Рабочая программа внеклассной деятельности кружок "Мир биологии"
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)

Суходольскас Марина Сергеевна

Рабочая программма внеклассной деятельности по биологии для учащихся 5-6 классов, кружок "Мир биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogramma_kruzhok.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативная база

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.04.2020).

2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) — URL: //https://login.consultant.ru link ?req=doc&base=LAW&n=319308&demo=1 (дата обращения: 10.04.2021).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» — URL: http: //www.consultant.ru document cons_doc_LAW_286474 (дата обращения: 10.04.2021).

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019 г.) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н, с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014г. № 1115н и от 5 августа 2016г. № 422н) — URL: // http://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 10.04.2021).

5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых») — URL: //https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=48583 (дата обращения: 10.04.2021).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) (ред.21.12.2020) — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.04.2021).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413) (ред.11.12.2020) — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.04.2021).

8. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. N Р-4) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/ (дата обращения: 10.043.2021).

Пояснительная записка

 Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Оснащение общеобразовательных школ современным аналоговым и цифровым оборудованием является материальной базой реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Это открывает новые возможности в урочной и внеурочной, внеклассной деятельности и является неотъемлемым условием формирования высокотехнологичной среды школы, без которой сложно представить не только профильное обучение, но и современный образовательный процесс в целом. Разрастается поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум. Использование учебного оборудования становится средством обеспечения этого взаимодействия, тем более в условиях обучения предмету на углублённом уровне, предполагаемом профилизацией обучения

Программа  «Мир биологии» направлена на формирование у учащихся 5,6 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадах.

На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная

деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и
  2. начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
  3.  приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
  4.  развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
  5.  подготовка учащихся к участию в олимпиадах;
  6. формирование основ экологической грамотности.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  1. использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
  2. организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Формы проведения занятий:

практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  1. иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  2.  знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  3.  уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  4.  уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  5.  владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  1.  знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  2.  развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
  3.  Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
  4.  эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
  2.  умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3.  умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
  •  классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  •  объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
  •  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  •  умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
  • экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  •  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  •  соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В эстетической сфере:

  •  овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание программы

Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.

Практические и лабораторные работы:

  • Устройство микроскопа
  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Карелии.

Практические и лабораторные работы:

  • Морфологическое описание растений
  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
  • Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»
  • Проект «Редкие растения Сортавальского района»

Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь

животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа по определению животных
  • Составление пищевых цепочек
  • Определение экологической группы животных по внешнему виду
  • Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Мини - исследование «Птицы на кормушке»
  • Проект «Красная книга животных Республики Карелия»

Раздел 4. Биопрактикум (12 часов)

Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.

Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа с информацией (посещение библиотеки)
  • Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»

Движение растений

Влияние стимуляторов роста на рост и развитие

растений Прорастание семян

Влияние прищипки на рост корня

Модуль «Микробиология»

Выращивание культуры бактерий и простейших

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Модуль «Микология»

Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации

Определение запыленности воздуха в помещениях

Тематический план

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Лаборатория

5

Практическая ботаника

8

Практическая зоология

8

Биопрактикум

12

Итого 34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Форма проведения

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ.

Беседа

Лаборатория

2

Приборы для научных исследований.

Лабораторное оборудование

Практическая работа

«Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования»

3

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов»

4-5

Техника биологического рисунка

Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум ««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов».

6

Мини-исследование «Микромир»

Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа»

Практическая ботаника

7

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

Экскурсия

8

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Практическая работа «Техника сбора, высушивания и монтировки гербария»

9

Определяем и классифицируем

Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам».

10

Морфологическое описание растений

Практическая работа «Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками).

11

Определение растений в безлиственном состоянии

Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

12-13

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Проектная деятельность

14

Редкие растения Сортавальского района

Проектная деятельность

Практическая зоология

15

Система животного мира

Творческая мастерская

16

Определяем и классифицируем

Практическая работа по определению животных

17

Определяем животных по следам и контуру

Практическая работа «Определение животных по следам и контуру»

18

Определение экологической группы животных по внешнему виду

Лабораторный практикум

«Определение экологической группы животных по внешнему виду».

19

Практическая орнитология. Мини-исследование «Птицы на кормушке»

Работа в группах: исследование

«Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек

20-21

Проект «Красная книга Республики Карелия »

Проектная деятельность

22

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Экскурсия «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

Биопрактикум

23

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие

24

Источники информации

Практическая работа

25

Как оформить результаты исследования

Теоретическое занятие

26

Физиология растений

Исследовательская деятельность: Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

27

Физиология растений

Исследовательская деятельность: Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня.

28

Микробиология

Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий.

29

Микология

Исследовательская деятельность:

Влияние дрожжей на укоренение черенков.

30

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

31

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение запыленности воздуха в помещениях.

32-33

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов

34

Отчетная конференция

Презентация работ

Итого: 34 часов

Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и

навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы  «Мир биологии»                                  предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

- цифровая лаборатория по биологии;

- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

- микроскоп цифровой;

- комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

- комплект гербариев демонстрационный;

- комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

- мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, экран,

Литература

1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.:

Агропромиздат, 1988.

2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.

— М.: Просвещение, 1991.

3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные

ресурсы образования»

4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение

природы России.

Методическое обеспечение:

Информационно-коммуникативные средства обучения

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

Техническое оснащение (оборудование):

1. Микроскопы;

2. Цифровая лаборатория «Releon»;

3. Оборудование для опытов и экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"

Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.Задачи:1.       Сформировать экологические понятия.2....

Рабочая программа проектной деятельности по биологии на тему "Вред громкой музыки на организм подростка"

Данная программа является примерной и может быть использована для составления рабочей программы проектной деятельности по любому предмету...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...