Краеведение порождает чувство глубокого патриотизма
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Макеева Валентина Сергеевна

Изучение краеведения очень важно для формирования патриотизма у школьников, форирования мировоззрения на доступном и понятном материале малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_makeeva_vs.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине»

   Выполнила:                                                                                                 

                                                        Макеева Валентина Сергеевна

учитель истории и обществознания 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

                                                      с. Ириновка Новобурасского района Саратовской области»

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Я веду внеурочную деятельность в школе: кружок «Юный историк», краеведение, Историю Саратовского Поволжья, внеурочные мероприятия по памятным датам, событиям, проектную деятельность. Проектной деятельностью начинаю заниматься с учащимися с 5 класса и продолжаю до окончания ими 9 класса. С ребятами занимаемся поисковой деятельностью: ищем материал по нашим землякам, опрашиваем родственников, жителей села, собираем документы, фото, ищем материал в интернете на сайтах памяти, мемориал и др. С учениками моего класса, у которых я являлась классным руководителем и вела проектную деятельность, совместно с библиотекарем села, мы подготовили и провели час мужества о Героях Советского Союза-земляках нашей новобурасской земли. Мероприятие нашло отклик среди других учеников. Сценарием внеурочного мероприятия я  делюсь с коллегами-педагогами. Думаю материал пригодится каждому в работе как педагога, так и классного руководителя.

 Стараюсь дать достаточно полное целостное представление об историческом процессе Саратовской области, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. Роль краеведения возрастает, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

 Можно выделить следующие цели и задачи, которые выделяются в процессе изучения краеведения:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • организация экскурсий для детей (краеведческий музей р.п. Новые Бурасы и город Саратов, посещение Кудеяровой пещеры в селе Лох)
  • воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • расширение кругозора;
  • закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности информационных технологий.

Краеведение помогает воспитывать ответственность в своих поступках на примере земляков своей малой Родины, находить прекрасное в народном творчестве. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы: исследовательский, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала, посещение музеев.

Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим, и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.

 Час Мужества «Герои Советского Союза Новобурасского района»

Цели:

1. Расширять исторические знания детей о Великой Отечественной войне на примере жизни наших земляков- новобурасцев Героев Советского Союза

2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству

3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла

Задачи:

1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;

2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;

3. Формировать умение слушать окружающих.

- Сквозь кровь и пот,

Через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ,

через трупный смрад

Отстаивая право на свободу,

К Победе шел, Россия

Твой солдат.

И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату русскому дана

- Вед. 1: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о Героях войны, наших земляках.

-Вед.2: - Война буквально с первых минут, с первых часов своего начала узнала моральный облик советского воина, советского человека, что проявилось в его предсмертных словах: «Погибну за Родину, но живым врагу не сдамся!». Эту клятву повторяли в трагическую минуту тысячи человек, вставших грудью на защиту свободы и независимости нашей Родины.

Вероломный враг еще нигде и никогда не встречал такого ожесточенного сопротивления, как на советско – германском фронте, хотя до этого прошел он победным маршем почти всю Европу.

Так, Брестская крепость боролась с превосходящим противником 30 дней, Киев и Одесса – 73, Москва – более 90, Сталинград -163, Севастополь -250, и Ленинград -900 дней. Это и есть тот показатель мужества, стойкости, самоотверженности и героизма советского народа.

- Вед.1: - Вероломное нашествие фашистских захватчиков вызвало гнев и возмущение нашего народа. Германские вооруженные силы значительно превосходили силы нашей Армии, и наши войска вынуждены были отходить вглубь страны, оказывая ожесточенное сопротивление.

Героизм советских воинов, всех советских людей принял массовый характер, что явилось одним из главных источников победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

- Вед.2: - Несокрушимую стойкость и героизм проявили воины – пограничники, защитники Брестской крепости. Геройскими становились экипажи и подразделения, например, Николаевский десант. Семьи – брат и сестра Космодемьянские, Игнатовы, Глинки, Курзенковы и др.

Бессмертными стали имена комсомольцев «Молодой гвардии».

Трижды Героями Советского Союза стали летчики Покрышкин А.И., Кожедуб И.Н, маршал Жуков Г. К. (впоследствии – четырежды Герой).

Массовый героизм проявлен при проведении крупных операций и боев: 2,5 тыс. человек Герои Сов. Союза – в битве за Днепр, свыше 4200 Героев – при освобождении других стран и в боях за Берлин.

За годы войны Героями Сов. Союза стали свыше 2 тыс. летчиков, более 1800 артиллеристов и минометчиков, 1300 – танкистов

-Вед.1: - За героические подвиги в Великой Отечественной войне звание Героя Сов. Союза удостоены свыше 11 тыс. человек. Из них – 104 – дважды, трое – трижды.

292 земляка – саратовца получили это звание в годы войны. 102 из них не вернулись из боя. Трое стали дважды Героями Сов. Союза. Это маршал Крылов Н. И, маршал авиации Скоморохов Н. М. и генерал – лейтенант Шилин А. П.

6 Героев Сов. Союза дала Родине новобурасская земля. Расскажем о них подробнее.

- Чтец1: - Бочкарев Михаил Степанович  

Михаил Бочкарёв родился 1 августа 1904 года в селе Новые Бурасы. Окончил восемь классов школы.

В 1920—1925 годах Бочкарёв работал сапожником в артели «Союзкожпром». В 1925 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, служил инструктором Всевобуча. В 1931 году Бочкарёв окончил снайперское отделение курсов «Выстрел». К июлю 1938 года капитан Михаил Бочкарёв командовал батальоном 95-го стрелкового полка 32-й стрелковой дивизии1-й армии. Отличился во время боёв на озере Хасан.

В июле-августе 1938 года Бочкарёв шесть раз водил своих бойцов в атаку. Дважды — 6 и 8 августа — был легко ранен, но остался в бою. Вместе со своими бойцами он сумел занять сопки Заозёрная и Безымянная, захваченные японскими подразделениями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года за «отвагу и мужество, проявленные в боях с японскими захватчиками у озера Хасан» капитан Михаил Бочкарёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина за номером 3768. После учреждения медали «Золотая Звезда» 83-я по счёту медаль была вручена Бочкарёву.

После окончания боёв на Хасане командовал стрелковым полком. В 1940—1941 года Бочкарёв учился в Военной академии имени Фрунзе. Принимал участие в Великой Отечественной войне, был офицером штаба армии на Западном фронте. 28 июля 1941 года под городом Ельня Смоленской области получил тяжёлое ранение. После выздоровления был начальником военных училищ в Моршанске Тамбовской области и Пензе. В 1954 году в звании полковника Бочкарёв был уволен в запас.

За заслуги перед Родиной награжден орденами Ленина (1950), Красного Знамени (1945), Отечественной войны 2-й степени (1944), Красной Звезды (1944), медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и двумя юбилейными медалями.

Проживал в Саратове, Работал председателем областного совета общества охотников. скончался 20 октября 1974 года. Похоронен на саратовском Воскресенском кладбище. В Саратове Бочкарёву установлены памятник и мемориальная доска.

             - Чтец2: - Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое Выраженье.

Это изо дня в день лишь Блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного Обстрела;

Это – боль головная, что ломит  Висок;

Это – юность моя, что в окопах Истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных Ночевок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе Винтовок;

Это – в жизни короткий Последний рассвет

Над разрытой землей. И лишь как Завершенье –

Под разрывы снарядов, Под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле Сраженья.

                 (В.Занадворов «Ты не знаешь…)

Звучит песня «045. Е Агранович. Офицеры»

- Чтец3: - Буянов Виктор Николаевич  

Родился 18 ноября 1912 года в посёлке Вихляйка Саратовского уезда Саратовской губернии (ныне Новобурасский район, Саратовская область) в семье рабочего. Окончил среднюю школу в городе Петровске и поступил в Воронежский авиационный техникум, который закончил в 1934 году. Одновременно учился в аэроклубе. В том же году призван в Красную Армию. В 1937 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны — в действующей армии. К 15 июля 1943 года заместитель командира 146-го истребительного авиационного полка (7-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) майор В. Н. Буянов совершил 280 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и в составе группы — 5.

2 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего совершил 309 боевых вылетов, в 127 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 5 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил курсы начальников политотделов при Военно-воздушной академии, в1956 году — Военную академию Генерального штаба. С 1965 года — на ответственных должностях в войсках.

С 1971 года генерал-майор авиации В. Н. Буянов — в запасе.

Умер 14 июля 1976 года в Одессе на 64-м году жизни. Похоронен в Одессе на Таировском кладбище.

Имеет награды: Герой Советского Союза (1943); орден Ленина (1943); два ордена Красного Знамени; орден Отечественной войны I степени; орден Красной Звезды; медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и другие, а также чехословацкий «Военный крест» и польские медали «За освобождение Польши», «За Одру, Нису и Балтику».

- Чтец4: - Я рос как вся дворовая шпана –

                Мы пили водку, пели песни Ночью,-

             И не любили мы Сережку Фомина

             За то, что он всегда сосредоточен.

            Сидим раз у Сережки Фомина –

             Мы у него справляли наши  Встречи,-

             И вот о том, что началась война,

              Сказал нам Молотов в своей  Известной речи

В военкомате мне сказали:  «Старина,

Тебе броню дает родной завод  «Компрессор!»

Я отказался, - а Сережку Фомина

Спасал от армии отец его, Профессор.

Кровь лью я за тебя, моя страна,

И все же мое сердце негодует:

Кровь лью я за Сережку Фомина-

А он сидит и в ус себе не дует!

…Но наконец закончилась  Война –

С плеч сбросили мы словно  Тонны груза, -

Встречаю я Сережку Фомина –

А он Герой Советского Союза…

                (В.Высоцкий «Про Сережку Фомина )

 Звучит песня «058 М. Бернес. Огромное небо»

 - Чтец5: - Загороднев Василий Иванович

Василий Загороднев родился 29 декабря 1919 года в селе Лох Новобурасского района Саратовской области. После окончания девяти классов школы заведовал клубом в родном селе. В 1939 году Загороднев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Окончил Орджоникидзевское пехотное училище. С августа 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Северо-Кавказском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в битве за Кавказ, освобождении Крыма,  Белорусской ССР. В боях четырежды был ранен. К июлю 1944 года гвардии капитан Василий Загороднев командовал ротой противотанковых ружей62-го гвардейского отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 55-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 1-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Брестской области Белорусской ССР и Польши.

29 июля 1944 года под массированным вражеским огнём рота Загороднева переправилась через Западный Буг и совместно с артиллерийской батареей перерезала шоссе Брест-Варшава в районе села Зачепки на территории Польши. Противник предпринял несколько массированных контратак, но все они были успешно отражены. В боях Загороднев получил два ранения, но продолжал сражаться. Во время последней контратаки противник бросил против роты Загороднева 20 танков и самоходных орудий, а также около двух пехотных батальонов. Бойцы батальона нанесли ему большие потери. Когда у них кончились боеприпасы, они продолжали сражаться врукопашную, погибнув в полном составе. Подошедшие подкрепления довершили разгром немецких войск. Загороднев был похоронен со своими бойцами в братской могиле в деревне Чернавчицы Брестского района Брестской области Белоруссии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года гвардии капитан Василий Загороднев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина и Красной Звезды, медалью «За оборону Кавказа».

В честь Загороднева названы улицы в Саратове и Бресте. В родном селе герою установлен скульптурный памятник. Также памятный стенд с барельефным портретом Загороднева установлен в Бресте на аллее «Их именами названы улицы» (проспект Машерова)

- Чтец6: - На братских могилах

                   Не ставят крестов,

                   И вдовы на них не рыдают,

                   К ним кто –то приносит букеты цветов,

                   И вечный огонь зажигают.

 Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А ныне – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы,

Все судьбы в единую слиты.

А в вечном огне виден

 Вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск

              И горящий  рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

На братских могилах

             Нет плачущих вдов,

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах

            Не ставят крестов.

Но разве от этого легче?!

 Звучит песня 038. Э. Лобковский. Бери Шинель

- Чтец7: - Мороз Николай Никифорович  

Родился 28 декабря 1924 года в с. Славянке Новобурасского района Саратовской области. Украинец. После учебы в средней школе в сентябре 1942 года был призван в Красную Армию. Окончил Симферопольское пулемётно-минометное училище, которое дислоцировалось в Балакове.

Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Степном, 2-м, 3-м и 1-м Украинских фронтах. Принимал участие в освобождении Украины, Молдавии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Тяжело ранен в 1945 году. За боевые отличия награжден орденами Отечественной войны I и II степеней (1944), Красной Звезды (1944) и тремя медалями.

12 января 1945 года советские войска захватили Сандомирский плацдарм. В составе передовых подразделений был взвод минометчиков Мороза. 23 января взвод дошёл до Одера. Рота, к которой был причислен взвод, первой в полку форсировала реку. Бойцы Мороза часть реки преодолели вплавь и установили минометы на вражеском берегу. Противник был выбит с позиций, плацдарм для дальнейшего продвижения захвачен.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоено 27 июня 1945 года «За отвагу и мужество, проявленные при форсировании Одера, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки».

В послевоенные годы Мороз Николай Никифорович окончил Саратовский экономический институт и аспирантуру. Кандидат экономических наук. Жил в г. Ростове-на-Дону, работал в Ростовском институте народного хозяйства. Умер 23 мая 1971 года.

После смерти Николая Никифоровича его имя было присвоено школе села Черноморец Славянского округа. В Ростове-на-Дону на здании института, в котором работал Мороз установлена мемориальная плита.

- Чтец8: - Если я на поле ратном,

               Испустив последний стон,

               Упаду в огне закатном,

                Вражьей пулею сражен,

                 Если ворон, словно в песне,

                 Надо мною круг замкнет,-

                 Я хочу, чтоб мой ровесник

Через труп шагнул вперед.

Пусть ускорит он походку

Среди выжженной травы,

Пропотевшую пилотку

Не снимая с головы.

И, зажав винтовку твердо,

Отомстит за смерть мою,

За страдания народа

И за родину свою.

             (В. Чугунов)

 Звучит песня «103 М. Бернес. Полевая Почта»

-Чтец9: - Радаев Иван Александрович

Иван Александрович Радаев родился 23 февраля 1913 года в деревне Садовка Вольского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне село Балтайского района Саратовской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Русский. С детских лет с родителями жил в селе Новые Бурасы. Окончил начальную школу, затем сельскохозяйственный техникум. Работал в совхозе «Штурм». В 1935—1937 годах Иван Александрович проходил срочную службу в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии. После демобилизации вернулся на работу в совхоз. В 1939 году вступил в ВКП(б). Вскоре после начала Великой Отечественной войны его направили в Лизандергейский район, где до призыва на военную службу он работал заведующим фермой в мясомолочном совхозе № 105.

Вновь в Красную Армию И. А. Радаев был призван Краснокутским районным военкоматом Саратовской области осенью 1942 года. Окончил курсы младших лейтенантов.

Сражался впоследствии на Центральном и Белорусском фронтах. Принимал участие в Курской битве, освобождении Брянской и Черниговской областей, восточных районов Белоруссии. В боях за Днепр в районе Лоево Гомельской области принял на себя командование взводом, которому удалось захватить и удержать важную высоту после высадки на берег. Звание Героя Советского Союза Ивану Александровичу Радаеву было присвоено 30 октября 1943 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании рек Сож и Днепр. Также Радаев награждался орденами Ленина и Красной Звезды (за штурм Севска), медалью «За боевые заслуги». О присвоении высокого звания Героя Советского Союза Иван Александрович узнал уже в госпитале. В боях за плацдарм на правом берегу Днепра 15 октября 1943 года он был тяжело контужен и в бессознательном состоянии эвакуирован в госпиталь. Последствия контузии оказались очень тяжёлыми. После длительного лечения в различных медицинских учреждениях И. А. Радаев в 1945 году был комиссован из армии по инвалидности. Уволившись с военной службы, Иван Александрович вернулся в Саратовскую область.  Жил в городе Энгельсе. 6 апреля 1985 награжден Орденом Отечественной войны 1-й степени.  Умер Иван Александрович Радаев 24 апреля 1992 года.

Именем Героя Советского Союза И. А. Радаева названа улица в посёлке городского типа Новые Бурасы Саратовской области

-Чтец10: - Учила жизнь сама меня.

                 Она сказала мне,-

                  Когда в огне была броня,

                  И я горел в огне,-…

                           Я на земле всего одна,

                   И я не подведу.

                   Держись, сказала, за меня.

                   И, люк откинув, сам

                   Я вырвался из тьмы огня-

                    И вновь приполз к друзьям

                           (С. Орлов)

Звучит песня «044 Ю. Гуляев. На безымянной высоте»

- Чтец11: - Кликушин Александр Павлович

родился 23.11.1918г. в селе Леляевка ныне Новобурасского р-на Саратовской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944 г. Окончил 4 класса. Работал трактористом в колхозе. В Красной Армии с 1940 г.

       В боях Великой Отечественной войны с августа 1941г.

       Наводчик 76-мм пушки 100-го гвардии стрелкового полка (35-я гвардии стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии рядовой Кликушин в составе расчета 9.8.1944г. в бою за расширение плацдарма на левом берегу р.Висла в районе населенного пункта Магнушев (восточнее г.Варка, Польша) огнем из орудия прямой наводкой уничтожил большое количество гитлеровцев. Был ранен, но остался в строю.

       30.8.1944г. награжден орденом Славы 3 степени.

       Наводчик 120-мм миномета гвардии младший сержант Кликушин 14.01.1945г. при прорыве обороны противника на р.Радомка в районе населенного пункта Бжуза (25 км. северо-восточнее г.Радом, Польша) метким минометным огнем разрушил блиндаж, подавил 2 крупнокалиберных пулемета, проделал проход в проволочном заграждении противника.

       30.01.1945г. при отражении контратаки уничтожил пулемет и около 15 гитлеровцев.

       27.02.1945г. Александр Павлович награжден орденом Славы 2 степени.

       Наводчик 76-мм пушки гвардии сержант Кликушин 18.4.1945г. в бою в районе населенного пункта Требнитц (10 км. западнее г.Зелов, Германия) с открытой огневой позиции подавил 2 пулеметные точки и истребил свыше 20 солдат.

       23.4.1945г. в числе первых ворвался в Берлин, в уличных боях артиллерийским огнем расчищал путь для стрелковых подразделений.

       15.5.1946г. Кликушин Александр Павлович награжден орденом Славы 1 степени.

Высшими солдатскими наградами были ордена Славы III, II и I степеней. Этот орден был любовно назван «солдатским» орденом. На фронте говорили: «Чтобы стать полным кавалером ордена Славы, нужно трижды побывать на том свете и трижды воскреснуть!».

Если воин награждался орденами всех трех степеней, то он становился полным кавалером орденов Славы и приравнивался к званию Героя Советского Союза.      

В ноябре 1945г. Кликушин Александр Павлович демобилизовался. Вернулся в родное село. Работал в колхозе.

       Награжден орденом Красного Знамени, Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, медалями.

       Умер Александр Павлович 6.12.1978г.

- Чтец12: - Он опустился на станину,

Едва земли утихла дрожь.

Дым заволакивал долину,

Ложился копотью на рожь.

На гильзе солнце заиграло

Да было слышно в тишине,

Как пламя танки дожирало,

Гудя на вспученной броне.

Заглохли навсегда моторы.

А он сидел и жив, и цел,

Уже забыв про танк, который

Поймал в мутнеющий прицел.

            (Г. Глазов)

 Звучит песня 076 . Л. Утесов. Дорога на Берлин

- Чтец13: Кистаев Иван Васильевич  

Иван Кистаев родился 16 февраля 1916 года в селе Полчаниновка (ныне — Лопатинский район Пензенской области). В 1928 году он окончил пять классов школы-семилетки, в 1935 году — курсы ветеринаров, после чего работал ветсанитаром в колхозе в селе Малые Озерки Новобурасского района. В 1941 году он ускоренным курсом окончил курсы младших лейтенантов. Принимал участие в боях на Западном, Воронежском, Юго-Западном и 1-м Белорусском фронтах, дважды был тяжело ранен. К августу 1944 года гвардии старший лейтенант Иван Кистаев командовал 48-й отдельной разведротой 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Отличился во время освобождения Польши.

Звание Героя Советского Союза И.В. Кистаеву было присвоено 24 марта 1945 года за отвагу и мужество, проявленные во время боевых действий в составе разведывательного отряда в тылу противника, когда ему удалось добыть особо ценные документы врага и привести в расположение нашей воинской части 2 языков.

Был также награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими медалями.

В 1946 году в звании капитана Кистаев был уволен в запас. Проживал в Саратове. Умер 25 февраля 1968 года

-Чтец1: - Война закончилась, и пушки  Замолчали,

                  И годы сгладили великую беду.

-Чтец2: - И мы живем, и мы опять весну  Встречаем,

                  Встречаем День Победы – Лучший день в году.

-Чтец3: - Война закончилась. Но песней Опаленной

               Над каждым домом до сих пор она  Кружит.

-Чтец4: - И не забыли мы, что двадцать Миллионов

                Ушли в бессмертие, чтоб нам  С тобою жить.

-Чтец5: - Они исполнили солдатский долг  Суровый,

                И до конца остались Родине верны.

                И мы в историю заглядываем   Снова,

              Чтоб день сегодняшний измерить   Днем войны.

                                        (М. Ножкин)

- Вед1: - Я предлагаю вашему вниманию, ребята, как продолжение нашей темы, книжную выставку «Никогда не сотрутся даты этих подвигов боевых», книги на которой вы можете взять почитать.

(Обзор литературы)

-Вед.2: - На этом наше мероприятие закончилось, спасибо всем за внимание.

Звучит песня 094 К. Шульженко. Где же Вы Теперь, Друзья Однополчане)

Список использованных источников и литературы:

Бочкарев М.С. // Наше время. 14.04.2018. с. 3

Буянов В.Н. // Наше время. 28.04.2018. с. 3

Загороднев В.И. // Наше время. 28.04.2018. с. 3

Кистаев И.В. // Наше время. 14.02.2015. с. 2

Кликушин А.П. // Наше время. 12.05.2018. с. 4

Мороз Н.Н. / https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=151,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Радаев И.А. // Наше время. 05.05.2018. с. 5

Герои Отечества. Общественный проект Приволжского федерального округа   /  http://xn--c1aejxbfe9a.xn--p1ai/?id=3214

Всероссийский проект «Памяти Героев» / https://admnburasy.ru/pamyat.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание чувства гражданственности, патриотизма у обучающихся на уроках музыки».

Современное понимание патриотизма, гражданственности характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоа...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

К сожалению, в настоящее время общественная ситуация в России отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами. Происшед...

Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма.

Статья посвящена организации работы по литературному краеведению и освещению  личностного  результата проводимой работы....

«Литературное краеведение как средство воспитания патриотизма у обучающихся» (Методические рекомендации).

В данном материале рекомендуются методы и принципы воспитания патриотизма средствами элективного курса литературного краеведения в школе....