Тематический урок «История о том, как Пермские заводы ковали Победу»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Коновалова Ольга Леонидовна

Материал урока содержит региональный компонент. Материал может быть использован для проведения тематических уроков, классных часов, внеклассных мероприятий по истории Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_urok_konovalova_o.l.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический урок

«История о том, как Пермские заводы ковали Победу»

        Автор: Коновалова Ольга Леонидовна учитель истории, обществознания, географии I категории МБОУ «Зуевская основная общеобразовательная школа» Октябрьского района Пермского края.

2015 г.

Комментарий: урок составлен полностью на основе краеведческого материала. Урок может быть проведен в 5-9 классах. Материал урока можно использовать на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Цель: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, уважающего трудовой подвиг своих земляков.

Задачи:

Обучающие: расширение знаний по истории Великой Отечественной войны на примере трудового подвига жителей Прикамья, работавших на ведущих заводах Перми и Пермского края в годы войны.

Воспитывающие: воспитание  чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой край, своих соотечественников.

Развивающие: расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме;

Регулятивные УУД: формирование умения, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе.

Оборудование: АРМ (компьютер, видеопроектор).

Основные этапы  урока:

Орг.момент.

Учитель:

В России ночь. Ни всплеска и ни гула –

Качалась тихо сонная луна.

А на рассвете мир перевернула

Размашистою молнией война…

                                                  Ф.Востриков.

- Какому событию посвятил эти строки поэт Прикамья Востриков?

Слайд 1.

В этом году, 9 мая, мы будем праздновать 70-летие со дня Победы. Война коснулась каждого жителя нашей страны. Вот как вспоминает первый         день войны в своих стихах поэт Владимир Вейхман:

Чтец:

В июне сорок первого, в июне,

Приехав из деревни накануне,

Мы очутились в городе Перми.

(Тогда он, впрочем, назывался Молотов).

Мне помнится, вокруг все были молоды

И было жарко – даже и в тени.

……………………………………………………………..

Речной трамвайчик подошел к причалу.

Команда на посадку прозвучала,

И сразу наступила тишина.

И жизнь как будто надвое расколота

Словами: «Тише! Выступает Молотов!»

И слившимся в единый вздох: «Война…»          

                                                  Владимир Вейхман

Учитель:

Все встали  на защиту своей Родины. Бойцы самоотверженно сражались на фронте. Но и в тылу ковалась Победа. Урал стал центром, куда эвакуировали многие предприятия из Центральной России. На заводах Перми и Пермского края шла упорная работа по обеспечению нашей армии вооружением и средствами защиты.

Слайд 2.

Сегодня  вы познакомитесь с отдельными страницами трудовых будней заводчан, узнаете, какой вклад внесли они в дело Победы.

Слайд 3.

Фронту требовались пушки. Пермский завод № 172 им. Молотова взял обязательство выпускать имеющиеся, а также освоить и пустить в серийное производство новые виды пушек.

Слайд 4.

Еще до войны под руководством начальника опытного конструкторского бюро Ф.Ф. Петрова в 1937 г. на заводе была разработана 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 .

Слайд 5.

В результате оригинальных рационализаторских предложений заводских конструкторов за месяц удалось наладить выпуск знаменитой сорокопятки

Выпущенная заводом знаменитая сорокопятка не имела равных на полях сражения.

Германские оружейники так и не смогли изготовить аналогичную по своим возможностям легкую пушку.

Слайд 6.

В  статье "Город на Каме» в те годы писали:

"Бойцы! Вы знаете полуавтоматическую пушку. Она хорошо показала себя против танков и живой силы противника. Пушки эти выходят из цеха Баскакова и грузятся на фронтовые платформы. Вместе с другими рабочими их делают совсем молодые ребята - Васильков Саша и Фирулев Сережа, 15-летние пушкари-патриоты. Из этого цеха не так давно на артиллерийские позиции Северо-Западного фронта поступило много батарей, сделанных сверхурочно молодежью цеха".

Поэт Прикамья Владимир  Радкевич написал о юных рабочих военных заводов балладу.

Чтец:

Баллада о банке варенья.

Зачем ты, война, у мальчишек детство украла

 И синее небо, и запах простого цветка?

 Пришли на заводы работать  мальчишки Урала,

 Подставили ящики, чтобы достать до станка.

 И вот неподкупной зимою военного года,

 Когда занимался над Камой холодный рассвет,

 Собрал самых лучших рабочих директор завода,

 А было рабочим – всего по четырнадцать лет.

 В усталые лица глядело суровое время,

 Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

 Как только рабочую премию – банку варенья –

 Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

 И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

 Среди поступившей внезапно к сердцам тишины,

 Повеяло чем – то давно позабытым, домашним,

 Как будто бы не было больше на свете войны.

 …Ах, банка варенья, простое и верное средство

 Напомнить о том, что, как жизнь у людей не горька,

 Но будет ещё у мальчишек и солнце и детство,

 И синее небо и запах простого цветка!

Слайд 7.

Заводское конструкторское бюро за годы войны разработало несколько артиллерийских систем, в том числе самоходную артиллерийскую установку СУ-152 на базе, в очередной раз модернизированной, МЛ-20.

Эти самоходки впервые приняли участие в боях на Курской дуге, где немцы также применили свои новые разработки – танки «Тигр» и «Пантера».

Выстрел из СУ-152 срывал башни с «Королевских Тигров» и «Пантер».

Слайд 8.

Мотовилихинский завод выпустил вооружение для 116 полков. Завод и его рабочие  награждены орденами  и медалями.

Сам маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков прислал коллективу завода благодарность:

"Своим самоотверженным трудом за время Великой Отечественной войны коллектив завода оказал большую помощь Красной Армии. Ваши грозные пушки и самоходная артиллерия сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии и победоносном завершении войны".

Слайд 9.

Знаменитый «Пермский моторный завод» в годы войны назывался Завод № 19 им. Сталина (авиамоторный).

Слайд 10.

Именно он в годы войны обеспечивал авиационными моторами тысячи истребителей и бомбардировщиков. Руководил заводом А.Г. Солдатов.

Во время войны завод приступил к серийному выпуску двигателей типа «двухрядная звезда» конструкторского бюро А.Д. Швецова.

 Двухрядная звезда М-82 ФН была первенцем семейства мощных двигателей воздушного охлаждения, способных безотказно работать на больших высотах.

Нарком А.И. Шахурин писал:  «Такой мощности в то время не имел ни один зарубежный двигатель".

Слайд 11.

А  летчики одного из гвардейских истребительных полков писали Советскому правительству: "Дайте нам советские машины с мотором А.Д. Швецова, мы будем еще отважнее громить врага".

Слайд 12.

Пермскими моторами оснащались истребители С.А. Лавочкина.

Слайд 13.

А также пикирующие бомбардировщики А.Н. Туполева (ТУ-2) и  дальние бомбардировщики В.М. Петлякова (Пе-2).

Слайд 14.

Летчики по достоинству оценили моторы Швецова, писали конструктору:

"…Во время воздушного боя с "мессершмиттом" после стремительных атак советского летчика вражеский самолет загорелся… и врезался в землю. Победитель благополучно возвратился на свой аэродром. Только здесь летчик увидел, что в нескольких деталях мотора были зияющие дыры. Но даже такие тяжелые "ранения" не помешали работе мотора".

Когда на завод приходило какое-то особое задание, которое необходимо было выполнить к определенному часу – вплоть до минут, его поручали фронтовой бригаде Семенова. Молодые ребята, почти мальчишки, не щадя себя, не считаясь ни со временем, ни с усталостью, выполняли эти задания.

А наш мастер Петр Иваныч,

Утром считая детали,

Мальчишкой кричал:

«За ночь три суточных плана дали!

Моторы на фронт отправим!

Фриц, уноси свои ноги!..»

Потом, помолчав, добавил:

«Ребята, вы просто боги!»

                                 Геннадий Семенов.

За 4 года войны завод  дал 30 тысяч моторов, 500 тысяч цилиндров.

Слайд 15.

Завод № 98 имени Кирова производил в годы войны различные взрывчатые вещества.

За годы войны завод освоил промышленный выпуск таких порохов, как ружейный (всех номеров), охотничий, шнуровой, призматический для прессованных изделий, баллиститный порох для «Катюш».

Слайд 16.

Главный инженер завода, лауреат Государственных премий, профессор Давид Израилевич Гальперин вспоминал:

 «Надо было разработать и внедрить новую технологию. А времени в обрез. Чтобы избежать всяких бюрократических проволочек, решено было создать при заводе ОТБ. Завод строился, одновременно ОТБ разрабатывало технологию. И вдруг сообщение: американский транспорт, который вез для нас централит (необходимый компонент для создания баллиститных порохов), потоплен. Что делать? Ученым удалось создать заменитель централита, который по многим показателям его превосходил. Удалось также наладить на заводе производство коллоксилина. Особая проблема производства мощных порохов таким образом была решена».

Слайд 17.

Завод имени Ф. Э. Дзержинского- в народе «Десятка» -  выпускал взрыватели, без которых не смогли бы рваться бомбы и снаряды на полях сражений от Москвы до Берлина.

Слайд 18.

Пермский завод им. С. Орджоникидзе из производителя фосфорных удобрений и кислоты превратился в поставщика средств борьбы с вражеской техникой. Он начал выпускать особую горючую смесь.

Слайд 19.

В период Великой Отечественной Войны судостроительный завод  «Кама» выпускал бронекатера, корпуса артиллерийских снарядов и минно-тральную продукцию.

Слайд 20.

На выпуск оборонной продукции переходил Лысьвенский металлургический завод, где, кроме стали и проката, производили высококачественную белую жесть, оцинкованное и освинцованное железо, взрыватели, снаряды всех калибров, в том числе к реактивным установкам, воинские каски и нагрудники, металлическую посуду.

Ах, каска Лысьвы, по заслугам

На стенд музейный ты легла,

Была в бою ты верным другом -

От пуль солдата берегла.

                                             Фикрет С.

Чтец:

Горит закат полоской узкою,

И снова вспоминает мать,

Как сын ее за землю русскую

Пошел бесстрашно воевать.

И вспоминает, как с подругами

Пошла работать в те же дни.

И как листы брала упругие,

Чтоб стали касками они.

В часы глухие и полночные

В цехе виделось ясней,

Как каски Лысьвенские прочные

От пуль спасают сыновей.

Как много в цехе было радости!

Сказать о ней - бедны слова...

За каски добрые солдатские

Благодарила их Москва!

Но вот письмо в апреле месяце

Ей сообщило: "Сын - Герой!"

И так хотелось с сыном встретиться,

Сказать: "С Победою, родной!"

А после ноченькой холодною

Она стояла у ворот,

И каской серою, огромною

Ей показался небосвод…

Она всем сердцем каске верила

"Так неужели подвела?..

Эх, почему ты, каска серая,

Мою кровинку не спасла!"

И было ей еще неведомо,

Что сын ее прошел вперед:

Чтоб бой окончился победою,

Закрыл он грудью пулемет.

А каску сына непробитую

Прислали ей после войны

Однополчане знаменитые –

Вновь обретенные сыны.

Глядит она на каску ласково,

И сердце бьется все сильней:

Ведь ею сделанные каски

Спасли немало сыновей.

                                    Попов В.

Слайд  21.

Не зря говорят: Победа ковалась и на фронте, и в тылу. Только все вместе, всей страной мы смогли одержать Великую Победу над фашизмом.

Чтец:

Солнце в трубу золотую трубит:

 "Слава герою-бойцу!

 Враг побеждён, уничтожен, разбит,

 Слава герою-бойцу!"

 - С врагами я бьюсь, - сказал боец,

 -На это и жизни не жаль,

 Но штык для меня ковал кузнец -

 Крепка закалённая сталь!

 - Я выковал штык, - кузнец говорит, -

 Как жар, он на солнце горит.

 Но звонкую сталь, драгоценный дар.

 Выплавил брат-сталевар.

 - Конечно, - сказал сталевар, - металл

 Я сам из руды достал,

 Но в тёмные недра Уральских гор

 Спускался не я, а шахтёр.

 - Да, это правда, - шахтёр сказал, -

 Забой у меня каменист.

 Руду я достал, но к вам на вокзал

 Её привозил машинист.

 - Ну да, - сказал машинист, - по стране

 Я езжу во все концы,

 Но хлеб добывают и вам, и мне

 Родные наши жнецы.

 - Что ж, это верно, я всех кормлю,

 -Сказал машинисту жнец, -

 Но землю, которую я люблю.

 Сберёг для меня боец.  

                                        Е.Трутнева.

Творческая работа в группах «Письмо ветеранам  Пермских заводов».

Не много осталось их - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Наша задача: помнить и чтить их великий подвиг. Я предлагаю вам  написать письмо ветеранам пермских заводов со словами благодарности  за их огромный труд.

Представление результатов работы группы.

Рефлексия.

  • Закончите одно из предложений:
  • Сегодня я узнал…
  • Я понял что…
  • Теперь я могу…
  • Я приобрёл…
  • Урок для меня показался…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне показалось важным…
  • Материал урока был мне…

Источники:

Н.Н.Агафонова. А.М. Белавин и др. Страницы истории Земли Пермской. Часть вторая. Пермь. Книжный мир. 1997 г.

http://vk.com/topic-35219178_28343615

http://solist2.com.ua/literature/2009/index10.1.html

http://www.dp.perm.ru/article.php?id=6109

http://lit-yaz.ru/istoriya/71577/index.html

http://www.vampodarok.com/stihi.php?stih=806


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме "Наука ковала победу"

Урок истории по теме "Наука ковала победу"...

Внеклассное интегрированное мероприятие по истории и физике "Наука ковала Победу"

Данная  работа  посвящена   Победе  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В  работе  представлены: история  Великой ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

«Воспитательные аспекты на уроках истории в рамках подготовки к 75-летию победы».

Выступление на педагогическом совете на тематику патриотического воспитания на уроках истории и обществознания....

Методическая разработка тематического урока истории на тему: " День начала Нюрнбергского процесса"

Урок посвящён дате - 20 ноября день начала Нюрнбургского процесса, проведён в соответствии с Программой воспитания колледжа...

методическая разработка тематического урока истории " День памяти жертв Холокоста"

Тематический урок истории " День памяти жертв Холокоста" посвящён дате 27 января -  Международному Дню памяти жертв Холокоста. Проводится в соответствии с программой Воспитания в коллед...

Методическая разработка урока истории 11 класс «Русско-японская война: украденная победа или закономерное поражение?»

Учитель: Беляк Елена Александровна, учитель истории и обществознания Тема урока:  «Русско-японская война: украденная победа или закономерное поражение?» «В Цусимском пролив...