Военно-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания в основной школе
статья по истории
Жизнь нашего общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_patrioticheskoe_obrazovanie_na_urokah_istorii.docx | 204.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Военно-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания в основной школе
Жизнь нашего общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Военно-патриотическое воспитание на сегодняшний день является приоритетным направлением в воспитании обучающихся.
Во-первых, динамическое развитие общества и государства, смена ценностных ориентиров на современном этапе ставит перед участниками образовательного процесса новые задачи в обучении и воспитании подрастающего поколения. Одной из приоритетных задач, как в области обучения, так и в воспитании школьников является гражданско-патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Эта задача закреплена на законодательном уровне.
Во-вторых, в настоящее время повышается роль именно военно-патриотического воспитания. В образовательных учреждениях организуются военно-патриотические клубы, Юнармии и создаются кадетские классы, которые изучают военное дело, технику владения оружием, а также военную историю, прививая готовность обучающих к службе и защите Родины. Национальные интересы государственной политики в области образования поддерживают военно-патриотическое воспитание в школе и способствуют его функционированию.
Система военно-патриотического воспитания в школе с одной стороны, направлена на подготовку к службе в вооруженных силах, вырабатывая у школьниках такие качества, как отвага, смелость, сила воли и одновременно на воспитание патриотизма посредством организации различных мероприятий: еженедельный просмотр просмотр военных фильмов, изучение символики России, еженедельный вынос флага ,Смотры строя и песни, встречи с ветеранами, единые уроки истории, приуроченные к важным историческим событиям,( Сталинградская битва, Снятие Блокады Ленинграда, и многие др.) участие в мероприятиях ко Дню Победы, чествование ветеранов ВОВ и тружеников тыла, посещение мемориальных комплексов, посещение музеев боевой славы и т.д.
Таким образом, само государство предопределило перспективу развития военно-патриотического воспитания, нацеленного на возрождения чувства патриотизма.
Что же такое патриотизм и кто такой патриот?
Можно много рассуждать и спорить на эту тему, но обратимся к словарям
Патриот – это человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Сл.Ушакова
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
Толковый словарь Кузнецова
Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев является одной из приоритетных направлений моей работы, как преподавателя истории и обществознания.
Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа.
Сегодня актуальность патриотического воспитания стоит на первом месте. О необходимости возрождения патриотического воспитания постоянного говориться на государственном уровне о возрождении традиционных, патриотических ценностей Отечественной культуры. Важную роль в развитии социального и образовательного опыта учащихся играют общеобразовательные дисциплины. Особой вклад здесь несут уроки истории и обществознания.
Уроки истории призваны, помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образов героев нашего Отечества, полководцах, выдающихся исторически деятелях нашей страны.
Военно-патриотическое воспитание это образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку
Каким же образом через уроки истории возможно реализовать военно-патриотическое воспитание?
Большую воспитательную нагрузку в этом направлении несут на себе в 6 классе такие уроки истории как «Борьба Александра Невского с западными завоевателями».
Изучение этого материала очень важно для осознания учащихся главного вопроса в патриотическом воспитании:
«Почему Александра Невского, граждане России называли национальным героем нашей страны?»
На уроках предлагаю детям порассуждать:В ЧЁМ ЖЕ ВЫРАЖАЛСЯ ПАТРИОТИЗМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И МОЖНО ЕГО СЧИТАТЬ ПАТРИОТОМ?
Патриотизм Александра Невского, выражался не только в военных успехах, но и в проведении им внутренней политики.
По словам академика Вернадского «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа».
Это был великий правитель, в тяжелейшее и казавшееся безвыходным время обеспечивший стране десять лет мирной жизни.
Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”.
А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».
Александр Невский почитался в народе гораздо раньше 1547 года, когда он был канонизирован христианской церковью, приписан к лику святых.
Обсуждаем на уроках, как оценивает деятельность Александра Невского Российская Православная церковь.
Святейший Патриарх Кирилл говорит в своем выступлении: «Личность Александра Невского заставляет нас задуматься об огромной нравственной ответственности государственного деятеля.
В заключении изучения темы ребята выполняют творческие работы
Сообщения, составление кроссвордов, выставку рисунков. Вызывая этой деятельностью интерес к предмету и изучаемым событиям и личности.
Тема «Куликовская битва» всегда рассматривается с выполнением творческого задания для учащихся. Дети выполняют иллюстрированные работы, подписанные словами, высеченными на чугунном столбе, стоящем на Куликовом поле: «Победителю татар великому князю Дмитрию Донскому признательное потомство. Из этих иллюстраций делается выставка творческих работ в классе.
В работе использую приём Сравнение, который позволяет формировать у учащихся читательскую грамотность.
На основе знаний по теме сравните рисунки. Какие сходства и различия вы видите.
Ответы детей : На одном рисунке: битва, а на другом - победа в битве.
Ошибка: сравнение названий миниатюр, а не содержания.
Причина: невнимательное прочтение задания. В этом случае важна коррекция ошибок. Необходимо перечитать отрывок текста. После повторного прочтения текста учащиеся дают верный ответ:
«на левом рисунке оба войска выстроились лицом к лицу -готовы к битве, уже есть жертвы, но противники держат строй.
На правом рисунке ряды противников смяты, они повернулись спиной к русским дружинам - значит, бегут».
Учащиеся делают вывод используя материал учебника Хотя победа на поле Куликовом не привела к свержению ордынского владычества, но она имела огромное значение. Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Эта победа вселила веру в свои силы и утвердила важность обьединения русских земель.
Ключевыми темами патриотического воспитания в 7 классе являются: «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов 1612 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Осознание значимости их подвига в XVII веке позволяет ученикам лучше понять и оценить значение праздника«День народного единства», отмечаемый 4 ноября.
На уроках истории я всегда стараюсь уделять особое внимание рубрике: «Личность в истории», ведь история не бывает безликой, ее герои и заслуженные исторические деятели своим примером воспитывают любовь к Родине.
Особый интерес у учащихся вызывают такие исторические деятели XVIII века, как: Петр I, Екатерина II, полководцы: Суворов, Румянцев, о которых чаще всего дети делают сообщения или готовят презентации.
В 9 классе главная тема: «Отечественная война 1812 г. Эта тема вызывает интерес у детей. Дополнительно на внеурочном занятии История в лицах, уделяем время чтобы подробнее познакомиться с героями этой войны: Кутузов М.И, Барклай-де-Толли, Багратион, Раевский и др. Учащимся всегда хочется гордиться своей страной и ее героями, примером которых являются: Нахимов, Карнилов, Истомин, и др. защитники Севастополя в Крымской войне. Ученики с удовольствием готовят о них презентации и защищают их на уроке находят интересные видеоролики.
Тема: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.» не обозначена в программе основной школы. На изучение этой темы уделяю время на дополнительных занятиях. Так как эта страшная война затронула каждую семью.
Национальную гордость и народное достоинство можно воспитать у учащихся только на примерах героического прошлого, но и настоящего.
На уроках истории приводим примеры героизма и подвигов участников СВО. Есть ребята у кого родственники или родители находятся на СВО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Подготовить учеников к миру взрослых, дать им знания об обществе, которыми они смогут пользоваться в жизни, занимая активную жизненную позицию, обладая развитым чувство ответственности за судьбу страны, призван курс обществознания.
Я затрону только две очень важные темы в развитии гражданина своей страны это знание главного закона Конституции РФ и знание истории государственной символики нашего государства. Формирование уважения к законам страны и государственными символами, является важной составляющей частью воспитания гражданина России.
Государственные символы несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально политическую нагрузку. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл, они показывают историю происхождения государства, ее структуру, его цели, принципы национальных традиций.
Уже в 7 классе ребята знакомятся на уроке обществознания с темой «Защита отечества»
В рамках этого урока учащиеся узнают кто такой патриот и почему защита отечества это долг гражданина. В чем заключается военная служба и как правильно себя к ней подготовить.
После изучения этой темы ребята готовят сообщения о современной военной технике, готовят сообщения о подвигах российских солдат в наши дни.
В заключении хотелось сказать, что на уроках истории и обществознания, а так же во внеклассной работе, используя разные формы и методы работы: индивидуальную, групповою, игровую, встречи с интересными людьми, проектно исследовательскую, я всегда стараюсь повысить познавательную деятельность учащихся, чтобы на основе исторического материала воспитать чувство гражданственности, патриотизма, любви к нашей стране, своему городу, своей семье. А без этого у нашего общества, нашей России не может быть будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе» конкретизирует требования ФГОС ООО к личностным, предметным и...
Опыт работы:"Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе"
Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непр...
Инновационный продукт "Какие проблемы? Банк проблемных заданий для использование на уроках истории и обществознания в основной школе"
Для учителей истории и обществознания...
Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»
laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...
«Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе», презентация
Презентация для сообщения по теме: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...
Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...
Презентация к докладу « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14...