Урок в 10 классе по теме "Начало Великой Отечественной войны"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Ледяйкина Василиса Георгиевна

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»       (10 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала на основе анализа исторических источников

Цель урока: Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны. Выяснить причины неудач Красной Армии в  первые месяцы войны.

Используемые технологии: технология критического мышления; метод проблемного обучения.

Оборудование урока: аудио фрагмент «Речь Левитана о начале ВОв», видео фрагмент «Начало ВОв (карта)», презентация, пакет  документов  для групп, экспертный лист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»       (10 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала на основе анализа исторических источников

Цель урока: Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны. Выяснить причины неудач Красной Армии в  первые месяцы войны.

Задачи:

Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой отечественной войны.

Развивающие: формировать умения и навыки анализа исторических фактов на основе документов. Развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения

Воспитательные:  создавать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Планируемые результаты. 

Предметные: знать основные события, даты, периодизацию: 1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

Развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

-  осваивать общие принципы постановки и решения познавательных

задач, выявлять причины исторических событий, объяснять факты;

-  вырабатывать умения давать оценку историческим событиям и процессам.

Метапредметные: вырабатывать способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; умения работать с учебной информацией; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками; формировать умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; осуществлять самоконтроль и самооценку; делать выводы из сформулированных знаний.

Личностные УУД:   проявлять уважение к  истории Отечества;

-  формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемой теме.

Оборудование урока: аудио фрагмент «Речь Левитана о начале ВОв», видео фрагмент «Начало ВОв (карта)», презентация, пакет  документов  для групп, экспертный лист.

Используемые технологии: технология критического мышления; метод проблемного обучения.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Накануне войны. Планы сторон и соотношение сил.
  3. Начало Великой Отечественной войны.
  4. Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.
  5. Итог урока. Рефлексия.

1. Организационный момент. Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василиса Георгиевна. В начале нашего урока я бы хотела представить вашему вниманию небольшой аудио фрагмент.

 (Звучит запись Левитана о начале ВОв).

- О чем говорится в данном сообщении?

- Как думаете, какой теме будет посвящен наш урок?  (Началу ВОв)

На календаре нашей страны есть особая дата – 22 июня – День памяти и скорби.  Ранним воскресным утром 22 июня 1941 г. фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины, неся с собой смерть и разрушения.   Для Советского Союза началась самая страшная война за всю историю, унёсшая около 27 млн. жизней.

В 2021 году исполняется 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны,  но споры о ней не утихают до сих пор. В современном мире в условиях нарастающего противостояния России и Запада все чаще раздаются речи, в которых Советский Союз ставят на одну ступень с фашистской Германией, обвиняют в начале Второй Мировой войны, заявляют, что Гитлер лишь защищался нанеся превентивный удар по СССР.

Сегодня на уроке, опираясь на материалы документов, мы постараемся выяснить, правы ли сторонники данной точки зрения и в чем причины неудач Красной Армии в  первые месяцы войны.

2. Накануне войны. Планы сторон и соотношение сил.

“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, - 
Не разбейте глиняный сосуд”.
В. Высоцкий

ИСТОРИКИ СПОРЯТ

«Нет никаких серьезных аргументов и фактов, способных доказать готовность СССР к наступательной войне летом 1941 г.» В.П. Наумов

«…в июле 1941 г. Сталин собирался напасть на Гитлера. 22 июня Гитлер нанес превентивный (упреждающий) удар».  (В. Суворов-Резун)

Перед вами две точки зрения. Опираясь на материалы представленных документов, подтвердите или опровергните их. Для этого обратите внимание на планы и соотношение сил сторон накануне войны.

Работа с источником (текстом)

Ознакомьтесь  с материалами о планах  «Гром» и  «Барбаросса», текстом из материалов Нюрнбергского процесса, а так же сравните соотношение сил накануне войны и ответьте на вопрос: действительно ли Сталин готовил нападение на Германию, а Гитлер его опередил?

Прошу обратить внимание на следующие критерии оценки:

Время создания плана;

Кто создавал (должность);

Условия создания (при каких обстоятельствах),

Изучите таблицу, сравните готовность к войне СССР и Германии.

Обратите внимание на эпиграф к этому заданию.

“Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, - 
Не разбейте глиняный сосуд”.
В. Высоцкий

В 1990-е гг. вышла книга Суворова «Ледокол». Основная идея: Сталин готовил захват Германии и Европы, а Гитлер опередил его.

Советский план агрессии против  Германии "Гром", которого придерживаются сторонники упреждающего удара Гитлера:

Не раз в различных изданиях сторонники упреждающего удара Гитлера ссылались на некий план агрессии СССР "Гром", как на убедительнейшее доказательство того, что   именно Сталин явился виновником войны.

Начнем с того, что самого наименования "Гром" просто-напросто не существует. Привычка давать оперативным планам кодовые имена  (типа "Концерт", "Сатурн", "Уран", "Багратион" и др.) появилась у советского командования только в годы войны.

Существенным моментом в  документе   является дата его создания - 15 мая 1941 года.

Из воспоминаний Жукова Г.К.:  идея предупредить нападение Германии появилась у нас с Тимошенко после речи Сталина 5 марта 1941 г. перед выпускниками военных академий, в которой он говорил о возможности наступательной тактики. В условиях, когда враг сосредоточил огромные силы у границ, было дано задание Василевскому разработать план предупредительного удара. Проект Василевского вызвал у Сталина гнев, тем, что мы можем спровоцировать немцев на войну. Так  была похоронена  идея о предупредительном ударе.

Хочется обратить внимание  еще на два момента:

В мае 1941 г. Василевский был всего на всего генерал-майором и должность его была незначительна - заместитель начальника оперативного отдела Генерального штаба Красной Армии. 

Второй момент. Документ написан от руки на нескольких листах. К нему не приложено ни карт, ни расчетов, ни графиков. Т.е. это элементарный черновик. Подписан он только Василевским. Ни единой  другой подписи на нем нет. Обычно подобные документы уничтожаются как просто черновые записи. Очевидно, что сохранился он чисто случайно.

Во время Нюрнбергского процесса многие гитлеровские генералы – в частности, Паулюс и Рунштедт – признали, что никаких данных о подготовке Советского Союза к нападению у них не имелось, а бывший руководитель германской прессы и радиовещания  Г.Фриче заявил, что он «организовал широкую кампанию антисоветской пропаганды, пытаясь убедить общественность в том, что в развязывании этой войны повинна не Германия, а Советский Союз …», несмотря на то, что «никаких оснований к тому, чтобы обвинить СССР в подготовке военного нападения на Германию, у нас не было» .                 (Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: сборник материалов. В 7-ми томах. Т. 5. М., 1960. С. 568-569.)

План «Барбаросса»

Условное наименование плана  войны фашистской Германии против СССР.

Главная идея ликвидация СССР и завоевание мирового господства.

После победоносного завершения французской кампании летом 1940 г.  немецко-фашистское политическое руководство приняло решение о подготовке плана войны против СССР. Разрабатывалось несколько вариантов. 5 декабря 1940 был утвержден окончательный вариант плана, представленный начальник Генштаба сухопутных войск генерал-полковник Ф. Гальдером.

Общая стратегическая задача — «нанести поражение Советской России в быстротечной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии». В основу замысла была положена идея «расколоть фронт главных сил русской армии, сосредоточенной в западной части России, быстрыми и глубокими ударами мощных подвижных группировок. По трём направлениям:

Северное  - Прибалтика – Ленинград;

Центральное – Белоруссия –Смоленск – Москва;

Южное – Киев – Донбасс – Крым.

За 4-5 месяцев выйти на линию Архангельск — Волга — Астрахань. Не допустить отступление боеспособных частей Красной Армии на восток. Индустриальный район на Востоке уничтожить с помощью авиации.

Первоначально назначенный срок нападения — май 1941 — в связи с проведением операций против Югославии и Греции был перенесён на 22 июня (окончательный приказ отдан 17 июня).

Документ .
ПОДГОТОВКА ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ К НАПАДЕНИЮ НА СССР

Из директивы № 21. План «Барбаросса». Ставка Гитлера, 18 декабря 1940 г.

Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии.

Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты оккупированных территорий от всяких неожиданностей.

Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за 8 недель до намеченного срока начала операции.

Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15.05.41 г.

Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны.

I. Общий замысел.

Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев.

Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.

Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на имперскую территорию Германии.

Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга – Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации. <…>

Эффективные действия русских военно-воздушных сил должны быть предотвращены нашими мощными ударами уже в самом начале операции.

В основу плана «Барбаросса» была положена идея молниеносной войны — блицкрига. План основывался на данных немецкой разведки о расположении основных сил РККА на западной границе.                                    

Работа с источником (текстом)

1. Проанализируйте основные положения гитлеровского плана «Барбаросса» и генерального плана «Ост» по нападению на Советский Союз и сформулируйте основные цели и задачи нападения Германии на СССР.

Из генерального плана «Ост» («Восток»)

а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населенной русскими, на различные политические районы. <…>

б) Ослабление русского народа в расовом отношении. <…>

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства.

в) Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чему немцев.<…>

Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе.

Этой цели мы можем добиться вышеуказанными путями. <…>

Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для них достаточно четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. <…> Кроме школы этого типа, в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ.<…> Директива  21. План «Барбаросса». URL: http://www.pobediteli.ru/documents/barbarossa. 

Ост-план

Основные цели: колонизация территорий Восточной Европы, истребление, онемечивание и превращение народов восточно-европейских стран в рабов рейха. Разрабатывался в основном Главным управлением имперской безопасности под руководством рейхсфюрера СС  Гиммлера; утвержден А. Гитлером 25 мая 1940. Впоследствии в план вносились изменения в отношении расширения его масштабов и использования более жестоких методов реализации. Полный текст «Ост» не найден, но связанные с ним документы позволяют восстановить его основные положения.

По плану: предусматривалось физическое уничтожение до 30 млн. чел. населения и выселение (а практически также уничтожение) свыше 50 млн. белорусов, поляков, русских, украинцев, чехов и др. в Западную Сибирь, на Северный Кавказ, в Южную Америку и Африку (до 85% населения Польши, 65% — Западной Украины, 75% — Белоруссии, значительную часть населения Литвы, Латвии и Эстонии). «Освободившиеся» территории заселялись немцами (около 10 млн.), а на оставшихся территориях население подлежало онемечиванию. Русский народ должен был быть разгромлен как народ, разобщён и ослаблен. На территории СССР предполагалось организовать четыре рейхскомиссариата – германские провинции. Москву, Ленинград, Киев и другие города предписывалось взорвать, затопить и полностью стереть с лица земли.  Цели «Ост-плана» предусматривалось достигнуть уничтожением и выселением народов, а также путём раздела национальной территории, создания военных поселений, ограничения рождаемости, замены национальных языков немецким, ликвидации среднего и высшего образования.

Используя таблицу, и материалы исторического источника сравните готовность к войне СССР и Германии. Сделайте вывод.

Таблица:

Вопросы

СССР

Германия

1. Финансирование обороны

1939 г. – 25,4%. 
1941 г. – 43%

1939 г. – 67%, 
1941 г. - 77%.

На Германию работала промышленность всей Европы, кроме Англии.

2. Реформы в армии

1 сентября 1939 г. – принят закон “О всеобщей воинской обязанности”, призывной возраст снижался с 21 года до 18 лет. Это позволило увеличить численность армии с 2,5 млн. человек в 1939 до почти 5,8 млн. человек к 22 июня 1941 г.

1935 г. – введение всеобщей воинской повинности, вопреки решениям Версальской конференции. Численность вооружённых сил к 15 июня 1941 г. – около 8,5 млн. человек.

3. Военно-технический потенциал.

Июнь 1941 г.: сухопутные силы Красной Армии -  5,8 млн. человек.

На вооружении  около 23 тыс. танков,

5 тыс. боевых самолётов, но 1/5 часть их была небоеспособна и требовала ремонта.

Июнь 1941 г.: сухопутные войска вермахта –8,5 млн. человек личного состава. У границ немецкая группировка насчитывала 190 дивизий общей численностью 5,5 млн. человек,

свыше 4 тыс. танков,

около 47 тыс. орудий и миномётов, 3,7 тыс. боевых самолётов.

Политическое руководство Германии и командование вермахта, говоря об оценке военных намерений СССР, квалифицировали материально-техническое и кадровое состояние Красной армии как в целом неудовлетворительное и считали, что она не в состоянии вести широкомасштабные наступательные операции. В то же время, зная о неготовности СССР к войне летом 1941 г., германское руководство учитывало тот факт, что в дальнейшем условия для нападения на СССР становились все менее благоприятными. Руководство Германии сознавало, что время работает в пользу Советского Союза, а не Германии, именно поэтому ей надо было спешить с осуществлением нападения. На совещании 27 сентября 1939 г. Гитлер говорил: «Время будет работать, в общем, против нас, если мы его сейчас же не используем… В военном отношении время работает также не на нас».  С точки зрения интересов Германии это была адекватная оценка обстановки.

Как свидетельствует такой авторитетный источник, как дневник начальника генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковника Ф. Гальдера, Гитлер не раз высказывался в соответствующем ключе. 14 августа 1939 г. на секретном совещании руководящего состава вермахта он заявил, что «Россия не собирается таскать каштаны из огня для Англии и уклонится от войны» [7]. Позднее, 22 июля 1940 г., он опять с определенностью констатировал: «русские не хотят войны» [8]. Данную оценку разделял, в частности, министр финансов Германии фон Крозиг, который считал, что «СССР выполняет все условия договора (1939 г. – Ю.Н.) и не создает никакой угрозы Германии военной силой» [9]. Оценка самого Гальдера совпадала с мнением фюрера: «Россия сделает все, чтобы избежать войны». Непосредственно накануне агрессии, 22 мая 1941 г., Гальдер подчеркивает оборонительный характер группировки Красной Армии в западных приграничных округах, отмечает «решимость русских удержаться на границе» и отсутствие признаков подготовки к наступлению. 7 мая 1941 г. Геббельс записал в дневнике:

«Русские еще ничего, кажется, не подозревают. Свои войска они развертывают таким образом, что их положение отвечает нашим целям, лучшего мы не можем и желать…» [10].

1. Существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию?
2. Была ли наша страна готова к войне?
3. Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

ВЫВОД:   Германия обладает мощным военно-техническим потенциалом, подчиняет милитаристским целям борьбы за мировое господство экономику всей Европы, за исключением Англии;

СССР наращивает военно-технический потенциал, используя передышку, полученную по пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 г., но полностью перевооружить армию,  тактически грамотно распределить на западных границах, не успевает, да и не планирует, т.к. не желает спровоцировать Германию.

3. Начало Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут немецкая армия начала свое мощное вторжение по всей границе нашей страны от Черного до Балтийского моря. Началась Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный. Для управления ими была создана Ставка главного командования. В неё вошли: Молотов, Будённый, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня.

О том,  как  разворачивались боевые действия в первые месяцы войны, мы узнаем из видео сюжета (просмотр видео фрагмента).

За первые  месяцы войны советские войска оставили Белоруссию, Прибалтику, большую часть Украины, часть областей РСФСР, враг находился в опасной близости от Москвы и блокировал Ленинград. Потери Красной Армии составили около 3 млн. человек.

  Начальный период войны — наиболее сложный и загадочный, наиболее болезненный в истории России.  Даже спустя  почти 80  лет многое остается не до конца ясным. До сих пор в нашем обществе идут споры о том,  какие причины привели к трагедии 1941 г. ? Почему СССР   терпит поражение в первые месяцы войны?

Существует много противоречивых точек зрения по этому поводу. Сегодня мы постараемся выяснить, какие из этих версий верны, а какие являются историческими мифами.    В 2018 г. со многих документов был снят гриф «секретно», поэтому сегодня мы с вами  имеем больше возможностей разобраться в причинах поражения Красной Армии в первый период войны.

Используя исторические источники, работая в группе, выпишите и назовите причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

4. Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.

Работа в группах:

Инструкция организации работы в группе.

  1. Ознакомьтесь с заданием группы.
  2. Выберите организатора обсуждения. Задача организатора: координировать работу всех членов группы, заносить результаты в экспертный лист.
  3. Выбрать историков – исследователей.
  4. Определить выступающих. Их задача: сообщить о результатах работы группы.
  5. Обсудить выступление группы. (продолжительность выступления не более 2-х минут).

Бланк – задание «военным экспертам».

1. Изучив Директиву от 21.06.1941г.,  материалы   статьи «БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ И ДИРЕКТИВА № 1», провести экспертизу готовности войск накануне начала войны.

2. Выяснить, причины  поражения Красной  Армии.

2. Найти виновных.

Бланк – задание «аналитикам».

  1. Составьте таблицу соотношения сил накануне войны, изучив представленные материалы.

Страна

Численность армии

Танки

Самолеты

Орудия,

Минометы.

Германия

СССР

СССР

(на западных

границах)

  1. Дайте ей краткий анализ.
  2. Выявите причины  неудач.

Бланк – задание «политологам».

1.Изучить документы, исторические факты, раскрывающие сущность трагического начала для Красной Армии.

2.Дать  анализ действиям высшего руководства страны.

3.В чем же состояли причины неудач и как можно объяснить странную позицию «генерального стратега?».  

Соотношение вооруженных сил СССР и Германии к началу Великой Отечественной войны

Войска, вооружение, боевая техника

СССР

Германия

Личный состав, млн человек

5,7

7,3

Танки, тыс.

23,2

6,0

Боевые самолеты, тыс.

22,0

6,0

Орудия и минометы, тыс.

115,9

82,6

Пулеметы, тыс.

250,0

203,2

Автоматы, тыс.

90,2

166,7

Автомашины, тыс.

272,2

340,0

  1. Из всех советских танков – 3,8 тыс. находились в боеготовности; только 3 танковых корпуса оснащены моделями Т-34 и КВ
  2. 1200 самолетов не имели летных экипажей, 13% - неисправны; 1,5 новых моделей самолетов (Ил-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1), но подготовленных для них экипажей – 208.
  3. Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими репрессиями. По подсчетам, проведенным генералом А.И. Тодорским, были репрессированы из пяти маршалов — три (А.И. Егоров, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер), из пяти командармов — три, из десяти командармов 2-го ранга — все; из 57 комкоров — 50, из 186 комдивов — 154, из 456 полковников — 401.

К лету 1941 г. около 75% командиров находились в своих должностях менее одного года.   (Маршал A.M. Василевский: «Без 37-го года, возможно, и не было бы вообще войны в 41-м году. В том, что Гитлер решился начать войну в 1941 г., большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел»).

Документ 1 . Из воспоминаний Г.К. Жукова

Желая сохранить мир И.В. Сталин полагал, что правительство Англии и других западных государств делают все, чтобы толкнуть Гитлера на войну с Советским Союзом, что оказавшись в тяжелой военной обстановке и стремясь спасти себя от катастрофы, они крайне заинтересованы в нападении Германии на СССР. Вот почему он так недоверчиво воспринимал информацию западных правительств о подготовке Германии к нападению на Советский Союз…О сроках и планах войны у Сталина было немало сообщений. Большинство из них шло из США, Англии и Германии, но все сообщаемые сроки проходили, информация не оправдывалась, и, в конце концов, Сталин перестал верить в достоверность сообщений.

 Перед вами фотофрагмент (весь документ до сих пор не рассекречен) письма наркома госбезопасности В. Меркулова с сообщением, что война начнется через несколько дней, с резолюцией И. Сталина. Сталин из-за противоречивости информации, поступающей от наркома (тот ранее сообщал, что войны не будет), не может скрыть раздражения: «Может послать ваш «источник» из штаба герм(анской) авиации к ... матери. Это не «источник», а дезинформатор».

Документ 2. Из воспоминаний В.М. Молотова

У меня полдня ежедневно уходило на чтение донесений разведки. Чего там только не было, какие только сроки не назывались. И если бы мы поддались, война могла начаться гораздо раньше.

Документ 3. Из воспоминаний Г.К. Жукова

Вечером 21 июня мне позвонил начальник штаба Киевского военного округа генерал-лейтенант М.А. Пуркаев и доложил, что к пограничникам явился перебежчик, немецкий фельдфебель, утверждающий, что немецкие войска выходят в исходные районы для наступления, которое начнется 22 июня…

Я тотчас же доложил наркому и Сталину.… Захватил с собой проект директивы войскам, вместе с наркомом поехали в Кремль. И.В. Сталин встретил нас один. Он был явно озабочен…

- Надо немедленно дать директиву войскам о приведении всех войск приграничных округов в полную боевую готовность, - сказал нарком.

- Я прочитал проект директивы. И.В. Сталин заметил:

- Такую директиву сейчас давать преждевременно, может быть, вопрос еще уладится мирным путем. Надо дать короткую директиву, в которой указать, что нападение может начаться с провокационных действий немецких частей. Войска приграничных округов не должны поддаваться ни на какие провокации, чтобы не вызвать осложнений…

С этой директивой немедленно выехали в Генеральный штаб. Чтобы тотчас же её передать в округа. Передача была закончена в 00.30 мин. 22 июня 1941 г.

Документ 4. Из докладной записки Л.П. Берия И.В. Сталину. 21 июня 1941 г.

Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня “дезой” о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это нападение начнется завтра.

То же радировал и генерал-майор В.И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией.

Начальник разведуправления, где еще недавно действовала банда Берзила, генерал-лейтенант Ф.И. Голиков, жалуется на Деканозова и на его полковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей западной границе…

Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г. Гитлер на нас не нападет!

Документ 5. Из бесед Г.К. Жукова с К.М. Симоновым

Если сравнивать подготовку наших кадров… в 1936 г. и в 1939 г., надо сказать, что уровень боевой подготовки воск упал очень сильно, Мало того, что армия, начиная с полков, была в значительной степени обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя растерянными, неспособными навести порядок.

…То, как трактуют внезапность сейчас, да и как трактовал её в свое время Сталин, - неправильно, неполно и однобоко. Главная опасность заключалась не в том что, немцы перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях; для нас оказались неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара. Это и есть главное, что предопределило наши потери первого периода войны.

Документ 6. Из воспоминаний А.М. Василевского

Сталин неоправданно самоуверен, самонадеян, переоценивает свои силы и знания в руководстве войной.

Документ № 7. (часть 1)

Из проекта выступления Г.К. Жукова на Пленуме ЦК КПСС 19 мая 1956 г.

“На протяжении нескольких лет перед Отечественной войной советскому народу внушалось, что наша страна находится в постоянной готовности дать сокрушительный отпор любому агрессору. На все лады восхвалялись наша военная мощь, прививались народу опасные настроения легкости победы в будущей войне, торжественно заявлялось о том, что мы всегда готовы на удар врага ответить тройным ударом, что, несомненно, притупляло бдительность советского народа и не мобилизовало его на активную подготовку страны к обороне.

Действительное же состояние подготовки нашей страны к обороне было далеким от этих хвастливых заявлений…

До 1941 года у нас было очень мало механизированных соединений и только весной 1941 года было принято решение о формировании 15-ти механизированных корпусов за счет ликвидации кавалерии, но это решение было крайне запоздалым…

Качество нашей авиации оказалось ниже немецкой, да и та из-за отсутствия аэродромов была крайне скученно расположена в приграничной полосе, где и попала под удар авиации противника.

Артиллерия, особенно зенитная, была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие чего не имел возможности передвигаться… Очень много артиллерии из-за отсутствия артиллерийских тягачей было брошено при отходе наших войск.

Особенно плохо обстояло дело с руководящими военными кадрами, которые в период 1937-1939 гг., начиная от командующих войсками округов до командиров дивизий и полков включительно, неоднократно менялись в связи с арестами. Вновь назначенные командиры оказались слабо подготовленными к занимаемым должностям. Особенно плохо были подготовлены командующие фронтами и армиями…

Вопросы к документу: 1.Как оценивает Г.К. Жуков подготовку СССР к обороне и армии  к войне? 2. Определите причины поражения Красной армии в первый период войны.

Документ №7 (часть 2)

     Из проекта выступления Г.К. Жукова на Пленуме ЦК КПСС 19 мая 1956 г.

Огромный вред для Вооруженных Сил нанесла подозрительность Сталина по отношению к военным кадрам. На протяжении только четырех лет, с 1937 по 1941 гг., в наших Вооруженных Силах дважды упразднялось единоначалие и вводился институт военных Комиссаров, что сеяло недоверие к командным кадрам, подрывало дисциплину в войсках и создавало неуверенность у командного состава.

Слабые стороны в подготовке нашей страны и армии к войне, выявленные в ходе советско-финляндской войны и событий на Дальнем Востоке, не только не устранялись, но по-серьезному даже и не обсуждались ни в ЦК, ни в Совнаркоме, так как все эти вопросы находились в руках Сталина и без его указаний никто не мог принять какого-либо решения.

Вследствие игнорирования со стороны Сталина явной угрозы нападения фашистской Германии на Советский Союз, наши Вооруженные Силы не были своевременно приведены в боевую готовность, к моменту удара противника не были развернуты и им не ставилась задача быть готовыми отразить готовящийся удар противника, чтобы, как говорил Сталин, «не спровоцировать немцев на войну».

Знал ли Сталин и Председатель Совнаркома В.М. Молотов о концентрации гитлеровских войск у наших границ? — Да, знали. Кроме данных, о которых на XX съезде доложил тов. Н.С. Хрущев, Генеральный штаб систематически докладывал Правительству о сосредоточениях немецких войск вблизи наших границ, об их усиленной авиационной разведке на ряде участков нашей приграничной территории с проникновением ее вглубь нашей страны до 200 километров. За период январь — май 1941 г. было зафиксировано 157 разведывательных полетов немецкой авиации.

Неудачи первого периода войны Сталин объяснял тем, что фашистская Германия напала на Советский Союз внезапно. Это исторически неверно.

Никакой внезапности нападения гитлеровских войск не было. О готовящемся нападении было известно, а внезапность была придумана Сталиным, чтобы оправдать свои просчеты в подготовке страны к обороне.

22 июня в 3 ч. 15 мин. немцы начали боевые действия на всех фронтах, нанеся авиационные удары по аэродромам с целью уничтожения нашей авиации, по военно-морским базам и по ряду крупных городов в приграничной зоне. В 3 ч. 25 м. Сталин был мною разбужен и ему было доложено о том, что немцы начали войну, бомбят наши аэродромы, города и открыли огонь по нашим войскам. Мы с тов. С. К. Тимошенко просили разрешения дать войскам приказ о соответствующих ответных действиях. Сталин, тяжело дыша в телефонную трубку, в течение нескольких минут ничего не мог сказать, а на повторные вопросы ответил: «Это провокация немецких военных. Огня не открывать, чтобы не развязать более широких действий. Передайте Поскребышеву, чтобы он вызвал к 5 часам Берия, Молотова, Маленкова, на совещание прибыть вам и Тимошенко».

Свою мысль о провокации немцев Сталин вновь подтвердил, когда он прибыл в ЦК. Сообщение о том, что немецкие войска на ряде участков уже ворвались на нашу территорию, не убедило его в том, что противник начал настоящую и заранее подготовленную войну. До 6 часов 30 мин. он не давал разрешения на ответные действия и на открытие огня, а фашистские войска тем временем, уничтожая героически сражавшиеся части пограничной охраны, вклинились в нашу территорию, ввели в дело свои танковые войска и начали стремительно развивать удары своих группировок.

Как видите, кроме просчетов в оценке обстановки, неподготовленности к войне, с первых минут возникновения войны в Верховном руководстве страной в лице Сталина проявилась полная растерянность в управлении обороной страны, использовав, которую противник прочно захватил инициативу в свои руки и диктовал свою волю на всех стратегических направлениях.

Я не сомневаюсь в том, что если бы наши войска в западной приграничной зоне были приведены в полную боевую готовность, имели бы правильное построение и четкие задачи по отражению удара противника немедленно с началом его нападения, — характер борьбы в первые часы и дни войны был бы иным и это сказалось бы на всем ее последующем ходе. Соотношение сил на театре военных действий, при надлежащей организации действий наших войск, позволяло, по меньшей мере, надежно сдерживать наступление противника.

Что же произошло в действительности, почему наши войска понесли поражение на всех стратегических направлениях, отступали и оказывались в ряде районов окруженными?

Кроме неподготовленности страны к обороне и неполной подготовленности Вооруженных Сил к организованному отражению нападения противника, — у нас не было полноценного Верховного командования. Был Сталин, без которого по существовавшим тогда порядкам никто не мог принять самостоятельного решения, и надо сказать правдиво, — в начале войны Сталин очень плохо разбирался в оперативно-тактических вопросах. Ставка Верховного Главнокомандования была создана с опозданием и не была подготовлена к тому, чтобы практически взять в свои руки и осуществить квалифицированное управление Вооруженными Силами.

Вопросы к документу:

1. В чем видит Г.К. Жуков  личную вину Сталина в ситуации, сложившейся в первые дни войны? Какие ошибки, по мнению источника, допустил Сталин? Согласны ли вы с мнением источника? Аргументируйте свою позицию.

2. Определите причины поражения Красной армии в первый период войны.

Документ 8.
Из книги подполковника Греффрата «Война в воздухе»

  Гибкость и оперативность управления войсками со стороны [немецких] командиров всех степеней как в низшем, так и в среднем и в высшем звеньях, отличная боевая выучка и опыт одержали верх над противником, хотя он часто имел превосходство в людях и боевой технике. Однако в результате упорного сопротивления русских уже в первые дни боев немецкие войска понесли такие потери в людях и технике, которые были значительно выше потерь, известных им по опыту кампаний в Польше и на Западе.
Стало совершенно очевидным, что способ ведения боевых действий и боевой дух противника, равно как и географические условия данной страны, были совсем непохожими на те, с которыми немцы встретились в предыдущих «молниеносных войнах», приведших к успехам, изумившим весь мир.

Документ 9

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА КРАСНОЙ АРМИИ 1930-х гг.

Советская военная доктрина была выражена в проекте Полевого устава 1939 г.

«Если враг навяжет нам войну, Рабоче-Крестьянская красная армия будет самой нападающей из всех когда-либо нападавших армий. Войну мы будем вести наступательно, перенеся ее на территорию противника. Боевые действия Красная армия будет вести на уничтожение, с целью полного разгрома противника».

Сформулированная в 20-х годах при активном участии М.В. Фрунзе военная доктрина практически не пересматривалась. Были выдвинуты лишь тезисы о том, что мы «малой кровью» будем вести войну, перенеся ее на территорию противника, и превратим ее в войну мирового пролетариата с мировой буржуазией. Подобные установки не допускали возможности прорыва крупных сил противника на большую глубину.

(Маршал И.Х. Баграмян признавал: «Мы перед войной главным образом учились наступать. А такому важному маневру, как отступление, не придавали должного значения. Сейчас мы расплачиваемся за это»)

Следует обратить внимание на следующие положения военной доктрины:

1. РККА – это нападающая армия.

2. Война будет всегда вестись на территории врага и закончится полным разгромом противника при малых потерях с собственной стороны.

3. Оборонительные меры не предусматриваются и даже запрещаются.

4. Возможность вторжения Вооруженных сил противника на территорию СССР исключена.

     

                       РККА накануне Великой Отечественной войны  часть 1. URL: http://army-news.ru/ 2011/09/rkka-nakanune-velikoj-vojny-1/

 

В советском руководстве господствовало убеждение, что война со стороны СССР будет наступательной, пройдет на чужой территории и закончится победой, достигнутой «малой кровью».

План обороны государственной границы СССР разработан и утверждён правительством в феврале 1941. В течение мая - июня были начаты мобилизационные мероприятия. В приграничных районах было построено около 2500 железобетонных сооружений, расширялась военных аэродромов. Во второй половине мая — начале июня войска из внутренних военных округов были переброшены к западной границе. Однако к моменту нападения немцев стратегическое развёртывание войск не было завершено.

Документ 10

Из Акта о приеме Наркомата Обороны Союза СССР тов. Тимошенко С. К. от  

Ворошилова К. Е.

«Во исполнение Постановления СНК СССР от 8 мая 1940 г. за № 690 при приеме Наркомата обороны т. Тимошенко от т. Ворошилова в присутствии тт. Жданова, Маленкова и Вознесенского заслушаны доклады начальников центральных управлений и установлено следующее:

Главнейшими недостатками в подготовке войск  являются:

1) Низкая подготовка среднего командного состава … и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава.

4) Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя… артиллерия не умеет поддерживать танки, авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками…"

Опыт советско-финляндской войны показал, по признанию С.К. Тимошенко, «всю пагубность нашей системы боевой подготовки — проводить занятия на условностях», неумение командиров и штабов по-настоящему командовать, а также искаженное представление военных кадров о характере современной войны.
Новый нарком С.К. Тимошенко в одном из своих первых приказов потребовал «учить войска только тому, что нужно на войне, и только так, как делается на войне».

Какие выводы можно сделать из этих документов?

Германия, и СССР делали ставку на молниеносную войну, стремились к победе на чужой территории «малой кровью».Наступательная военная доктрина РККА определила характер подготовки войск.

Какие выводы должно было сделать советское военное руководство на основании радиограмм «Рамзая» (Рихарда Зорге) 1940–1941 гг. из Японии?

СПРАВКА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЕНШТАБА РККА О РАДИОГРАММАХ «РАМЗАЯ» (РИХАРДА ЗОРГЕ) ИЗ ЯПОНИИ. МОСКВА, 01.04.1941 г.

1. 18 ноября1940 г.Первое сообщение овозможномнападенииГерманиина СССР.

2. 28 декабря 1940 г. Сообщение о создании на базе г. Лейпцига новой резервной армии вермахта из 40 дивизий.

3. 1 марта 1941 г. Сообщение о переброске 20 немецких дивизий из Франции к советским границам, где уже находится 80 дивизий.

4. 5 марта 1941 г. Прислана микропленка телеграммы Риббентропа послу Германии в Японии генералу Отту с уведомлением, что Германия начнет войну против СССР в середине июня 1941 г.

Справка разведывательного управления Генштаба РККА о радиограммах «Рамзая» (Рихарда Зорге) из Японии. 

 Из заявления советского руководства о нападении Германии на Советский Союз следует, что война началась неожиданно, вероломно. Разделяете ли вы такую точку зрения?

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПОВОДУ ВЕРОЛОМНОГО НАПАДЕНИЯ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ, 22 ИЮНЯ 1941 г.

Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас <…>

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. <…>

Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей. ...

Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. <…>

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства. <…>

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Из заявления Советского правительства по поводу вероломного нападения фашистской Германии. URL: http:// www.studfiles.ru/preview/ 

1. Как можно объяснить  чудовищные потери военной техники РККА в первые месяцы войны?
2. С чем связаны непропорционально высокие потери личного состава и большое количество пленных красноармейцев — по сравнению с Вермахтом?
    Общий итог приграничных сражений очевиден. Везде, от Черного моря до Карелии, Красная армия, за исключением отдельных частей, воевала плохо и откатывалась далеко на восток в глубь страны. Даже там, где у нее возникал перевес в личном составе и технике, она всё равно терпела поражение.
  Северо-Западный фронт потерял 2523 танка; Западный за тот же период — 4799 танков; Юго-Западный — 4381 танк; Карельский фронт — 546 танков. Итого 12 249 танков! Цифра фантастическая. Это значит, что на каждый немецкий подбитый танк приходилось 10 советских.  Даже если часть танков была взорвана при отступлении в силу объективных причин (поломки, отсутствие горючего), все равно остается только подивиться тому, что немцам удалось за 2,5 недели уничтожить столько танков, и тому, что советскому командованию удалось угробить столько военной техники за такой короткий срок.  

Факт № 1.
 На практическую подготовку механика-водителя танка накануне войны в Красной армии отводилось всего 5 часов, а многие имели лишь 1,5—2 часа практики вождения, в то время как в Вермахте — не менее 50 часов. Мы неустанно наращивали выпуск танков, а немцы повышали уровень подготовки экипажей. Бывшие командиры жалуются в своих мемуарах, что их подчиненные не успели освоить новую технику, а разве можно было ее освоить за 2 часа? Такое же положение было и в подготовке советских летчиков перед войной.

Факт № 2. 
 На низкую боевую подготовку всех звеньев Красной армии указывали в своих воспоминаниях и советские маршалы. Правда, делали это они в оригинальной форме, возлагая всю ответственность на рядовых солдат. У противника «было много танков, а 19-я армия их почти не имела, — объясняет маршал Еременко. — Наши войска не имели достаточного опыта борьбы с танками. Тяжелая артиллерия оказалась неповоротливой и также не имела опыта борьбы с танками. Пехота и кавалерия при появлении танков чаще всего уходили в недосягаемые для танков районы — в леса и болота».
 Другими словами, красноармейцы попросту разбегались при первом натиске противника.
«В мирное время мы учили наши стрелковые войска укрываться от танков в противотанковые районы, щели и окопы, если они отрыты. В результате такой учебы ... получив сигнал о появлении танков врага, наши роты, батальоны, полки иногда метались в поисках укрытий, нарушали боевые порядки, скапливались в противотанковых районах. Авиация противника ... засекала места скопления нашей пехоты, наносила по ним сильнейшие удары».

Факт № 3. 
 Генерал Меллентин оставил описание танковых сражений 1941 г.: «Первые операции танковых армий [РККА] заканчивались полным провалом. Плотными массами танки сосредоточивались перед фронтом немецкой обороны, в их движении чувствовалась неуверенность и отсутствие всякого плана. Они мешали друг другу, наталкивались на наши противотанковые орудия. В эти дни отдельные немецкие противотанковые пушки и 88-миллиметровые орудия действовали наиболее эффективно: иногда одно орудие повреждало и выводило из строя свыше 30 танков за один час. Нам казалось, что русские создали инструмент, которым они никогда не научатся владеть».

О причинах неудач Красной Армии в начальный период войны.

В.М. Кулиш.

        Утверждение культа личности И В. Сталина, его личной власти — провели к «избиению» и истреблению значительной части наиболее подготовленных кадров и миллионов ни в чем не повинных лютей. Объективных оснований для этого не было. По словам самого Сталина, на XVII съезде партии была выявлена необычайная идейно-политическая и организационная сплоченность рядов нашей партии. Несколько ранее, 23 февраля 1933 г., в докладе «15 лет Красной Армии» нарком обороны К. Е. Ворошилов заявил, что мы вырастили свои молодые командные кадры. В нашей командирской большевистской среде мы растворили целый ряд военных специалистов старой армии, которые честно и добросовестно с начала гражданской войны не за страх, а за совесть служат делу революции. При этом он сообщил, что все командующие округами и командиры корпусов — члены партии. Среди других категорий командного состава, от командиров батальонов и соответствующих им подразделений разных родов войск до комам дивизий и бригад, члены партии составляли от 72 до 95%, а среди среднего комсостава (взвод, рота)—69%. Но в то время, когда социалистический строй уже победил в нашей стране, когда эксплуататорские классы и их экономическая база были ликвидированы.

        Сталин выдвинул глубоко ошибочную концепцию: по мере продвижения к социализму классовая борьба усиливается. Она послужила основным аргументом в пользу необходимости усиления карательных функций Советского государства. Вполне обоснованная классовая бдительность превратилась во всеобщую подозрительность, исчезла гласность, нагнеталась     напряженность,     везде, стали мерещиться массовые измены,  заговоры, получил распространение термин «враг народа». При помощи фальсифицированных документов и необоснованных обвинений многие люди попали в категорию врагов народа.          

        Репрессиям подверглись около половины командиров полков, почти все командиры дивизий и бригад, все командиры корпусов и командующие военных округов, большинство политработников корпусов, дивизий и бригад, около трети комиссаров полков. Среди безвинно погибших командиров и политработников были крупнейшие опытные военачальники: М. Н. Тухачевский, А. И. Егоров, А. И. Кор К, II Э. Якир, И. П. Уборевич, Е. И, Ковтюх, И. Ф, Федько, И. С. Уншлихт. П. Е, Дыбенко, Р. П. Эйдеман, Я. Б. Гамарник (покончил жизнь самоубийством) и многие другие  Столь больших потерь высшего и старшего командного состава и в такой  короткий  срок  наша  армия     не несла даже во время войны.

        В результате к ее началу только 7 % командиров наших Вооруженных сил имели высшее военное образование, а 37 %  не прошли полного курса обучения даже в средних военно – учебных заведениях.

        Мало того, что армии, начиная с полков, была в значительной степени обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями.  Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя растерянными, неспособными навести порядок.

        Пакет документов «аналитикам».

Соотношение сил.

Леонид Кацва.

        В течение многих десятилетий советские историки объясняли поражения Красной армии в 1941 г. внезапностью нападения и численным превосходством германских войск. Так, в книге «Вторая мировая война. Краткая история» говорится, что в развернувшихся сражениях со стороны агрессора приняли участие 5.5 млн. человек, более 47 тыс. орудий и минометов, около 4300 танков и штурмовых орудий, до 5 тыс. самолетов, а противостояли им войска советских западных военных округов, насчитывавшие 2,9 млн. человек, 37,5 тыс. орудий и минометов, свыше 1470 новых танков и 1540 боевых  самолетов новых типов.

        Получается, что фашисты превосходили силы Красной армии по личному составу вдвое, по танкам — почти втрое,  а по авиации — в 3,2 раза. Однако такие подсчеты не вполне правомерны. Прежде всего, сопоставляются войска советских западных военных округов со всеми силами Германии и ее союзников, направленными на Восточный фронт. Первый эшелон гитлеровских войск, непосредственно вторгшийся на советскую территорию 22 июня 1941 г., насчитывал около 4,3 млн. человек. Таким образом, по личному составу к моменту вторжения немецкие войска превосходили Красную армию приблизительно в 1,5 раза. Общая численность вооруженных сил СССР к июню 1941 г. составляла 5,4 млн. человек, Германии — 7,3 млн. Но Германия уже завершила мобилизацию, к тому же значительная часть ее войск находилась на Западе.

        В СССР мобилизация развернулась уже после вторжения. На фронт выдвинулись также войска внутренних округов. Правда, части, находившиеся на Дальнем Востоке, были переброшены на запад лишь в разгар Московской битвы — до этого сохранялась опасность японского вторжения.

        По танкам и самолетам ситуация была гораздо более благоприятной для советских войск. Если германская армия вторжения имела 4300 танков, то войска советских западных округов — 13 600. В общей сложности в Красной армии было тогда 22,6 тыс. танков. Правда, среди них насчитывались только 1864 боевые машины новых марок— КВ и Т-34 (в том числе 1475 — в приграничных округах). Однако,  представление о том, что старые советские танки были совершенно не способны противостоять немецким, неверно.

Легкие советские танки Т-26 и БТ были примерно равны немецким Т-1 и Т-2. Средний танк Т-28 уступал в толщине брони немецким Т-3 и Т-4, но превосходил их мощностью вооружения. Тяжелых танков, аналогичных КВ, немцы вообще не имели, а технические характеристики Т-34 оставались для них недосягаемыми. Немецкий генерал Э.Шнейдер свидетельствовал:

«Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот русский танк был вооружен 76-мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5—2 тыс. м, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 м, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую или кормовую броню танка Т-34».

Таким образом, по танкам на стороне Красной армии было троекратное превосходство. Правда, значительная часть советских танков старых конструкций требовала ремонта (29 % — капитального и 44 % — среднего).

        Среди 4980 самолетов, которыми располагала армия вторжения, было 3900 германских, 307 финских и свыше 600 румынских. Авиация союзников Германии была оснащена в основном устаревшими французскими и английскими самолетами, к которым к тому же почти не имела запчастей.

Советская авиация в западных военных округах, считая и машины старых конструкций, насчитывала 7200 самолетов. В общей же сложности в советских ВВС имелось 17,7 тыс. боевых самолетов, в том числе 3719 новых. Конечно, старые советские самолеты серьезно уступали немецким в скорости и вооружении, но, всё же, не настолько, чтобы их вообще не учитывать.

Так, бомбардировщик СБ превосходил в скорости немецкие Ю-87 и Не-111, а истребитель И-16, уступая немецкому Ме-109Е в скорости (525 км/час против 570), превосходил его в дальности полета (690 км против 660) и имел более мощное вооружение (две пушки против одной). Новые же советские истребители, созданные в 1939—1940 гг., летали значительно быстрее и дальше немецких,  имели более мощное вооружение. Штурмовика, подобного «летающему доту» Ил-2, немецкая авиация вообще не имела.

Что же касается артиллерии, то, по новейшим данным, СССР располагал 115,9 тыс. орудий и минометов, в том числе в войсках западных округов их насчитывалось 53 тысячи.

        Красная армия значительно превосходила противника и по числу пулеметов, но уступала по числу автоматов, так как перед войной советское военное руководство тормозило их выпуск, боясь чрезмерного расхода боеприпасов и полагаясь на высокие качества винтовки.

        Широко распространенное в нашей стране представление о том, что вермахт в войне против СССР использовал экономический потенциал всех захваченных стран Европы, также требует корректировки. Трофейную технику немцы против СССР не использовали (за исключением части чешских танков), а применяли лишь на Западе, причем в учебных целях. Развернуть военное производство на заводах покоренных стран к лету 1941 г. нацисты просто не успели. Доставшиеся немцам на западе в качестве трофеев автомобили оказались совершенно не приспособлены к российским дорогам.

Таким образом, в целом на стороне Красной армии было значительное военно – техническое превосходство, особенно в танках. Однако использовать его не удалось.

Пакет документов  «политологам».

Военно – политическое руководство страны в первые дни войны

(Леонид Кацва.)                                        

        23 июня «Правда» опубликовала сводку Главного командования Красной армии:

«С рассветом 22 июня 1941 г. регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Со второй половины дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной армии. После ожесточенных боев противник был отбит с большими потерями. Только в Гродненском и Крыстынопольском направлениях противнику удалось достичь незначительных тактических успехов...

Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населенных пунктов, но повсюду встречала решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолетов противника».

Увы, действительность была гораздо страшнее. В один день немцы добились превосходства в воздухе. Лишенные прикрытия с воздуха части Красной армии, подвергавшиеся непрерывной бомбежке и атакам немецких самолетов с малых высот, оказались не в состоянии удерживать позиции. В результате уже 22 июня немецкие танковые группировки прорвались на 20—50 км в глубину советской обороны.

        Германское нападение застало врасплох не только воинские части приграничных округов, но и высшее советское руководство. Когда Сталину доложили о налетах германской авиации на советские города, он спросил, не провокация ли это немецких генералов. С.К.Тимошенко ответил: «Немцы бомбят наши города на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике, на границе начались боевые действия сухопутных войск. Какая же это провокация?»

        Однако Сталин возразил: «Если нужно организовать провокацию, то немецкие генералы бомбят и свои города». Затем он добавил: «Гитлер наверняка не знает об этом. Необходимо срочно связаться с Берлином».

В германском посольстве сообщили, что посол просит срочно принять его. Прибыв к Молотову, фон Шуленбург сообщил, что германское правительство объявило СССР войну.

        В первые часы войны в Генеральном штабе и Наркомате обороны совершенно не представляли себе реальной ситуации на фронте. Об этом свидетельствует директива № 2, отданная Тимошенко и Жуковым в 7.15 утра 22 июня.

«1. Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу. Впредь до особого распоряжения наземными войсками границу не переходить.

2. Разведывательной и боевой авиацией установить места сосредоточения авиации противника и группировку его наземных войск. Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск. Удары авиацией наносить на глубину германской территории до 100—150 км, разбомбить Кенигсберг и Мемель. На территорию Финляндии и Румынии до особых указаний налетов не делать».

        Сталин собрался с духом и выступил  по радио только 3 июля. Ни раньше, ни  позже он не говорил так:

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота к вам обращаюсь я, друзья мои!

На второй день войны, 23 июня, была создана Ставка Главного командования. Ее возглавил Тимошенко. Однако  его полномочия были крайне узки. Г.К.Жуков  вспоминал:

«Без утверждения Сталина Тимошенко не имел возможности отдать войскам какое-либо принципиальное распоряжение. Сталин ежечасно вмешивался в ход событий, по несколько раз в день вызывал главкома Тимошенко и меня Кремль, нервничал, бранился и всем эти: только дезорганизовал и без того недостаточно организованную работу Главного командования в осложнившейся обстановке. 9 июля я доложил некоторым членам Политбюро о необходимости сделать Сталина юридическим Верховным главнокомандующим»,

10 июля Ставка ГК была преобразована в Ставку ВГК. Председателем Ставки (с 19 июля — наркомом обороны, с 8 августа — верховным главнокомандующим) стал Сталин.

        Для Сталина внезапное нападение Германии стало страшным потрясением. Адмирал И.С.Исаков свидетельствовал, что в первые дни войны вождь «находился в состоянии, близком к прострации». По словам Н.С.Хрущева, Сталин «был совершенно парализован в своих действиях, не смог собраться с мыслями». Он уехал на свою «ближнюю дачу» в Кунцево и, несмотря на уговоры членов Политбюро, упорно отказывался выступить по радио с обращением к населению. Даже 30 июня, когда к Сталину вновь явилась группа членов Политбюро, он встретил их вопросом: «Зачем пришли?»

        А.И.Микоян вспоминал, что Сталин считал всё «безвозвратно потерянным». Подавленным состоянием Сталина объясняется то, что не он, а Молотов выступил в 12 часов дня 22 июня с обращением к гражданам СССР. Именно из радиообращения Молотова жители большей части страны узнали, что началась война

Пакет документов  «военным экспертам».

Директива ГШ №1 от 21. 06.41.

« Военным советам ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдОВО.

  1. В течении 22 -23 июня 1941 года возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, Приб. ОВО, Зап. ОВО, КОВО, Од. ОВО. Нападение может начаться с провокационных действий.
  2. Задача наших войск - не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.
  3. Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.

Приказываю:

а) в течении ночи на 22 июня 1941 года скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;
б) перед рассветом 22 июня 1941 года рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;
в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточено и замаскировано;
г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;
д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.

Тимошенко, Жуков.
21 июня 1941 года.»

«БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ» И ДИРЕКТИВА № 1.

 Передача  Директивы № 1 от 21.06.41 г. в округа была закончена в 00.30 минут 22 июня 1941 года. Под утро, всю ночь не смыкавший глаз Г.К. Жуков, получил сообщения из Западного особого военного округа «о налете немецкой авиации на города Белоруссии», из Киевского округа «о налете на города Украины», из Прибалтийского «о налетах вражеской авиации на Каунас и другие города». После этого, около 4.00, «нарком приказал» Жукову «звонить И.В.Сталину». Сталин в это время спал, и начальник охраны отказывался сначала будить Сталина. Но Жуков смело потребовал: «Будите немедля: немцы бомбят наши города!». Сталин подошел к телефону. Жуков «доложил обстановку и попросил начать ответные боевые действия. И.В.Сталин молчит. Слышу лишь его дыхание». Видимо до Сталина всегда туго доходило с утра пораньше. Георгий Константинович настойчиво переспросил: «Вы меня поняли?» Сталин молчит ещё какое-то время, потом до него всё же дошло, и «наконец И.В.Сталин спросил:— Где нарком?». Дальше Сталин дал команду собрать Политбюро. «В 4 часа 30 минут утра мы с С.К. Тимошенко приехали в Кремль. Все вызванные члены Политбюро были уже в сборе». Затем, бледный Сталин хотел звонить в германское посольство. Молотов доложил, что «Германское правительство объявило нам войну». После «длительной, тягостной паузы» Жуков «рискнул … и предложил немедленно обрушиться всеми имеющимися в приграничных округах силами на прорвавшиеся части противника и задержать их дальнейшее продвижение». «Не задержать, а уничтожить, — уточнил С.К.Тимошенко». В 7.15 утра 22 июня в округа передали Директиву № 2.

Но так как данная Директива была послана в приграничные округа только в полночь с 21-е на 22-е июня, то за оставшиеся пару часов войска просто не успели подняться по тревоге. И выскакивали полусонные красноармейцы в одном исподнем из разбомбленных казарм. Но даже в исподнем они смело бросались на врага! Эх, если бы Сталин дал Г.К. Жукову разрешение на «объявление полной боевой готовности» хотя бы на несколько часов раньше! Или объявили «полную боевую готовность» ещё раньше, где-нибудь в мае, как просил и требовал Георгий Константинович! Уж тогда бы мы немцам показали. Всё боялся хитрый тиран «спровоцировать» врага. Да и сама Директива о приведении войск западных округов «в полную боевую готовность» какая-то странная, всё талдычит о том, чтобы «не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения». Тут воевать надо, а Сталин всё о «провокациях» твердит. И уж тем более не отправлять начальника Генштаба в округа! Даже невоенный человек, прочитавший это понимает, как «неправ» Сталин».

- Пункт третий, преамбулы, говорит о том, что войскам этих округов предписано «быть (находиться) в полной боевой готовности», т.е. продолжать находиться в объявленной ранее полной боевой готовности. - Пункт в) приказной части–  «все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточено и замаскировано»

Для человека не очень военного, эти пункты вроде бы и говорят о том, что войска вот так вот и поднимаются по тревоге. Но согласно орфографии и штабной культуры, и если б не было предыдущего распоряжения, то стояло бы в этом тексте так: «все части (округов) привести в полную боевую готовность. Войска рассредоточить и замаскировать». Так, по крайней мере, будет просто грамотней звучать и понятней для командиров частей.
Этот пункт в Директиве № 1 говорит о том, что войска уже должны быть к этому моменту, к 21 июня, рассредоточены и замаскированы, т.е. выведены с мест постоянной дислокации, из гарнизонов и ангаров. Это предписывала сохранившаяся директива ГШ для авиации западных округов от 19 июня. А фраза 
«привести все войсковые части в боевую готовность» без указания степени готовности - лишь напоминание, мол, привести в боевую готовность те части, что не оговаривались отдельно в предыдущем распоряжении и не должны были подниматься по тревоге ранее.

Выступление групп учащихся. Демонстрация образовательного продукта.

На этом этапе учащиеся демонстрируют конечный продукт своей деятельности в форме версий причин поражения Красной Армии в начале войны. Версии защищают, обосновывают, закрепляют.

Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны.

Ребята, вы высказывали свои предположения о причинах отступления Красной Армии в первые месяцы войны. В современной исторической науке тоже есть объяснения причин отступления Красной Армии. Сравните полученные вами ответы с теми, которые предлагают нам историки.

Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.

  1. Снижение уровня военно-технической мысли.
  2. Ошибка в определении сроков войны.
  3. Игнорирование сообщений о подготовке Германии к нападению.
  4. Не учтен опыт военных действий Германии в 1939-1941 г.
  5. Плохое оснащение вооруженных сил современной техникой.
  6. Неподготовленность западных границ к отражению удара неприятеля.
  7. Просчеты Сталина в оперативно-тактических вопросах.
  8. Специфика политической ситуации в стране.
  9. Низкая боеспособность армии из-за сталинских репрессий.

1.Сталин не доверял донесениям разведки, считая, что Англия и США хотят столкнуть СССР и Германию;

2. Дезинформация Германией;

3. Плохая подготовка военных кадров, вызванная репрессиями;

4. Немцы имели 6-8 превосходство в первые дни войны;

6. Не успели перевооружиться, немецкая техника в первый год превосходила советскую;

7. Пограничные войска не были приведены в боевую готовность;

8. Протяжённость границ;

9. Не были возведены новые укреплённые  линии обороны;

10. Ошибки в стратегии: упор делался на наступление.

  • Крупные просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и строках вероятного начала войны
  • Переоценка значения  советско-германского  договора о ненападении
  • Войска не были приведены в боевую готовность
  • Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе
  • Не завершено перевооружение Красной Армии
  • Отсутствие опыта ведения масштабных военных операций в новых условиях (фашисты воевали уже несколько лет).
  • Военная доктрина, предусматривавшая военные действия только на чужой территории
  • Репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава (дефицит командного состава, 35 тыс. репрессировано, 73% командиров прошли только курсы младших лейтенантов)
  • Превосходство по численности и маневренности германских войск. На армию Германии работала промышленность 14 стран Европы

5 Итог урока.  

Великая Отечественная война –

  • это 1418 дней и ночей
  • 27 миллионов погибших
  • 1710 разоренных городов
  • 70 000 сел и деревень
  • лагеря смерти “Освенцим”, “Бухенвальд”, “Майданек”…

А попробуйте вы ответить, что такое ВОВ синквейном.

Например:                                                  ВОЙНА

ЖЕСТОКАЯ    РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ

СРЕЛЯЮТ   УБИВАЮТ    НЕ ЩАДЯТ

УНЕСЛА ЖИЗНИ 27 МЛН. ЧЕЛОВЕК

ГОРЕ

           Начало Великой Отечественной войны было трагичным для нашего народа. Сотни тысяч советских солдат были убиты, ранены, попали в плен. Но, несмотря на все трудности, советский народ выстоял. Благодаря беспримерному мужеству, отваге, самопожертвованию наших прадедов мы с вами живы.

        Отрывок из письма, найденного при раскопках в Смоленской области.

«Дорогие русские люди, соотечественники. Не забывайте нас. Мы, как могли боролись с фашистским псом. Но вот пришёл конец. Мы истекаем кровью. Кто после нас будет живой, пусть помнят, что люди боролись за свою Родину, любили её, как мать. Мы непобедимы.

Красноармеец Крутов С.И.»

Давайте будем помнить и чтить память о героях Великой Отечественной войны, любить нашу  Родину! Предлагаю почтить память павших минутой молчания.

                   Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

                                (А. Прохоров)

Спасибо  тем, кто воевал, что нам не довелось представить и узнать такие муки.

Рефлексия.  Самооценка.

Мы с вами грамотно провели исследование, ваши выводы во многом совпали с выводами современных историков

-Я хотела чтобы вы  оценили свою работу в зависимости от того вклада, который вы  внесли в исследование. Заполните таблицу.

Лист рефлексии.

  1. Выберите один или несколько предложенных вариантов, обведите его в кружок:
  • узнал много нового
  • многое знал, дополнил свои знания
  • не узнал ничего нового
  • появилось желание узнать больше о войне
  • думаю, что стал лучше представлять,  что такое война

2. Оцените себя по пятибалльной системе.

Ф.И. ученика

Анализ документа

Участие в обсуждении версий

Оценка

Мне интересно  было с вами работать. Я поняла, что современные молодые люди умеют находить ответы на проблемные вопросы. И хочу узнать мнение каждого об уроке.

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начало Великой Отечественной войны

Слайд 2

“Разглядеть, что истинно, что ложно, Может только беспристрастный суд: Осторожно с прошлым, осторожно, - Не разбейте глиняный сосуд”. В. Высоцкий ИСТОРИКИ СПОРЯТ «Нет никаких серьезных аргументов и фактов, способных доказать готовность СССР к наступательной войне летом 1941 г.» В.П. Наумов «…в июле 1941 г. Сталин собирался напасть на Гитлера. 22 июня Гитлер нанес превентивный (упреждающий) удар». (В. Суворов-Резун )

Слайд 3

Силы и планы сторон Критерий сравнения Германия и её союзники СССР Численность армии 5 млн.человек 3 млн. человек Количество самолетов 4,3 тыс. 9,1 тыс. Количество орудий и минометов 47,2 тыс. 39,4 тыс. Количество танков и штурмовых орудий 4.4 тыс. 11 тыс. Количество автомобилей 600 тыс. 272 тыс.

Слайд 7

Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г. Снижение уровня военно-технической мысли. Ошибка в определении сроков войны. Игнорирование сообщений о подготовке Германии к нападению. Не учтен опыт военных действий Германии в 1939-1941 г. Плохое оснащение вооруженных сил современной техникой. Неподготовленность западных границ к отражению удара неприятеля. Просчеты Сталина в оперативно-тактических вопросах. Специфика политической ситуации в стране. Низкая боеспособность армии из-за сталинских репрессий.

Слайд 8

Правила написания синквейна . 1 строка – тема называется одним словом. 2 строка- описание темы в двух словах (прилагательных). 3 строка-описание действия в рамках темы тремя словами (глагол) 4 строка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме. 5 строка – синоним из одного слова, который повторяет тему. Например : ВОЙНА ЖЕСТОКАЯ РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ СРЕЛЯЮТ УБИВАЮТ НЕ ЩАДЯТ УНЕСЛА ЖИЗНИ 27 МЛН. ЧЕЛОВЕК ГОРЕ

Слайд 9

Отрывок из письма, найденного при раскопках в Смоленской области . «Дорогие русские люди, соотечественники. Не забывайте нас. Мы, как могли боролись с фашистским псом. Но вот пришёл конец. Мы истекаем кровью. Кто после нас будет живой, пусть помнят, что люди боролись за свою Родину, любили её, как мать. Мы непобедимы. Красноармеец Крутов С.И.»

Слайд 10

Как хорошо проснуться на рассвете, Как хорошо, что ночью снятся сны, Как хорошо, что кружится планета, Как хорошо на свете без войны! (А. Прохоров)

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Поэты о Великой Отечественной войне"

Данный материал содержит разработку урока литературы в 6 классе на тему "Поэты о Великой Отечественной войне". Охватывается творчество К.Симонова, Д.Самойлова, А Суркова. Материал включает стихи ...

Урок литературы в 6 классе "Поэты о Великой Отечественной войне"

Материал содержит разработку урока по литературе в 6 классе при изучении темы "Поэты о Великой Отечественной войне"...

Урок повторения в 11 классе по теме "Великая Отечественная война"

Разработка урока повторения и обобщения изученного материала в 11 классе по теме "Великая отечественная война". В ходе урока проводится фронтальный опрос, учащиеся готовят индивидуальные домашние зада...

Урок истории 11 класс по теме "Великая отечественная война глазами современников"

Урок (2 часа)- расчитан на обобщение знаний по Великой отечественной войне", подготовлен учащимися ....

Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".

Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....

Урок мужества 7 класс по теме: Великая Отечественная Война

Урок мужества 7 класс по теме: "Великая Отечественная Война"...