Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Конспект урока по истории " Русь под монголо-татарским игом"
Конспект урока подготовлен с целью обобщения и систематизирования знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар» и формирования представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istoriya.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории
Выполнила учитель Комлева И.А.
Тема урока: Русь под монголо-татарским игом
Цель урока:
- Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба русских людей против монголо - татар»;
- Формирование представлений о монголо-татарском иге и его последствий для русского народа.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татарском иге»; познакомить с последствиями монголо - татарского ига для русского народа.
Коррекционно - развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.
Воспитательные: воспитывать научное мировоззрение; формировать положительную мотивацию к обучению.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта, тесты, компьютер, иллюстративный материал
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
а) Надо вспомнить пройденные темы и устно ответить на вопросы:
- Кто такие монголо-татары?
- Чем занимались монголо-татары?
- Как назывались племена монголо-татар?
- Вспомните, когда произошла первая битва русских с монголо - татарами?
- Почему русское войско потерпело поражение в битве на реке Калке?
- Как защищали жители Рязани свой город от монголо-татар?
б) Проверка домашнего задания в тетради (надо было нарисовать карту захвата, стр. 235):
- Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.
3. Формулирование темы урока, постановка цели.
Вводное слово учителя. На Руси наступили тяжелые времена.
-Что мы знаем о состоянии Руси?
Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов. На огромной территории Руси монголо-татары установили своё господство – иго.
Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом.
- Какие вопросы у вас возникают?
- Что такое монголо-татарское иго?
- Как же жили русские люди под монголо-татарским игом?
4. Изучение нового материала.
1) Учитель: На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - Золотая Орда. Столица Золотой Орды получила название «дворец».
Столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань).
2)Работа с текстом учебника:
а) Чтение страниц стр. 240-243 по цепочке.
б) Найти ответы на вопросы и выписать в тетрадь.
- Как называлась ханская грамота? (Ханская грамота называлась ярлык)
- Ханские слуги – это (Ханские слуги- это баскаки)
- Иго - (Иго-господство одного народа над другим)
3) Работа с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о событии) с. 241.
Ученики делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя:
На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.
5. Физминутка.
А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим.
На уроке мы устали,
Мы совсем не отдыхали.
Руки дружно вверх подняли.
Напряженье немного снимем.
Тело-влево, тело-вправо –
Скажем мы друг другу «браво».
«Раз»-присядем, «два»-привстанем,
Ещё раз повторим, встанем,
А теперь за парты сядем,
И читать мы дальше станем.
6. Закрепление нового материала.
1) Обобщающая беседа (устный опрос учащихся):
- Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение.
- Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?
- Столица государства Золотая Орда?
2) Выполнить письменно задание в тетради (задание написано на доске):
Соотнесите понятия с определениями:
Государство монголо – татар - Баскаки
Столица Золотой Орды - Ярлык
Сборщики дани - Золотая Орда
Документ на великое княжение - Сарай
7. Проверка (контроль) полученных знаний по пройденным темам «Монголо-татары», «Нашествие монголо-татар на Русь», «Героическая борьба русских людей против монголо-татар», «Русь под монголо-татарским игом»:
1) Задание: решить тест для закрепления пройденного материала (выбрать один правильный ответ, отметить кружком); текст теста подготовлен индивидуально для каждого ученика, работы учеников собрать до окончания урока.
- С какой стороны Руси появились монголо-татары?
- С восточной
- С южной
- С западной
- В каких степях появились монголо-татары – грозный воинственный народ?
- Азиатских
- Северных
- Восточных
- Чем занимались монголо-татары?
- Земледелием
- Скотоводством (разводили лошадей, верблюдов, быков)
- Было ли у монголо-татар постоянное жилище?
- Нет
- Да
- Как назывались племена монголо-татар?
- Общины
- Орды
- Собрание
- Кто участвовал в сражениях?
- Мужчины
- Дети
- Женщины
- Кто возглавил монголо-татар после объединения орд?
- Чингисхан
- Батый
- Ахмат
- Где, на какой из рек состоялось первое сражение русских войск с монголо-татарами?
1) на Калке
2) на Волге
3) на Дону
- Разбили ли монголо-татары русские дружины в первом сражении?
1) Да (монголо-татары одержали победу над русскими князьями)
2) Нет
- Кто руководил новым нашествием на Русь?
1) Хан Батый
- Завоевал Хан Батый Русь?
1) да
2) нет
- Какие города на Руси были захвачены и разорены монголо-татарами?
1) Рязань
2) Суздаль
3) Коломна
4) Москва
5) Владимир
6) Торжок
7) Козельск
8) Киев
- Поражён ли Хан Батый мужеством русского народа?
1) да
2) нет
- Как назвал Хан Батый город Козельск?
1) «добрым городом»
2) «плохим городом»
3) «злым городом»
- Почему Русь была разбита монголо-татарами?
1) Русские князья были не подготовленными
2) Русские князья ссорились, были разъединены, часто происходили меду княжествами междуусобицы
- Как называлось господство на территории завоёванной Руси?
1) подчинение
2) рабство
3) иго (монголо-татарское иго)
- Как называлось государство на просторах русской земли во время монголо-татарского ига?
1) Серебряная Орда
2) Золотая Орда
3) Бронзовая Орда
- Какой город стал столицей Золотой Орды?
1) Сарай на реке Ахтуба
- Платили ли дань русские князья Хану Батыю?
1) да
2) нет
- Сколько лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями?
1) 300 лет
2) 200 лет
3) 100 лет
- Что означает страшное слово «ИГО»?
1) господство одного народа над другим
- Река, где впервые встретились русские воины с монголо- татарскими воинами?
1) Днепр
2) Калка;
3) Волхов.
- Господство одного народа над другим
1) Иго
2) Жертва
3) Ярлык
8. Подведение итогов урока:
1) Учитель: Сегодня на уроке мы не только узнали, что же означает слово: иго, также: что такое Золотая Орда, ханская грамота, баскаки. Узнали: как хан управлял русскими землями, почему монголо-татарскому хану легко было сохранять своё господство на Руси. Вспомнили и закрепили уже полученные знания о монголо-татарах, о нашествии их на Русь, отвечая на вопросы теста.
2) Учитель: Объявление оценок за устную работу на уроке и комментарии, а оценки за решение теста вы узнаете на следующем уроке истории.
9. Домашнее задание
Подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения стр. учебника 242 «Русские князья в Золотой Орде».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории в 6 классе «Обобщающий урок по теме «Русь древняя»
Обобщающе-повторительный урок...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Тема урока: Русь под монголо-татарским игом.
Задачи:Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся о борьбе русского народа против монголо-татар, сформировать представление о «монголо-татар...
Русь под монголо-татарским игом
Нашествие Чингисхана и Хана Батыя ну Русь....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...
конспект урока по истории 6кл. по теме "Русь и Золотая орда"
конспект урока предназначен для учителей истории ОУ....
Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...