Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему
На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отмечено резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц. Обучение для детей с нарушением интеллекта более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Однако для продвижения такого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение.
Целью воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) учреждениях является приобретение практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим в обществе.
Основная задача для детей с нарушением интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Одна из таких возможностей – занятия физической культурой, которая является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушением интеллекта. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционные - компенсаторные и лечебно- оздоровительные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statiya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с умственной отсталостью, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных особенностей, на интеграцию личности. На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов
Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отмечено резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц. Обучение для детей с нарушением интеллекта более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Однако для продвижения такого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение.
Целью воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) учреждениях является приобретение практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим в обществе.
Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально-трудовой адаптации в общество относится к числу важнейших задач специального образования Республики Башкортостан.
Л.С. Выготский писал, что при нарушении умственного развития главным и ведущим неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка. Это внутренние биологические признаки умственной отсталости.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (восприятии, мышлении, памяти, воображения, речи, внимания). Страдает эмоционально-волевая сфера, моторика и развитие личности в целом.
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта предполагает воздействие на все психические процессы, сглаживая, выравнивая их, решая, таким образом, образовательные, воспитательные, коррекционные и социально—правовые задачи школьного обучения.
Основная задача для детей с нарушением интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Одна из таких возможностей – занятия физической культурой, которая является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушением интеллекта. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционные - компенсаторные и лечебно- оздоровительные задачи.
Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Все крупные специалисты в области педагогики придавали большое значение двигательному режиму. Ученые рекомендуют педагогам использовать движение как, важнейшее средство умственного развития детей
Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом сохранных возможностей в развитии ребенка и опорой на зоны ближайшего развития воспитанников. Например, развитие игровой деятельности, как доминирующей деятельности младшего школьного возраста – является ближайшей зоны развития .
Двигательные нарушения в структуре развития умственно отсталого ребенка являются первичными, т.к. обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. Это положение имеет первостепенное значение при выборе педагогических средств и методов коррекции недостатков двигательной сферы детей с нарушением интеллекта. Для этого используются соответствующие упражнения с целью их коррекции, активно развивая при этом сохранные двигательные возможности.
Существуют несколько программ по физическому воспитанию детей отклонениями в развитии, которые отвечают этим требованиям.
А.А.Дмитриев «Физическая культура в специальном образовании»
В.В.Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 1-4 классы»
Руководитель Н.М. Бгажнокова. А.А.Дмитриев, И.Ю. Жуковин, С.И. Веневцеа «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы »
А.Р.Маллер «Дети с умеренной умственной отсталостью»
Развитие двигательных активности у воспитанников по физическому развитию с нарушением интеллекта должны быть направлены на решение 2- задач:
- задачи, общие для всех школьных учреждений;
- специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений;
При обучении воспитанника, важное значение имеет зрительно-наглядная информация, комплексный подход, при котором специфические задачи решаются не только на уроках, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток, игр и т.д. А также в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальный подход к воспитанникам в двигательном нарушении, в развитии двигательных качеств, в индивидуальном дозировании нагрузки. Другим направлением индивидуализации является дифференцированный подход к воспитанникам в процессе их физического воспитания.
На основании данных медосмотра, в нашей школе большая часть воспитанников по состоянию здоровья имеют подготовительную медицинскую группу (незначительное отклонение в состоянии здоровья, но и при этом не достаточно физически развиты). И для динамики их физического развития на сегодняшний день, отсутствуют критерии оценки деятельности школ по показателям здоровья детей.
Но, в настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления и коррекционного развития аномального ребенка средствами физической культуры. Одной из таких технологий (по рекомендации А.А. Дмитриева) мы используем в нашей школе – «Паспорт здоровья и физического развития воспитанника», который дает возможность вести педагогу контроль за состоянием здоровья и физического развития воспитанника. Содержанием паспорта являются показатели физического развития двигательных способностей, которые регистрируются дважды в год (сентябрь, май) и заносятся в паспорт, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом также дважды в год. Паспорт здоровья вкладывается в личное дело ребенка, что позволяет в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровья.
Результаты данного «паспорта» позволяет ученику видеть себя со стороны и сравнивать со сверстниками, служит стимулом повышения своих результатов, самостоятельной работы над собой, формирует привычки и склонности к систематическим занятиям физической культуры, стремлению к здоровому образу жизни, позволяет родителям увидеть физическое развитие своего ребенка в сравнении с другими детьми.
А также обучение может быть разно уровневым. Начали широко практиковаться дополнительные образование (кружки, творческие клубы, физкультурные спортивные программы, медико-реабилитационные центры, отдельные направления адаптивной физической культуры).
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме: «Формирование правильной осанки и исправление ее нарушений на уроках физической культуры»
Цель проекта: использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования правильной осанки и исправление ее дефектов у школьников.Задачи проекта:· воспитан...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями
. На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионовДанна...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Формирование социальных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
В статье раскрыты процессы социализации обучающихся с умственной отсталостью. На уроках биологии успешно используются ряд педагогических приемов для социализации, для включения обуча...
Методическая разработка "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения".
Выступление на МО учителей основной школы "Формирование личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучающего чтения"....
ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
В статье рассматриваются проблемы и опыт работы с детьми имеющими умственную отсталость лёгкой степени, что является также актуальным как и для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости....