Урок памяти "Руины раны не таят"
план-конспект урока (7 класс) по теме
Данное мероприятие приурочено к 70-летию со дня окончания Сталинградской битвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pamyati_ruiny_rany_ne_tayat_k_70-letiyu_stalingradskoy_bitvy.docx | 595.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Сценарий урока памяти
(к 70-летию Сталинградской битвы)
Автор:
классный руководитель – заведующая библиотекой второй
квалификационной категории
Осипенко Юлия Геннадьевна
Татарск – 2013
Цель урока памяти: формировать активную гражданскую позицию.
Задачи урока памяти:
1) дать представление о событиях, происходящих в период Сталинградской битвы;
2) пробуждать интерес к своим историческим корням;
3) воспитывать любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны на примере Сталинградской битвы.
Категория участников мероприятия: 7 класс
Подготовка к мероприятию: подготовка чтецов, вокальной группы; продумать оформление классной комнаты (плакаты, рисунки)
Оборудование для проведения мероприятия: компьютер, экран, проектор.
Содержание урока памяти:
Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня, продолжая цикл бесед о войне в рамках месячника военно-патриотического воспитания, мы с вами поговорим о битве, принесшей немало бед и боли в семьи советского народа. Имя этой битвы – Сталинградская.
Ведущий 2. Ровно 70 лет назад, 2 февраля 1943 года, героически закончилось ожесточенное сражение на Волге, длившееся 200 дней и ночей. Знает каждый гражданин нашей большой страны о Великой Отечественной войне. Ведь не было тяжелей и жесточе войн, пережитых нашим народом. Германский фашизм ставил перед собой цель – уничтожить первое в мире социалистическое государство, истребить и поработить миллионы людей Советского Союза. Но на защиту Родины поднялся весь наш народ, обороняя каждый населенный пункт.
Ведущий 1. Бросился он и в бой за Сталинград. Среди защитников Сталинграда были и наши земляки – участники 112-й стрелковой дивизии: рядовой Миляев Михаил Степанович, сан. инструктор Никишкина Евдокия Петровна, рядовой Дятленко Андрей Викторович, сержант Заостровский Пётр Алексеевич, рядовой Козырев Алексей Дмитриевич, рядовой Мухамедханов Хаби Мухамедханович, рядовой Молодин Алексей Яковлевич, старший лейтенант Пастухов Николай Иванович, рядовой Платошин Илья Павлович, рядовой Турунтаев Михаил Григорьевич из села Казаткуль, младший сержант Гадаткин Николай Григорьевич из села Кузнецово, старший сержант Жуков Пётр Иванович из села Первомайское, рядовой Соловьёв Александр Григорьевич из села Северотатарское, сержант Кондеев Василий Григоревич из села Увальское. В этих боях в составе 112-й стрелковой дивизии воевали и наши землячки сестры Нина и Анна Компонистовы. Среди наших земляков, не воевавших в составе 112-й дивизии, есть люди также защищавшие Сталинград: Лопатин Григорий Александрович, Пинигин Леонид Александрович, Родиков Георгий Егорович, Левашёв Иван Андреевич, Тимченко Илья Васильевич, Зайцева Анна Илларионовна.
Ведущий 2. 5 апреля 1942 года Гитлер подписал директиву № 41, целью которой было овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По замыслу Гитлера на этот прорыв должна была уйти неделя и осуществить его была призвана 6-я полевая армия Паулюса.
Ведущий 1. Нашим войскам предстояло ценой неимоверных усилий сдержать натиск хорошо подготовленного вооруженного и численно превосходящего противника.
(просмотр видеоролика «Сталинградская битва. Фильм 1» – http://youtu.be/BjonUPIBVz8)
Ученик 1. 17 июля 1942 года стал первым днем Сталинградской битвы. Силам Вермахта на этом участке фронта противостоял Сталинградский фронт. В кровопролитных боях советские воины проявляли чудеса героизма. В бою близ Хутора Калмыков в районе станицы Клетской четыре советских бронебойщика отражали атаки 30 немецких танков.
(просмотр видеоролика «Сталинградская битва. Фильм 2» – http://youtu.be/p3LEycu-OPA)
Ученик 2. Из Приказа Народного Комиссара Обороны Союза СССР № 227 от 28 июля 1942 года: «Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. <...>…пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности. <…>
Подписано: Народный Комиссар Обороны И. Сталин
Ведущий 2. Оборона продолжалась любой ценой. Советские войска бросали собственные жизни на амбразуру. Главное было отстоять Сталинград. 23 августа 1942 года к жителям города с просьбой обратился Сталинградский городской комитет обороны.
Ученик 3. Родные сталинградцы! Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке – Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами немецко-фашистских захватчиков. Гитлер бросает в бой все новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.
Товарищи сталинградцы! Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад. Организуйте баррикады. Баррикадируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте все, что имеется под руками — камень, бревно, железо, вагоны трамвая и т.д. Построим баррикады быстро и так, чтобы боец — защитник Сталинграда беспощадно громил врага с баррикад, построенных нами.
Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда! Мы сделаем для вас все, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно врага. Отомстите немцам за все учиненные ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жен.
Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного дома!
Ученик 4. Решением штаба Государственного Комитета Обороны от 25 августа 1942 года в городе было введено осадное положение. Трудом жителей области и города было построено три обвода оборонительных рубежей общей протяженностью более 3000 км. Оборонительное сражение под Сталинградом приобретало все более ожесточенный характер.
В этот же день, 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием Вольфрама фон Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолетовылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью.
23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.
Битва за город. Разгром врага и его капитуляция.
(просмотр видеоролика «Сталинградская битва. Фильм 3» – http://youtu.be/1WbpPSNBQrc)
Ведущий 1. 13 сентября 1942 года немецкие войска начали штурм города. Через две недели изматывающих боев они овладели центром города, но основную задачу – захват всего берега Волги в районе Сталинграда – не выполнили. Бои не прекращались даже в ночное время. Потери с обеих сторон были огромными. Но советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.
(просмотр и одновременное комментирование видеоролика «Сталинградская битва. Фильм 4» – http://youtu.be/ztg8ivRWj0I)
Ученик 5. (комментарии к видеоролику) Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев курган — на военных картах он обозначался как высота 102,0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изрытый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 года здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.
Ученик 6. Из американского еженедельника «Тайм» о переходе советских войск в контрнаступление под Сталинградом
14 декабря 1942 года
Германия терпит поражение в России, и это значит, что она проигрывает вторую мировую войну...
Из всего этого следует, что в Сталинграде практически попали в котел примерно 300 тысяч немецких и румынских солдат. Окружение, пленение или уничтожение этой армии одновременно с потерей позиций Вермахта на юге России станут для Гитлера куда большей катастрофой, чем разгром в Ливии.
Ведущий 2. В 20-х числах января 1943 года стало очевидным, что окруженная на берегах Волги и в придонских степях лучшая из армий обречена. Катастрофа стала необратимой. Паулюс не переставал просить Берлин о помощи.
Ученик 7. Из телеграммы, направленной Паулюсом в Берлин 24 января 1943 года: «Крепость может быть удержана только считанные дни. Из-за отсутствия снабжения люди обессилели, оружие лишено подвижности. Последний аэродром в ближайшее время будет потерян, в результате чего возможность снабжения будет сведена к минимуму. Оснований для выполнения боевой задачи и удержания Сталинграда больше нет. Я намерен, не дожидаясь окончательного крушения обороны, отдать всем частям приказ организованно пробиваться на юго-запад. Если же мы останемся на месте, то, несомненно, все погибнем, пленные тоже умрут от голода и холода».
Ведущий 1. Ожесточенные бои на развалинах Сталинграда продолжались еще несколько дней. 6-я немецкая армия под ударами Советских войск бесславно гибла. Район боев представлял собой ужасающую картину: среди сплошных развалин громоздилась разбитая брошенная техника, валялись тысячи трупов, оставшиеся в живых немецкие солдаты были на грани безумия. Брошенные на произвол судьбы своим верховным командованием солдаты и офицеры отчаянно сопротивлялись.
Ведущий 2. 31 января южная группировка противника прекратила борьбу. За несколько часов до капитуляции Паулюсу было присвоено высшее в Вермахте воинское звание — генерал-фельдмаршал. По неписаной прусской традиции германские фельдмаршалы никогда в плен не сдавались. Паулюс решил иначе.
Ведущий 1. 2-го февраля капитулировала северная группа противника. Такого поражения враг не испытывал с начала Второй мировой войны. В Германии был объявлен траур.
(просмотр видеоролика «Сталинградская битва. Фильм 5» – http://youtu.be/uin8I_x_09s)
Ведущий 2. Огромные потери в Сталинградской битве понес и советский народ. В память о погибших на месте самых ожесточенных боев, на Мамаевом кургане, 15 ноября 1967 года был открыт памятник-ансамбль.
Ученик 8. Сотни лет расходиться широким кругам
По огромной воде молчаливой реки...
Выше всех Эверестов – Мамаев курган!
Зря об этом в учебниках нет ни строки.
Зря не сказано в них, что теплеет Земля
И светлеет Земля, оттого что на ней,
О курганах Мамаевых помнить веля,
Загораются тысячи Вечных огней...
Зря не сказано в книгах, Мамаев курган,
Что металла в твоем оглушенном нутре
Больше, чем в знаменитой Магнитной горе!
Что хватило его и друзьям и врагам.
Вместо капель росы, как слепое жнивье,
Проступает железо, кроваво сочась...
И поэтому самая главная часть
В притяженье Земли – притяженье твое!...
Ты цветами пророс, ты слезами пророс.
Ты стоишь, поминальные муки терпя.
Синеватые молнии медленных гроз,
Будто в колокол памяти, бьются в тебя!
И тогда поднимаются птицы с земли
И колышется нервно степная трава.
Оживают затертые напрочь слова.
И по плитам устало стучат костыли.
Р. Рождественский
(вокальной группой исполняется песня Штурмана Жоржа «Сталинград», одновременно идет видеоряд с изображением скульптурной композиции на Мамаевом кургане – http://youtu.be/RvGHt8yAC8g)
Ведущий 1. 9 мая 1970 года, когда советский народ отмечал 25-летие Победы над Германией, на площади Героев на Мамаевом кургане была заложена капсула-обращение к потомкам, которую вскроют и прочтут 9 мая 2045 года.
Подведение итогов мероприятия и мотивация учащихся:
Ведущий 2. История дает нам немало примеров героических сражений 1941-1945 годов, поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Слово «Сталинград» не случайно вошло во все языки мира. Именно здесь, на Волжской земле, российский солдат нанес сокрушительный удар противнику и тем самым переломил ход крупнейшей в истории человечества войны. С малоизвестной высоты с отметкой «102,0» — Мамаева кургана — Красная Армия, по словам Маршала Василевского, открыла себе дорогу к Берлину.
Ведущий 1. Завершая наш урок, позвольте поблагодарить вас за внимание, совместную работу и подарить вашему классу фотоальбом «Руины раны не таят», который позволит хранить память о тяжелом для сталинградцев и советского народа времени. Помните, мы не участвовали в войне, но она участвует в нас. Мы обязаны гордиться, дорожить и помнить о событиях, благодаря которым живем.
(ведущие передают альбом классу)
Ученик 9. Никогда не исчезнут, не канут,
Кто остался на смертном одре,
В память врезаны, вбиты в камень
Имена погибших в огне.
Ученик 10. Как мать дитя, торжественно и свято,
Хранит земля солдатские сердца.
Они погибли, славный долг солдата,
Отвергнув смерть, свершили до конца.
Ученик 11. Здесь немцев озверелые армады
Рвались на Волгу в громе канонад,
Но на пути их вновь стальной преградой
Вставало мужество курсантов и солдат.
Ученик 12. Их артогнем и танками крушили,
И не было для них пути назад.
Все, что могли, солдаты совершили:
Они собой прикрыли Сталинград!
Ученик 13. А люди оказались тверже стали,
Врастая в камни, кровью истекли,
Но города на Волге не отдали
И честь своей России сберегли.
Ученик 14. Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам, и генералам,
Героям павшим и живым –
Всем, кто ковал Победу…
Ученик 15. Слава вам, храбрые, слава, бессмертные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестью жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
Ученик 16. Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна.
(вокальная группа исполняет песни земляка Сергея Нестерова «Давайте помнить!» на слова Виталия Волокитина, одновременно идет видеоряд «Сталинград – 70. Поклонимся великим тем годам!» - http://youtu.be/sP2PgnBz1pE)
Список используемых источников:
1) Н.В. Борисов. Они повторили подвиг Сусанина. – М.: Просвещение, 1987.
2) http://vbuerach.ucoz.ru/bitva_za_stalingrad.doc
3) http://bibliokompas.blogspot.ru/2012/07/70_21.html
4) http://www.youtube.com/watch?v=wTnMpthkqaM
5) http://www.youtube.com/watch?v=hD7HYnkQRxM
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока- викторины «Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова» в 6 классе
План конспект урока- викторины...
повторительно - обобщающий урок начало раннего нового времени
повторительно - обобщающий урок начало раннего нового времени по образовательной системе 2100. 7 класс. Урок - игра от ВГО до реформации....
"Сложение и вычитание смешанных чисел" 5 класс. Урок - закрепление ранее изученного материала
Если моя работа Вам понравилась и Вы решили ее использовать в своей трудовой деятельности, Вы можете меня отблагодарить, нажав кнопку "Мне нравится" внизу страницы, или, оставив комментарий. Спасибо з...
Нестандартный урок. Система ранней подготовки к ОГЭ по математике. «Своя игра»
Данный урок способствует выработке навыков и умений решать задания модуля «Алгебра», модуля «Геометрия», модуля «Реальная математика»; закрепить в ходе упражнений р...
Нестандартный урок. Система ранней подготовки к ОГЭ по математике. «Своя игра»
Данный урокспособствует выработке навыков и умений решать задания модуля «Алгебра», модуля «Геометрия», модуля «Реальная математика»; закрепить в ходе упражнений ра...
Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.
Урок обучающий, повторительно-обобщающий.Цели:Обучающие:1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.2. Повторить понятие романтизма.3.Повторить понятие аллегории.4.Вы...
Урок 6 класс «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне». Урок 5 класс Урок повторения ранее изученного. Тема урока: Глагол.
laquo;Отношения между Дубровскими Троекуровым, анализ эпизода «На псарне»....