Трудовая и творческая активность трудящихся
методическая разработка по истории (11 класс)
Трудовая и творческая активность трудящихся 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_i_tvorcheskaya_aktivnost_trudyashchihsya.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовая и творческая активность трудящихся
Творческая и трудовая активность трудящихся страны способствовала решению целого ряда сложных проблем, которые поставила война. Самой массовой формой соревнования в годы войны было движение стахановцев и ударников производства. В дни важных политических событий широкое распространение получали стахановские вахты. Следующей по массовости формой соревнования было движение многостаночников — тех рабочих, которые, понимая всю сложность и ответственность обстановки, выполняли плановые задания на 200 и более процентов. В октябре 1941 г. республика узнала имена своих первых тысячников. Одним из них был С. Шафиров — слесарь модельного цеха паровозовагонного завода. Таких передовиков производства было много.
Широкое развитие получили и другие формы соревнования — совмещение профессий, движение фронтовых комсомольско- молодежных бригад и т.д.
Первая фронтовая комсомольско-молодежная бригада в Бурятии была создана в начале февраля 1942 г. в цехе подъемки станции Улан-Удэ. Ее организатором явился комсомолец И. Гордеев. Бригада в первый же месяц повысила производительность труда до 15 %, сократила простой паровозов на ремонте на 2 часа против установленной нормы. Бригада внесла и осуществила ряд рационализаторских предложений, в результате чего в некоторых деталях была осуществлена замена ценного цветного металла на черный. Вся молодежь республики равнялась на эту бригаду.
Замечательных результатов добилась фронтовая комсомольско- молодежная бригада П. Дымбрылова из Саянтуйской МТС. Эта бригада план работы 1943 г. перевыполнила почти в 3 раза, обработав на тракторе более 700 га. План комбайновой уборки бригада выполнила на 327 %, сэкономив немало горючего.
Больших успехов добились трудящиеся Бурятии в ходе Всесоюзного социалистического соревнования. Так, в июне 1942 г. коллектив мясоконсервного комбината завоевал переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Наркомата мясной и молочной промышленности Советского Союза. До конца года работникам комбината удалось выйти победителями во Всесоюзном социалистическом соревновании еще раз. Победителями выходили также коллективы судоремонтного завода, Ботогольского графитового рудника, Кударинской мотороремонтной станции, коллектив станции Мысовая, Бабушкинский линейно-технический узел. Связистам республики было вручено переходящее Красное Знамя ГКО.
С большим энтузиазмом трудились колхозники. Социалистическое соревнование сыграло решающую роль в своевременном выполнении всех сельскохозяйственных работ и обязательств перед государством. Член колхоза им. Тельмана Заиграевского аймака Киселев получил до 270 пудов зерна с гектара; колхозница
Шурыгина из колхоза им. XVIII партсъезда того же аймака добилась рекордного урожая картофеля — 6 090 пудов с гектара; чабан колхоза имени Ворошилова Мухоршибирского аймака Доржиева вырастила на каждые 100 овцематок по 130 ягнят.
Значительных трудовых успехов добились работники МТС. Тракторная бригада Гатабона из Курбинской МТС на весеннем севе 1942 г. перевыполнила план весенних работ. Тракторная бригада Бондарева из Байкало-Кударинской МТС, которая полностью состояла из девушек-трактористок, работавших первый год, к 1 июня выработала на каждый трактор по 169 га и сэкономила 3 200 кг твердого топлива. Приказом Наркома земледелия за отличную работу в сельском хозяйстве в 1942 г. 286 колхозников республики были награждены значком «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства».
Лето 1943 г. совпало с празднованием 20-летия юбилея республики. В предъюбилейное соревнование включились все трудящиеся Бурятии. За 10 месяцев 1943 г. предприятиями г. Улан-Удэ было выпущено продукции для фронта в 3 раза больше, чем за весь 1941 г. Победителями в соревновании в 1943- 1944 гг. выходили коллективы ПВЗ, стекольного завода, депо ст. Улан-Удэ, Еравнинский и Посольский рыбозаводы и многие другие предприятия республики.
Передовым коллективом страны в соревновании стал Улан- Удэнский мясокомбинат. За период с 1942 по 1945 гг. коллектив комбината 4 раза завоевывал знамя ГКО, 14 раз знамя ВЦСПС и Наркомата мясной и молочной промышленности страны. Красное Знамя ГКО за самоотверженный труд в годы войны оставлено коллективу комбината на вечное хранение.
Творческая активность трудящихся нашла свое выражение в движении рационализаторов и изобретателей, широко развернувшемся на предприятиях промышленности и транспорта республики. Движение рационализаторов и изобретателей давало огромную экономию государственных средств и играло значительную роль в увеличении выпуска продукции для фронта и страны. Особенно активно развернулась рационализаторская и изобретательская работа в коллективах крупнейших предприятий республики: на паровозовагонном, судоремонтном, авиационном заводах, мясоконсервном и вольфрамо-молибденовом комбинатах.
Так, в первом полугодии 1941 г. экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений на ПВЗ составил 148 тыс. руб., а во втором полугодии он возрос в 4,3 раза. Талантливые рационализаторы завода В.В. Четвернин и Н.И. Илюхин предложили и сами внедрили отливку уплотняющих колец заднего поршневого сальника паровозов всех серий, что дало экономию цветного металла на сумму более 130 тыс. руб.
Замечательным выражением творческой активности трудящихся республики стало движение по изысканию и использованию местных материальных ресурсов, по экономии сырья, топлива, электроэнергии, дефицитных материалов, позволившее в трудных военных условиях достичь роста производства.
В Бурятии проводилась работа по увеличению добычи гуси- ноозерских углей, романовских и гусиноозерских горючих сланцев, гусиноозерского стекольного песка, поваренной соли и соды на Селенгинском и Киранском озерах, дубителей из местного сырья, огнеупорных глин, кварцитов, минеральных красок и т.д.
Творческая и трудовая активность, проявленная трудящимися республики, была примером высокого патриотизма, повседневного героизма, самоотверженности. Трудовой вклад трудящихся в дело Победы был высоко оценен правительством страны. За годы войны 244 работника промышленности, транспорта, сельского хозяйства были награждены орденами и медалями СССР. В их числе Щ машинист депо станции Улан-Удэ М.П. Соседенко, награжденный орденом Ленина, работницы мясокомбината М.Г. Иванова, А.В. Кривогорницева, Д.Ц. Цыремпилова, работник Хандагатай- ского мех лесхоза С. И. Ващалкин, награжденные орденом «Знак Почета», бригадир неводной бригады Горячинского рыбозавода Н.М, Петрова, удостоенная ордена Трудового Красного Знамени и другие. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» было награждено 83 240 рабочих, служащих и колхозников Бурятской АССР.
Вопросы и задания
- За счет чего был обеспечен, в первую очередь, рост промышленного и сельскохозяйственного производства в Бурятии в этот период?
- О чем свидетельствовало, на ваш взгляд, широкое распространение среди работников промышленности, тружеников сельского хозяйства движения двухсотников, трехсотников и других форм социалистического соревнования?
- Дайте характеристику движению рационализаторов и изобретателей Республики Бурятия в изучаемый период.
- Согласны ли вы с утверждением о том, что поколение времен Великой Отечественной войны трудилось самоотверженно? Свой ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности в процессе изучения географии в 7 классе
В последнее десятилетие существует и разрабатывается несколько подходов к выявлению-развитию детской одаренности (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. С. Юркевич, Ю. Д. Бабаева, В. И. Панов), стержневым м...
Статья "Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой киностудии». Из опыта работы", 2016
Из опыта работы объединения "Творческая киностудия" (МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр") - основы мультипликации Статья «Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой ки...
Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...
«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»
В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...
СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ТРУДОВУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выступление на методическом семинаре...
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...
Выступление на заседании МО школы: «Социализация детей через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность в воспитательной среде»
В теме раскрываю приемы и методы социализации старшеклассников через практико-ориентированную трудовую и творческую деятельность. Каждый навык, приобретенный детьми в школе будет востребован...