Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс)

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000ab8b8-f2f38b45.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил: учитель истории Дышенко А.И.

Урок истории по теме: "Удельный период русской истории". 6-й класс

Цели:

  1. Выявить причины и последствия феодальной раздробленности нашей страны в древности.
  2. Показать разрастание династии Рюриковичей.
  3. Оценить данное событие в истории нашего государства
  4. Развитие речи учащихся, навыков самостоятельной работы

Оборудование урока: карта “Русь в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв.”.

Основные понятия: феодальная раздробленность; княжеская династия.

План урока:

1. Причины распада Киевской державы.

2. Образование новых княжеских династий.

3. Последствия раздробленности.

Урок объяснения нового материала.

Организационный момент.

Мотивация.

Учитель. Ребята, мы сегодня начинаем изучать новый период в истории нашей страны, который получил название удельной Руси. (Сл. 1)

Давайте вспомним из истории средних веков определение феодальной раздробленности. (Ответы детей) Сл. 2

Вывод. Феодальная раздробленность – это период обособления отдельных земель во главе с князьями.

Учитель. Вспомните, какие страны, изученные нами, пережили данный период? (Ответы детей: Англия, Франция, Испания) Что такое феод и что такое удел (Сл.3) Давайте поставим перед собой задачи, которые мы должны решить на данном уроке (во время ответов детей на проекторе высвечивается тема урока, задачи урока и план работы 1. Причины распада Киевской державы. 2. Образование новых княжеских династий. 3. Последствия раздробленности.). Сл.4

Изучение нового материала.

Учитель. Давайте с вами обратимся к первому пункту плана урока. Что мы должны сделать? (Ответы детей)

Вывод: выявить все причины феодальной раздробленности на Руси.

Работа с текстом учебника (учебник Е.В. Пчелов история России)

Задание. Открыть стр. 87-88, внимательно прочитать и выписать в тетрадь не менее 5 причин феодальной раздробленности. (Сл. 5) *Б и Г классам рассказать самому устно.

Обсуждение.

Общий вывод. (высвечивается на проекторе)

Причины феодальной раздробленности. (Сл.6)

  1. Разрастание династии Рюриковичей.
  2. Усобицы между князьями.
  3. Рост крупного землевладения.
  4. Натуральное хозяйство.
  5. Развитие городов и ремесел.
  6. Стремление князей к независимости.
  7. Любеческий съезд 1097 года.

Учитель. А кто мог быть заинтересован в обособлении уделов и самостоятельных княжеств и кто – боролся за укрепление единой, централизованной власти? (задание высвечивается на Слайде 7)

Таблица “Сторонники и противники раздробленности”

Укрепление центральной власти

Обособление уделов

 

 

 

 

 

 

Социальные слои: удельные князья, холопы, бояре, купцы – гости, старшая дружина, крестьяне, младшая дружина, ремесленники.

Сколько княжеств образовалось на территории Древней Руси (работа с картой стр. 93 или сл.8)?

Вывод. На территории Древнерусского государства образовалось около 12 княжеств (Сл. 9) в середине XII века, 50 княжеств в начале XIII в, а в XIV веке княжеств достигало 250. Это из-за разрастания династии Рюриковичей. (Посмотреть ветвь династии в учебнике стр. 93)

Учитель. Означала ли эта раздробленность конец существованию Древнерусского государства? Давайте, определим, что сохраняло единство русских земель. (беседа с учениками, в ходе которой определяется, что могло сохранить единство государства Б и Г устно спросить, А и В классы с/р по учебнику Сл. 10)

Вывод (Сл. 11)

 https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/418071/full.h4.jpg

Вывод: Древняя Русь не утратила внутренней целостности. Сохранилось государственное, религиозное и культурное единство.

Учитель. Как же отразилась феодальная раздробленность на развитие русских земель? Для ответа на данный вопрос вы должны заполнить таблицу стр.93 вашего учебника, используя текст параграфа. *А и В классы, Б и Г рассказать самому. (Сл.12)

Положительные последствия

Отрицательные последствия

- рост экономики княжеств

- обогащение культуры княжеств

- рост городов

- ослабление военной мощи страны

- нападения кочевников

-усобицы между князьями

После заполнения таблицы ребята сравнивают ее правильность с ответами на проекторе.

Вывод: раздробленность Руси имела как положительные, так и отрицательные последствия.

Закрепление. Исправить ошибки в тексте (Сл.14) Обсуждение вопроса: можно ли раздробленность считать упадком древнерусской цивилизации?

Домашнее задание: параграф 13, документ на стр. 97, письменно ответить на вопрос №4 к документу (Сл. 15)

1. Причины распада Киевской державы. В конце XI века наступил новый этап русской истории — эпоха раздробленности, удельный период, когда уделы, то есть те города и земли, которые выделялись во владения русским князьям династии Рюриковичей, стали обособляться от единого Киевского государства. То же самое (деление государства на несколько самостоятельных частей) происходило тогда и в европейских странах, и на Востоке.

Киевская держава включала земли различных племён. Они объединились, подчинились единому центру — Киеву, но сохранили свои местные особенности. Прочных хозяйственных связей между ними не было. Скрепляли эти земли важные торговые магистрали — путь «из варяг в греки» и Каспийско-Волжский путь. Зависимость русских земель от Киева выражалась в уплате дани Киеву и пополнении великокняжеского войска в период военной опасности.

По мере экономического развития на Руси ширилось крупное землевладение, возрастало число городов. Княжеские дружинники становились вотчинниками. Теперь уже не дань, а доходы со своих земельных владений были основой их благополучия.

Боярские вотчины, где господствовало натуральное хозяйство, где всё необходимое для жизни производилось здесь же, могли уже обходиться и без единого центра.

Князья, стоявшие во главе городов, чувствовали себя там полноправными хозяевами и не нуждались в поддержке Киева.

Развитие хозяйственной жизни на местах было одной из причин распада единого государства. В то же время активно развивалась торговля. Старые торговые пути теряли прежнее значение. Теперь каждое княжество могло самостоятельно торговать с соседями. И в отношениях с другими государствами русские князья действовали без оглядки на Киев.

Любечский съезд закрепил государственную раздробленность на Руси. Отныне каждая ветвь княжеского рода владела своими наследственными землями. Династия Рюриковичей к тому времени сильно разрослась, и это предопределило дальнейший распад государства 


3. Последствия раздробленности. Как сказалась раздробленность на развитии русских земель? Удельный период имел и положительные, и отрицательные последствия.

Поскольку в хозяйственном отношении многие русские территории обособились, это привело к росту их экономики. Собранный урожай, ремесленные изделия, природные богатства не надо было отправлять в Киев, всё шло на развитие собственного хозяйства. Доход поступал в собственную казну. Поэтому хозяйственная жизнь в разных русских землях получила мощный импульс для развития.

В каждом княжестве возникали местные школы книжности, архитектуры, иконописи. Велись летописи, слагались былины, возводились храмы, строились города, ширились ремёсла. Всё это привело к обогащению культуры на прежде глухих окраинах Киевской Руси.

В то же время раздробленность ослабила военную мощь Руси. Сила дружины князя не сравнима с силой единого древнерусского войска. Теперь собрать войско для отпора врагу было сложнее. Это сразу почувствовали половцы, от набегов которых сильно пострадали южнорусские княжества в XII — начале XIII века.

Князей продолжали разделять усобицы. Правда, цель их изменилась. Если раньше князь стремился захватить столицу всей Руси Киев, истребляя конкурентов, то теперь он был не прочь прирастить собственные владения за счёт соседей. Стычки князей приносили много несчастий русским людям, ослабляли Русь и делали её лёгкой добычей иноземных захватчиков.

В первой половине XII века в Древней Руси наступил удельный период. Вместо единого государства возникло несколько самостоятельных княжеств, которые, в свою очередь, дробились на более мелкие. Удельная система способствовала экономическому и культурному развитию Руси, но в то же время привела к постоянным княжеским усобицам и ослабила её обороноспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе (VIII вид обучения)

Презентация для урока истории на тему "Золотой век русской культуры", разработанного для 9 класса, обучающихся по программе  VIII вида...

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе для обучающихся по программе VIII вида. Урок обобщения знаний и закрепления изученного материала (презентация с заданиями)...

Конспект урока истории "Феодальное общество в период рассвета Средневековья"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, основан на применении приемов технологии критического мышления, дидактической технологии, использован метод краткосрочного проекта....

Конспект открытого урока по теме «Удельный период русской истории» 6 класс по ФГОС ООО

Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.       Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:1) познава...