали! Наконец, Русь стала сильным и самостоятельным государством!

Доп. задание: кроссворд

V. Итог урока

- Ребята, под чьим давлением и контролем Русь находилась 250 лет?

- В каком году Русь вновь стала независимой?

- Что для этого Руси понадобилось? (стать сильной, объединить территории)

VI. Рефлексия

- Ребята, предлагаю вам оценить свои знания. Смотрите, у нас есть такие мысли. Если сегодня на уроке вам было все понятно, то это зеленая мысль, если сложно – желтая, если не понятно – красная.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

с.157-158 читать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монголо-татарское нашествие на Русь

Контрольное тестирование по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

конспекты уроков по монголо-татарскому нашествию 6 класс

в конспектах есть документы с вопросами...

Повторение. Монголо - татарское иго на Руси

Обобщающее повторение по теме...

Урок контроля знаний по теме: « Феодальная раздробленность и монголо-татарского иго на Руси»

Урок контроля знаний по теме: « Феодальная раздробленность и монголо-татарского иго на Руси»...

Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"

Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"Конспект урока подготовлен с целью обобщения и систематизирования знаний по теме «Героическая борьба  русских...