Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок истории 6 класс
Тема: Быт и нравы Древней Руси
Цель: Изучение образа жизни древнерусского общества
Планируемые результаты: предметные: научиться понимать, что целостное представление о культурном пути народа своей страны является необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; применять понятийный аппарат исторического знания для описания жизни и быта различных слоёв населения Древней Руси, исследования особенностей древнерусской одежды; сопоставлять жизнь и быт горожан и жителей сёл;
метапредметные УУД:
коммуникативные: планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций
( алгоритм действий);
познавательные: владеть приёмом решения проблемных заданий, составлять рассказ;
личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Осознание своей этнической принадлежности.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультмедийные презентации, видеоролик,
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории 6 класс
Тема:Быт и нравы Древней Руси
Цель: Изучение образа жизни древнерусского общества
Планируемые результаты: предметные: научиться понимать, что целостное представление о культурном пути народа своей страны является необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; применять понятийный аппарат исторического знания для описания жизни и быта различных слоёв населения Древней Руси, исследования особенностей древнерусской одежды; сопоставлять жизнь и быт горожан и жителей сёл;
метапредметные УУД:
коммуникативные: планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций
( алгоритм действий);
познавательные: владеть приёмом решения проблемных заданий, составлять рассказ;
личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Осознание своей этнической принадлежности.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультмедийные презентации, видеоролик,
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
- Организационно – мотивационный этап( 3 мин.)
Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Актуализация знаний ( 10 мин.)
Ребята, мы с вами уже успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. На прошлом уроке мы изучили культуру Древнерусского государства. Предлагаю проверить свои знания выполнив тест, который вы видите на экране и выбрав правильные ответы занести в лист ответов. ( На экране высвечивается тест)
Тест:
1.Славянскую азбуку создали:
а) князь Ярослав Мудрый;
б) монах Киево – Печёрского монастыря Нестор;
в) византийские монахи братья Кирилл и Мефодий.
2. Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Иларионом?
а) «Слово о Законе и Благодати»;
б) «Повесть временных лет»;
в) «Александрия»
3. Какой князь заложил Десятинную церковь в Киеве?
а) Ярослав Мудрый;
б) Владимир Святославович;
в) Рюрик
4. Ажурный узор из тонкой золотой проволоки называется:
а) мозаика;
б) зернь;
в) скань
5. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:
Жанр древнерусской живописи | Определение |
1.Фреска 2. Миниатюра 3. Мозаика | А. Живописная картина малых размеров. Б. Картина , написанная водяными красками по сырой штукатурке. В. Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. |
Взаимопроверка ( ответы на экране)
- Каждый народ имеет свою культуру и историю. Он слагает мифы, легенды, сказки, возводит храмы и памятники, сочиняет поэмы, и песни, и всё это достояние мировой цивилизации.
- Сейчас я предлагаю вам просмотреть небольшой видеосюжет.
- Постарайтесь после просмотра сформулировать тему урока (ответы учащихся)
Тема урока: Быт и нравы Древней Руси
- Предположите на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить, чтобы понять новую тему. ( Варианты ответов).
III. Открытие нового знания. ( 20 мин.)
- На прошлом уроке вы были разделены на творческие группы, которые выполняли индивидуальные задания. Представляем вам слово.
Результатом нашего урока должна стать таблица.
Выступление и презентация:
- первая творческая группа «Повседневная жизнь земледельцев и горожан»
- вторая творческая группа «Военное дело»
- третья творческая группа «Жилище»
- четвёртая творческая группа «Одежда»
По окончании выступлений учащиеся в парах заполняют таблицу ( работа с учебником)
Быт древнерусского общества. | |||
Название | Знать | Крестьяне, ремесленники | |
Военное дело | Княжеские дружинники вооружались мечами, имели коней, защищались броней, щитом. | Народное ополчение- вои. Вооружались луком, ножами, топорами. Защищались щитом. Коней не имели. | |
Жилище | Жили в хоромах. | Жили в срубах, полуземлянках. | |
Одежда | Рубаха, порты, епанчи, сапоги, поневы из дорогого материала. | Рубаха, порты, кожухи, онучи, лапти, зипуны, поневы из грубого материала. | |
Занятия крестьян и горожан. | |||
Крестьяне | Горожане | ||
Земледелие, скотоводство, бортничество, ремесло ,охота. | Ремесло, торговля. |
IV. Первичное закрепление нового материала.
- Я предлагаю вам решить кроссворд в группах, который поможет нам восстановить в памяти ключевые вопросы урока.
КРОССВОРД «Быт и нравы Древней Руси»
Если вы правильно ответите на вопросы, то по горизонтали вы прочтёте ключевое слово.
С | ||||||||||
К | К | |||||||||
О | О | У | Б | Ш | ||||||
Е | Х | М | З | О | В | Л | ||||
П | О | О | Н | Х | Р | О | Е | |||
П | А | Т | Р | И | О | Т | И | З | М | |
О | Н | А | О | Ц | Р | Н | И | |||
Р | Ч | Х | А | О | И | П | ||||
Т | И | М | Ч | У | ||||||
Ы | Ы | Е | Н | |||||||
С | ||||||||||
Т | ||||||||||
В | ||||||||||
О | ||||||||||
По вертикали:
- Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.
- Широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями.
- Любимая забава богатых людей.
- Человек, развлекающий гостей на пирах.
- Мастерская, где осуществлялась обработка железа и изготовление из него разных изделий.
- Жилище князей и бояр, состоявшее как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений.
- Один из видов деятельности жителей древней Руси (сбор мёда диких пчёл).
- Члены народного ополчения.
- Застёгивающийся встык кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами.
- То, что защищало головы воинов.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка своей деятельности на уроке с помощью приёма «Закончи предложение»
Что нового и интересного узнали на уроке?
- Сегодня я узнал…..
- Мне было интересно….
- У меня получилось…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
VII. Домашнее задание ( дифференцированное)
- 1 уровень «5» – составить кроссворд или тестовое задание по §7-8
- 2 уровень «4»– составьте аналитическую таблицу « Отличие образа жизни древнерусского населения от населения средневековой Европы»
( параграф 8 учебника «История России», с.44-54 учебника « История средних веков»)
- 3 уровень «3» – проверьте свои знания по вопросам с. 77 параграфа 8 устно, используя опыт который вы получили на уроке, выучить понятия с.78.
- И закончить урок я бы хотела строками поэтессы Натальи Кончаловской:
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...
Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса
Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...
План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс
План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...
Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах
При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....
Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса
Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....
План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.
План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....
Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)
Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс) ...