РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением
рабочая программа по географии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г.
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «География» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования социально-экономического профиля программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_geografii_38.02.01.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Энгельсский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности социально-экономического профиля
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2015
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «География» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования социально-экономического профиля программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования, для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностные результаты
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
- приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость.
метапредметные результаты
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
- применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
Предметные результаты освоения учебной дисциплины "География" (базовый уровень) отражают:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 54 часа, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 36 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 18 часов.
Итоговый контроль установлен в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: - работа с конспектами лекций, периодическими изданиями - подготовка компьютерной презентации - подготовка и оформление докладов | |
Итоговый контроль установлен в форме дифференцированного зачёта по завершению курса |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
1. | География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | ||||||
Тема 1. Источники географической информации. | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
1. | Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | ||||||
Тема 2. Политическое устройство мира | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1. | Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | ||||||
Практическое занятие №1 «Составление картосхем и таблиц, характеризующих государственное устройство и формы правления стран мира. Знакомство с государствами, относящихся к разным группам по численности населения и размерам территории» | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и оформление доклада на тему: «Особенности формирования современной политической карты мира»; Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Выполнение заданий в учебнике. Составить кроссворд «Страны мира и их столицы», применяя основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований. | 3 | ||||||
Тема 3. География мировых природных ресурсов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1. | Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | ||||||
Практическое занятие №2 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Обозначить на контурной карте основные виды природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Выполнить задания в учебнике. Работа с периодическими изданиями. Подготовить реферат на тему: «Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания». | 2 | ||||||
Тема 4. География населения мира | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1. | Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | ||||||
1 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и оформление доклада на тему: «Демографическая ситуация и демографическая политика в странах и регионах мира». «Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы»; «Различия в уровне и качестве жизни населения», «Основные направления миграций», «Проблемы современной урбанизации». Выполнить задания в учебнике. | |||||||
Тема 5. Мировое хозяйство | |||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Современные особенности развития мирового хозяйства: Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научнотехнический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства: Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | ||||||
2 | 2 | ||||||
2 | География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства: Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства: Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка и оформление доклада на тему: «Географическая «модель» современного мирового хозяйства». «Традиционные и новые формы внешнеэкономических связей» | 2 | ||||||
Тема 6. Регионы и страны мира | |||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | География населения и хозяйства Зарубежной Европы: Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | ||||||
2 | География населения и хозяйства Зарубежной Азии: Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 2 | ||||
3 | География населения и хозяйства Африки: Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 | 2 | ||||
4 | География населения и хозяйства Северной Америки: Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | ||||||
5 | География населения и хозяйства Латинской Америки: Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 2 | ||||
6 | География населения и хозяйства Австралии и Океании: Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 | 2 | ||||
2 | |||||||
Практическое занятие №3 «Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира. Определение их географической специфики» | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка и оформление доклада на тему: «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов». «Современные функции и проблемы крупных городов»; «Страна Европы», «Страна Азии», «Страна Африки» (по выбору студента). Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Выполнение заданий учебника. | 7 | ||||||
Тема 7. Россия в современном мире. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка и оформление доклада на тему: «Демографическая ситуация и демографическая политика в России»; работа с конспектами лекций. | 1 | ||||||
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала | ||||||
1. | Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Написание сообщений на тему «Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества»; «Организация особо охраняемых природных территорий, их география»; работа с периодическими изданиями; подготовка презентаций. Подготовка к дифференцированному зачету | 2 | ||||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||||
Всего: | 54 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «География» имеется в наличии учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплекты учебных карт по выполнению практических работ;
– раздаточный материал по основным темам дисциплины «География», выполненные преподавателем.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
-экран;
-аудивизуальные средства.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники:
- Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2015.
- Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. –М., 2012.
- Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2014.
- Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
- Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
- Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
- Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
- Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
- Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
- Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2011.
- Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов среднего профессионального образования. – М., 2010.
- Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2010.
Дополнительные источники:
- Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок, ч. 1 и ч. 2. – М., 2010.
- Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 кл. – М., 1997.
- Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2007.
- География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
- География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
- География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
- Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
- Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. —М., 2001.
- Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.
Интернет-ресурсы
- www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
- www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
- www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
- www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
- www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль обучающихся по дисциплине предусматривает проведение дифференцированного зачёта по завершению всего курса.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, а также в ходе проведения итогового контроля в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.
Результаты обучения (предметные результаты) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "География": - владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; - владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; - владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; - владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; | - просмотра и оценки отчётов по практическим работам №1-№3; -устный опрос; - контрольные задания; - тестирование |
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; - владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; - сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; | - индивидуальный устный опрос; - фронтальный устный опрос; -проведение тестирования; - контроль самостоятельной работы студентов (просмотр и оценка докладов) - просмотр и обсуждение компьютерных презентаций |
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. | - устный опрос; - проведение письменной самостоятельной работы |
Итоговый контроль: - дифференцированный зачёт по дисциплине |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Личностные результаты | ||
к обучению и познанию;
| демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
| - экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и охраны природы | Мероприятия по озеленению территории. Экологические проекты |
| - проявление активной жизненной позиции; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях Занятия по специальным дисциплинам |
метапредметные результаты | ||
| - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной Программы Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |
| - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы - использование различных методов решения практических задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа текущей аттестации учебной дисциплины "Английский язык" по программам подготовки специалистов среднего звена 1 курса социально-экономического профиля,2014 год.
Программа описывает виды и формы текущей аттестации студентов....
Программа промежуточной аттестации учебной дисциплины "Английский язык" по программам подготовки специалистов среднего звена 1 курса социально-экономического профиля,2014 год.
Программа описывает виды и формы контроля знаний студентов, критерии выставления оценок....
Программа текущей аттестации учебной дисциплины Английский язык по программам подготовки специалистов среднего звена 1 курса социально-экономического профиля
ПРОГРАММА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ учебной дисциплиныАнглийский язык по программам подготовки специалистов среднего звена1 курса социально-экономического профиля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, феде...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Английский язык» по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (базовый уровень)
Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по о...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Комплект КОС по английскому языку программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся всех профессий и специальностей на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
Учебно-методическое пособие позволит обучающимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. В пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинения, алгоритм...