Танки Победы Кировского завода
творческая работа учащихся по истории
Цель работы: изучить историю разработки и производства танков КВ-1, КВ-2 на Кировском заводе во времена ВОВ.
Решение поставленной цели мы будем осуществлять через ряд задач:
1. Сформировать представление об истории появления первых танков и развитии мирового танкостроения.
2. Проанализировать исторические факты о работе Кировского завода в военное время.
3. Узнать историю проектирования танков КВ-1, КВ-2 и рассмотреть технические особенности этих боевых машин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanki_pobedy_kirovskogo_zavoda.docx | 426.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж имени Н.И. Путилова»
Открытая научно-техническая конференции обучающихся
«Историческое наследие Петербурга в металле и камне»
«Развитие танкового производства в Ленинграде, Санкт-Петербурге»
Тема: «Танки Победы Кировского завода»
Выполнил:
Игольницын Максим
Морозов Михаил
Группа №17
Руководитель:
Павленко Ирина Владимировна
Должность:
преподаватель истории
Санкт-Петербург
2022 г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
- История мирового танкостроения
1.1 История появления первых танков ……………………………….
1.2 Развитие мирового танкостроения……………………………….
- Легендарные машины ВОВ
2.1 Проект первого отечественного танка…………………………………
2.2 Производство танков в СССР в 1929-39 гг.………………………………
3. Танкостроение на Кировском заводе во время ВОВ………………
3.1 Работа завода в условиях военного времени
3.2 История создания и характеристика танка КВ-1 ……………….
3.3 История создания и характеристика танка КВ-2…………………..
Заключение……………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………..
Введение
С древних времен войны были связаны с системой ценностей, моральных норм и традиций. Например, в древности война определялась как естественное, даже традиционное, нормальное явление. Нельзя отрицать то, что война является главным компонентом единого процесса развития человечества, способствующего реализации социального, научно-технического и духовного мира. Человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.
Однако ни одно оружие, не было столь эффективным, как танк, совершенно новая боевая машина, которая активно применялась в боях Второй мировой войны. Отличительной чертой этой войны стало то, что это была война маневренная. Военная техника, в частности танки, обеспечивали быстрое изменение местоположения боевых соединений в оперативных условиях, что давало решающее преимущество на ключевых направлениях. В СССР перед войной ставка делалась на мощные танковые войска, поддерживаемые авиацией и артиллерией. Советскими инженерами были созданы такие мощные танки как, Т-34, КВ-1, КВ-2, ИС-1, ИС- 2. Это был один из факторов, который позволил нашей армии одержать победу над врагом.
Актуальность работы. В 2022 году наша страна отмечает 77-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Танкам КВ-1, КВ-2 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Второй мировой войны. В наши дни эти танки стоят в парках городов страны и украшают коллекции музеев, являются популярными боевыми машинами в мировой игре World Of Tanks. Мы заинтересовались этой темой и решили изучить ее более подробно еще и потому, что являемся обучающимися Промышленно -Технологического колледжа имени Путилова и совсем скоро будем проходить практику в мастерских Кировского завода.
Цель работы: изучить историю разработки и производства танков КВ-1, КВ-2 на Кировском заводе во времена ВОВ.
Решение поставленной цели мы будем осуществлять через ряд задач:
- Сформировать представление об истории появления первых танков и развитии мирового танкостроения.
- Проанализировать исторические факты о работе Кировского завода в военное время.
- Узнать историю проектирования танков КВ-1, КВ-2 и рассмотреть технические особенности этих боевых машин.
Гипотеза: создание танков победы стало одним из решающих фактором в приближении победы над фашистскими агрессорами.
Объект исследования: история конструирования и производства танков КВ-1, КВ-2 на Кировском заводе. Вклад в победу этих боевых машин.
Предмет исследования: технические и боевые характеристики танков КВ-1 и КВ-2.
Практическая значимость: работа может быть использована на уроках военной истории и внеклассных и музейных мероприятиях.
- История танкостроения
- История появления первых танков
В первой части работы мы бы хотели узнать историю появления и применения первых танков в мире. В современных войнах танки являются одним из основных видов боевых машин, а до недавнего времени они вообще были самым распространенным механизированным вооружением на планете. Но как людям вообще пришла в голову идея забраться в огромный металлический ящик на гусеницах и начать атаковать друг друга? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы еще в Средние века. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги[1], эффективно использовавшиеся в гуситских войнах. Применялись вагенбурги, каррочио, таборы и гуляй-город, а при штурме городов и замков — осадные башни, известные ещё с античности. В Китае и Корее в полевом бою ещё с античности в аналогичных целях использовали боевые колесницы, покрытые «бронёй» из щитов, и оснащённые станковыми арбалетами.
Считается, что первый танк придумал Леонардо да Винчи. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками[2]. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи. Русским военным теоретиком и практиком Д. Милютиным было предсказано использование и появление в вооружённых илах России и мира автомобиля, броневого автомобиля, танков и самоходных артустановок.
В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в главное военно-техническое управление Российской империи поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый — «Вездеход» русского изобретателя Пороховщикова Александра Александровича[3].
1.2 Развитие мирового танкостроения
Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.
С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей, да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу. Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей — невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов — привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно — надо что-то делать.
Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу. Так называемый «танк Суинтона»[4] разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», который был модернизирован и переименован в Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну. Первые танки были громоздкими металлическими ящиками, но именно эти жуткие самодвижущиеся кастрюли приняли первый встречный танковый бой в истории, который произошел 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне, когда три немецких танка A7V столкнулись с тремя британскими тяжелыми Mark IV и семью легкими танками «Уиппет».
Вот так начинали свой путь грозные боевые машины современности — как смешные и при этом ужасные грохочущие металлические коробки, ползущие по полю боя с черепашьей скоростью и общающиеся друг с другом с помощью почтовых голубей.
- Легендарные машины ВОВ
2.1 Проект первого отечественного танка
Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражений еще первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам»[5]. Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова - Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти.
Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев (1886 – 1922), сын Дмитрия Ивановича Менделеева[6]. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был разработан еще в 1911 году. Василий Дмитриевич, работал конструктором на судостроительном заводе. 24 августа 1916 года В. Д. Менделеев представил проект на рассмотрение. Проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Конструкция танка представляла собой коробчатый корпус с броней толщиной до 150 мм. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство.
В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие, как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне.
2.2 Производство танков в СССР в 1929-39 гг.
Начиная с Первой мировой войны, и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.
Вторым этапом можно назвать период 1929 — 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие — гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.
В канун Великой Отечественной войны производство танков было развёрнуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»)[7]. А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х.
Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».
Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков — если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась — требовалось создание более мощных танков.
- Танкостроение на Кировском заводе во времена ВОВ
3.1 Работа завода в условиях военного времени
Ленинградский Кировский завод – легендарный гигант советской тяжелой промышленности. В предвоенные годы он обеспечивал рабочими местами порядка 33 тысяч жителей города и производил более 50 танков в месяц.
Кировский завод почти сразу же, с первых дней блокады оказался на линии фронта. До нее оставались около трех километров. Часть его мощностей успели перебросить на Урал, эвакуировать целиком предприятие было невозможно. Поэтому Ленинградский Кировский завод продолжал работать, хотя и в куда более суровых условиях, чем его челябинский «дублер». Не хватало практически всего – сырья, комплектующих, рабочих рук, но, тем не менее, пользуясь не полностью вывезенным складским «заделом», на Кировском собирали танки, которые прямо из цеха отправлялись на фронт, ремонтировали разнообразную военную технику и даже «сшивали корабли». Когда стало понятно, что войны не избежать, Кировскому заводу сразу же увеличили программу по выпуску танков КВ с 50 до 70 машин в месяц. Общий план был – достигнуть тысячи машин в год. Для этого ему передали находящийся поблизости Завод судовой арматуры имени Молотова. Это фактически лишило шансов нашу судостроительную программу, но танки тогда были важнее. Авиационное производство эвакуировали из города моментально, не дожидаясь войны. Ближе к концу лета 1941 вывезли и производство турбин, но зато, по указанию Горкома, вернулись к выпуску полковых пушек и минометов. Их доставляли на все фронты самолетами.
До войны и в первые месяцы блокады «Кировский» выпустил сотни КВ. И все же, когда фронт подступил к Ленинграду, решили эвакуировать танковое производство. Оборудование вывезли еще до того, как захлопнулось блокадное кольцо. На базе Челябинского тракторного завода создали знаменитый Танкоград, который с маркой «Кировского» всю войну выпускал боевые машины, сначала КВ, а затем и знаменитый Т-34.
Но и в Ленинграде «Кировский завод» продолжал работать. От проходной на проспекте Стачек до линии фронта было всего несколько километров. Ветераны «Кировского» вспоминали, что с крыши заводоуправления, где наши зенитчики обустроили наблюдательный пункт, без бинокля хорошо просматривались немецкие окопы, блиндажи и доты. Фашисты прямой наводкой били по цехам. Основное производство перевели на Выборгскую сторону – на Металлический завод. А на проспекте Стачек занимались в основном ремонтом покалеченной в боях техники. Отсюда восстановленные танки прямо шли в бой.
Условия, в которых трудились рабочие, сложно назвать даже экстремальными: рабочий паек, считавшийся по меркам декабря 1941 года, стал настоящим сокровищем, едва позволял поддерживать силы. Иными словами, если цитировать ставшую уже классической фразу кузнеца-кировца М. Серафимовича, «Мы трудились порой до изнеможения. - Бывало, в глазах все темнеет - и упадешь тут же, обессиленный. Товарищ подойдет, даст нюхнуть нашатырного спирта, отведет в столовую, там получишь чего-нибудь горячего - снова вроде бы ожил. Опять пойдешь в цех и становишься к своей ковочной машине». Обстрелы велись постоянно: за время блокады завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушная тревога», из них 124 часа - под артиллерийским обстрелом. На Кировский завод было сброшено 4 423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб. Все вместе, в сочетании с голодом, это делало работу на предприятии делом более чем рискованным. Только в рабочее время, на территории завода 2 500 рабочих умерли от голода, 139 погибли от осколков снарядов, 788 получили ранения.
Была вполне реальная угроза захвата завода. Поэтому из числа рабочих были сформированы собственный артиллерийский дивизион, три стрелковые роты, истребительная, пулеметная и танковая, минометный, саперный и разведывательный взводы, обслуживающие подразделения. Кировский превратился в «крепость в крепости». Кстати, когда блокада была снята, артиллерийский дивизион Кировского был прикомандирован к действующей армии и прошел с войсками до Берлина.
3.2 История создания и характеристика танка КВ-1
Пережив первую самую страшную блокадную зиму, Ленинград стал поставщиком вооружения для всей страны. Фашистская пропаганда описывала прифронтовой Ленинград, как «город мертвых». Но Ленинград продолжал бороться. И не только жил, но и создавал смертельное для врага оружие. Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, самоходки САУ-152. Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию.
В конце 1930-х на «Кировском заводе» освоили выпуск одного из лучших тяжелых танков Второй мировой войны – КВ «Климент Ворошилов». Он был назван в честь российского революционера, советского военного, государственного и партийного деятеля, участника Гражданской войны, одного из первых Маршалов Советского Союза (1935 год).
Грозная машина рождалась в муках. Заказчики из Наркомата обороны считали, что нужно создать настоящую движущуюся крепость, поэтому изначально танк планировали сделать с тремя башнями. Устрашающая, но неповоротливая махина была представлена правительству. Докладывая Иосифу Сталину, главный конструктор «Кировского» Жозеф Котин неожиданно предложил убрать две башни. Это была продуманная идея, значительно уменьшался вес танка, это положительно влияло на маневренность и проходимость танка. Иосиф Сталин идею поддержал и Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. Их создавали из механизмов, которые не вывезли в эвакуацию. Кроме того, сотрудники возвращали в строй машины, подбитые в боях. Технические характеристики танка представлены в таблице (Приложение 1).
КВ-1 активно принимал участие в ВОВ. За 1940-1942 было произведено 2769 танков. Правда, до конца войны не воевал. До 1943 года (появление танка «Тигр») КВ-1 был самым мощным танком Второй Мировой войны, который сыграл значительную роль при сдерживания натиска немецких войск.
В начале войны у склонных к мистицизму немцев танк КВ-1 получил прозвище «Gespenst» (в переводе с нем. — «призрак»)[13], поскольку снаряды стандартной 37-мм противотанковой пушки вермахта чаще всего не оставляли на его броне даже вмятин. В одной из версий текста известной песни «На поле танки грохотали…» присутствуют строчки: «Прощай, Маруся дорогая, И ты, КВ, братишка мой…»
3.3 История создания и характеристика танка КВ- 2
Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. войска РККА (Рабоче- Крестьянской Красной армии) остро нуждались в эффективном средстве борьбы с тяжело укрепленными оборонительными сооружениями финских войск линии Манергейма. 76 мм орудие тяжелого танка КВ-1 не подходило для подобной задачи, а использование артиллерии порой было невозможным. Поэтому в 1940 году на Ленинградском Кировском заводе под управлением Котина был разработан танк, способный «заменить» артиллерийский расчет. Танк был разработан за две недели путем неимоверных усилий инженеров, работающих по 15 и более часов в сутки. Первый образец танка, построенный через месяц после начала проектирования, вышел на полигон под обозначением У-1, позднее переименованный в КВ-2 (тяжелый штурмовой танк Клима Ворошилов). Приложение 2.
Особенностью танка было его крупнокалиберное орудие – гаубица М-10Т образца 1938 года калибром 152 мм. Для установки такого огромного орудия была разработана новая башня, огромного размера. Стоит отметить, что до 1941 года КВ-2, как и КВ-1 назывался «танк с большой башней» и «танк с малой башней» соответственно. Первое испытания стрельбы показало, что танк не переворачивается при выстреле с такого огромного калибра, как думали некоторые члены комиссии. Всего было два вида башен, первая МТ-1 была отклонена из-за того, что её легко было поразить, другая же башня МТ-2 имела меньшую область поражения, и именно с ней танк пошел в серийное производство.
Для того времени подобных танков в мире не существовало. Для немцев встреча с этим тяжелым монстром оказалась полной неожиданностью. КВ-2 не могли пробить ни 88мм, ни 105мм орудия вермахта, что делало из КВ-2 настоящего стального монстра, способного поразить своим орудием любой немецкий танк.
На заводе часто бывали танкисты. Из недостатков КВ отмечали слишком высокую башню броне-крепости, что в бою делало танк более уязвимым для вражеских пушек. Эту конструктивную оплошность исправили. История с башней имела еще одно продолжение. Кольцо блокады пытались прорвать пять раз. А для наступления нужны были танки. Зимой 1942 года, когда готовилась Любанская операция, потребовалось перебросить десятки машин за блокадное кольцо – на восточный берег Ладоги.
Генерал-лейтенант инженерных войск Борис Бычевский вспоминал, что для этой сложнейшей операции на Балтийском заводе сделали санные паромы. Но во время испытаний выяснилось, что разогревающиеся полозья в мороз намертво припаивались ко льду, и сдвинуть с места сани с танком не могли даже несколько тракторов. Тогда танкисты предложили преодолеть Ладогу своим ходом. С машин сняли башню, хорошо одну, а не три, и лобовую броню. «Аксессуары» танки тащили за собой на легких деревянных санях. Через три часа первые машины прибыли в район Кобоны. Там им вернули башни и броню. За пять дней по Дороге жизни на Большую землю переправили целую танковую бригаду. Позже КВ, сделанные в Ленинграде, участвовали в боях на Невском пятачке и в прорыве блокады.
Эти замечательные боевые машины остались в массовой культуре в литературе и кинофильмах. Танку КВ- 2 посвящён х/ф «Танк „Клим Ворошилов-2“» режиссёра Игоря Шешукова, снятый на киностудии им. М. Горького в 1990 году по одноимённой повести Валерия Залотухи. Для съёмок использовался корпус танка ИС-2М с установленным на него макетом башни КВ-2. КВ-2 является основным танком главных героев книг «Три танкиста из будущего» и «Два танкиста из будущего» Анатолия Логинова.
Заключение
Проанализировав проделанную работу, мы сделали ряд выводов:
1. Основная отличительная черта деталь любого танка – гусеница – была изобретена на берегах великой русской реки Волги.
2. Автором первого российского супертяжелого танка был Василий Дмитриевич Менделеев, сын Дмитрия Ивановича Менделеева.
3. Достигли своей цели изучив историю разработки и производства танков КВ-1, КВ-2 на Кировском заводе во времена ВОВ.
4. Подтвердили свою гипотезу, что создание танков победы стало одним из решающих факторов в приближении победы над фашистскими агрессорами.
В заключении мы хотели бы отметить, что танковые войска сыграли, пожалуй, ключевую роль в победе над фашизмом в Великой Отечественной войне. И до сих пор эти подразделения занимают важное место в российских вооруженных силах. Танкисты обязаны обеспечивать огневую поддержку, сухопутные наступательные и оборонительные операции. При этом в условиях, когда противник имеет высокоточное вооружение, живучесть танка обычно составляет не больше двух выстрелов – после его обнаруживают и уничтожают. Подвиг русского солдата бессмертен!
Стоит отметить, что Победу в Великой Отечественной войне ковали не только солдаты, но и труженики тыла. Именно в тылу создавались те образцы оружия, которые сегодня известны каждому и которые помогли победить фашизм. Советские конструкторы перед войной и во время войны создали множество выдающихся образцов боевой техники и оружия. Во многом это применимо к советским танкам, которые уже в 1941 году стали неприятным сюрпризом для элиты панцерваффе, и на протяжении всей войны наглядно подтверждали высокий уровень советской танковой школы, став тем оружием, которое сломило хребет сухопутным войскам вермахта.
Литература
Приложения
Приложение 1
[1] Свечин А.А. Эволюция военного искусства. Т1, гл. 5
[3] Невеселая штука: для чего создавался первый русский танк "Вездеход" // РГ, 18.05.2020
[4] Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002. — 288 с. — (Военная техника). — 7000 экз.
[5] Данилевский В. В. Русская техника. — Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1947. — 516 с.
[6] М.Н. Свирин. Танковая мощь СССР. — Москва: Яуза, Эксмо, 2009. — 640 с. — 3500 экз.
[7] Андрей Уланов, Дмитрий Владимирович Шеин. Первые Т-34. — М.: Тактикал пресс, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
история создания легендарного танка Т-34
В работе описывается история создания Т-34-легендарного танка времен Великой Отечественной Войны. В приложениях даны схемы сборки танка, рисунки с модификациями и характеристиками. практическая ...
Интегрированный урок русского языка и литературы «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский.
Цель урока: выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания на основе художественных текстов А.С.Пушкина....
Урок памяти "Руины раны не таят"
Данное мероприятие приурочено к 70-летию со дня окончания Сталинградской битвы....
Элективный курс по математике для 9 класса "Что таит модуль?"
Одной из важнейших характеристик числа является понятие модуля (абсолютной величины). Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико-математических наук. Задания с модулем широко...
Преимущества современной российской военной техники ( на примере танка Т- 90) перед иностранными аналогами (Ml Абрамс) в конце XX в начале XXI века
Автор рассмотрел и исследовал российский танк Т-90 и сравнил его с М1 Абрамс. В работе рассмотрены все технические характеристики танка.Ученик создал виртуальную ситуацию, в которой испытал двух сопер...
Тематический урок «История о том, как Пермские заводы ковали Победу»
Материал урока содержит региональный компонент. Материал может быть использован для проведения тематических уроков, классных часов, внеклассных мероприятий по истории Великой Отечественной войне....
Сценарий постановки сказки «Старушка Таал-Таал» в кукольном театре.
Сценарий якутской народной сказки «Таал-Таал эмээхсин» («Старушка Таал») Тема: постановка кукольного театра сказки «Старушка Таал»Цель: научит детей...