Эпоха Николая 1.
план-конспект урока по истории (8 класс)

Маленко Оксана Викторовна

Разработка урока. Технологическая карта. Презентация. Материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_16.02.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_16.02.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Эпоха Николая I

Тип урока: уроки развивающего контроля

Цели урока:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов..

Технологическая карта урока

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации  к  контрольно-коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в работу.

Проявление интереса к материалу.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Внутренняя актуализация, включение в учебный процесс

Этап актуализации знаний и пробного учебного  действия

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу

Демонстрируют знания и умения.

Знание алгоритмов, понятий, осознание взаимосвязей

Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель; выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности.

Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ.

Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок.

Определяют места  ошибок.

Указывают способы действий.

Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня

Применение полученных знаний в решении практических заданий.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения

Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий.

Выбирают способ и средство коррекции.

Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки.

Этап реализации построенного проекта

Цель:  осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Организует обсуждение типовых ошибок и уделяет время тем учащимся у которых возникли затруднения

Учащиеся проговаривают  формулировки способов действий, которые вызывают затруднения

Определение алгоритма коррекционной работы.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:  интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку

Индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка.

Ситуация успеха

Этап рефлексии контрольно- коррекционной деятельности

Цель: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности;

осознание метода преодоления затруднений в деятельности;

осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности

Организует проговаривание механизма деятельности по контролю.

Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности.

Проговаривают механизм деятельности по контролю.

Дают оценку полученным результатам.

Фиксируют цель последующей деятельности

Механизм деятельности по контролю.

Самооценка результатов деятельности.

Этап решения заданий творческого уровня

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач.

Организует  выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем

Выполняют задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач творческого уровня.

Осуществляют задания на подготовку к изучению следующих тем

Применение знаний  для решения задач повышенной сложности и творческих заданий.



Предварительный просмотр:

1. Общая  характеристика императора и его эпохи (работа с документами)

“Личность Николая I” – документ – 1 -2

“Русское общество в николаевскую эпоху” - документ - 3

“Система гсударственного управления (военные и чиновники, III отделение)” - документ – 4-7

“Крестьянский вопрос” - документ – 8

“Золотой век русской культуры” - документ – 10-12

ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ - документ – 9

Документ 1.

   «При первом взгляде на государя невольно бросается в лицо характерная особенность его лица – какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица… какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица».                                                                                                          

                                                                                                       Астольф де Кюстин – французский писатель монархист  историк

Документ 2. Мнение историка.

     Николай «по-своему была цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством … оказались порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности…Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба… По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе «порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинения единой цели»».

                                                                                                         Н.А. Рожков- русский историк

Документ 3.

     «По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства; университеты подверглись опале; Россия передана была в жертву преторианцам; военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде; имел ли он какие-нибудь способности, знания, опытность в делах – на это не обращалось никакого внимания… Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Все делалось напоказ, для того, чтоб державный приехал, взглянул и сказал: «Хорошо! Все в порядке!». Отсюда все потянулось на показ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось…»

                                                                                                            С.М. Соловьев- русский историк

Документ 4.

     «Солдатская служба в то время была ужасна: она продолжалась двадцать пять лет. Стать солдатом значило навсегда оторваться от родной деревни и от родных и находиться в полной зависимости у такого командира… Побои, розги, палки сыпались каждый день. Жестокость при этом превосходила все, что можно было себе представить… Доктор стоял возле истязаемого мальчика (дворянского происхождения) и останавливал наказание только тогда, когда пульс почти переставал биться. Окровавленную жертву в обмороке уносили в госпиталь.

     Никакое смягчение наказания не было даже возможно.»

                                                            П.А. Кропоткин – русский революционер, географ

«Записки революционера»

Документ 5.

     «Казарма и канцелярия стали главной опорой николаевской политической науки. Слепая и лишенная здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным формализмом… какая скудость правительственной мысли, какая проза самодержавия, какая жалкая пошлость!»

                                                                                            А.И. Герцен- русский публицист-революционер

Документ 6.

     Россию «можно сравнить с арлекинским платьем, которого лоскутки сшиты одной ниткою, - и славно, и красиво держатся. Эта нитка есть самодержавие. Выдерни ее, и платье распадется».

                                                                                           Л.В. Дубельт- глава тайной полиции при Николае I

Документ 7.

      «А.Х. Бенкендорф назначен главноуправляющим III отделения собственной Его Величества канцелярии, он же был шеф корпуса жандармов, которому поручен был надзор за порядком в целом государстве. Этот корпус составлен был из нескольких округов; к каждому из них принадлежало несколько губерний. Окружными начальниками назначаемы были генералы, а в губернии определяемы были один штаб и несколько обер-офицеров… трудно было сначала склонить несколько порядочных людей войти в него. Голубой мундир, ото всех других военных своим цветом отличный как бы одеждой доносчиков, производил отвращение даже тех, кои решались его надевать. Учреждение сего нового рода полиции, кажется, имело двоякую цель. Жандармы обязаны были открывать всякие дурные умыслы против правительства и если где станут проявлять смелые политические, вольнолюбивые идеи, препятствовать их распространению…»

                                                                             Ф.Ф. Вигель- русский мемуарист 

Записки»

Документ 8. Результаты реформы государственной деревни.

     «Теперь остается решить: улучшилось ли их положение с учреждением над ними нового попечительства. Этот вопрос разрешили сами крестьяне. Беспокойства, возникшие в прошедшем году между ними в Олонецкой, Вятской, Пермской, Казанской и Московской губерниях, имели два главных повода: притеснения и поборы чиновников государственных имуществ и желание остаться по-старому под влиянием земской полиции, которая если не более заботилась о благе крестьян, то, по крайней мере, не так дорого им стоила, ибо прежде целый уезд жертвовал для одного исправника и двух или трех заседателей, а ныне на счет крестьян живут десятки чиновников».

                                       Из отчета А.Х. Бенкендорфа 

о деятельности III Отделения за 1842 г.

Документ 9. Итоги николаевского правления.

     «Отличительная черта его заключается в повсеместном недостатке истины, в недоверии правительства к своим собственным орудиям и пренебрежении ко всему другому. Взгляните на годовые отчеты: везде сделано все возможное, везде приобретены успехи, везде должный порядок. Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки, то, что есть, от того, что кажется, и редко где окажется прочная плодотворная почва. Сверху блеск, а снизу – гниль».

                                                       П.А. Валуев-

русский государственный деятель

Документ 10.

“В себя как в зеркало гляжу, но это зеркало мне льстит”.

А.С.Пушкин

Глядя на портрет работы Кипренского

Документ 11.

 «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным… Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви  благодарности взор…

В. Г. Белинский-

русский литературный критик

Документ 12.

Искусная контрапункция, все музыкальные хитрости, есть дело знания, разумеется, соединенного с талантом; счастливые мотивы  дело счастливой организации, их не перечтешь в опере, и мы знаем, по прежним сочинениям Глинки, они ему ничего не стоят, они родятся у него так легко, что не за что ему сказать и спасибо; но создать новый, неслыханный дотоле музыкальный характер, возвысить народный напев до трагедии  это дело творческого вдохновения, которое дается редко и немногим. Оттого мы считали себя вправе сказать после первого впечатления, произведенного на нас оперою, и теперь, после пяти представлений, повторить еще раз, что с этою оперою начинается новый период в искусстве, период русской музыки.

В. Ф. Одоевский-

русский писатель, мыслитель  

     

2. Соотнесите исторические личности и их характеристики.

1. Уваров Серг Семён -  В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую теорию «официальной народности»         («Православие, самодержавие и народность»).

2. Киселев Павел Дмитр. - Возглавил Министерство государственных имуществ, являлся инициатором реформы управления государственной деревни.

3. Корнилов Владим.Алексеевич -  Он был смертельно ранен на Малаховом кургане. «Отстаивайте же Севастополь…» - сказал он, теряя сознание.

4.Щепкин Мих. Семён - На сцене Малого театра блистали Павел Степ. Мочалов и______. Игра Мочалова в трагедиях Шекспира, в драмах Шиллера потрясала зрителей. Вершиной его творчества стала роль Гамлета.  _________ является основоположником сценического реализма, актером, создавшим незабываемые образы в пьесах Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева.

5. Сперанский Мих . Мих.- Он руководил группой специалистов по составлению Свода законов. Был награжден орденом Андрея Первозванного.

6. Канкрин Егор.Францевич.- Министр финансов, известный ученый - экономист, его денежная реформа оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности.

7.Грибоедов Александр Сергеевич - В 1830–1840-е гг. русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму. О долгом взаимодействии этих  литературных направлений в творчестве русских писателей свидетельствует  комедия «Гope от умa».

3. Найдите дату и определите событие.        

1. Эта дата – 8 лет после восстания декабристов. (1833 г., создан Свод законов).

2. К этой дате прибавьте количество лет, через которые бывают високосные года. (1837 г., реформа управления государственной деревней).

3. Чтобы получить следующую дату прибавьте 2 года. (1839 г., денежная реформа).

4. Сегодняшний год отделяет от задуманного 168 лет. (1853 г., начало Крымской войны).

5. Последнюю цифру умножьте на 2. (1856 г., конец Крымской войны, Парижский мир).

4. Да   -    Нет – Вставай -  разминка

1. XIX век – золотой век русской культуры. ДА

2. Экспедицию на кораблях «Надежда» и «Нева» возглавил Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. НЕТ (Крузенштерн Иван Фёдор)

3. Жуковский Вас Андр представитель романтизма в русской литературе. ДА

4. Крупнейшим представителем реализма  в театре был Мочалов. НЕТ (он романтизм)

5. Глинка Мих Ив  - основоположник русской классической музыки. ДА

6. Автором картины «Явление Христа народу» является Айвазовский Ив Конст. НЕТ (Иванов Ал-др Андр)

5. Работа с картой

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=28142

1. Заполните пропуск в предложении (укажите десятилетие): «Война, события которой обозначены на схеме, произошла в тысяча восемьсот __________ годах». Ответ запишите словом

На схеме оказаны события Крымской войны, которая проходила в 1853-1856 гг.

 Ответ: пятидесятых.

2. Укажите фамилию вице-адмирала, командовавшего русским флотом в походе, обозначенном на схеме цифрой «1».

Цифрой «1» обозначен поход русского флота в Синопскую бухту. Командовал им вице-адмирал Нахимов. 

Ответ: Нахимов.

3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в данном отрывке.

 «5 сентября первая группа англо-французской эскадры вышла из Варны и направилась в сторону Крыма. В её составе находилось и 9 турецких кораблей, на которых размещался турецкий экспедиционный корпус. 14 сентября войска союзников беспрепятственно высадились в районе ___________. Вместе с ними на берег сошла турецкая дивизия численностью в 7 тыс. человек пехоты с 12 полевыми и 9 осадными орудиями».

14 сентября войска союзников беспрепятственно высадились в районе Евпатории 

 Ответ: 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Эпоха Николая I"

В материал включены информационный блок к теме "Эпоха Николая I"  блок заданий с элементами программирования на VBA...

Документы к теме "Эпоха Николая 1"

Разносторнние документы к правлению Николая 1...

Карточки по общественному движению в эпоху Николая 1

Пере вами 3 карточки по общественному движению в эпоху Николая 1. Карточка А - уровень "3", карточка Б - уровень "4", карточка В - повышенный уровень...

тест по теме :Эпоха Николая I 8 класс 1,2 вариант с ответами

Данный тест состоит из 12 заданий для учащихся 8 класса 1,2 вариант .Текущая проверка знаний эпохи Николая I....

Эпоха Николая 1 в истории и литературе

Интегрированная форма урока (сочетание исторического и литературного материала) позволяет показать этот сложный период истории России не только глазами историка, но и писателя....

Конспект урока по истории России 8 класс "Эпоха Николая I"

1.Личность Николая I 2.Русское общество в николаевскую эпоху 3.Система государственного управления 4.Крестьянский вопрос...