Разработка урока истории. Духовные ценности Древнего Востока
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Урок истории в 10 классе

УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015

Тема: Духовные ценности Древнего Востока

Используемая педагогическая технология: технология уровневого обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnye_tsennosti_drevnego_vostoka.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Учитель: Иващенко Л.Е.

Класс: 10

УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015

Тема: Духовные ценности Древнего Востока

Используемая педагогическая технология: технология уровневого обучения

Цель урока: узнать особенности восточных цивилизаций, культурного наследия Древнего Востока, предпосылки формирования древнейших цивилизаций, периодизацию Древней истории

Духовно-нравственный компонент урока: актуализация понятия «Духовные ценности»

Ключевые термины: «осевое время», ведизм, буддизм, конфуцианство

Наглядный материал:

Древний Китай

Шан-Инь  Государство Чжоу (XI-III вв. д.н.э.)  Империя Цинь (221-206 гг.  д.н.э.)

Древнейшее государство          «Осевое время»    Империя Цинь Шихуана

Конфуций

Древняя Индия

Веды  Зарождение буддизма(VI в. д.н.э.)  Империя Маурьев (317-180 гг. д.н.э.)

Медный век     Протест против обычаев   Империя Ашоки

Будда

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Базовый/углубленный уровень

Проблематизация

Демонстрирует обучающимся фрагмент кинофильма «Конфуций» 00.10.00-00.11.00 без звука. Читает обучающимся фрагмент сочинения Конфуция Лунь Юй (см. приложение 1). Предлагает обучающимся сформулировать и записать в тетрадь ключевую мысль услышанных фрагментов а также согласиться или оспорить эту мысль. Предлагает обучающимся разрешить противоречие между идеями Конфуция и уровнем материальной культуры, увиденном в отрывке.

Формулируют и излагают в тетради тезисы из Лунь Юя. Высказывают аргумент в пользу / в опровержение записанного. / Определяют противоречие: Конфуций говорит о сохранении порядков прошлого; на экране демонстрируется город с высоким уровнем развития материальной культуры – дома, улицы, стены с воротами, школа. Высказываются о том, почему такое противоречие могло возникнуть

Теоретическая часть

Знакомит обучающихся с термином «осевое время» (К.Ясперс). Предлагает следующее определение: период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское.

Указывает на важность философских, рациональных идей в формировании первых государств: само государство представляет собой идею

Работают в группах по 5 человек. 4 группы – базовый, 1 – углубленный). Группы базового уровня приводят и разъясняют пример одного мифа, отражающего мировоззрение древнего человека (миф о сотворении мира, миф о богине-матери, миф об умирающем и возрождающемся боге, миф о Потопе, миф о Золотом веке, миф о спящем Короле и др.) и одну философскую концепцию или идею Древнего мира (Веды, Мир (Материя), Первоэлемент, Идея, Дух, Душа, Космос, Бытие). Группа углубленного уровня определяет общие признаки перечисленных мифов и общие признаки философских концепций (идей)

Практическая часть

Предлагает обучающимся выделить из списка и зафиксировать в тетради те духовные ценности, которые были присущи цивилизациям Древнего Востока (см. приложение 2)

Записывают в тетради основные духовные ценности Древнего Востока / Записывают в тетради духовную ценность из списка, которая сохранила или утратила свое значение в современности. Свое мнение аргументируют при помощи исторических знаний

Рефлексия

Предлагает обучающимся работу в парах: сформулировать и задать друг другу вопрос по теме урока

Формулируют и задают друг другу вопросы, отвечают на заданные вопросы

Домашнее задание: прочитать материал §3 ИЛИ посмотреть фильм «Конфуций» реж. Ху Мэй (2010) и написать в тетради отзыв о фильме

Приложение 1

Учитель сказал:

— Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью.

Ю-цзы сказал:

— Использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию. Путь древних правителей был прекрасен. Свои большие и малые дела они совершали в соответствии с ритуалом. Совершать то, что нельзя делать, и при этом в интересах согласия стремиться к нему, не прибегая к ритуалу для ограничения этого поступка, – так поступать нельзя.

Приложение 2

Почтительность, хитрость, человеколюбие, инициативность, справедливость, уважение к старшим, креативность, безжалостность, покорность, воспитанность, добросовестность, телесная красота, законопослушность, корыстолюбие, трудолюбие, религиозность,  достоинство, гуманность, презрение к мирским благам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 5 классе по теме: Поход А.Македонского на Восток.

Тип урока:  урок формирования и совершенствования знаний с использованием ЭОРОбразовательная технология: урок построен на основе технологии критического мышления,с использованием приемов «ЗХУ» (З...

Конспект урока по истории на тему "Древний Восток" (5 класс)

Повторительно-оббобщающий урок  по теме "Древний Восток" в форме игры-викторины с применением ИКТ....

История 5 класс Древний Восток 2 четверть тест с ответами

История 5 класс Древний Восток , контрольная работа  2 четверть,   тест с ответами...

Контрольная работа по истории по теме "Древний Восток" для 5 класса

Контрольная работа по истории по теме "Древний Восток" для 5 класса...

Методическая разработка урока истории по теме: "Древнейший Рим"

В ходе урока дается представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; происходит знакомство с историей Древнего Рима и системой управления на ранних...

Разработка урока истории по теме «Древнейший Рим», 5 класс.

Данный материал содержит разработку урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим". Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: смешанный (сочетание урока-беседы и урока теорети...

Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Д...