Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по истории (8 класс)

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_istorii.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение                                                               средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи                                                                                                      имени Героя Советского Союза  Дмитрия Михайловича Карбышева

РАССМОТРЕНА

На заседании методического совета

Протокол № 4 от 28.05.2022

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 01.09.2022 № 197-ОД

«Об утверждении»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Загадки истории»

8-ые классы (ФГОС ООО)

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Тарасова Ю.А. учитель истории

и обществознания

                                                                                                                                                                                             

г. Оха, 2022 г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки истории» разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- Устав МБОУ

Актуальность данной программы

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся.

Особенности  организации  учебного  процесса  по  курсу:  соблюдая  хронологию,  выбираются  наиболее  яркие, значимые,  загадки  истории,  далее  приводится  ряд  научных  гипотез  (традиционных  и  новаторских)  по  данной  теме, которые затем обсуждаются самими учащимися.  Предполагается, что отбор материала происходит как самим  учителем, так и с участием школьников.

Это определило цель данного курсасоздание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу позволяющую осветить деятельность исторических персоналий сквозь призму связанных с ними событий.

Задачи:

 освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

 овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 35 часов в год при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Загадки истории» в основной школе являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально- критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Загадки истории» являются: уметь:

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории

 

 


 

Содержание курса

8класс (35 часов)

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий учащихся

всего

теория

практика

Раздел 1. Самозванство на Руси.

15

6

9

Ценить и принимать базовые ценности.

Ориентироваться в информационных источниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Раздел 2. Дело царевича Алексея.

2

1

1

Раздел  3.   Тайна янтарной комнаты

2

1

1

Раздел 4. Загадки русских наград.

16

6

10

 

 

 

 

 

 


 

Календарно-тематическое планирование

8 класс (35 часа)

№ урока в году

№ урока в теме

Дата проведения

Название темы

Примечание

Раздел 1. Самозванство на Руси. (15 часов)

1

1

 

Введение. Познавательная беседа «Понятие самозванства.»

 

2

2

 

Мини-лекция с элементами беседы «Причины возникновения самозванства на Руси.»

 

3

3

 

Мини-лекция с элементами беседы «Игра в царя. Сколько их и что их гонит?»

 

4

4

 

Мини-лекция с элементами беседы «Игра в царя. Сколько их и что их гонит?»

 

5

5

 

Групповая работа с энциклопедией по истории «Лжедмитрий Первый»

 

6

6

 

Беседа с элементами дискуссии «Лжедмитрий Второй»

 

7

7

 

Групповая работа с энциклопедией по истории, просмотр мультимедиа по теме занятия  «Емельян Пугачев»

 

8

8

 

Семинар,  беседа, работа с отрывками из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по теме «Емельян Пугачев»

 

9

9

 

Лекция с элементами дискуссии «Княжна Тараканова»

 

10

10

 

Лекция, сообщения учащихся, дискуссия, просмотр мультимедиа по теме занятия  «Анастасия Николаевна Романова, дочь последнего русского императора»

 

11

11

 

Подготовка к итоговому занятию. Практическое занятие по теме «Самозванство на Руси»

 

12

12

 

Подготовка к итоговому занятию. Защита проектов по теме «Самозванство на Руси»

 

13

13

 

Подготовка к итоговому занятию. Защита проектов по теме «Самозванство на Руси»

 

14

14

 

Обобщающее занятие – семинар. Самозванство на Руси: норма или патология?

 

15

15

 

Обобщающее занятие – семинар. Самозванство на Руси: норма или патология?

 

Раздел 2. Дело царевича Алексея. (2 часа)

16

1

 

Лекция с элементами беседы «Царевич Алексей  –  сын Петра  I. Версии смерти.»

 

 

17

2

 

Дискуссия «Царевич Алексей  –  сын Петра  I. Версии смерти.»

 

 

Раздел  3.   Тайна янтарной комнаты (2 часа)

18

1

 

Лекция с элементами обсуждения «В обмен на великанов. Янтарная комната.»

 

19

2

 

Защита проектов «В обмен на великанов. Янтарная комната.»

 

Раздел 4. Загадки русских наград. (16 часов)

20

1

 

Познавательная беседа «Фалеристика – наука о медалях и наградах.»

 

21

2

 

Лекция с элементами беседы «Первые награды России.»

 

22

3

 

Практическое занятие «Первые награды России.»

 

23

4

 

Лекция с элементами беседы «Наградная система Петра Великого.»

 

24

5

 

Сообщения учащихся по теме «Наградная система Петра Великого.»

 

25

6

 

Лекция с элементами познавательной беседы «История российских орденов.»

 

26

7

 

Практическое занятие «История российских орденов.»

 

27

8

 

Круглый стол «История российских орденов.»

 

28

9

 

Лекция с элементами беседы «Наградные медали Российской империи.»

 

29

10

 

Защита проектов «Наградные медали Российской империи.»

 

30

11

 

Защита проектов «Наградные медали Российской империи.»

 

31

12

 

Познавательная беседа «Женские награды»

 

32

13

 

Практическое занятие «Иностранные (по происхождению) ордена»

 

33

14

 

Обобщающее занятие – семинар «Загадки русских наград»

 

34

15

 

Обобщающее занятие – семинар «Загадки русских наград»

 

35

16

 

Конференция « Роль личности в истории»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...