Конспект урока "Освобождение Руси от монголо-татарского ига"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Цель: обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо-татар»
Задачи:
Образовательные: формировать представления о монголо-татарском иге и его последствиях для русского народа.
Коррекционно-развивающие: развивать умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать информацию, навык осознанного чтения, работать над формированием исторического словаря обучающихся.
Воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать окружающих. прививать интерес к истории своего народа, любовь к Родине, воспитывать интерес к предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvobozhdenie_rusi_ot_mongolo-tatarskogo_iga.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Освобождение Руси от монголо-татарского ига
Конспект урока
7 класс
Автор: Е.Ю. Говыжа,
учитель
Белогорск, 2023
Цель: обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо-татар»
Задачи:
Образовательные: формировать представления о монголо-татарском иге и его последствиях для русского народа.
Коррекционно-развивающие: развивать умения сравнивать, выделять закономерности и обобщать информацию, навык осознанного чтения, работать над формированием исторического словаря обучающихся.
Воспитательные: воспитывать умение слушать и слышать окружающих. прививать интерес к истории своего народа, любовь к Родине, воспитывать интерес к предмету
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на уроке. На уроке нам предстоит хорошо потрудиться, закрепить изученную нами большую тему.
- Сегодня у нас есть необычная коробка, в которой можно увидеть изображение человека, который сегодня поможет вам на уроке, уверенного, знающего, способного на многое. Кто-то хочет посмотреть? (внутри зеркало)
- Да, ребята, это вы сами. Каждый из вас сегодня покажет свои знания, поможет нам достичь цели урока
II. Актуализация знаний
- История – наука о фактах, поэтому хочу показать вам такое письмо наших далеких предков и зачитать его
«Люди! Если будете жить в согласии между собою, то и покорите вы всех врагов. А если будете ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших. А землю эту приобрели они трудом великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга»
- Такой наказ давали самые мудрые князья Руси своим детям. О чем он? (не ссориться, жить в мире, действовать сообща, иначе можно потерять свою страну, даже погибнуть)
- О каком великом труде идет речь? Разве территория нашей страны не всегда нам принадлежала? (был период, когда Русь находилась под влиянием другого государства)
- Какого? (гос-во монголо-татар) Как оно называлось?
- Какие племена проживали на территории Золотой Орды? Кочевые\осёдлые?
- Что значит кочевые, чем отличался их образ жизни от жизни славян?
- Чем еще отличались татаро-монголы от славян? (с детства приучались пользоваться оружием, держаться в седле)
- Как же так получилось, что татаро-монголы напали на Русь? Почему они посчитали, что сумеют справиться с бесстрашными русскими воинами? (Русь раздроблена). А почему Русь разделилась на княжества? (вражда между князьями) части карты
III. Сообщение темы и цели урока
- Существует такое выражение: «Народ, который не знает прошлого, не имеет будущего». Историю своей страны должен знать и уважать каждый гражданин. Поэтому сегодня мы закрепим знания, полученные на предыдущих уроках. К концу урока соберем из отдельных частей единое Древнерусское государство, чтобы наглядно представить, как Русь стала вновь сильной и самостоятельной.
IV. Работа по теме
- В 12 веке, при правлении Чингисхана, монголо-татарское государство стало огромным. В 1223 году монголо-татары во главе с Чингисханом напали на половцев. К кому обратились половцы?
- Тут и произошла первая из многих и одна из известных в истории Древней Руси встреча русских и монголо-татар.
Первое задание «Памятные битвы»
- Представьте, что вам необходимо подобрать иллюстрации для электронного учебника истории. Для этого все изображения нужно подписать. У вас в конверте изображения и подписи к ним. Сделайте так, чтобы они соответствовали друг другу.
Битва на Калке, Ледовое побоище, Куликовская битва
- Проверим (на слайде).
- Молодцы, я вижу, как вы стараетесь. А рязанское княжество, не раз подвергавшееся нападениям, уже готово сотрудничать с соседними территориями.
- За 250-летний период монголо-татарского ига сменилось много князей. Многие из них внесли большой вклад в жизнь и развитие Русского государства. Часто князьям за их поступки давали прозвища.
Второе задание «Великие князья»
- На доске карточки с именами. Внимательно посмотрите и найдите в классе карточки с прозвищами. Почему князья получили эти прозвища?
Юрий Долгорукий, Иван Калита, Василий II Темный, Дмитрий Донской, Александр Невский, Чингисхан – посланный небом
- Все ли люди являются русскими князьями? Кто не является? (Чингисхан) Чей это правитель? (монголо-татар)
- С этим заданием вы справились, молодцы! И Московское княжество присоединяется к Рязанскому и Новгородским землям.
- Но пока этих объединившихся территорий недостаточно, чтобы противостоять огромному татаро-монгольскому государству. Кто же из князей способствовал объединению территорий Руси?
Третье задание «Объединение Руси»
- Особенно большой вклад внесли 3 князя: Иван Калита, Василий I, Иван III.
Каждая группа расскажет нам о своем князе. Даю вам 2 минутки обсудить в группе его достижения
Иван Калита, Василий I, Иван III.
- Правление этих князей было очень результативным. Смотрите, какие огромные территории были присоединены к Московскому княжеству в XIII-XIV веке
- Ребята, Русь воссоединена. Верно выполнив задание, вы помогли Руси стать более уверенной в своих силах. В то время как Русь становилась сильнее, Золотая Орда сама разделилась на несколько территорий, а значит, уже не была такой могущественной как раньше.
Четвертое задание: чтение текста на с.157-158
- Открываем учебник на с.157 (Сахарова, Лихошерстов)
- Посмотрите на иллюстрация на с.158. как реагируют татарские послы на действия Ивана III? (недовольны)
- Как на отказ платить дань отреагировал хан Ахмет? (пришел с большим войском)
- Был ли бой? А что делали 2 войска? Как назвали историки это событие? В каком году оно произошло?
- Чего добилось Русское государство благодаря этому неслучившемуся бою? (русские получили независимость)
- Как вы считаете, почему татары не напали на русских? (силы равны, большие армии с обеих сторон)
- Ребята, вы отлично поработали! Наконец, Русь стала сильным и самостоятельным государством!
Доп. задание: кроссворд
V. Итог урока
- Ребята, под чьим давлением и контролем Русь находилась 250 лет?
- В каком году Русь вновь стала независимой?
- Что для этого Руси понадобилось? (стать сильной, объединить территории)
VI. Рефлексия
- Ребята, предлагаю вам оценить свои знания. Смотрите, у нас есть такие мысли. Если сегодня на уроке вам было все понятно, то это зеленая мысль, если сложно – желтая, если не понятно – красная.
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
с.157-158 читать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Монголо-татарское нашествие на Русь
Контрольное тестирование по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
конспекты уроков по монголо-татарскому нашествию 6 класс
в конспектах есть документы с вопросами...
конспект к уроку истории в 10 классе на тему: Монголо-татарское нашествие на Русь
рассчитан на 2 урока....
Повторение. Монголо - татарское иго на Руси
Обобщающее повторение по теме...
Урок контроля знаний по теме: « Феодальная раздробленность и монголо-татарского иго на Руси»
Урок контроля знаний по теме: « Феодальная раздробленность и монголо-татарского иго на Руси»...
Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"
Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"Конспект урока подготовлен с целью обобщения и систематизирования знаний по теме «Героическая борьба русских...