РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
рабочая программа по географии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОУД.11 География | 86.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Отрадненский нефтяной техникум» |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ___________ /Светлышева Г.В./ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 География
программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
г.о. Отрадный
2016 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией ____________ Протокол № от «___» _____ 20 г. Председатель ПЦК ___________ / Иванова Д.В. / (подпись) (Ф.И.О.) |
|
Автор ___________ /Васюткина Е.А./ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ______ 20 г. | Эксперт _________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) ___________________________ (ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание) |
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования,
федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование , рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), программы учебной дисциплины ОУД.11 География для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
1.1. Область программы учебной дисциплины | 5 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы | 5 |
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины | 6 |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 7 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 8 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 8 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 2.3. Содержание профильной составляющей | 9 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.2. Информационное обеспечение | 17 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 | 22 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 | 23 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | 28 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 29
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 География
1.1 Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины ОУД.11 География является частью профессионального цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –ППССЗ среднего звена по профессии: 44.02.01 Дошкольное образование гуманитарного профиля профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с гуманитарным профилем профессионального образования.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса география на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина ОУД.11 География для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинамиОУД.13 Экология, ОДБ.07 Биология. Изучение учебной дисциплины ОУД.11 География завершается промежуточной аттестацией в форме дифференциального зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметные результаты:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- -умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметные результаты:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Освоение сдержания учебной дисциплины ОУД.11 География обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии) | |
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. OK3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | |
Регулятивные (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка | ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. OK3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | |
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) | OK4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. OK5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | |
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) | ОК6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК7 Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 108 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 36 часов.
В том числе часов вариативной части учебных циклов ППКРС/ППССЗ: не предусмотрено.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 9 |
контрольные работы | 6 |
Индивидуальный проект (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
Составление схем, опорных конспектов, реферат, домашняя работа | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11 География
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Введение | География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО | 1 | ||||||
Раздел 1. Источники географической информации 2ч. | ||||||||
Тема 1.1. Источники географической информации | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 1 | 2 | ||||||
Практические занятия №1 Ознакомление с географическими картами различной тематики. Нанесение основных географических объектов на контурную карту. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. | 1 | 1 | ||||||
Контрольная работа | - | |||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Подготовка доклада «Новейшие изменения политической карты мира» Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистических материалов и геоинформационных систем. | 1 3 | 2 | ||||||
Раздел 2.Политическое устройство мира 4ч. | ||||||||
Тема 2.1. Политическое устройство мира | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. | 2 | |||||||
Тема 2.2. Типология стран | Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 1 | ||||||
Практические занятия №2 Ознакомление с политической картой мира. Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. | 1 | 1 | ||||||
Контрольная работа | - | - | ||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». | 1 2 | 2 | ||||||
Раздел 3. География мировых природных ресурсов 5ч. | ||||||||
Тема 3.1. География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала | 5 | 2 | |||||
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. | 2 | |||||||
Тема 3.2. Природные условия и природные ресурсы | Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 2 | ||||||
Практические занятия №3 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. | 1 | |||||||
Контрольная работа | - | |||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Подготовка доклада «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира». | 2 | 1 | ||||||
Раздел 4. География населения мира 6ч. | ||||||||
Тема 4.1. География населения мира Тема 4.2. Качество жизни населения | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |||||
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. | 1 1 | |||||||
Тема 4.3. Трудовые ресурсы | Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. | 1 | ||||||
Тема 4.4. Религиозный состав населения | Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. | 1 | ||||||
Тема 4.5. Размещение населения | Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. | 1 | ||||||
Тема 4.6. Урбанизация | Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | |||||||
Практические занятия | - | |||||||
Контрольная работа «география населения мира» | 1 | 1 | ||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. Подготовка доклада «Особенности современного воспроизводства мирового населения», «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты», «Качество жизни населения в различных странах и регионах мира», « Языки народов мира». | 2 2 4 | |||||||
Раздел 5. Мировое хозяйство ч. | ||||||||
Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 1 | ||||||
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | ||||||||
Практические занятия | - | |||||||
Контрольная работа | - | |||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | - | |||||||
Тема 5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |||||
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | ||||||||
Тема 5.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |||||
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | ||||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха. | 2 2 | |||||||
Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |||||
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | ||||||||
Практические занятия №4 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. | 2 | 1 | ||||||
Контрольная работа «География отраслей мирового хозяйства» | 1 | 2 | ||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. | 2 | 1 | ||||||
Раздел 6.Регионы мира 6+7+4+4+ | ||||||||
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Содержание учебного материала | 5 | 2 | |||||
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | ||||||||
Практические занятия | - | |||||||
Контрольная работа «География Зарубежной Европы» | 1 | 1 | ||||||
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | 7 | 2 | |||||
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | ||||||||
Практические занятия | - | |||||||
Контрольная работа «География Зарубежной Азии» | 1 | 1 | ||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | - | |||||||
Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | ||||||||
Практические занятия | - | |||||||
Контрольная работа | - | |||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по выбору) | 2 | 1 | ||||||
Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |||||
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | ||||||||
Практические занятия | - | |||||||
Контрольная работа | - | |||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | - | |||||||
Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | ||||||||
Практические занятия | - | |||||||
Контрольная работа | - | |||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | - | |||||||
Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | ||||||||
Практические занятия№5 Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира. | 2 | 1 | ||||||
Контрольная работа «География населения и хозяйства Африки, Америки, Австралии и Океании» | 1 | 1 | ||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | - | |||||||
Раздел 7.Россия в современном мире 3ч. | ||||||||
Тема 7.1 Россия в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. | 2 | |||||||
Тема 7.2. Место России в мировом хозяйстве | Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 1 | ||||||
Практические занятия | - | |||||||
Контрольная работа | - | |||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Подготовка доклада «Особенности современного экономико-географического положения России», «Внешняя торговля товарами России». | 1 | |||||||
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | ||||||||
Тема 8.1 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |||||
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 1 | |||||||
Практические занятия№6 Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества. | 2 | 1 | ||||||
Контрольная работа | - | |||||||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся Подготовка доклада «Глобальная проблема изменения климата». | 2 | |||||||
Дифференцированный зачет | 1 | |||||||
Итого | 72 | |||||||
Максимальная учебная нагрузка - 108 Обязательная аудиторная учебная нагрузка - 72 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся - 36 |
2.3. Содержание профильной составляющей
№ занятий | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Раздел 1. Источники географической информации | ||||
1. | География как наука. Ее роль и значение в системе наук. | 1 | ||
Раздел 2. Политическое устройство мира | ||||
2. | Группировка стран по площади территории и численности населения. | 1 | ||
Раздел 3. География мировых природных ресурсов | ||||
3. | Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Географическая среда. | 1 | ||
4. | Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. | 1 | ||
Раздел 4. География населения мира | ||||
5. | Численность населения мира и ее динамика | 1 | ||
6. | Трудовые ресурсы и занятость населения. | 1 | ||
Раздел 5. Мировое хозяйство | ||||
7. | География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. | 1 | ||
Раздел 6. Регионы мира | ||||
8. | География населения и хозяйства Зарубежной Европы. | 1 | ||
9. | География населения и хозяйства Зарубежной Азии | 1 | ||
10. | География населения и хозяйства Африки | 1 | ||
11. | География населения и хозяйства Северной Америки | 1 | ||
Итого: | 11 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- доска для писания;
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- политическая карта
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет
Технические средства обучения: нет
3.2. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
1.Е.В.Баранчиков «География»,2013г
2.В.П.Максаковский «География»,2012 г
3.О.А.Петрусюк «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации», 2014г
Дополнительные источники
1.А.П.Олейник «География. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»,2014 г
2.А.Е.Фромбер «Экономическая и социальная география»,2011 г
3. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс,2014г
Перечень Интернет-ресурсов
1.www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло-педии).
2.www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
3.www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
4. www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений; - слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта; наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические название оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности, - применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран. - читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения - давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий; - составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников; - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; - давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона); - применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов; - сопоставлять географические карты различной тематики; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; - давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;
| Тестирование
тестирование Устный опрос практическое занятие практическое занятие |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда
Итоговая аттестация усвоенных знаний и освоенных умений | тестирование практическое занятие тестирование Устный опрос беседа Дифференцированный зачет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения | Формируемые универсальные учебные действия |
Современная политическая карта мира | 1 | Проблемное обучение | регулятивные | |
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. | 2 | Групповая работа с иллюстративным материалом | регулятивные | |
География населения мира | 3 | Составление и инсценировка диалогов | коммуникативные | |
4. | Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 1 | Проблемное обучение | регулятивные |
5 | Мировое хозяйство | 2 | Ролевая игра | коммуникативные |
6 | Региональная характеристика мира | 4 | Метод проектов | познавательные |
7 | Современные глобальные проблемы человечества | 2 | Проблемное обучение | регулятивные |
Всего | 15 | |||
Максимальная нагрузка | 108 | |||
Аудиторная нагрузка | 72 | |||
% использования активных и интерактивных форм и методов обучения | 21% |
Приложение 2
Тематика индивидуальных учебных проектов
№ п/п | Ф И О студента | Шифр группы | Тема проекта | Срок выполнения |
1. | 16 ДО | Новейшие изменения политической карты мира. | Декабрь 2016 | |
2. | 16 ДО | Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. | Декабрь 2016 | |
3. | 16 ДО | Типы природопользования в различных регионах и странах мира. | Декабрь 2016 | |
4. | 16 ДО | Особенности современного воспроизводства мирового населения. | Декабрь 2016 | |
5. | 16 ДО | Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. | Декабрь 2016 | |
6. | 16 ДО | Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. | Декабрь 2016 | |
7. | 16 ДО | Языки народов мира. | Декабрь 2016 | |
8. | 16 ДО | Современные международные миграции населения. | Декабрь 2016 | |
9. | 16 ДО | Особенности урбанизации в развивающихся странах. | Декабрь 2016 | |
10. | 16 ДО | Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. | Декабрь 2016 | |
11. | 16 ДО | Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. | Декабрь 2016 | |
12. | 16 ДО | Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. | Декабрь 2016 | |
13. | 16 ДО | Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
| Декабрь 2016 | |
14. | 16 ДО | Международный туризм в различных странах и регионах мира. | Декабрь 2016 | |
15. | 16 ДО | Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. | Декабрь 2016 | |
16. | 16 ДО | «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. | Декабрь 2016 | |
17. | 16 ДО | Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. | Декабрь 2016 | |
18. | 16 ДО | Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. | Декабрь 2016 | |
19. | 16 ДО | Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». | Декабрь 2016 | |
20. | 16 ДО | Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки. | Декабрь 2016 | |
21. | 16 ДО | Особенности современного экономико-географического положения России. | Декабрь 2016 | |
22. | 16 ДО | Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. | Декабрь 2016 | |
23. | 16 ДО | Особенности современного экономико-географического положения России. | Декабрь 2016 | |
24. | 16 ДО | Внешняя торговля товарами России. | Декабрь 2016 | |
25. | 16 ДО | Глобальная проблема изменения климата. | Декабрь 2016 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины. История для среднего профессионального образования.
Программа расчитана на 117 часов, обязательной аудиторной учебной нагрузки....
Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ
В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...
Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ
В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" среднего общего образования (авторы:А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
Рабочая программа предмета "РУсский язык" для среднего общего образования. Предназначена для учителей русского языка, работающих на 3 ступени образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....