Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Урок с применением ИКТ. Цель урока:
Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.
2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
3) Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы.
4) Воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории России.
9 класс
Начало Великой Отечественной войны.
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.
2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
3) Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы.
4) Воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы:
- Видеофрагмент «Начало В О в» слайд 3.
- Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?
- “ Гитлеровский план Барбаросса”. 4 слайд
Осуществление плана “Барбаросса” началось на рассвете 22 июня 1941г. широкими бомбардировками с воздуха крупнейших промышленных и стратегических центров, а также наступлением сухопутных войск Германии и её союзников по всей европейской границе СССР (на протяжении 4,5 тыс. км). За несколько первых дней немецкие войска продвинулись на десятки и сотни километров. На центральном направлении в начале июля 1941г. была захвачена вся Белоруссия и немецкие войска вышли на подступы к Смоленску. На северо-западном – занята Прибалтика, 9 сентября блокирован Ленинград. На юге гитлеровские войска оккупировали Молдавию и правобережную Украину. Таким образом, к осени 1941г. был осуществлен гитлеровский план захвата огромной территории Европейской части СССР.
Стремительное наступление германских войск на советском фронте и их успехи в летней компании объяснялись многими факторами объективного и субъективного характера. Германия имела значительные преимущества в экономическом и военно-стратегическом планах. На начальном этапе войны они использовали не только свои, но и ресурсы союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы для нанесения удара по Советскому Союзу. Гитлеровское командование и войска имели опыт ведения современной войны и широких наступательных операций, накопленных на первом этапе Второй Мировой войны. Техническое оснащение вермахта (танки, авиация, средства связи и др.) значительно превосходило советское в подвижности и маневренности.
- Соотношение сил. 5 слайд.
Заполнение таблицы в группах
Соотношение сил
Силы и средства | СССР | Германия | |
Численность вооруженных сил | 5,7 млн человек | 7,3 млн человек | |
Орудия и минометы | Ок. 120 тыс. | Ок. 72 тыс. | |
Танки | Ок. 19 тыс. | Ок. 6 тыс. | |
Самолеты | Ок. 16 тыс. | Ок. 6 тыс. | |
Качество подготовки вооруженных сил | Низкое | Высокое |
Соотношение сил на границе
Силы и средства | СССР | Германия |
Численность вооруженных сил | 2,7 млн человек | 5,5 млн человек |
Орудия и минометы | 37 тыс. | 47 тыс. |
Танки | 1,5 тыс. | 3,5 тыс. |
Самолеты | 1,5тыс. | 5 тыс. |
Качество подготовки вооруженных сил | Низкое | Высокое |
Советский Союз, не смотря на прилагаемые в годы третей пятилетки усилия, не завершил свою подготовку к войне. Перевооружение Красной Армии было не законченно. Военная доктрина предполагала ведение операции на территории противника. В связи с этим оборонительные рубежи на старой советско-польской границе были демонтированы, а новые создавались не достаточно быстро. Крупнейшим просчетом И.В. Сталина оказалось его неверие в начало войны летом 1941 г. поэтому вся страна и, в первую очередь, армия, её руководство не были подготовлены к отражению агрессии. В результате в первые дни войны была уничтожена прямо на аэродромах значительная часть советской авиации. Крупные соединения Красной Армии попали в окружение, были уничтожены или захвачены в плен.
Периодизация. Слайды 6-7
Мобилизация. Слайд 9.
22июня в 12 часов нарком иностранных дел Молотов Вячеслав Михайлович выступил с обращением по радио . О чём он говорил?
Работа с документом по группам
включить проигрыватель
Сразу после нападения Германией Советское правительство провело крупные военно-политические и экономические мероприятия для отражения агрессии. 23 июня была образованна Ставка Главного командования. 10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. В неё вошли И.В. Сталин (назначенный Главнокомандующим и ставший вскоре наркомом обороны), В.М. Молотов, С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников и Г.К Жуков. Директивой от 29 июня Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) поставили перед всей страной задачу мобилизовать все силы и средства на борьбу с врагом. 30 июня был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший всю полноту власти в стране. Коренным образом была пересмотрена военная доктрина, выдвинута задача организовать стратегическую оборону, измотать и остановить наступление фашистских войск. Крупномасштабные мероприятия были проведены по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации населения в армию и на строительство оборонительных рубежей.
А как жители нашего края встали на защиту своей Родины?
Слайд 11. В конце июня – первой половине июля 1941г. развернулись крупные оборонительные приграничные сражения (оборона Брестской крепости и др.).
Наши земляки показали величайшие сплочение, лютую ненависть к поработителям, готовность биться до полного их уничтожения захватчиков на нашей земле.
На состоявшихся в первые дни войны митингах и собраниях самарцы клялись не жалеть сил для победы над врагом, давали слово самоотверженным трудом обеспечить фронт всем необходимым.
Патриотизм волжан проявлялся прежде всего в стремлении с оружием в руках защищать свободу и независимость Родины. Только за 3 первых дня из Куйбышевской области поступило около 10 тыс. заявлений о добровольном зачислении в Красную армию .
В июле 1941 года в области началось формирование народного ополчения, которое сыграло значительную роль в пополнении Красной Армии в первые месяцы войны. На 25 августа 1941 года в народное ополчение только в г.Куйбышеве вступили 16 842 человека. Они составили 9 полков и 3 отдельных батальона.
Во всех городах и селах 70 тысяч добровольцев народного ополчения несли караульную службу, охраняя мосты, дороги, колхозные и совхозные поля, нефтехранилища, телефонные линии. Для усиления охраны железной дороги им. В.В.Куйбышева было создано 179 дружин.
12. 14-15
Причины поражения Красной армии.
Слайды 16, Рассказ учителя о блокаде Ленинграда.
Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого города – одного из символов революции 1917г. Гитлер рассчитывал на то, что для Красной Армии и боевого духа всего советского народа с нападением Ленинграда “может наступить полная катастрофа”. До войны в Ленинграде проживало более 3 млн. человек. С начала войны и до начала блокады были эвакуированы 636 тыс. человек. 8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира. В тот же день вражеской авиацией были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием.
Ранняя зима принесла тяжелое испытание защитникам города – страшный холод. Расчет врага делался на начало в городе голодных бунтов. Однако этого не произошло. Самым тяжелым временем в обороне Ленинграда стала зима 1941/42 г.
Выдержать ее защитники смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозили население. С 20 ноября 1941 г. по конец апреля 1942 г. по Дороге жизни было доставлено в город 262 тыс. тонн продовольствия. За весь период из Ленинграда было вывезено около 1 млн. человек. Многие из них погибли во время бомбежек трассы.
Всего от голода, болезней, бомбежек, погибло около 1 млн. ленинградцев. Но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу.
Лишь в январе 1943 г. блокада города была прорвана и по отбитому у врагов коридору шириной всего 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьем для промышленных предприятий, вооружением для его защитников.
Смоленское сражение слайд 17, С 16 июля по 15 августа на центральном направлении продолжалась оборона Смоленска.
Захват Киева слайд 18
На юге до сентября 1941г. велась оборона Киева, до октября – Одессы.
Упорное сопротивление Красной Армии летом – осенью 1941г. сорвало гитлеровский план молниеносной войны. Вместе с тем захват фашистским командованием к осени 1941г. огромной территорий СССР с её важнейшими промышленными центрами и зерновыми районами являлся серьезной потерей для Советского правительства.
Работа по решению проблемно задания.
1 группа. В первые месяцы германские войска нанесли ряд крупных поражений советским войскам. Выберите и прикрепите на магнитах причины.
2 группа. Выберите и прикрепите к доске всё то, что повлияло на быстрое продвижение немецких армий в глубь территории СССР.
3 группа
Героическое сопротивление каких городов сорвало гитлеровский план молниеносной войны?
Выберите листы с названием городов и прикрепите их к доске.
4 группа. Расположите на доске в хронологической последовательности события 1941 года.
Слайд 20. Битва за Москву
Вводные слова учителя по теме: “Битва за Москву”.
В конце сентября – начале октября 1941г. началась немецкая операция “Тайфун”, нацеленная на взятие Москвы. Первая линия советской обороны была прорвана на центральном направлении 5-6 октября. Пали Брянск и Вязьма. Вторая линия под Можайском на несколько дней задержала германское наступление. 10 октября командующим Западным фронтом был назначен Г.К. Жуков. 19 октября в столице было введено осадное положение.
Слайд 21 видео
22 видео
Ценой больших потерь удалось остановить продвижение немецко-фашистских войск под Москвой и окончательно сорвать план Гитлера.
Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, по и собрать силы для перехода в контрнаступление на стратегически важном московском направлении. Кто оказывал такое упорное и отчаянное сопротивление?
Народ. Пограничники и пехотинцы, ополченцы и офицеры.
У вас на столах их фамилии и ксерокопия из учебника.
При помощи материалов учебника приведите в соответствие Фамилии героев и их подвиги?
Многие герои были чуть постарше вас, и им в боях за Родину довелось испытать свою зрелость.
V. Подведение итогов урока.
Очень мало осталось в живых участников тех далёких событий, которые могли бы нам рассказать, как всё было. Есть книги, есть учебники и ваша задача почерпнуть из них как можно больше информации.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война
Ведь эта память – наша совесть.
Она как воздух нам нужна.
У вас на груди георгиевские ленточки пусть они напоминают вам тех великих годах.
Если мне удалось вас убедить, что мы должны это знать и помнить, то на символическом вечном огне прикрепите красные или оранжевые языки пламени,
если нет – черные или белые.
Подготовительная работа:
- Установить диск и проверить
- Установить флешку
- Приготовить магниты для решения проблемного задания.
- Приготовить магниты для вечного огня.
- Разложить задания
- Приготовить кластер для д/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории на тему " Начало Великой Отечественной войны"
Презентация к уроку истории в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Начало ВОВ"...
Электронный урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны".
Конспект урока содержит указания на ссылки с образовательных сайтов- "Единая коллекция образовательных ресурсов", "Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов" и др....

Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."
Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...
Урок истории в 11 классе "Великая Отечественная война"
Повторительно-обобщающий урок с использованием презентации....

Материалы к уроку истории по теме "Итоги Великой Отечественной войны" (конспект урока, презентация)
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по истории на тему «Итоги Великой Отечественной войны». (9,11 класс)....

Сценарий интегрированного урока по истории России и музыке «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»
Цель: - знать и понимать события отечественной истории; - воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.Задачи:...

Контрольное тестирование по истории России по теме "Великая Отечественная война 1941-1945гг.
Повторение: История России 9классКонтрольное тестирование по теме ««Великая Отечественная Война 1941-1945гг.» ...