Рабочая программа внеклассной деятельности "Моя безопасность" для 7 класса
рабочая программа (7 класс)

Исакова Валентина Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Моя безопасность " для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от 30.09.2018г.        

руководитель МО ______

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «30  » августа 2018г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

приказ № 333 от « 3  » сентября 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по внеурочной деятельности

«Моя  безопасность »

 для учащихся 7 классов

                                                                       Составитель:

Исакова Валентина Михайловна,

учитель физической культуры,

                                                                      первой квалификационной  категории

г. Нижневартовск 2018г

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса  внеурочной деятельности  «Моя  безопасность» для 7 классов  составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Моя   безопасность».

    Рабочая программа учебного предмета «Моя  безопасность» для 7 классов  составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа  «Моя безопасность» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний  и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Моя безопасность» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые   систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Программа рассчитана  7 класс - 35 часов в год, 1 час в неделю

Цели и задачи:

 Цель:   овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности,  защиты личного здоровья

Задачи:

  •  Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.
  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции,  ответственности  за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.
  • Место предмета в учебном плане
  • Данная  рабочая программа предполагает обучение в объеме по 35 часов, в неделю 1 час для учащихся  7 классов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Планируемые результаты:

Предметные:

 Учащиеся расширят знания о правилах поведения в различных опасных ситуациях:

 Учащиеся познакомятся с правилами поведения в школе, дома.

 Учащиеся овладеют: методами самостоятельного решения, способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Метапредметные:

 Учащиеся освоят различные способы коммуникативной деятельности;

 Учащиеся научатся систематизировать и анализировать полученные знания;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Личностные:

У учащихся будет сформирована готовность и способность к самообразованию и саморазвитию; академическая мобильность с возможностью продолжения избранного направления внеурочной деятельности.

Формы работы:

викторина

кинолекторий

кроссворд

мини-проект

игра

презентация

Личностные результаты:

  развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

 овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные  результаты:

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

• формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,  включая  экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умения оказывать первую медицинскую помощь;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

Основные принципы реализации программы – научная обоснованность , доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность

Целевая аудитория: 7 классы

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:

история-биология -физическая культура –литература –ОБЖ

Программа предусматривает проведение занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеке, медиатеке, спортзале, поликлинике, на пришкольном участке. Деятельность  включает проведение  экскурсий, лекций,  встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов,  и т.д.

Деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы  занятий:

групповая работа, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела.

Формы контроля:1.Наблюдение 2.Тестирование 3.Беседа 4.Проектная деятельность

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

•        вести устный диалог на заданную тему;

•        участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

•        участвовать в работе конференций, чтений.

Содержание программы:

1. Основы комплексной безопасности

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные  опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста.  Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..

Безопасность на водоёмах Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)

Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.  

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.  Ответственность несовершеннолетних за   антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

2. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Раскрыть понятие “здорового образа жизни”, его составляющих ,раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения  твоего здоровья и здоровья окружающих людей,опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

    Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. 

3. Основы медицинских знаний

Формировать представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека.

Оказание первой медицинской помощи

         Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства.   Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.  

Основное содержание программы в 7 классе Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера – 4 часа Чрезвычайные ситуации геологического характера – 7 часов Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения - 3 часа Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения – 6 часов Чрезвычайные ситуации биологического происхождения – 3 часа Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека – 7 часов Первая помощь и правила её оказания (практические занятия) – 4 часа

Учебно-тематический план.

Название  тем.

Всего часов

Формы контроля

Основы комплексной безопасности  8ч

1

Основы комплексной  безопасности Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

3

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

2

Правила поведения в общественных местах

3

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

3

Социально- криминальные ситуации и безопасность человека

2

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека-22ч

4

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

16

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

5

Формирование подростка и общества

6

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

Основы медицинских знаний-5ч

6

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

5

Самоконтроль

Наблюдение

Взаимоконтроль

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»

п.п

По

плану

По

факту

Тема  урока

Примечание

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

1

Вводное занятие Что такое опасность? . Входное тестирование. (кроссворд)

2

Опасные ситуации в общественных зданиях.(игра)

3

Происхождение землетрясений. Как оценивают землетрясения

Правила поведения в общественных местах

4

Правила поведения в школе (мини- проект)

5

Правила поведения в библиотеке, театре.

6

Дом как источник опасности

Социально- криминальные ситуации и безопасность человека.

7

Заповеди безопасности (листовка)

8

Защита населения от последствий наводнений.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

9

Происхождение и виды наводнений. Их последствия

10

Основные положения ПДД Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов

11

Первый автомобиль (презентация)

12

Знакомство с дорожными знаками(кинолекторий)

13

Регулирование движения

14

Перекресток (практическое занятие)

15

Дорога и её элементы (викторина)

16

Регулирование движения

17

Режим — необходимое условие здорового образа жизни

18

Умственная и физическая работоспособность

19

Профилактика переутомления и содержание режима дня

20

Виды пешеходных переходов (презентация)

21

Знакомство с дорожными знаками(кинолекторий)

22

Учимся переходить улицу(практическое занятие)

23

Перекресток (практическое занятие) Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре

24

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

Формирование подростка и общества

25

Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни

26

Стресс и его влияние на человека  

27

Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми

28

. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками

29

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола  

30

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних    

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

31

Иметь представления об оказании первой помощи и правилах транспортировки

32

Первая помощь и правила её оказания (практические занятия). Общие правила оказания первой помощи 4 часа

33

Оказание помощи при наружном кровотечении

34

Оказание первой помощи при ушибах и переломах    

35

 Итоговое тестирование по знаниям оказания  первой помощи

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

         Таким образом, в результате изучения учебного курса «Школа  безопасности» ученик должен:

Учащиеся  научаться:

- раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.

- проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;

- знать влияние факторов риска на здоровье человека;

Учащиеся смогут научиться:

- описывать и  использовать приёмы оказания первой помощи;

- прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

- приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

- аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.

- смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;

- взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);

- находить необходимую информацию на различных видах носителей ;

- смогут презентовать результаты собственной деятельности;

Список  учебно-методической  литературы.

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 7 класса. – М., Просвещение, 2014.
  2. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.
  3. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.
  4. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
  5. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
  6. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.
  7. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
  8. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
  9. Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
  10. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
  11. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеклассных занятий "Право для малышей"

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Рабочая программа внеклассного занятия Исполнители алгоритмов 6-7 класс

Актуальность обучения программированию состоит в содействии воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.Необходимость введ...

Рабочая программа внеклассных занятий

Данная программа "Вокальное исполнительство" подготовлена для работы вокально-эстрадной студии в школе....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа "Внеклассное чтение" в 5 классе.

Рабочая программа «внеклассное чтение»  составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования по литературному чтению....

Рабочая программа "Внеклассное чтение" 6 класс

Внеклассное чтение – это важная часть учебного процесса и незаменимый инструмент интеллектуального развития ребенка.Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые в...