Разработка урока истории. Духовные ценности Древнего Востока
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок истории в 10 классе
УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015
Тема: Духовные ценности Древнего Востока
Используемая педагогическая технология: технология уровневого обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnye_tsennosti_drevnego_vostoka.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории
Учитель: Иващенко Л.Е.
Класс: 10
УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015
Тема: Духовные ценности Древнего Востока
Используемая педагогическая технология: технология уровневого обучения
Цель урока: узнать особенности восточных цивилизаций, культурного наследия Древнего Востока, предпосылки формирования древнейших цивилизаций, периодизацию Древней истории
Духовно-нравственный компонент урока: актуализация понятия «Духовные ценности»
Ключевые термины: «осевое время», ведизм, буддизм, конфуцианство
Наглядный материал:
Древний Китай Шан-Инь → Государство Чжоу (XI-III вв. д.н.э.) → Империя Цинь (221-206 гг. д.н.э.) Древнейшее государство «Осевое время» Империя Цинь Шихуана Конфуций Древняя Индия Веды → Зарождение буддизма(VI в. д.н.э.) → Империя Маурьев (317-180 гг. д.н.э.) Медный век Протест против обычаев Империя Ашоки Будда |
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся Базовый/углубленный уровень |
Проблематизация | Демонстрирует обучающимся фрагмент кинофильма «Конфуций» 00.10.00-00.11.00 без звука. Читает обучающимся фрагмент сочинения Конфуция Лунь Юй (см. приложение 1). Предлагает обучающимся сформулировать и записать в тетрадь ключевую мысль услышанных фрагментов а также согласиться или оспорить эту мысль. Предлагает обучающимся разрешить противоречие между идеями Конфуция и уровнем материальной культуры, увиденном в отрывке. | Формулируют и излагают в тетради тезисы из Лунь Юя. Высказывают аргумент в пользу / в опровержение записанного. / Определяют противоречие: Конфуций говорит о сохранении порядков прошлого; на экране демонстрируется город с высоким уровнем развития материальной культуры – дома, улицы, стены с воротами, школа. Высказываются о том, почему такое противоречие могло возникнуть |
Теоретическая часть | Знакомит обучающихся с термином «осевое время» (К.Ясперс). Предлагает следующее определение: период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское. Указывает на важность философских, рациональных идей в формировании первых государств: само государство представляет собой идею | Работают в группах по 5 человек. 4 группы – базовый, 1 – углубленный). Группы базового уровня приводят и разъясняют пример одного мифа, отражающего мировоззрение древнего человека (миф о сотворении мира, миф о богине-матери, миф об умирающем и возрождающемся боге, миф о Потопе, миф о Золотом веке, миф о спящем Короле и др.) и одну философскую концепцию или идею Древнего мира (Веды, Мир (Материя), Первоэлемент, Идея, Дух, Душа, Космос, Бытие). Группа углубленного уровня определяет общие признаки перечисленных мифов и общие признаки философских концепций (идей) |
Практическая часть | Предлагает обучающимся выделить из списка и зафиксировать в тетради те духовные ценности, которые были присущи цивилизациям Древнего Востока (см. приложение 2) | Записывают в тетради основные духовные ценности Древнего Востока / Записывают в тетради духовную ценность из списка, которая сохранила или утратила свое значение в современности. Свое мнение аргументируют при помощи исторических знаний |
Рефлексия | Предлагает обучающимся работу в парах: сформулировать и задать друг другу вопрос по теме урока | Формулируют и задают друг другу вопросы, отвечают на заданные вопросы |
Домашнее задание: прочитать материал §3 ИЛИ посмотреть фильм «Конфуций» реж. Ху Мэй (2010) и написать в тетради отзыв о фильме
Приложение 1
Учитель сказал:
— Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью.
Ю-цзы сказал:
— Использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию. Путь древних правителей был прекрасен. Свои большие и малые дела они совершали в соответствии с ритуалом. Совершать то, что нельзя делать, и при этом в интересах согласия стремиться к нему, не прибегая к ритуалу для ограничения этого поступка, – так поступать нельзя.
Приложение 2
Почтительность, хитрость, человеколюбие, инициативность, справедливость, уважение к старшим, креативность, безжалостность, покорность, воспитанность, добросовестность, телесная красота, законопослушность, корыстолюбие, трудолюбие, религиозность, достоинство, гуманность, презрение к мирским благам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 5 классе по теме: Поход А.Македонского на Восток.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ЭОРОбразовательная технология: урок построен на основе технологии критического мышления,с использованием приемов «ЗХУ» (З...
Конспект урока по истории на тему "Древний Восток" (5 класс)
Повторительно-оббобщающий урок по теме "Древний Восток" в форме игры-викторины с применением ИКТ....
История 5 класс Древний Восток 2 четверть тест с ответами
История 5 класс Древний Восток , контрольная работа 2 четверть, тест с ответами...
Контрольная работа по истории по теме "Древний Восток" для 5 класса
Контрольная работа по истории по теме "Древний Восток" для 5 класса...
Методическая разработка урока истории по теме: "Древнейший Рим"
В ходе урока дается представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; происходит знакомство с историей Древнего Рима и системой управления на ранних...
Разработка урока истории по теме «Древнейший Рим», 5 класс.
Данный материал содержит разработку урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим". Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: смешанный (сочетание урока-беседы и урока теорети...
Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Д...