Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
рабочая программа по истории
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_k.doc | 460.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасский машиностроительный колледж»
(ГБПОУ РО «НМК»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РО «НМК»
_____________ С.Е. Федоров
«___» _______________ 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01.04. ИСТОРИЯ
для специальности социально-экономического профиля
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Новочеркасск, 2022
ОДОБРЕНО Цикловой комиссией общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Председатель _____________ А.Н. Кукса «___» __________ 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе __________ А.Е. Кириченко «___» _____________ 2022 г. |
Программа учебной дисциплины ОДБ.01.04. История является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденной 31 августа 2022 г., и разработана с учетом требований:
- ФГОС СОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (в действующей редакции);
- распоряжения Минпросвещения России от 30 апреля 2021 г. № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»;
- методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся (письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России от 30.08.2021 г. №05-1136);
- письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 25.08.2022 № 05-1443 «Об интеграции курса «Россия-моя история»;
- примерной рабочей программы элективного курса в рамках реализации общеобразовательного блока «Россия-моя история».
Разработчик:
Елькина О.П. - преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ РО «НМК»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 11 |
| 44 |
| 46 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01.04. ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина ОДБ. 01.04 История входит в общеобразовательный цикл и является базовой дисциплиной. Учебная дисциплина включает в себя цикл «Россия – моя история». Для изучения цикла на дисциплину «История» дополнительно было выделено 32 часа. Часть тем цикла изучаются самостоятельно, часть объединены с основными темами дисциплины «История».
1.3. Результаты освоения дисциплины:
Изучение учебной дисциплины ОДБ.01.04. История должно обеспечить достижение следующих результатов:
личностные результаты:
ЛР 1 - российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
ЛР 2 - гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
ЛР 3 - готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР 4 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР 5 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР 6 - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 7 - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
ЛР 8 - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
ЛР 9 - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ЛР 10 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
ЛР 11 - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
ЛР 12 - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
ЛР 13 - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР 14 - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛР 15 - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
метапредметные результаты:
МР 1 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МР 2 - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
МР 3 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР 4 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МР 5 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР 6 - умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
МР 7 - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МР 8 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
МР 9 - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметные результаты:
ПРб 1 - сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
ПРб 2 - владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
ПРб 3 - сформированность умений применять исторические знанияв профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
ПРб 4 - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
ПРб 5 - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике в оценивании результатов научно-технического прогресса для той или ной страны, формирования индустриального общества и перехода к информационному постиндустриальному обществу, развития промышленного потенциала России, в оценивании хода технических революций на различных этапах становления общества.
Включение цикла занятий «Россия – моя история» должно обеспечить достижение следующих предметных результатов:
Пру 1- отражать понимание России в мировых политических и социально- экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России);
Пру 2 - составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
Пру 3 - выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
Пру 4 -3осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;
Пру 5 - анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
Пру 6 - защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;
Пру 7 - демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
ПРз 1 - основные периоды истории Российского государства, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий отечественной истории;
ПРз 2 - имена героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX – начале XXI века;
ПРз 3 - ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX – начале XXI века; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров;
ПРз 4 - основные этапы эволюции внешней политики России, роль и место России в общемировом пространстве;
ПРз 5 - основные тенденции и явления в культуре; роль науки, культуры и религии в сохранении и традиций;
ПРз 6 - Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции;
ПРЗ 7 - Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков. Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и Гражданской войны;
ПРз 8 - Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые Пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление Обороноспособности;
ПРз 9 - Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе;
ПРз 10 - СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза;
ПРз 11 - Российская Федерация в 1992- 2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.
личностные результаты воспитательной работы:
ЛРв 1 - Осознающий себя гражданином и защитником великой страны;
ЛРв 2 - Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций;
ЛРв 3 - Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;
ЛРв 4 - Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;
ЛРв 5 - Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России;
ЛРв 6 - Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях;
ЛРв 7 - Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;
ЛРв 8 - Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;
ЛРв 9 – Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях;
ЛРв 10 - Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;
ЛРв 11- Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры;
ЛРв 12 - Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания;
ЛРв 13 - Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности;
ЛРв 14- Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость;
ЛРв 15 - Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий;
ЛРв 16 - Осознающий себя членом общества на региональном и локальном уровнях, имеющим представление о Ростовской области как субъекте Российской Федерации, роли региона в жизни страны;
ЛРв 17 - Принимающий и понимающий цели и задачи социально-экономического развития донского региона, готовый работать на их достижение, стремящийся к повышению конкурентоспособности Ростовской области в национальном и мировом масштабах;
ЛРв 18 - Способный использовать различные цифровые средства и умения, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей в цифровой среде;
ЛРв 19 - Стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию, мотивированный к обучению, принимающий активное участие в социально-значимой деятельности на местном и региональном уровнях;
ЛРв 20 - Способный к трудовой профессиональной деятельности как к воз-можности участия в решении личных, региональных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛРв 21 - Демонстрирующий уровень подготовки, соответствующий современным стандартам и передовым технологиям, потребностям регионального рынка и цифровой экономики, в том числе требованиям стандартов Ворлдскиллс;
ЛРв 22 - Осознанный выбор профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛРв 23 - Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
ЛРв 24 - Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации;
ЛРв 25 - Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
ЛРв 26 - Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей собственности;
ЛРв 27 - Демонстрирующий неприязнь к коррупционным действиям.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профильное изучение дисциплины осуществляется в форме практической подготовки, в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
- практическая подготовка 2 часа;
- обязательно аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01.04 ИСТОРИЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
в том числе практической подготовки | 2 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
практические занятия | 48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
- подготовка сообщений с презентацией | 26 |
- работа с таблицами | 5 |
- составление плана ответа на вопрос | 4 |
- работа с документами | 4 |
- составление исторического портрета - подготовка к дифференцированному зачету | 19 1 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 01.04. История
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||||
Всего | в т.ч. практ. подг. | ||||||
Курс «Россия-моя история» | 16 | ЛР 03- 06, 08, ЛР 13, МР 03-05, 07- 09, ПРу 01-07, ПРз 03-05 ОК 01-06, ОК 10, ЛРв 1-27 | |||||
Тема 1. Россия – великая наша держава | Содержание учебного материала: | 2 | |||||
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. | |||||||
Тема 2. Александр Невский как спаситель Руси | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09, ПРу 02-03, ПРу 06-07, ПРз 01, ПРз 05, ОК 01-06, ОК 10, ЛРв 1-27 | ||||
Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. | |||||||
Тема 3. Смута и её преодоление | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09. ПРу 02-03, ПРу 06-07, ПРз 01, ПРз 05, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | ||||
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений. | |||||||
Тема 4. Волим под царя восточного, православного | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09, ПРу 02-03, ПРу 06-07, ПРз 01, ПРз 05, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | ||||
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. | |||||||
Тема 5. Пётр Великий. Строитель великой империи | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09, ПРу 02-03, ПРу 06-07, ПРз 01, ПРз 05, ОК 01-10, ЛРв 1-31 | ||||
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прусские походы). Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты. | |||||||
Тема 6. Отторженная возвратих | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09, ПРу 02-03, ПРу 06-07, ПРз 01, ПРз 05, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | ||||
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье. | |||||||
Тема 7. Крымская война – « Пиррова победа Европы » | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09, ПРу 02-03, ПРу 06-07, ПРз 01, ПРз 05, ОК 01-10, ЛРв 1-31 | ||||
«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны. | |||||||
Тема 8. Гибель империи | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09, ПРу 01-03, ПРз 06-07, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | ||||
1 | Первая русская революция 1905 -1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, х од военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война. | ||||||
Основное содержание | 6 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09, ПРб 01-02, ПРб 05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | |||||
Содержание учебного материала: | 2 | ||||||
Тема 9. Первые революционные преобразования большевиков | Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире. Заключение Брестского мира. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства. Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№1 | Анализ и обсуждение первых революционных преобразований большевиков в политической и экономической сферах. | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 8 | ||||||
1 | Работа с таблицей: заполнение систематической таблицы с использованием материала учебника (Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей, ч.2 стр. 92-93) «Планы военно-политических блоков в Европе». | 2 | |||||
2 | Составление плана ответа на вопрос: «Была ли неизбежна Октябрьская революция?» | 2 | |||||
3 | Подготовка сообщения с презентацией на тему: II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. | 2 | |||||
4 | Подготовка сообщения с презентацией на тему «Белое движение на Юге России» | 2 | |||||
Тема 10. Идеология и культура Советской России в период Гражданской войны | Содержание учебного материала: | 4 | ЛР 03-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-05, МР 07-09, ПРб 01-02, ПРб 05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда в годы войны. План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Изменения в системе образования. Социальная политика власти. Политика в отношении церкви (антирелигиозная пропаганда, изъятие церковных ценностей). Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Проблема массовой детской беспризорности. | 2 | ||||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | ||||||
Власть и общество в годы войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма. На фронте и в тылу. Героизм в бою и тяготы окопной жизни. Людские потери. Плен. Изменения в настроениях солдат. Положение населения в тылу (карточная система снабжения, реквизиции). Нарастание экономического кризиса, смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости от войны. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Революция 1917 г. и выход России из войны. Бои на Западном фронте. 14 пунктов В. Вильсона. | |||||||
Курс «Россия-моя история» | 2 | ЛР 01-03, МР 01-02, МР 07-09, ПРу 01-07, ПРз 08, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | |||||
Тема 11. От великих потрясений к Великой победе | Содержание учебного материала: | ||||||
Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне. | |||||||
Основное содержание | ЛР 04-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-07, ПРб 01-03, ОК 1-11, ЛРв 1-27 | ||||||
Тема 12. Утверждение «культа личности» Сталина. | 1 | Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. «История ВКП(б). Краткий курс». Усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. Результаты репрессий в регионах и национальных республиках. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. | 2 | ||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | ||||||
2 | Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Социалистическое соревнование. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Голод в СССР в 1932–1933 гг. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Жилищная проблема. Ликвидация безработицы. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | ||||||
Работа с документом: «Из циркуляра ЦК ВКП(б) «О применении физического воздействия к арестованным в практике НКВД» 10 января 1939 г.- ознакомление с содержанием, выводы, примеры. | |||||||
Тема 13. Советская модель модернизации | Содержание учебного материала | 2 | ЛР 02-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-07, ПРб 01-03, ОК 1-11, ЛРв 1-27 | ||||
Процессы модернизации. Этапы сталинской модернизации. Участие государства. Экономическая политика СССР в условиях тоталитаризма. Альтернативные подходы к проведению индустриализации. Форсированная индустриализация. СССР в годы первых пятилеток. Стахановское движение. Социалистическое соревнование. Результаты индустриализации: достижения и просчеты. Раскулачивание. Колхозное крестьянство. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 2 | Анализ и систематизация информации по основным особенностям модели советской модернизации | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 5 | ||||||
Подготовка сообщения с презентацией на тему «Донской край в 20 – 30-е гг.ХХ в.». Составление схемы на тему «Советская модель модернизации с учетом региональной и национальной специфики | |||||||
Тема 14. Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 02-06, МР 05-09, ПРб 02-04, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
Повседневная жизнь и общественные настроения в 1920-е гг. Повышение общего уровня жизни в годы нэпа. Развертывание культурной революции. Борьба с безграмотностью. Деятельность Наркомпроса. Утверждение советских обрядов и праздников. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Советский авангард. Достижения в области киноискусства. Образование, наука и культура в 1930-е гг. Академия наук и научные институты. Выдающиеся ученые, конструкторы и их достижения. Освоение Арктики. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Установление государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов. Утверждение метода социалистического реализма. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Воспитание советского патриотизма и интернационализма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Развитие спорта. Военно-спортивные организации. Коллективные формы быта и досуга. Пионерия и комсомол. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 3 | Семинар «Советская культура в 20-30-е гг. XX века» | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | ||||||
Подготовка сообщения с презентацией на тему «Культура Донского края в20-30-е гг. XX века ». | |||||||
Тема 15. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. СССР. | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 05-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01-04, МР 07-09, ПРб 01, ПРб 03-04, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
От курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Зимняя война с Финляндией. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№4 | Анализ и систематизация информации по основным направлениям внешней политики СССР в 20-30-е гг. XX века» | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | ||||||
Составление плана ответа на вопрос «Каковы причины появления секретного протокола в качестве приложения к Договору о ненападении между Германией и СССР .(1939г.)?» | |||||||
Тема 16. Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Мир в 1920-е – 1930-е гг. гг. | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 01-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01-09, ПРб 01-05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
Образование новых национальных государств. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции; кемализм. Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига Наций. Генуэзская конференция 1922 г. Соглашение в Рапалло. СССР. Вашингтонская конференция. Пацифистское движение. Страны Европы и Северной Америки в первой половине 1920-х гг. Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини; утверждение тоталитарного режима. Установление авторитарных режимов в странах Европы. Причины и начало мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Экономические и социально-политические последствия кризиса. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Возникновение и утверждение нацизма в Германии. НСДАП. А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне. Народный фронт. Борьба против угрозы фашизма. VII Конгресс Коминтерна. Правительства Народного фронта во Франции, Испании. Социальные преобразования в Испании. Франкистский мятеж и Гражданская война в Испании. Позиции европейских держав в отношении Испании. Советская помощь Испании. Ключевые события войны. Поражение Испанской республики. Страны Восточной и Южной Азии. Китай после Синьхайской революции. Революция 1925 – 1927 гг. в Китае. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. Национально-освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг. Индийский национальный конгресс. М. К. Ганди.Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. Инициативы СССР по созданию системы коллективной безопасности. Агрессивная политика нацистской Германии (оккупация Рейнской зоны, аншлюс Австрии). Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Политика «умиротворения» агрессора. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Создание оси Берлин–Рим–Токио. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 5 | Анализ и систематизация информации по основным революционным событиям мира в 1918-1939 гг. | ||||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | ||||||
№ 6 | Анализ причин, экономических и социально-политических последствий мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 3 | ||||||
Подготовка сообщения с презентацией на тему " Территориальные изменения в Европе и Азии после первой мировой войны". Составление исторических, портретов А.Гитлера и Ф.Франко с использованием дополнительной литературы ( Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей , дидактические материалы стр. 248-250) | |||||||
Тема 17. Развитие культуры в первой трети ХХ в. | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 01-06, ЛР 08, МР 01-04, МР 09, ПРб 02-05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
«Потерянное поколение»: тема войны в литературе и художественной культуре. Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Развитие кинематографа. Музыкальное искусство. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 7 | Анализ и обсуждение основных направлений культуры и искусства в первой трети ХХ в. | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | ||||||
Подготовка сообщения с презентацией на тему: «Тема войны в литературе и художественной культуре Донского края | |||||||
Курс «Россия-моя история» | 2 | ЛР 03-04, ЛР 06, ЛР 08, МР 01-02, МР 05-07, ПРб 02, ПРб 05, ПРу 01-07, ПРз 01-03, ПРз 09, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | |||||
Тема 18. Вставай, страна огромная | Содержание учебного материала: | ||||||
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. | |||||||
Основное содержание | ЛР 01-02, ЛР 05-06, МР 01, МР 04-05, МР 08-09, ПРб 03-05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||||
Тема 19. Человек и культура в годы Великой Отечественной войны. | Содержание учебного материала: | 4 | |||||
1 | Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Помощь мастеров культуры фронту. Государство и церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Положение населения в оккупированных странах Европы. Коллаборационизм. Движение Сопротивления, его герои. Партизанская война в Югославии. | 2 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | ||||||
2 | Советская страна: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Фронтовая повседневность. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 8 | ||||||
1 | Подготовка сообщения с презентацией на тему «Великие и выдающиеся памятники, скульптуры и монументы Великой Отечественной войны страны и Донского края | 4 | |||||
2 | Подготовка сообщения с презентацией на тему «тема ВОВ в литературе и художественной культуре страны и Донского края» | 4 | |||||
Тема 20. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Завершение Второй мировой войны. | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 01, ЛР 13, МР 01, МР 05, МР 06, МР 09, ПРб 01, ПРб 05, ОК 1-11, ЛРв 1-27 | ||||
Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной армии. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Капитуляция Германии. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Создание ООН (июнь 1945 г.). Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Решение проблемы репараций. Завершение боевых действий в Европе. Итоги Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Истоки, цена и историческое значение Победы. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки американской авиацией, их последствия. Вступление СССР в войну против Японии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Общие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения на политической карте Европы. Влияние победы на развитие национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 8 | Семинар «Великая Отечественная Война» | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 4 | ||||||
1 | Составление исторического портрета одного из военачальников советской Красной армии периода Второй мировой войны | 2 | |||||
2 | Подготовка сообщения с презентацией на тему «Земля решающих сражений (Ростовская область в годы Великой Отечественной войны: оккупация и освобождение» | 2 | |||||
Курс «Россия-моя история» | 2 | ЛР 04-06, ЛР 08, МР 01-03, МР 06-08, ПРу 01-07, ПРз 01-02, ПРз 10, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | |||||
Тема 21. В буднях великих строек | Содержание учебного материала: | ||||||
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления разрушенного хозяйства. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Колхозный рынок. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». Советский атомный проект, его значение. Начало гонки вооружений. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета Экономической Взаимопомощи СЭВ). Конфликт с Югославией. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора (ОВД). | |||||||
Основное содержание | ЛР 01-03, ЛР 08, ЛР 13, МР 04-08, ПРб 03-05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||||
Тема 22. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг. | Содержание учебного материала: | 2 | |||||
Смена политического курса. Смерть Сталина и борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни общества. Неофициальная культура. Стиляги. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Социальные программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство, хрущевки. Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах «третьего мира». Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева. Наш край в 1953–1964 гг. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 9 | Анализ и выявление особенностей НТР в СССР в 50-60-е гг. ХХ в. | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 4 | ||||||
Составление исторического портрета Н.С.Хрущева; Подготовка сообщения с презентацией с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернет по теме «Новочеркасские события 1962 г.» | |||||||
Тема 23. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. | Содержание учебного материала: | 4 | ЛР 01-03, ЛР 05-06, ЛР 13, МР 01-04, МР 07-08, ПРб 02-05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
1 | Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Преобразования в экономике. Косыгинская реформа 1965 г. Новые ориентиры аграрной политики. Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Замедление темпов развития. Отставание от Запада в производительности труда. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Дефициты и очереди. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. Борьба с инакомыслием. Цензура и самиздат. Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. Холодная война и мировые конфликты. Доктрина Брежнева. «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Кризис просоветских режимов в Восточной Европе. Наш край в 1964–1985 гг. | 2 | |||||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | ||||||
2 | Советские научные и технические приоритеты. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Лунная гонка с США. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 10 | Семинар «Советская культура в 60-80-е гг. XX» . | ||||||
№ 11 | Семинар «Советские научные и технические приоритеты. Замедление научно-технического прогресса в СССР» | 2 | |||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | ||||||
Составление исторического портрета Л.И. Брежнева: | |||||||
Курс «Россия-моя история» | 2 | ЛР 01-03, ЛР 08, ЛР 13, МР 01, МР 05-08, ПРу 01- 07, ПРз 01, ПРз 03-04, ПРз 10, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | |||||
Тема 24. От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению | Содержание учебного материала: | ||||||
Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве. | |||||||
Основное содержание | 2 | ЛР 01-06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01-09, ПРб 01-05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | |||||
Тема 25. Внешняя политика России (1992–1999 гг.). | Содержание учебного материала: | ||||||
Новые приоритеты внешней политики. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Вступление России в «большую семерку». Россия на постсоветском пространстве (СНГ и союз с Белоруссией, военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ). Восточный вектор российской внешней политики в 1990-х гг. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина (1999 г.). | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 12 | Анализ и систематизация информации по основным направлениям внешней политики России в конце XX – начале XXI в | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 6 | ||||||
1 | Работа с историческими документами Договор СНВ-2: права и обязанности сторон. Договор между Россией и США о всеобщем запрещении ядерных испытаний в 1996 г.: основные положения, права и обязанности сторон | 4 | |||||
2 | Составление исторического портрета Б.Н.Ельцина | 2 | |||||
Курс «Россия-моя история» | 2 | ||||||
Тема 26. Россия в XXI веке. | Содержание учебного материала: | ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01-02, МР 07-09, ПРб 02-04, ПРу 01-07, ПРз 01-05, ПРз 11, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | |||||
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса. | |||||||
Основное содержание | 2 | ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 01-02, МР 07-09, ПРб 02-04, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | |||||
Содержание учебного материала: | |||||||
Тема 27. Культурная и духовная жизнь России в XXI в. | Военно-патриотические движения. Марш «Бессмертный полк». Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020). Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам. Наука, религии и культура России в конце XX – начале XXI в. Образование и наука: реформа Академии наук; модернизация образовательной системы. Достижения российских учёных и недостаточная востребованность результатов их научной деятельности. Модернизация бытовой сферы. Использование достижений прикладных наук в повседневности человека. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Повышение общественной роли СМИ и Интернета. Коммерциализация культуры. Повышение роли религиозных конфессий в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура. | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 13 | Анализ основных направлений развития науки, религии и культуры в России в XXI в | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | |||||||
1 | Составление исторического портрета В.В. Путина. | 2 | |||||
2 | Подготовка сообщения с презентацией на тему: «Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства на Дону» | 2 | |||||
Курс «Россия-моя история» | 6 | ||||||
Тема 28. История антироссийской пропаганды | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 01-04, МР 03-07, ПРу 01-07, ПРз 01, ПРз 03, ПРз 05, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | ||||
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петр а великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. | |||||||
Тема 29 Слава русского оружия | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 01-04, МР 03-07, ПРу 01-07, ПРз 01, ПРз 03, ПРз 05, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | ||||
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно- промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки. | |||||||
Тема 30. Россия в деле | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 01-04, МР 03-07, ПРу 01-07, ПРз 01, ПРз 03, ПРз 05, ОК 01-10, ЛРв 1-27 | ||||
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. | |||||||
Основное содержание | 12 | ||||||
Тема 31. Мир и международные отношения в годы холодной войны | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 01-06, МР 01-09, ПРб 01-05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
Причины «холодной войны». План Маршалла. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Советско-югославский конфликт. Создание военно-политических блоков. НАТО. Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Создание Организации Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. «Доктрина Эйзенхауэра». Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Освободительные движения и революции в странах Азии. Гражданские войны. Война в Корее. Крушение колониальной системы. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Движение неприсоединения. Война во Вьетнаме; поражение США и их союзников. «Разрядка» международной напряженности: предпосылки и направления (договоры ОСВ-1, 2 и об ограничении ПРО; урегулирование отношений между ФРГ и ГДР; Хельсинкский акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе). Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны». Концепция нового политического мышления в 1980-х гг. Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные годы. Превращение США в лидера «западного мира». Научно-техническая революция. Становление социально-ориентированной рыночной экономики. «Общество потребления». Германское «экономическое чудо». Установление V республики во Франции. Лейбористы и консерваторы в Великобритании. Начало европейской интеграции (ЕЭС). «Скандинавская модель» политического и социально-экономического развития. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Информационная революция. Постиндустриальное общество. Экологический кризис и движение «зеленых». Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Падение диктатур в Греции, Португалии, Испании. Неоконсерватизм. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 14 | Анализ и систематизация информации по основным причинам, этапам и итогам холодной войны» | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | ||||||
Подготовка сообщения с презентацией на тему "Важнейшие тенденции развития западноевропейских государств в послевоенные годы" | |||||||
Тема 32. Страны Восточной Европы Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в. | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 03-06, ЛР 08, МР 01-02, МР 05-08, ПРб 01-04, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
Приход коммунистов к власти в странах Восточной и Центральной Европы. Достижения и проблемы 1950-х гг. Волнения в ГДР в 1953 г. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии (1956 г.). Югославская модель социализма. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Перестройка в СССР и страны «восточного блока». Демократические революции в странах Восточной Европы. Распад Варшавского договора, СЭВ. Образование новых независимых государств на постсоветском пространстве. Разделение Чехословакии. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Опыт демократического развития восточноевропейских государств. Проблемы внешнеполитической ориентации, участия в интеграционных процессах. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета страны. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Новые индустриальные страны (Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань). Китай. Гражданская война. Образование КНР. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае конца 1970-х – 1980-х гг., их экономические следствия. Вьетнам и Корея: судьбы разделенных стран. Обретение независимости странами Южной Азии. Индия; провозглашение независимости, курс Неру (внутренняя и внешняя политика). Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке. Арабские страны и возникновение государства Израиль. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Страны Тропической и Южной Африки. Провозглашение независимости и выбор путей развития. Попытки утверждения демократических режимов и возникновение диктатур. Система апартеида на юге Африки и ее падение. Сепаратизм. Гражданские войны и этнические конфликты в Африке. Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импортзамещающая индустриализация. Национал-реформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах Латинской Америки. Революции конца 1960-х – 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа). «Левый поворот» в конце ХХ в. | |||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 15 | Анализ основных проблем и путей модернизации стран Восточной Европы во второй половине XXв. | ||||||
№ 16 | Выявление особенностей «Японского экономического чуда», развития индустриальных стран (Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань), основных этапов рыночных реформ в Китае конца 1970-х – 1980-х гг., их экономических следствий. | 2 | |||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 1 | ||||||
Составление плана ответа на вопрос "В чём причины изменения политической карты Восточной Европы во второй половине ХХ в.?". | |||||||
Тема 33. Развитие науки и культуры в Новейшую эпоху. | Содержание учебного материала: | 2 | ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13,МР 05-09, ПРб 01, ПРб 04-05, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
1 | Научные открытия (физика, химия, биология, медицина и др.) и технический прогресс в первой трети ХХ в. и послевоенный период. Развитие ракетной техники, создание ядерного оружия в годы Второй мировой войны. Использование ядерной энергии в мирных целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Компьютерная революция. Интернет. Многообразие течений и стилей в художественной культуре ХХ – начала XXI в.: от авангардизма к постмодернизму. Литература: поколения и индивидуальности писателей. Живопись. Архитектура. Дизайн. Музыка: развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура. Молодёжная культура. Глобализация культуры и национальные традиции. | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 17 | Семинар «Развитие культуры в Новейшую эпоху» | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | ||||||
подготовка сообщения с презентацией на тему: «Духовная жизнь демократической России.» | |||||||
Тема 34. Современный мир. Глобальные проблемы человечества. | Содержание учебного материала: | 4 | ЛР 01-03, ЛР 06, ЛР 08, ЛР 13, МР 03-08, ПРб 01-04, ОК 01-11, ЛРв 1-27 | ||||
1 | От биполярного к многополюсному миру. Организации международного сотрудничества. Глобализация экономики. Мировые экономические кризисы. Достижения и проблемы интеграции. Политическое развитие: смена политических режимов, «арабская весна». Международный терроризм. Региональные конфликты и войны. | 2 | |||||
2 | Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире. Глобальные проблемы человечества. Существование и распространения ядерного оружия. Проблема природных ресурсов и экологии. Проблема беженцев. | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | ||||||
№ 19 | Анализ глобальных проблем человечества, путей их решения | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 | ||||||
составление кроссворда на тему: «Глобальные проблемы современности» | |||||||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) | 2 | ||||||
Всего: | 117 | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 04. ИСТОРИЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Истории
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- учебные столы - 14
- стулья-28
- письменный стол преподавателя-1
- доска для мела-1
- Стол компьютерный-1
- Стол-1
- Стул-2
- Комплект визуализации информации и вывода данных.
- Стенд изучения великого наследия
Технические средства обучения:
- Комплект визуализации информации и вывода данных, доступ к сети Интернет -1
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: 2018
2. Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей. В 2-х ч. –М.: 2018
3. Самыгин С.И. История: учебник / Самыгин С.И., Самыгин П.С., Шевелев В.Н. — Москва : КноРус, 2021. — 306 с. — ISBN 978-5-406-08163-1. — URL: https://book.ru/book/939388
Дополнительные источники:
1. Загладин Н.В. История России и мира в 20в.,2-е изд.М.: ТИД Русское слово,2003г.
2. Левандовский А.А. Щетинов Д.А. История России ХХ – начала XXI вв. Учебник. М.: «Просвещение». 2005
3. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. история России 22-начало 21века 10-е изд.М.: ООО ТИД Русское слово,2010г.
4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века изд-во Просвещение, 2006г.
5. Курукин И.В. Исотрия России 19-20 век Книга консультаций для школьников и абитуриентов, М: Премьера,2000
6. Кредер А.А Новейшая история зарубежных стран,1914-1917 М.: ГОР 2000.
Интернет-ресурсы:
- Библиотека http://www.magister.msk.ru/library/library.htm
- Библиотекарь. Ру http://bibliotekar.ru/index.htm
- Образовательные ресурсы интернета – история
- История Древней Руси http://rus-hist.on.ufanet.ru/
- Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
- Виртуальная экскурсия в Петергоф https://peterhofmuseum.ru/
- Виртуальная экскурсия в Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru
- Музей Космонавтики г. Москва https://kosmo-museum.ru/
- Музейный комплекс «Дорога Памяти» https://1418museum.ru/
- «Кунсткамера-музей г. Санкт-Петербурга »https://www.kunstkamera.ru/
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01.04. ИСТОРИЯ
Образовательные результаты (ПР) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПРб 01 сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования; - оценка результатов терминологического диктанта; - оценка результатов заполнения сравнительных и хронологических таблиц; - оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем; - оценка выполнения практических работ №1-№3, № 6-7, №10, № 12-18,№ 22-24. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 02 владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе. | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования; - оценка результатов заполнения сравнительных и систематизированных таблиц; - оценка выполнения практических работ №-1-№9, № 12-15, № 19-20, № 22, № 24 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 03 сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении. | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования; - оценка результатов терминологического диктанта; - оценка результатов заполнения сравнительных и хронологических таблиц; - оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем; оценка выполнения практических работ №4-8, №11, № 19-№ 22, № 24. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 04 владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования; - оценка результатов терминологического диктанта; - оценка результатов заполнения сравнительных, систематизированных и хронологических таблиц; - оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем; - оценка выполнения практических работ №5-8, № 11, № 16-24. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ПРб 05 сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. | Текущий контроль: - оценка результатов устного опроса - оценка результатов письменного опроса - оценка результатов выполнения тестирования; - оценка результатов терминологического диктанта; - оценка результатов заполнения сравнительных, систематизированных и хронологических таблиц; - оценка результатов выполнения интеллектуальных карт, схем; - оценка выполнения практических работ №1-2, № 6-№ 18, №22. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, феде...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Английский язык» по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности: 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям)
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, ст...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Английский язык» по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (базовый уровень)
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по о...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Комплект КОС по английскому языку программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.12 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.12 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.14 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.14 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно...