конспект к уроку истории в 10 классе на тему: Монголо-татарское нашествие на Русь
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
рассчитан на 2 урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_10_klasse_mongolo-tatarskoe_nashestvie_na_rus_rasschitan_na_2_chasa.docx | 34.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: «Монголо-татарское нашествие на Русь».
10 класс (2 часа)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: показать создание державы монголов и их завоевания, вторжение на русские земли, воспитывать патриотические чувства на примере сопротивления русского народа захватчикам
План:
1. Монголы
2. Чингисхан
3. Битва на р.Калка
4. Нашествие Батыя на Русь
5. Монголо-татарское иго
6. Последствия монголо-татарского нашествия
Ход урока.
- Вступительное слово учителя. Монголы.
Слайд 3. В то время, когда свершился упадок Киева и обозначились новые центры, (Новгород, Владимир, Галич) на Руси появляются новые кочевники. На Руси их стали называть татарами, а в историографии закрепилось название монголо-татары. Их появление было совершенно неожиданным.
Родиной татар была территория нынешней Монголии.
Слайд 4. Монголо-татары – кочевники. Они запаздывали в своем развитии по сравнению с Русью приблизительно на четыре столетия. Мерилом богатства были скот и пастбища. Монголы вели кочевое хозяйство и не строили городов - все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации. Главное занятие – разведение коней, рогатого скота и овец.
Слайд 5. В XIII веке у монгол зарождаются феодальные отношения. Появляются князья – нойоны. Их мощь основывается на том, что они опираются на дружины воинов – нукеров. Эти процессы привели к тому, что у монголо-татар образуется единое государство, которое занимало огромную территорию.
Слайд 6. Племена монголов в 1206 г собрались на р.Онон на собрание знати – курултай, и провозгласили одного из ханов - Темучжина – главным ханом, великим (по-монгольски – Чингисханом.)
Слайд 7. Характеристика Чингисхана.
Слайд 8,9.
Таблица. Сравнительный анализ процессов возникновения государства у славян и монголов. ( заполнение вместе с учителем)
Вопросы для сравнения | Русь | Монгольское государство |
Время возникновения | IX век | XIII век |
Основное занятие | Земледелие | скотоводство |
Органы власти | Вече, князь | Курултай,хан |
Форма правления | Раннефеодальная монархия с элементами демократии | Раннефеодальная военизированная монархия |
- Чингисхан.
Подчинив себе большую часть монголов, Чингисхан провел ряд реформ.
Слайд 10. Одна из самых важных – реформирование армии – так называемая десятичная система организации общества и армии. Отныне все взрослое население делилось на: тьмы, тысячи, сотни, десятки. Десяток, как правило, совпадал с семьей. В армии Чингисхана царила жесточайшая дисциплина. Вскоре военная машина заработала на полную мощность. Чингисхан захватил Пекин и тут же поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт этой империи. После Китая монголы захватили Северный Иран, Среднюю Азию, Азербайджан. Перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи. Численность монгольского войска трудно определить: 135 тыс., 500 тыс., 600 тыс. По некоторым современным оценкам в Россию двинулось 120-140 тыс. воинов. Ясно одно: это были огромные силы и столько воинов никто выставить не мог.
- Почему?
Слайд 11,12,13. Работа с документом. Из ≪ Истории монгалов≫ Плано Карпини (середина XIII века)
Джованни Плано дель Карпини (1182–1252) – итальянский монах-францисканец, архиепископ Антиварийский, посланник Папы Римского Иннокентия IV к монгольским ханам. По результатам своего длительного путешествия написал для папы отчёт, который известен в русском переводе как «История монгалов, именуемых нами татарами».
Читаем и отвечаем на вопросы (перед каждым обучающимся лежит документ).
- Виды вооружения монголо-татар?
- Правила воинской дисциплины.
- Особенности ведения боя.
По окончанию данного вида работы в тетради должны появиться следующие записи: Виды оружия. (Слайд 14,15)
- Битва на реке Калка.
Слайд 16. Вскоре на берегу Азовского моря появились два корпуса монголо-татар под руководством талантливого молодого Джэбе и умудренного опытом Субедея. Они вошли в половецкие степи и столкнулись с половцами. Те обратились за помощью к русским князьям, но русские князья только порадовались, что монголо-татары уничтожат их врагов. А нужно было призадуматься. Почему?
В конце концов, русские князья решились объединиться против нависшей угрозы, но уже тогда в поход выступили не все. Решающая битва произошла – 31 мая 1223 года на реке Калка (недалеко от Азовского моря). Это была первая встреча, столкновение монголо-татар и русских князей.
Слайд 17,18.19. С ходом битвы знакомимся по источнику: Галицко-Волынская летопись. Битва на реке Калка (перед каждым обучающимся лежит экземпляр)
Задание.
После прочтения документа, на листах подчеркиваем одной чертой причины поражения русских князей, волнистой линией – причину объединенного похода русских князей и половцев против монголо-татар.
- Нашествие Батыя на Русь.
Слайд 20. После битвы на Калке монголо-татары повернули на Монголию. Вскоре Чингисхан умер, перед смертью поделив все захваченные земли. На Руси же монголы появились в 1236 году. Второй поход на Русь возглавил внук Чингисхана - хан Батый (Батухан). Этот маленького роста, болезненный на вид человек, был очень энергичным правителем и талантливым полководцем.
Слайд 21. Заполнение таблицы. Работа с текстом учебника самостоятельно (с.153-154)
Таблица. Нашествие Батыя на Русь
ГОД | НАПРАВЛЕНИЕ | РЕЗУЛЬТАТ |
Разоренной и опустошенной осталась Русь после того как монголо-татары ушли на Запад.
Слайд 22. Какие последствия имели монгольские завоевания для Руси? (слушаем ответы и фиксируем в тетради)
- Монголо-татарское иго.
Слайд 23. В XIII веке империя Чингисхана распалась и хан Батый образовал государство монголо-татар - Золотую Орду со столицей в г.Сарай (недалеко от современной Астрахани). В состав государства вошли покоренные русские земли. Но завоеватели не оккупировали территорию Руси, не держали здесь свои войска, в городах не сидели наместники хана. Во главе русских княжеств стояли русские князья, сохранились княжеские династии, но власть князей была ограничена.
Слайд 24. Только с разрешения хана Золотой Орды они имели право занимать престол, получая на это специальное разрешение-ханскую грамоту – ярлык. Для получения ярлыка нужно было ехать в Сарай и пройти там унизительную процедуру – пройти сквозь якобы очистительный огонь, который горел перед шатром хана, и поцеловать его туфлю. Того, кто отказывался это сделать – убивали. И среди русских князей такие были.
Слайд 25. На Русь были посланы ханские наместники, которые смотрели за тем, как князья выполняют требования монголов, контролировали русских князей. Таких людей на Руси называли баскаками.
Слайд 26. Задание. Рассмотрите картину С. Иванова «Баскаки» - что собирали баскаки с русского населения?
В чем еще заключалась зависимость от Золотой Орды?
- в повинностях, которые несли русские князья.
Слайд 27,28. Повинности князей:
Часто князья отказывались платить дань, иногда им это прощалось (например, если были неурожайные годы), в других случаях – организовывали поход
Монголо-татарское нашествие нанесло неизгладимый след в истории Руси. Поделило ее на две эпохи: до нашествия и после. Именно с этого времени началось отставание Руси от европейских стран и если в Западной Европе идет подъем, то Русь еще очень долго лежала в руинах
- Последствия монголо-татарского нашествия
Слайд 29. Совместная работа класса с учителем и заполнение в тетради схемы.
Слайд 30. При наличии свободного времени, можно дать проверочную работу по изученному материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь."
Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс: 10Тип урока: комбинированный....
Урок в 6 классе по теме: Татаро-монгольское нашествие на Русь
Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.На этом уроке учащиеся знакомятся с нашествием Батыя на Русь и получают задания на следующий, ...
Презентация к уроку истории в 6 классе "Борьба Руси с нашествием с Запада"
презентация поможет учителю рассказать о ходе и итогах борьбы северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII веке...
РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ ТЕМА: НАШЕСТВИЕ МОНГОЛОВ НА РУСЬ
Урок истории в 6 классе (учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVΙ в.». Издат.«Просвещение», Москва 2003г.). Учебный предмет – истори...
Интерактивный плакат по теме Монголо-татрское нашествие на Русь
Урок истории в 10 классе: « Монголо-татарское нашествие»Шкуркова Елена Ивановна.История России, 10 класс.Сахаров. Боханов«История России с древнейших времен XIXвека»Интерактивный плакат со...
Урок в 6 классе на тему: Монголо-татарское нашествие
Урок в 6 классе по ФГОС по учебнику Данилова....
Презентация к уроку истории 10 класс на тему "Киевская Русь ".
Презентация к уроку истории 10 класс на тему "Киевская Русь "....