Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»
план-конспект урока по истории (10 класс)
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)» (учебник под ред. А.В. Торкунова: М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. История России, 10 класс. В 3-х частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017, §21).
Данный урок является 2-м по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)» и предполагает знакомство детей с положением на фронтах в начале войны. Он посвящен положению в тылу и прежде всего его социально психологическому аспекту. На нем на основе анализа различных источников информации (отрывок речи И.В. Сталина, фоно документ (песня), плакат) выясняется отношение народа к начавшейся войне, взаимоотношения государства и народа, психологические истоки героизма тружеников тыла.
Материал предназначен для учителей истории, изучающих с учениками на уроках историю Великой Отечественной войны. Также данная разработка может стать основой для внеклассного мероприятия, посвященного патриотическому воспитанию. Структура и методы соответствуют требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_vstavay_strana_ogromnaya.docx | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: история
Класс: 10 класс.
Тема урока: Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: элементы проблемного обучения.
Оборудование: компьютер, экран (мультимедийная доска), колонки.
Дидактическое обеспечение: аудиофайлы (речь Сталина И.В. 3 июля 1941 г., «Священная война» Александрова А.В., Лебедева-Кумача В.И.), карточки для проверки домашнего задания, карточки с текстами лозунгов, речи Сталина И.В. (для слепых - шрифтом Брайля), учебник, плакат «Родина-мать зовёт».
Ссылка на материалы (медиа файлы) к уроку: https://disk.yandex.ru/d/kT3v6glBkw7Cyw
Цель урока: сделать самостоятельно с помощью подлинных документов вывод об истоках патриотизма советских людей в годы Великой Отечественной войны, оценить успешность государственной пропаганды, проводимой в том числе и средствами искусства, в успешности мобилизации сил страны на отпор врагу. |
Коррекционная составляющая урока: формирование новых и уточнение имеющихся представлений, развитие слухового восприятия, использование в образовательной деятельности сохранных анализаторов, коррекция и развитие внимания, логического мышления, произвольной и непроизвольной памяти и связной речи, эмоционально-волевой сферы. |
Планируемые результаты: |
предметные:
|
метапредметные:
|
личностные:
|
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Проверка домашнего задания | ||||
- Какие события стали предметом нашего изучения на прошлом уроке? - Я предлагаю вашему вниманию карточки с рядом утверждений. Подпишите каждый свою карточку и отметьте верные утверждения. - Обменяйтесь карточками. Какие утверждения надо было отметить как верные? - Всего верных утверждений было … . Оцените работу одноклассника: если все верные утверждения найдены, ставьте «5», если …. . Какие отметки вы поставили? | - На прошлом уроке мы изучали ход военных действий на фронтах Великой Отечественной войны до осени 1942 г. Карточка: - ? | |||
Мотивационный этап | ||||
- Как в целом можно охарактеризовать положение на фронте, сложившееся к осени 1942 года? - Попробуйте поставить себя на место бойца Красной Армии. Какой он мог видеть свою роль на фронте? Что думал он о настоящем? - Что могло поддержать его дух, его силы, его готовность сражаться до победы? | - В целом не очень благополучное. - Каждый солдат понимал, что он является опорой советской власти, пусть и самым маленьким, но звеном единой цепи. Настроение могло колебаться от «все пропало» до твердой уверенности в победе. - Признание командирами его заслуг, его мужества, письма из дома, поддержка друзей. | |||
Определение темы урока | ||||
- Значит, успехи на фронте зависят не только от достаточного количества оружия, но еще и от того, какое настроение царит в армии, а оно в значительной степени определяется тем, что происходит в тылу. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? | - Что происходило в тылу? | |||
Актуализация знаний по предложенной теме и выявление затруднения | ||||
- Как, по вашему мнению, жил тыл? - Получается, что мы не можем точно ответить на несколько вопросов: что следует называть тылом, чем занимались люди в тылу, какое настроение царило среди них. Какой будет цель нашего урока? | - Нормально жил, там же войны не было. - Плохо жили люди, голод был. - В Ленинграде вообще блокада была. А Ленинград – это тыл или нет? - Узнать о состоянии тыла в начале Великой Отечественной войны, научиться извлекать информацию из источников различного типа. | |||
Целеполагание и планирование деятельности | ||||
- Давайте спланируем нашу работу. Подумаем, какие шаги нужно сделать, чтобы выполнить задуманное. Жизнь в тылу. Что мы с вами могли и хотели бы об этом узнать? | Что люди думали и чувствовали? Что они делали для Победы? | |||
Открытие нового знания | ||||
- Какая роль отводится людям, находящимся в тылу, во время боевых действий? - Прочитайте лозунги, которые были очень популярны в годы войны и установите, правильно ли вы ответили на вопрос? - Чему была посвящена жизнь работников тыла в годы войны? | - Работать, поддерживать тех, кто на фронте. - Лозунги:
- Дать фронту всё необходимое, порой отрывая от себя и детей. | |||
- Такие важные требования адресовал советским людям, находящимся в тылу, И.В. Сталин. Народ с первого дня войны ждал его слова, но впервые после начала войны он выступил по радио лишь 3 июля 1941 г. Весть об объявлении войны 22 июня прозвучала от В.М. Молотова. Из неё запомнились только финальные лозунги, а речь Сталина помнили долго. Как вы думаете, почему? - Как вы думаете, что хотели услышать люди? Что они хотели знать? - Сталин, обладая чутьем талантливого политика, понял, что в этой речи не отделаешься одними пропагандистскими штампами, здесь необходимо проявить уважение к народу и сказать ему правду, пусть тяжелую и горькую. И народ услышал от своего вождя то, что ожидал услышать и даже нечто неожиданное. Что же это было? Слушая архивную запись этой речи, следите за её содержанием по карточкам, на которых записаны самые важные отрывки и попробуйте найти подтверждение моим словам. - Нашли ли вы в речи ответы на вопросы, которые задавали себе граждане СССР? Какие это ответы? - Заметьте интересный факт: «братьями и сестрами» называют друг друга верующие-христиане. Сталин, в молодости учившийся в духовной семинарии на священника, а теперь большевик и атеист, употребляет эту церковную формулу, известную большинству тогдашних людей, особенно старших поколений. Зачем? | - От него как от вождя государства ждали чего-то важного в такой ситуации и, видимо, он это сказал. - Во-первых, что происходит на самом деле? Насколько ситуация серьезна? Люди хотели знать правду. И они хотели услышать это от лидера государства и народа, которому почти все они верили. Во-вторых, - что это значит для страны и для них? И, в-третьих, что теперь делать? Ссылку на речь см. в конце документа. - Отрывки из речи:
- Положение очень тяжелое (сказал правду). Эта война – война за само существование народов СССР, им грозит порабощение. Победа будет достигнута, но для нее все должны быть готовы на великие жертвы. Нужно полностью перестроить работу и жизнь ради будущей победы). - «Братья и сестры» - это общая беда для всех, вождь с народом, он – их брат. | |||
- Речь главы государства запомнилась всем гражданам, её содержание отложилось в их умах. А вот дорогой к сердцам советских людей стала особенная песня – «Священная война». Прослушайте ее и скажите, не видите ли вы связи между этой песней и речью И.В. Сталина? Если видите, то в чем она? - Прослушайте короткое сообщение, подготовленное вашим одноклассником, и скажите, какое значение для страны она имела. - Какую роль сыграла песня «Священная война» для фронта и – что сегодня для нас главное - тыла? | Ссылку на песню см. выше (материалы). - В ней те же мысли, тот же дух, что и в речи. Эта песня – речь Сталина, воплощенная в музыку и стихи. Желательно сообщение об истории данной песни, заранее подготовленное одним из учеников. - Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов. - Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. Она вдохновляла тружеников тыла на то, чтобы, невзирая на тяготы и лишения, отдавать все свои силы работе. | |||
- Итак, жизнь всей страны теперь переходит на военный лад. В тылу не живут так, как раньше, до войны. В тылу тоже сражаются, вернее готовят все, чтобы было чем сражаться на фронте. Сейчас я расскажу о перестройке экономики на военный лад. Ваша задача – услышать и записать термины, относящиеся к этому процессу.
- Какие термины вы записали? - О чём свидетельствует их появление? - Как труженики тыла справились с задачей вооружения армии? | - Государственный комитет обороны, Совет по эвакуации, эвакуация, мобилизация (мобилизованные). - ? | |||
- В начале урока мы говорили, что солдаты на фронте ждали участия тыла: и оружия, и слов поддержки. Но тыл не только отдавал, он еще и требовал. Рассмотрите плакат «Родина-мать зовёт», написанный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года, или прослушайте его описание. Почему художник выбрал именно такое изображение для своего плаката?
- Кого и почему изобразил на плакате художник? |
- Он изобразил в образе Родины женщину-мать, которая проводила своего сына на фронт, а сама осталась работать в тылу. Она требует, чтобы сын не был трусом и, если потребуется, честно отдал свою жизнь за Родину. | |||
- Как видите, государство, устами своего руководителя, призывает народ к максимальному напряжению всех сил. Ему вторят деятели искусства. Но действительно ли ситуация была настолько серьезной? Может быть, И.В. Сталин сгустил в своей речи краски, объявив, что в народам СССР грозит порабощение? Ответьте сами на этот вопрос, познакомившись с маленьким отрывком из исторического документа – замечаний рейхсфюрера SS Генриха Гиммлера к Генеральному плану «Ост» (плану освоения завоеванных территорий на востоке). Вы найдёте его в учебнике §20 п. 2, стр. 28. - Прав ли был И.В. Сталин в своей речи? Угрожала ли народам и национальностям СССР опасность? Какая? | Отрывок:
- Гитлеровцы собирались не только победить и разрушить государство, но уничтожить народ, его культуру, традиции и превратить в рабов людей, которых они считали неполноценными. | |||
- Конечно, простые люди и даже сам Сталин не читали этого секретного немецкого документа, но нацисты действовали в духе этой своей идеологии, и очень скоро это стало видно всем. | ||||
Первичное закрепление нового знания. | ||||
- Что из намеченного плана нам удалось сделать на уроке? - Теперь давайте закрепим то, что мы узнали. Для этого попробуйте разъяснить смысл двух лозунгов, которые я приводил вам выше: «Все для фронта, все для победы!» и «В тылу как на фронте!». | - Изучили документы, прослушали архивные записи, узнали информацию о том, что такое «тыл», что делали в тылу и зачем. - Первый лозунг значил, что нет ничего важнее победы над врагом, для нее нужно отдать все силы. Это потому, что проиграть в этой войне для людей значило потерять все перестать быть собой, превратиться в рабов. - Второй лозунг означал, что мирная жизнь закончилась, что нужно работать так же, как сражаются солдаты на фронте, с полной самоотверженностью. | |||
- А теперь давайте обобщим то, что узнали и сделаем вывод. Итак, СССР сумел превзойти в военном производстве мощнейшую экономику нацистской Германии, на которую еще работала большая часть Европы. Почему же это стало возможно? Что помогло этому? | - Полная централизация, жесткая дисциплина, сознательная готовность тружеников тыла героически работать для победы над врагом. | |||
Рефлексия | ||||
- Какой была наша цель? Достигли ли мы её? - Кто из вас на вопрос иностранца, мало знающего об истории Великой Отечественной войны: «Почему в России даже людей, находившихся в годы войны в тылу, считают героями?» - знает теперь ответ? Кто по-прежнему затруднился бы ответить? | - Да. Ученики по очереди высказывают свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории в 9 классе по теме Начало Великой отечественной войны
Уро предназначен для изучения первого часа по разделу Великая Отечественная война. Урок содержит видео и аудиоматериал....
Презентация к уроку истории в школе VIII вида .Тема "Окончание Великой Отечественной войны"
Презентация к уроку истории в школе VIII вида .Тема "Окончание Великой Отечественной войны"...
Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"
Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...
Урок истории России в 9 классе по теме «Великая Отечественная война. Итоги»
Продолжительность урока – 45 минут.Класс: 9Технологии: системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение.Тип урока: комбинированный урок. Задачи для учителя: повторить свед...
Мастер-класс на тему: «Начало Великой Отечественной войны – современное видение»
Цель мастер-класса: стремление найти общие подходы в использовании исторических фактов в ходе образовательной деятельности во время изучения темы «Начало Великой Отечественной войны»....
Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г."
Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г." Презентация соотвествует аналогичному названию параграфа в учебни...