Технологическая карта урока «Идеология Британского доминирования в XIX в.»
план-конспект урока по истории (9 класс)
Сегодня в школе наряду с Отечественной историей важное место занимает история всеобщая. При этом важно учитывать, что, изучая историю всего человечества, особое внимание должно уделяться изучению места и роли русского государства во всемирно-историческом процессе. Эта тесная связь должна позволить учащимся получить полное представление об историческом процессе, ведь понимая, что происходило в процессе мирового исторического развития, учащие смогут понять и оценить события отечественной истории.
Историческое образование в школе оказывает серьезное влияние на развитие общей культуры, приобщая к мировым и отечественным культурно-историческим традициям.
Автор данной методической разработки выступает за синхронное изучение Всеобщей и Отечественной истории, предполагая, что такое изучение будет способствовать как лучшему усвоению событий Всеобщей истории, так и более глубокому осмыслению фактов русской истории в их общей связи. Но данное соединение курсов двух историй не должно быть механическим – в рамках школьной программы нет возможности так же детально и глубоко изучать мировую историю, как российскую. Но она может дать представление о том общем, что можно выделить в истории человечества, и о том, какой вклад внесли каждый народ и нация, детально рассмотрев вклад России в рамках курса отечественной истории. Отрывая историю России от всемирной, можно получить такую историческую картину у учащихся, где мир отдельно, а Россия отдельно. На уроках автора часто неподдельное изумление у учащихся вызывает синхронизация исторических событий, например, тот факт, что мушкетеры Дюма, кардинал Ришелье и герцог Бэкингэм жили в тот же век, что и царь Михаил Романов, протопоп Аввакум или Стенька Разин.
Таким образом, перед курсом Всеобщей истории стоит важная задача – помимо формирования общих представлений о важнейших исторических процессах и т. п., дать учащимся увидеть особенности российской истории.
В 9-х классах, перешедших на линейно-хронологическую систему, изучаются как мировые, так и отечественные события XIX – начала XX в. (до 1914 г.). Это особый век в истории человечества, который выступает предысторией современности. Именно в этот век на смену традиционному обществу приходит общество индустриальное, а в рамках этого перехода утверждается капитализм и рыночная экономика. Расширяя свои колониальные владения, западный мир заодно приходит к мысли о своей доминирующей роли не только в политике или экономике, но и в культуре. Понятия «цивилизованный мир» и «Запад» в головах многих европейцев становятся синонимами (что не редкость и сегодня). Имперская идея и колониализм становятся важнейшими элементами массовой культуры. При этом радикализируются взгляды как научного сообщества, так и остального общества, как, например, это происходило в вопросах изучения рас: среди европейцев получает популярность идея расового превосходства с необходимостью распространять свои цивилизационные достижения среди менее развитых рас. Все эти процессы как нельзя лучше может проиллюстрировать история Британской империи. Ведь в XIX в. это ведущая колониальная мировая держава, наиболее развитая с экономической, политической, социальной точки зрения, с богатой культурой. Все важнейшие мировые процессы в XIX в. происходили с участием этой страны. Поэтому в конце изучения курса Всеобщей истории XIX – начала XX в. целесообразно провести повторнообобщающий урок нетипичной формы. Именно разработку такого урока предлагает автор.
Методическая разработка урока согласуется с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Целью урока выступает личностный результат учащихся, поэтому в основу разработки положен системно-деятельностный подход. На уроке предполагается использование элементов ТРКМ, ИКТ, с учетом возрастных особенностей. Из ТКРМ взяты такие приемы, как составление кластера, «инсерт», обязательная работа в группах.
Важнейшей целью данного урока является не просто проследить развитие империализма в XIX в. на примере крупнейшей империи мира – Британии, но и сделать это на высоком уровне обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом. Для успешной работы на уроке учащиеся должны будут применить уже полученные знания не только в рамках Всеобщей, но и отечественной истории. Ведь многие события XIX в. невозможно представить без соперничества или сотрудничества этих двух империй – Великобритании и России.
Разработка урока выполнена в виде технологической карты – формы, которая наиболее подходит для планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_tehkarta.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Идеология Британского доминирования в XIX в.»
Учитель: Абраменко М. В.____
Предмет: Всеобщая история________
Класс: 9________
Тема урока: Идеология Британского доминирования в XIX веке
Направленность выбранного урока: урок-открытие нового материала
Число уроков в цикле (учебном блоке, разделе) по данной теме: _____4___________________
Цель урока: изучить развитие империализма в 19 веке на примере крупнейшей империи мира – Британии.
Задачи урока: - актуализация и конкретизация знаний учащихся об империализме;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
- формирование знаний о причинах, проявлениях, последствиях империалистической политики Британии;
- получение представления об идеологических основах британского империализма.
Оборудование (в том числе расстановка мебели): На доске висит карта мира (начало XIX в.), распечатаны портреты Р. Киплинга, С. Д. Родса, А. Конан Дойла. На экран выведена презентация «Британский империализм». Учащимся розданы карточки с текстами
План урока
№ этапа урока | Название Этапа урока | Время, мин | Цель | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Возможные трудности /варианты их решения |
1 | Организационный момент | 2 мин | Подготовить эмоционально и психологически й учащихся. Создать положительную атмосферу урока | Фронтальная работа | Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Дежурный продиктует мне имена отсутствующих. Проверка готовности Проверить свою готовность к уроку (тетрадь, ручку, учебник, дневник) | 2.Дежурный перечисляет имена отсутствующих
Самоконтроль готовности Сообщают о готовности к уроку | Некоторые дети, возможно, не успели подготовиться к занятию – дать им возможность подготовиться, пока дежурный перечисляет отсутствующих |
2 | Опрос домашнего задания | 4 мин | Цель: проверка знаний учащихся | Фронтальный опрос домашнего задания (индивидуально-устный) | 1.Назовите политическое устройство Германии? 2.Расскажите о достижениях О. Бисмарка для Германии. 3.Перечислите факторы, обеспечивающие Германии быстрое развитие. 4.Система власти в Германской империи. | Приблизительные ответы учащихся: 1. Государственное устройство Германской империи -1814 г.- Венский конгресс, а также германский союз – 35 суверенных монархии и 4 вольных города. В августе 1866 года- северогерманский союз – 22 государства и Пруссия. 2. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815-1898)- называли Железным канцлером. Происходил из старинного рода. В 1859-1862 гг. Бисмарк был послом Пруссии в России. В1862 г. назначен на пост канцлера. Став канцлером, он шел твердыми шагами к своей цели- германскому национальному единству и получил прозвище «железный канцлер». 3. Модернизация в экономике. Модернизация- это изменение в соответствии с требованиями современности. Факторы, обеспечившие Германии быстрое развитие: Победа во Франко-Прусской войне; Создание единого внутреннего рынка; Внедрение передовых технологий; Милитаризация экономики. 4. Системой власти в Германской империи был таков: Император, Правительство (рейхсканцлер), парламент (рейхстаг). Верхняя палата и нижняя палата | Некоторые дети могли не подготовиться к опросу – четко проговорить возможность и сроки исправления оценки |
3 | Этап мотивации (целеполагания) | 10 мин | Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Вводная беседа с учениками о Британской империи в XIX в. Установочная лекция | Как вы думаете, почему период истории Британии в 19 веке носит название «имперского»? Выписать в тетрадь в ходе прослушивания лекции, следующие пункты: 1) Дату начала и конца «Имперского периода»; 2) «Мастерская мира» 3) «+» и «-» промышленной революции | Обсуждение и предоставление вариантов ответов учеников. 1) Название связанно с периодом наибольшего расцвета Британии как империи. 1) 1815—1914 гг. 2) Британия стала высокопроизводительной страной, оставившей далеко позади другие европейские государства. Британия заслужила титул «мастерской мира». Передовые позиции в промышленном производстве сохранялись вплоть до конца XIX – начала ХХ веков. 3) + выросло число заводов, складов, магазинов. Прирост населения, разрастание городов, страна покрыта сетью ж/д. - антисанитария, детский труд, низкие зарплаты, плохие условия труда, долгий рабочий день. | Возможно, учащиеся забыли материал предыдущего года, а именно тему «Начало промышленного переворота». Напомнить о главных положениях темы. |
4 | Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) | 3 мин | Цель: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий | 4.Постановка учебной задачи На какой вопрос мы должны с вами ответить, чтобы узнать каков результат политики Великобритании к началу Первой мировой войны? План урока: 1.Особенности «Имперского периода»; 2.Идеология империализма; 3.Великобритания: основные этапы становления империи в XIX в. | Обсуждение в классе, учащиеся предлагают варианты вопросов | В случае затруднения с постановкой проблемного вопроса, плавно подвести к вопросу «Каков был экономический и военный потенциал Британии к 1914 году?» | |
5 | Решение учебной задачи (проблемного вопроса) | 12 мин | Цели: подвести учащихся к пониманию политического развития Великобритании в XIX веке. | Заполняют таблицу «Великобритания в XIX в». Предполагаемый ответ: Замедление темпов развития промышленности, вывоз капитала, снижение конкурентности товаров на мировом рынке, | Решение учебной задачи (проблемного вопроса) Время: 12 мин Цели: подвести учащихся к пониманию политического развития Великобритании в XIX века. Этап I. Инструктаж. Учитель дает и объясняет задание. Этап II. Помогает заполнять таблицу: «Великобритания в XIX в». Организует работу в классе. Предоставляет ресурсы для работы. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск. Этап III. Оценочный (текущий контроль). |
Для ответа на данный вопрос учащиеся вспоминают уже пройденные события: наполеоновские войны, Большую игру, Крымскую войну, противостояние с Францией в Африке, Англо-бурскую войну.
| Затруднения – вспомнить материал предыдущих уроков. Решаем с помощью карты – показываем на страну или территорию и интересуемся тем, какой конфликт здесь был. |
6 | Осознание и осмысление нового материала (Итоговое закрепление) | 5 мин | Цель: зафиксировать изученное учебное содержание | Кластер «Политика Британии в имперский период» | Дает задание. Составление кластера тему: «Политика Британии в имперский период» | Составить кластер на тему: «Политика Британии в имперский период». | Предполагается обработать большой объем информации - направляем учащихся |
7. | Рефлексия. | 3 мин | Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения. | Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. | Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов, достигнутых на уроке. | Познавательная рефлексия; Психологическая рефлексия. | Некоторые учащиеся могут показать отсутствие знаний по пройденному материалу, им рекомендуется выдать домашнее задание по данной теме. |
8. | Домашнее задание | : 2 мин | Цель: обсудить и записать домашнее задание | Поясняет домашнее задание | Записывают домашнее задние | Проследить, чтобы учащиеся записали домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
технологическая карта урока "Война за независимость британских колоний. Образование США."
технологическая карта урока "Война за независимость британских колоний. Образование США." Групповая форма работы. К технологической карте прилагаются задания по группам и документы....
Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Пример технологической карты урока английского языка 6 класс тема "Британские праздники" ФГОС УМК "Английский в фокусе"
Пример технологической карты урока английского языка 6 класс тема "Британские праздники" ФГОС УМК "Английский в фокусе"....
презентация к педсовету Современные подходы к уроку (технологическая карта урока, анализ и самоанализ деятельности педагога на уроке, основные приѐмы и технологии, способствующие реализации идеологии новых стандартов)
Презентация к педсовету по теме "Современные подходы к уроку"....
Технологическая карта урока "Обсуждение сувениров для британских школьников".
Технологическая карта разработана для обучающихся 5 класса по УМК Биболетова М.З. И др. "Enjoy English 5". Урок получения новых знаний. По общему сценарию учебника ребята готовятся к поездке в Британи...