Урок по истории в 9 классе по теме Начало Великой отечественной войны
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Уро предназначен для изучения первого часа по разделу Великая Отечественная война. Урок содержит видео и аудиоматериал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy.doc | 293 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Начало Великой Отечественной войны
ЦЕЛИ:
- Образовательные:
- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
- выяснить причины неудач красной армии летом- осенью 1941г
- рассмотреть ход военных событий начального периода войны
2. Развивающие
- формировать умения извлекать информацию с разных источников, анализировать ее, делать выводы
- развивать логическое мышление и речь
- формировать ИКТ- компетентности
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне с фашистами на примере мужества советских солдат
Тип урока: изучение нового материала
Методическое оснощение: презентация на тему: «Начало ВОВ», диск «Битва за Москву», аудиозапись выступления Молотова, сообщение « Оборона Ленинграда», учебник АА. Данилов, Л.Г. Косулина по Истории России, рабочий лист.
Оборудование: компьютер, проектор
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы; новые слова: «Тайфун»; даты: 22 июня 1941г, 30 сентября 1941г, 5 декабря 1941г, январь 1943.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте. Ребята, на прошлом уроке вы хорошо поработали и получили хорошие оценки. Я уверенна в том, что сегодняшний урок пройдет как обычно продуктивно и интересно.
ВВОДНО- МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА
-Какой раздел мы начали изучать?
Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте сформулировать тему урока и записать ее в рабочий лист.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Д. Попов)
ВОПРОС К УЧЕНИКАМ: Чтобы вы хотели узнать на уроке?
Чтобы достичь, поставленные цели, нам надо проявить умения анализировать, делать выводы, работать с картой, учебником и видеозаписями.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Весь ход военных действий историки делят на три периода:
1. Начальный период (22 июня 1941-18 ноября 1942 гг.).
2. Период коренного перелома (19 ноября 1942-конец 1943 гг.).
3. Период освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944-9 мая 1945 гг.).
Мы сегодня изучим начальный период ВОВ. Обратимся к плану урока.
ПЛАН.
- Начало войны. Силы сторон
- Неудачи Красной армии в начале войны
- Оборона Ленинграда
- Битва за Москву
ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
- Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро?
- Как назывался план нападения Германии на СССР?
- Каковы направления захвата?
II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: На рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась на территорию СССР. В полдень этого же дня с обращением к народу выступил первый заместитель председателя СНК, нарком иностранных дел В. М. Молотов.
ЗАДАНИЕ: прослушайте аудиозапись выступления и ответте на вопрос: Какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в стране. Были образованы фронты: Северный, Северо- Западный, Западный, Южный, Юго- Западный. Для руководства ими была образована ставка главного командования, в состав которой вошли Сталин, Молотов, Тимошенко, Ворошилов, Шапошников, Жуков. Верховным главнокомандующим назначен Сталин.
Для того чтобы узнать готовность Германии и СССР к войне, обратимся к таблице.
ЗАДАНИЕ: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале войны и сделайте выводы.
Признаки для сравнения | Германия | СССР |
Численность | 5,5 млн. чел. | 2,9 млн. чел. |
Личный состав | 190 дивизий | 170 дивизий |
Танки | 4300 | 9500 |
Самолеты | 5000 | 8500 |
Орудие и минометы | 48000 | 4700 |
ВЫВОД:_________________________________________________
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Внезапность и мощь удара противника привели к трагическому началу войны. Красная армия потерпела поражения.
ЗАДАНИЕ: Просмотрите фрагмент фильма «Трагическое начало» и выполните задание №
ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Трагическое начало»
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы переходим к третьему пункту плана. Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлер рассчитывал на то, что с падением Ленинграда в СССР может наступить полная катастрофа.
ЗАДАНИЕ: Прослушав сообщение одноклассника, выполните задание №
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: еще одним главным событием начального этапа стала Московская битва.
ЗАДАНИЕ: Просмотрев фильм «Битва за Москву», выполните задание №
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Битва за Москву»
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы рассмотрели все пункты плана. Обратимся к проблеме, поставленной в начале урока.
ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?
ЗАДАНИЕ: сделайте небольшой вывод по теме урока для этого выполните задание №
ИТОГОВОЕ СЛОВО: Начальный этап войны был самым тяжелым для страны. Советский союз был не готов к войне. Велики были жертвы и утраты. Ценой огромных усилий советскив войскам удалось сорвать планы немцев и перейти в контрнаступление, создав условия коренного перелома в ходе войны.
III ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Когда началась Великая Отчественная война?
1.1 сентября 1939 2.2 сентября 1945 3.22 июня 1941 4.3 августа 1941
2. Кто сообщил в полдень 22 июня населению по радио о начале войны?
1 Сталин 2 Жданов 3 Каганович 4 Молотов
3. Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?
1.Ставка Верховного Командования 2. Совет Безопасности
3.Государственный Комитет Обороны 4. Народный комиссариат обороны
4. В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа армий "Север" по плану "Барбаросса"?
1.Москва 2.Киев 3.Ленинград, Приалтика 4.Баку
5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956
2. 872 с 8 сентября 1941 по 27 января 1944
3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999
3. 55 с 8 сентября 1941 по 27 января 1948
6. Как назывался план немцев по захвату Москвы ?
1."Барбаросса" 2."Ост" 3."Тайфун" 4."Цитадель"
IV. РЕФЛЕКСИЯ
-Ребята, мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?
Пришло время оценить как вы поработали.
Выставьте себе оценки в рабочем листе за урок, используя оценочную шкалу.
- Чему вы научились?
- Что вы сумели сделать?
1. Я научился________________________________________________________________
2. Я узнал____________________________________________________________________
3. Я смог_____________________________________________________________________
Ребята! Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от урока. Для этого дорисуйте смайлику выражения лица.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Прочитать § 29 и составить рассказ « Крупнейшие сражения 1941 г»
2. Творческое задание:
1. Создание агитационного плаката на тему "Битва за Москву". Советую вам познакомиться с коллекцией советских плакатов военного времени на сайте "Плакаты советского времени" по адресу http://www.krasnoyeznamya.ru/
2. Создание презентаций по темам: "Улицы Москвы, названные именами москвичей - защитников Родины"; "Герои и военачальники Московской битвы".
3.На своем странице в интернете создать альбом "Мой музей истории Великой Отечественной войны" (в этом альбоме можно разместить, найденные в сети фотографии, изображения боевой техники, документы, карты, интересные факты)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Молодцы, ребята! Вы успешно преодолели все трудности. Спасибо за урок!
Рабочий по лист по теме “ ”
ЦЕЛИ
ПЛАН
1.Начало войны. Силы сторон
2.Неудачи Красной армии в начале войны
3.Оборона Ленинграда
4.Битва за Москву
ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?
ЗАДАНИЕ № 1 (по аудиозаписи) Какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?
ЗАДАНИЕ № 2: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале войны и сделайте выводы.
«Соотношение сил Германии и СССР в начале войны»
Признаки для сравнения | Германия | СССР |
Численность | 5,5 млн. чел. | 2,9 млн. чел. |
Личный состав | 190 дивизий | 170 дивизий |
Танки | 4300 | 9500 |
Самолеты | 5000 | 8500 |
Орудие и минометы | 48000 | 4700 |
ВЫВОД:_________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 3: Отметте причины неудач Красной Армии впервые месяцы войны
- Опоздание советского руководства с приведением пограничных военных округов в полную боевую готовность
- Введение 7-дневной рабочей недели
- Внезапность нападения Германии
- Неточная информация советских разведчиков о дате нападения врагов
- Численность превосходства войск Германии над численностью Красной Армии
- Слабая оснащенность советских войск военной техникой
- активная поддержка немецкого наступления западными районами СССР
- Ослабление Красной Армии массовыми репрессиями среди командного состава
ЗАДАНИЕ № 4: Подбери эпитеты к словосочетанию Блокада Ленинграда ___________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 5. Заполните пропуски в тексте
……………. гитлеровские дивизии начали наступление на Москву. Операция по захвату Москвы проходила под кодовым названием ……………… …. Фашистам удалось захватить ряд городов. В ходе Смоленского сражения немецким войскам пришлось временно перейти к обороне. Гитлеровцем удалось прорваться на 100 км вперед. Для руководства Красной Армией из Ленинграда был вызван генерал……………………….. С 20 октября в Москве было введено ………………………. положение. В битве особо отличилась 316-я дивизия под командованием…………………………. 5-6 декабря 1941г советские войска начали……………………….. Враг был отброшен на 250 км от Москвы. Итогом стало: …………………………………………………………………………………………………………………….
ЗАДАНИЕ № 6: Из слов составьте предложения
- потери, и, людские, большие, материальные
- лад, экономики, военный, на, переход
- поражения, Армии, Красной
- плана, «блицкриг», провал, молниеносного
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Когда началась Великая Отечественная война?
1. 1 сентября 1939 2.2 сентября 1945 3.22 июня 1941 4.3 августа 1941
2. Кто сообщил в полдень 22 июня населению по радио о начале войны?
1 Сталин 2 Жданов 3 Каганович 4 Молотов
3. Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?
1.Ставка Верховного Командования 2. Совет Безопасности
3.Государственный Комитет Обороны 4. Народный комиссариат обороны
4. В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа армий "Север" по плану "Барбаросса"?
1.Москва 2.Киев 3.Ленинград 4.Баку
5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956
2. 872 с 8 сентября 1941 по 27 января 1943
3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999
3. 55 с 8 сентября 1941 по 27 января 1948
6. Как назывался план немцев по захвату Москвы ?
1."Барбаросса" 2."Ост" 3."Тайфун" 4."Цитадель"
РЕФЛЕКСИЯ
1. Я научился________________________________________________________________
2. Я узнал____________________________________________________________________
3. Я смог_____________________________________________________________________
МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
1.ТЕМА УРОКА: Начало Великой Отечественной войны изучается в Разделе Великая Отечественная война, на его изучение отводится 6 часов. Эта тема вторая, связана с предыдущий темой « СССР накануне ВОВ», так как из нее берутся данные об отношениях Германии и СССР и связана с последующими.
2.КЛАСС: урок проходил в 9 «А» классе. В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.
3.ТИП УРОКА: урок планировался как изучение нового материала. Все этапы урока выдержаны. На каждом из них проводилось закрепление материала и проверка умений. К уроку разработана презентация и рабочий лист.
4. ЦЕЛИ:
- Образовательные:
- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
- выяснить причины неудач красной армии летом- осенью 1941г
- рассмотреть ход военных событий начального периода войны
2. Развивающие
- формировать умения извлекать информацию с разных источников, анализировать ее, делать выводы
- развивать логическое мышление и речь
- формировать ИКТ- компетентности
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне с фашистами на примере мужества советских солдат
5. ФОРМЫ РАБОТЫ: На уроке были представлены такие виды работы как:
- индивидуальная. Она прослеживалась в таких заданиях как: заполните пропуски в тексте, на этапе закрепления- тест, выберите правильный ответ.
- работа в парах- прослеживается когда ребята подбирали эпитеты, из слов составляли предложения.
- Фронтальная (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)
6.Различные методы работы:
Словесный методы (рассказ, сообщение)
Наглядный (презентация и фильмы)
Практический (решение заданий)
Проблемная ситуация
7. УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Учащиеся на уроке показали следующие умения:
1. Регулятивные универсальные умения
А) целепологание (умения ставить цели, отвечая на вопросы чтобы хотели узнать на уроке.)
2. Познавательные общеучебные:
А) умения работать с разными источниками информации: понимать смысл этой информации, давать на вопросы логические и правильные ответы.
В) умения структурирования знаний- в задании, где необходимо было выбрать правильный ответ из всех перечисленных причин неудач
Г) произвольное и осознанное построение речевого высказывания- при устных ответах на вопросы
3. Познавательные логические
А) умения работать с таблицей.
Б) умения работать с первоисточником- извлекать из него необходимую информации ( при прослушивании аудиофрагмента и при просмотре фильма)
В) умения логически отражать план урока- работать с рабочими листами, выполнять различные задания. По ходу их выполнения оценивать свою работу и усваивать материал.
Г) установление причинно- следственных связей- при просмотре фильма и при решении проблемного вопроса.
4. Коммуникативные
А) анализировать, делать выводы
Б) умения работать в парах
Рефлексия была двух видов:
1. Рефлексия знаний, где ученики выставляли себе оценки за свою работу
2. Рефлексия умений, где ребята отвечали, чему научились и что смогли сделать на уроке.
8. Цели достигнуты. Они решались постепенно, исходя из плана урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории на тему " Начало Великой Отечественной войны"
Презентация к уроку истории в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Начало ВОВ"...
Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс
Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...
Электронный урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны".
Конспект урока содержит указания на ссылки с образовательных сайтов- "Единая коллекция образовательных ресурсов", "Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов" и др....
Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".
Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....
Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"
Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...
Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...
Урок в 10 классе по теме "Начало Великой Отечественной войны"
Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны» (10 класс)Тип урока: урок изучения нового материала на основе анализа исторических источниковЦель урока...