Эпоха Николая 1 в истории и литературе
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Интегрированная форма урока (сочетание исторического и литературного материала) позволяет показать этот сложный период истории России не только глазами историка, но и писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epoha_nikolaya_1_v_istorii_i_literature.doc | 368.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭПОХА НИКОЛАЯ I В ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представления об особенностях внутренней политики Николая I и отражении эпохи в литературе;
- Расширить знания учащихся о николаевском времени с точки зрения историков и литераторов;
- Способствовать формированию у учащихся чувства уважения, любви к истории и литературе России, нравственных ценностей.
План урока:
Введение:
Основная часть:
1.Личность Николая I.
2.Укрепление самодержавного строя.
3.Отражение эпохи Николая I в произведениях Л.Н.Толстого «После бала»
Заключение
Оборудование урока:
Интерактивная доска, компьютер, видеоматериал, схемы, иллюстрации.
Ход урока:
Человек не может быть счастлив без свободы.
Де Кюстин
Солдат:
«Ведь я когда служил? Я ещё Александра застал, Александра того хвалили солдаты, говорили – милостив был. Мне и при Николае довелось служить: тогда на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300 … на смерть запарывали. А уж палками - неделя не проходила, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. У нас солдаты Николая Палкиным прозвали, так и пошло ему прозвище…Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. Прикладов или кулаком свистнет в какое место нужное: в грудь или в голову, он и помрёт. И никогда взыску не было.»
I Вступительное слово учителя истории:
Николая I третий сын Павла не получил систематического образования, так как не подготавливался для занятия престола - ему прочили военную
карьеру. С трёх лет мальчик носил военный мундир, вскоре стал шефом Измайловского гвардейского полка.
А.И. Герцен так описывает внешность Николая: «Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза».
14 декабря 1825г., вступая на престол, пережил страшное потрясение: выступление дворян- декабристов, требовавших:
-уничтожения самодержавия
-отмены крепостного права
-введения гражданских прав и свобод.
Разочарование в надежности дворян как опоры самодержавия, заставили Николая 1 искать новую опору власти -в чиновничестве и армии.
Схема «Меры по укреплению самодержавия»:
Укрепление Борьба с
государственного аппарата революционным движением
-ведущая роль в управлении 1826 г.-цензурный устав
принадлежит «Собственной Императорской Преследование врагов
Канцелярии»: режима
Запрет тайных обществ
II отделение (Сперанский) : Ограничение свободы
Кодификация законов выезда за границу
III отделение (Бенкендорф):
Политическая полиция
-рост числа чиновников:
Ал.I-15 тыс.; Ник.I-90 тыс.
Состояние всеобщей подозрительности, жесточайшего контроля за настроениями в обществе наглядно демонстрируют действия цензоров,
которые стихотворение поэта:
Что в мнении мне людей?
Один твой нежный взгляд
Дороже для меня вниманья
Всей вселенной…
Прокомментировали следующим образом:
«Сильно сказано! К тому же во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманием которых дорожить должно».
Николай был искренне уверен, что главное предназначение человека, что составляет суть человеческой жизни- СЛУЖБА. И образцом идеальной службы он считал военную службу с её единоначалием и беспрекословным подчинением.
Видеофильм
Маркиз де Кюстин путешествуя по России, написал книгу, запрещенную в России. Почему?
-«ясно, что мы вступаем в империю, объятую одним лишь чувством страха» (у путешественника на границе отобрали книги);
-«все страдают в России, но люди которыми торгуют , как вещами, страдают больше всех»;
-«Россией управляет класс чиновников…Это строгая военная дисциплина вместо гражданского управления»
Такой увидел николаевскую Россию иностранец. А что видели и чувствовали сами русские?
Вальс
II Вступительное слово учителя литературы:
Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Л.Н.Толстого «После бала».Сюжет основан на реальных событиях из жизни брата Л.Н.Толстого и повествует он о сороковых годах времен царствования Николая I. Отношение писателя к Николаю отчетливо выразилось в названии статьи, написанной в 1886г,-«Николай Палкин». Толстой пишет: «Мы говорим: зачем поминать…те страшные дела: палки, сквозь строй и другие- прошли уже: зачем поминать старое? Теперь уже этого нет…Прошло? Изменило форму, но не прошло..»
Раздумья об ужасе солдатчины, о бесчеловечности произволе самодержавной власти вновь возникают в рассказе «После бала»
Но вчера мы говорили о светлых страницах: красивый бал с веселыми танцами, с милой и красивой Варенькой, с её симпатичным отцом..
Вальс и на фоне музыки учащийся читает наизусть отрывок из рассказа.
Слайд (звучит текст, иллюстрации )
Беседа по содержанию текста:
- Почему любовь пошла на убыль?
- Зачем автор делит рассказ на две части?
- Как автор относится к полковнику?
Как бы логическим продолжением этого произведения является стихотворение современника Л.Н.Толстого Н.А.Некрасова «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения тоже реальная история. Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный сын её, замученный солдатчиной, после 8 лет службы вернулся домой и умер.
Стихотворение «Орина, мать солдатская»
Его жалобы в предсмертном бреду красноречиво говорят о тяготах солдатской службы ( а служили тогда 25 лет). За каждую провинность били, прогоняли сквозь строй.
О жестокости и лицемерии царя можно судить и из эпизода из «Хаджи Мурата» Л.Н.Толстого о резолюции НиколаяI на дело о студенте:
«Заслуживает смертной казни. Но, слава богу, смертной казни у нас нет и не мне вводить её. Провести 12 раз сквозь 1000 человек».
Обычно человек умирал после 5000 палок.
Заключение урока:
Учитель литературы: Насколько ярко и точно удалось Толстому отобразить
«дух николаевской эпохи»?
Учитель истории: Некоторые современные историки называют Николая
«рыцарем самодержавия, Толстой и многие
современники - «Палкин».
Домашнее задание: Представьте и объясните символ николаевской эпохи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Эпоха Николая I"
В материал включены информационный блок к теме "Эпоха Николая I" блок заданий с элементами программирования на VBA...
Документы к теме "Эпоха Николая 1"
Разносторнние документы к правлению Николая 1...
Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»
Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....
Карточки по общественному движению в эпоху Николая 1
Пере вами 3 карточки по общественному движению в эпоху Николая 1. Карточка А - уровень "3", карточка Б - уровень "4", карточка В - повышенный уровень...
Контрольная работа "Эпоха Николая I"
8 класс...
тест по теме :Эпоха Николая I 8 класс 1,2 вариант с ответами
Данный тест состоит из 12 заданий для учащихся 8 класса 1,2 вариант .Текущая проверка знаний эпохи Николая I....
Конспект урока по истории России 8 класс "Эпоха Николая I"
1.Личность Николая I 2.Русское общество в николаевскую эпоху 3.Система государственного управления 4.Крестьянский вопрос...