Открытый урок. История, 5 класс. Что изучает история?
план-конспект урока по истории (5 класс)
В пятом классе дети начинают изучать новый предмет - историю. На первом уроке важно показать им, что история - это не скучный урок, где нужно заучивать скучные даты, непонятные имена и события, а урок, где возможно творчество, а само изучение можно превратить в увлекательный квест. Представленный конспект - это первый урок истории, который знакомит детей с весьма сложными понятиями, поэтому для их изучения предлагается метод оформления тетради в технике лэпбука, что позволяет ребенку в увлекательной форме структурировать материал темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_istorii_5_klass.docx | 21.22 КБ |
1._chto_izuchaet_istoriya.pdf | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
История Древнего мира
5 класс
тема: Что изучает история?
ННОУ «Троицкая православная школа»
Учитель истории: Абраменко М. В.
Тема урока: «Что изучает история?»
Цель урока – достижение следующих результатов:
Личностные: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений.
Метапредметные: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации, определять познавательную задачу и намечать путь ее решения, регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
Предметные: знать, как историки узнают о далеком прошлом; приводить примеры вещественных и письменных исторических источников; объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика.
Методы и приемы: эвристическая беседа, организация работы с тетрадями (применение техники создания лэпбуков).
Используемое оборудование: интерактивная доска, учебник, у учащихся: тетради, ножницы, клей.
Демонстрационное оборудование: мультимедийная презентация «Что изучает история».
Раздаточный материал: индивидуальный материал на печатной основе.
План урока:
1) Организационные моменты: правила работы с тетрадями, знакомство с учебником.
2) Объяснение нового материала:
а. Что такое история? Геродот.
б. Задачи истории
в. Как мы узнаем прошлое? Виды исторических источников
г. Археология, ВИД, музеи
д. Как работает историк?
е. Периодизация истории
Ход урока:
Приветствие учащихся: Здравствуйте, дети. Сегодня у вас будет первый урок истории. Я очень надеюсь, что этот урок вам понравится и в дальнейшем вы будете с удовольствием изучать историю. Сегодня на нашем уроке будут присутствовать гости, но урок у нас с вами самый обычный.
Организационный момент: учитель сообщает правила работы с тетрадью, учебником, контурными картами и т. д.
Изучение нового материала:
Тема нашего первого урока: «Что изучает история?» Как вы думаете, что сегодня нам с вами нужно узнать, чтобы ответить на это вопрос? Учитель слушает ответы учащихся, выбирает подходящие и подводит к проблеме: «Зачем изучать историю?». Тема урока и проблемный вопрос записываются учителем на доске, а учащиеся записывают в тетрадь.
Итак, мы записали наш вопрос на доску. С чего же мы должны начать искать на него вопрос? Наверное, нам нужно сначала определить, что же такое история, что обозначает это слово и откуда оно взялось.
А) Что такое история? Геродот.
История – одна из древнейших наук. Возникла она не менее 2500 лет назад. Ее основателем считается греческий ученый и летописец Геродот;
Само слово "история" – переводится с древнегреческого как "распрашивание, исследование". Ведь первые историки своей главной задачей считали установление подлинности события.
История – это наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом. Обратите внимание на две главные особенности истории - изучает прошлое и всегда связана с людьми. Эти особенности всегда в связке, ведь прошлое изучают и другие науки – палеонтология, палеогеография и т.п., но история изучает в прошлом все то, что связано с человеком (в тетрадь: время возникновения науки истории и определение термина «история, дети наклеивают портрет Геродота и надпись «отец истории», высказывание Ключевского).
Посмотрите какое красивое и образное определение истории дал более ста лет назад русский историк В.О. Ключевский: «“История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого”. Как вы думаете, что хотел сказать нам историк? Выслушивает ответы учащихся. Отбирает наиболее близкие. Да, историк хочет нам сказать, что события минувших лет оказывают влияние на события сегодняшнего дня или даже будущего.
Б) Задачи истории
Мы дали определение с вами понятию «история», теперь давайте определим ее задачи или, говоря научным языком, ее функции. Выделим главные четыре функции (по мере рассказа учащиеся вклеивают их в тетрадь):
1. История учит рассуждать, понимать суть происходящих вокруг событий. История показывает какие ошибки совершались в прошлом и учит не повторять их в будущем.
2. "Отними у народа историю и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом" один из идеологов немецкого фашизма. История воспитывает достойных людей, дает примеры для подражания. Человек, знающий историю, с уважением относится к своей Родине и к другим народам.
3. История знакомит нас с прекрасным миром искусства, с достижениями человечества в разных областях культуры и науки.
4. Изучая прошлое, анализируя настоящее, люди могут улучшать будущее. История позволяет нам понять отчего бывают войны, как изменяется окружающий мир под воздействием человека и т.д.
Перечисленные задачи уже помогли нам найти ответ на наш главный вопрос, но нужно еще выяснить как историки изучают прошлое?
В) Как мы узнаем прошлое? Виды исторических источников
О каких-то событиях мы можем прочитать в старых газетах или посмотреть кадры кинопленки, например, так мы можем узнать о полете Гагарина в космос или о встрече президентов США и России. Но чем далее вглубь веков мы пытаемся заглянуть, тем сложнее нам что-то узнать. Однако даже при этом человечество уже достаточно много знает о себе. Информацию нам дают исторические источники – это все, что когда-то было создано людьми, дошло до нас и позволяет узнать прошлое.
Исторические источники можно разделить на четыре вида:
1. Вещественные источники;
2. Письменные источники;
3. Устные источники;
4. Произведения искусств.
Оставьте, пожалуйста, одну страничку в тетради пустой, она вам понадобится для выполнения домашнего задания.
Г) Археология, ВИД, музеи
Древнейшую историю человечества мы можем изучать в основном по вещественным источникам. Изучением вещественных источников занимается археология;
Археология – наука, занимающаяся изучением вещественных источников.
Слово "археология" состоит из двух греческих слов "археос" – древний и "логос" – учение; (Записываем в тетрадь).
Археологи исследуют как отдельные древние предметы (такие как оружие или керамика), так и целые комплексы (такие как могильники, поселения и даже целые города) (аппликация в тетради).
На основе археологических открытий историки реконструируют историческое прошлое.
Историческая реконструкция – воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи.
Для изучения разных видов исторических источников существует целый ряд научных дисциплин:
Хронология – изучает системы отсчета времени;
Нумизматика – монеты, а бонистика – банкноты;
Геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей и т.п.;
Фалеристика – ордена и медали;
Генеалогия - наука о родственных связях.
Всего существует несколько десятков (около 60) разных вспомогательных дисциплин и появляются новые.
В греческой мифологии покровительницами наук и искусств считались музы. Девять муз были дочерями верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Каждая муза отвечала за свой вид науки или искусства, но все они были необходимы для достижения гармонии (наклеиваем изображение муз). Муза истории – Клио. «Храм муз» - музей.
Это учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников.
Музеи бывают разные – технические, литературные, краеведческие и, конечно, исторические. Именно там можно увидеть различные исторические источники.
Д) Как работает историк?
Возьмем два разных исторических события: Гибель города Помпеи произошла в 79 году до нашей эры в Италии и Куликовская битва в 1380 году на Руси. Мы видим, что каждое из этих событий имеет свое место и время;
Что произошло, где произошло, когда произошло – это главные вопросы, с которых любой историк начинает изучать прошлое.
Но ответы на эти вопросы не достаточны историку. Перед ним встают новые вопросы: почему произошло событие, к каким последствиям оно привело и многие другие. Вопросы могут быть самые неожиданные, ответы на которые приходится искать долгие годы (клеим аппликацию).
Предпосылка - предварительное условие, исходный пункт чего-нибудь. Например, к концу 15 века у европейцев появились корабли, способны переплыть океан, карты, компас и т.д.
Причина - явление, вызывающее возникновение другого явления. Испания остро нуждалась в золоте, поэтому была снаряжена экспедиция Колумба.
Следствием стало открытие Америки.
Е) Периодизация истории
В исторической науке принято всю историю человечества делить на несколько больших эпох (клеим в тетрадь):
- Первобытность – от Адама до возникновения первых государств;
- Древний мир (5 тысячелетие д н.э. – 5 в. н.э.);
- Средневековье (5 век – 15 век)
- Новое время (16 век – 19 век)
- Новейшее время (20 и 21 век)
Это деление во многом условно и более всего подходит к истории Европы, ведь, например, в Африке или в Австралии еще в 20 веке были племена, жившие как в эпоху первобытности.
4. Проверка знаний:
- Археология, наука изучающая прошлое человечества по ____________________источникам
- Что означает слово "история" в переводе с древнегреческого языка?
- Кто считается родоначальником письменной истории?
- Что из нижеперечисленных относится к письменным историческим источникам? Закон, эпос, загадки, одежда, оружие.
Подведение итогов урока:
Давайте подведем итог нашего урока. Смогли мы найти ответ на наш главный вопрос? Что вы узнали о работе историка? Что помогает ему в его работе?
Пояснение заданий домашней работы:
Помните я вас просила оставить свободную страничку в тетради? Вот вам первое домашнее задание. Я раздам вам четыре конвертика, в их подпишите: письменные, вещественные, устные источники и произведения искусств. Затем их нужно вклеить в тетрадь. На следующем уроке мы выполним с вами первую практическую работу – вложим в эти конвертики изображения различных источников в зависимости от того, к какому виду они относятся.
Домашнее задание (вклеить в тетрадь):
- Выучить термины: история, исторические источники, археология, историческая реконструкция, археология, предпосылки, причины.
- Знать, кто такие Геродот, В. О. Ключевский, Клио.
- Называть 4 задачи истории.
- Приводить примеры вещественных, письменных, устных источников и произведений искусств, вклеить 4 конвертика (см. пояснение)
- Называть ВИДы и предмет их изучения – нумизматика, бонистика, геральдика, хронология, фалеристика, генеалогия.
- Называть периоды всемирной истории в их хронологической последовательности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"
1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...
Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...
Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"
gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...
Презентация открытого урока истории Казахстана "Коллективизация. Последствия коллективизации" в 11 классе преп. истории Жакенова Кунсулу Жаксылыковна город Караганда
Коллективизация в Казахстане». Отношение между крестьянством и большевистской властью в конце 1920-х гг. оставалось достаточно сложным. Мнения ...
Открытый урок по теме "Зачем изучать английский язык?" (7 класс)
Актуализация знаний об англоязычных странах и роли английского языка в современном мире. Использование активной лексики по теме "Изучение английского языка" в серии речевых упражнений....
Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»
Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...
Презентация и конспект к уроку истории "Введние. Что изучает история?" (5 класс)
Презентация и конспект выполнен по учебнику ВигасинаКОНСПЕКТ СДЕЛАН ПОД СЕБЯ!!!...