Программа внеклассной деятельности 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Программа внеклассной деятельности 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneklassnoy_deyatelnosti.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ
Рассмотрено Руководитель МО ______/_________________/ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 201__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26 ______/_________________/ ФИО «___» _________ 201__г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №26 ______/_________________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. |
Пролонгировано на 201__-201__ год | ||
Приказ № ______ от «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная история»
Направление «Проектная деятельность»
для обучающихся 5 класса
Составитель:
учитель истории
Залюбовская Т.А.
г. Улан-Удэ,
2018- 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса разработана в соответствии:
- с приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);
- письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;
- основной образовательной программой начального общего и основного общего образования МАОУ СОШ №26;
- с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (далее - ФГОС) основная образовательная программа начального и основного общего образования (далее – НОО и ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) в том числе через внеурочную деятельность;
- с примерной программой основного общего образования по истории;
- программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
- идеями и положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- программой Десятниковой М.А., Мотиной Л.В. «Юный историк» (по следам Древнего мира).
Программа «Занимательная история» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса в рамках реализации ФГОС.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Содержание программы «Занимательная история» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа состоит из 35 часов, 1 раз в неделю по одному часу, рассчитана на учащихся 11-12 лет. Срок реализации программы 1 год.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Общая характеристика внеурочной деятельности на ступени основного общего образования
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект:
- познакомить детей с культурой стран древнего мира через активную деятельность;
- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ;
- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей;
- умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), появившиеся в эпоху Древнего мира. 6)умения рассматривать общественные процессы в развитии;
- предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
- выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;
- давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);
- определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.).
Методы и приемы обучения, воспитания и развития
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей,) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.
Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.
Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты. Личностные
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
- творчество.
Метапредметные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Использовать приобретенные знания и умения в практической Деятельности и повседневной жизни:
- понимать смысл адаптированного текста
- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
- участвовать в диалоге;
- инсценировать исторические сюжеты;
- передавать историческую информацию в виде художественных образов;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности. Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- толерантное отношение к истории других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
- творчество.
Проверка результатов проходит в форме:
• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
• опросников,
• анкетирования,
• тестирования,
• презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1 | Наши древнейшие предки | 4 | Творческая мастерская, игра-путешествие | Практическая работа в группах, работа с источниками, рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации, работа с текстом с опорой на текст и иллюстрации, |
2 | Путешествие по странам Древнего Востока | 11 | Творческая мастерская, игра-путешествие, практикум, игра-соревнование | Практическая работа в группах, творческая работа с текстом с опорой на текст и иллюстрации, выполнение заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Реши задачу», составление и решение задач на выявление особенностей шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды, сооружений и зданий Вавилона, групповая работа по составление буклетов на темы: «Жизнь среди природы: животные и боги индийцев», «Древнейшие города», «Вера в переселение душ», «Культура Древней Индии», «Индийская мудрость, знания и книги», командное соревнование |
3 | В Древней Греции | 9 | Творческая мастерская, игра-путешествие, практикум, игра-соревнование, ролевая игра | Практическая работа в группах, индивидуальные творческие работы «Каким я увидел героя поэм “Иллада” или “Одиссея” (по выбору)», групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», «Древнегреческие атлеты», «Современные олимпийские виды спорта», работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности храмовой архитектуры Древней Греции, «Статуя Зевса в Олимпии» Фидий и его Афина», «Мавзолей Мавсола, «Храм Артемиды в Эфесе», командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т.д. |
4 | Древний Рим: от города до могучей империи | 8 | Творческая мастерская, игра-путешествие, практикум, игра-соревнование, ролевая игра | Практическая работа в группах, парные информационные проекты по темам «Особняки на городских холмах», «Многоэтажные дома в низинах между холмами», «Обустройство повседневности римлян», «Римская семья, ее особенности», индивидуальные творческие работы «Один день из жизни римлянина», работа в парах по изготовлению буклетов с опорой на текст, иллюстрации по темам: «Боги древнего Рима», «Мифы о древнеримских богах, «Римские храмы», фронтальная работа по проведению сравнительного анализа египетских, греческих и римских храмов, работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Источники рабства в Риме», «Обязанности рабов», «На рынке рабов в Риме», «Римские учёные о рабах», фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме «Рабство в древнем Риме», работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Город. столица империя», «Архитектурный облик Рима», «Колизей», «Пантеон», «Римский скульптурный портрет», «Хлеб и зрелища» для бедноты», «Большой цирк в Риме», фронтальная работа по определению особенностей римской цивилизации, командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия» |
5 | Древний мир-удивительный мир | 3 | Турнир знатоков истории, игра-путешествие | Составление и решение задач на установление особенностей семи чудес света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи Мавсола, Колосса Родосский. Фаросский, маяк, выполнение заданий по индивидуальных темам «Признаки цивилизации стран древнего Востока, Греции и Рима, «Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока», «Вклад народов древности в мировую культуру», «Народовластие в Греции и Рим, «Роль граждан в управлении государством», «Нравы жителей древних государств» |
Итого | 35 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Наши древнейшие предки(4 ч) | В гостях у первобытного человека | 1 |
Верования первобытных людей | 1 | ||
Рисунки первобытных людей | 1 | ||
Итоговое занятие «Первобытное общество» | 1 | ||
2 | Путешествие по странам Древнего Востока (11 ч) | В гостях у египтянина | 1 |
Религия Древнего Египта | 1 | ||
Искусство Древнего Египта. | 1 | ||
Загадки египетской письменности | 1 | ||
Решение хронологических задач | |||
Путешествие по Древнему Двуречью | 1 | ||
Путешествие по Финикии | 1 | ||
Путешествие по Древней Палестине | 1 | ||
Путешествие по Древней Индии | 1 | ||
Дорогами Великого шелкового пути | 1 | ||
Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока» | 1 | ||
3 | В Древней Греции (9ч) | Древняя Греция | 1 |
Поэмы Гомера | 1 | ||
Религия древних греков | 1 | ||
Афины | 1 | ||
Спарта | 1 | ||
Священный огонь в Олимпии | 1 | ||
В афинском театре | 1 | ||
Наследие Александра Великого | 1 | ||
Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады» | 1 | ||
4 | Древний Рим: от города до могучей империи (8ч) | В гостях у римлянина | 1 |
Религия Древнего Рима | 1 | ||
Раб-«говорящее орудие труда» | 1 | ||
В школе гладиаторов | 1 | ||
Император Цезарь | 1 | ||
Все дороги ведут в Рим | 1 | ||
Правление Траяна-«лучшего из императоров» | 1 | ||
Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи» | 1 | ||
5 | Древний мир-удивительный мир(3 ч) | Семь чудес света | 1 |
Общее и особенное древних цивилизаций | 1 | ||
Итоговое занятие по истории Древнего мира | 1 | ||
Всего: | 35 |
Описание учебно-методического обеспечения курса
Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл. — М.: Русское слово, 2015. — 23 с.
- Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М., 2001.
- Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.
- Воронкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина. – М., 2006.
- Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. – М., 2008.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010 —223 с.
- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.
- Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. — М: Просвещение, 2011—178 с.
- Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007.
- История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе. — М.: Русское слово, 2014. — 178 с.
- Лемина Г.Л., Сабирова А.Х. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.
- Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960.
- Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991.
- Николаев Д. В. Культура древнего мира [Текст]: учебное пособие / СП6ГТУРП. — СП6., 2011. — 49 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеклассной деятельности "Познай себя"
Программа факультатива для учащихся 5 класса...
Программа внеклассной деятельности "Сделай себя"
Программа предназначена для учащихся 6 класса...
Программа воспитательной деятельности класса.
Программа воспитательной деятельности классаСоставитель:Туймешева Алевтина Ивановнаклассный руководитель 9 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеклассной деятельности по подготовке к сдаче норм ВФСК ГТО
пояснительная записка...
Рабочая программа внеклассной деятельности "Моя безопасность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Моя безопасность " для 7 класса...
Рабочая программа внеклассной деятельности кружок "Мир биологии"
Рабочая программма внеклассной деятельности по биологии для учащихся 5-6 классов, кружок "Мир биологии"...