Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи имени Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева
РАССМОТРЕНА На заседании методического совета Протокол № 4 от 28.05.2022 | УТВЕРЖДЕНА Приказом от 01.09.2022 № 197-ОД «Об утверждении» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Загадки истории»
8-ые классы (ФГОС ООО)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Тарасова Ю.А. учитель истории
и обществознания
г. Оха, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки истории» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Устав МБОУ
Актуальность данной программы
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся.
Особенности организации учебного процесса по курсу: соблюдая хронологию, выбираются наиболее яркие, значимые, загадки истории, далее приводится ряд научных гипотез (традиционных и новаторских) по данной теме, которые затем обсуждаются самими учащимися. Предполагается, что отбор материала происходит как самим учителем, так и с участием школьников.
Это определило цель данного курса: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу позволяющую осветить деятельность исторических персоналий сквозь призму связанных с ними событий.
Задачи:
освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 35 часов в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Загадки истории» в основной школе являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально- критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Загадки истории» являются: уметь:
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
Содержание курса
8класс (35 часов)
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий учащихся | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1. Самозванство на Руси. | 15 | 6 | 9 | Ценить и принимать базовые ценности. Ориентироваться в информационных источниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. |
Раздел 2. Дело царевича Алексея. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Тайна янтарной комнаты | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 4. Загадки русских наград. | 16 | 6 | 10 | |
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
8 класс (35 часа)
№ урока в году | № урока в теме | Дата проведения | Название темы | Примечание |
Раздел 1. Самозванство на Руси. (15 часов) | ||||
1 | 1 |
| Введение. Познавательная беседа «Понятие самозванства.» |
|
2 | 2 |
| Мини-лекция с элементами беседы «Причины возникновения самозванства на Руси.» |
|
3 | 3 |
| Мини-лекция с элементами беседы «Игра в царя. Сколько их и что их гонит?» |
|
4 | 4 |
| Мини-лекция с элементами беседы «Игра в царя. Сколько их и что их гонит?» |
|
5 | 5 |
| Групповая работа с энциклопедией по истории «Лжедмитрий Первый» |
|
6 | 6 |
| Беседа с элементами дискуссии «Лжедмитрий Второй» |
|
7 | 7 |
| Групповая работа с энциклопедией по истории, просмотр мультимедиа по теме занятия «Емельян Пугачев» |
|
8 | 8 |
| Семинар, беседа, работа с отрывками из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по теме «Емельян Пугачев» |
|
9 | 9 |
| Лекция с элементами дискуссии «Княжна Тараканова» |
|
10 | 10 |
| Лекция, сообщения учащихся, дискуссия, просмотр мультимедиа по теме занятия «Анастасия Николаевна Романова, дочь последнего русского императора» |
|
11 | 11 |
| Подготовка к итоговому занятию. Практическое занятие по теме «Самозванство на Руси» |
|
12 | 12 |
| Подготовка к итоговому занятию. Защита проектов по теме «Самозванство на Руси» |
|
13 | 13 |
| Подготовка к итоговому занятию. Защита проектов по теме «Самозванство на Руси» |
|
14 | 14 |
| Обобщающее занятие – семинар. Самозванство на Руси: норма или патология? |
|
15 | 15 |
| Обобщающее занятие – семинар. Самозванство на Руси: норма или патология? |
|
Раздел 2. Дело царевича Алексея. (2 часа) | ||||
16 | 1 |
| Лекция с элементами беседы «Царевич Алексей – сын Петра I. Версии смерти.»
|
|
17 | 2 |
| Дискуссия «Царевич Алексей – сын Петра I. Версии смерти.»
|
|
Раздел 3. Тайна янтарной комнаты (2 часа) | ||||
18 | 1 |
| Лекция с элементами обсуждения «В обмен на великанов. Янтарная комната.» |
|
19 | 2 |
| Защита проектов «В обмен на великанов. Янтарная комната.» |
|
Раздел 4. Загадки русских наград. (16 часов) | ||||
20 | 1 |
| Познавательная беседа «Фалеристика – наука о медалях и наградах.» |
|
21 | 2 |
| Лекция с элементами беседы «Первые награды России.» |
|
22 | 3 |
| Практическое занятие «Первые награды России.» |
|
23 | 4 |
| Лекция с элементами беседы «Наградная система Петра Великого.» |
|
24 | 5 |
| Сообщения учащихся по теме «Наградная система Петра Великого.» |
|
25 | 6 |
| Лекция с элементами познавательной беседы «История российских орденов.» |
|
26 | 7 |
| Практическое занятие «История российских орденов.» |
|
27 | 8 |
| Круглый стол «История российских орденов.» |
|
28 | 9 |
| Лекция с элементами беседы «Наградные медали Российской империи.» |
|
29 | 10 |
| Защита проектов «Наградные медали Российской империи.» |
|
30 | 11 |
| Защита проектов «Наградные медали Российской империи.» |
|
31 | 12 |
| Познавательная беседа «Женские награды» |
|
32 | 13 |
| Практическое занятие «Иностранные (по происхождению) ордена» |
|
33 | 14 |
| Обобщающее занятие – семинар «Загадки русских наград» |
|
34 | 15 |
| Обобщающее занятие – семинар «Загадки русских наград» |
|
35 | 16 |
| Конференция « Роль личности в истории» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...