Конспект урока истории в 7 классе "Опричнина"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Зотова Надежда Анатольевна

Данная разработка урока "Опричнина" предназначена для учащихся 7 класса. Этот урок изучения нового материала. 

Урок   с использованием интерактивной  формы – презентации. На уроке используются разные методы  частично - поисковый, наглядный и словесный. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сувинская СОШ»

Тема урока «Опричнина»

Подготовила и провела

Учитель истории и обществознания

Зотова Н.А.

Цель: рассмотреть понятия «опричнина», «земщина», цели, основные события, последствия опричнины.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся смогут давать определения понятий: «опричнина», «земщина», «заповедные лета», «крепостное право»; проанализировать  обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти; охарактеризовать опричнину, выделив ее причину и итоги.

Метапредметные: учащиеся смогут объяснять причины, сущность и последствия опричнины; определять свое отношение к опричному террору, на основе анализа документов, участвовать в обсуждение видеоматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене  мнениями о них.

Личностные: смогут представить и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Опричнина», портрет Ивана Грозного, (Приложение 1), текст из произведения М.Ю. Лермонтова (Приложение 2) изображение опричника (Приложение 3)

Понятия: опричнина, земщина, террор, опричники.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, приготовьтесь к уроку, проверьте, у всех ли есть на столах тетради, ручки и учебники

II. Актуализация знаний

Учитель: - Прежде чем приступить к теме нашего урока, давайте вспомним все, что мы узнали об Иване IV и его предыдущем правлении. Мне нужен 1 человек, кто хочет поработать с карточкой «Даты».

( 1 ученик работает у доски, выполняя задания на карточке, остальные пишут тест со взаимопроверкой. Ответы в презентации)

На доске 1 ученик (карточка «Даты»)

1. 1533 – 1584 г. – княжение (царствование) Ивана IV Грозного

2. 1547 г. – «венчание на царство» Ивана IV, свадьба, пожар в Москве.

3. 1549 г. – первый Земский Собор

6. 1550 г. – принятие Судебника Ивана IV

7. 1551 г. – Стоглавый собор

8. 1552 г. - взятие Казани

Остальные пишут тест со взаимопроверкой. Проверяем ответы в презентации.

1. Иван IV венчался на царство:

а) в 1547 г.; б) в 1549 г.; в) в 1550 г.

2. Казань была взята Иваном IV:

а) в 1550 г.; б) в 1552 г.; в) в 1556 г.

3. Постоянное войско, созданное Иваном IV, называлось:

а) ополчением; б) стрелецким; в) дворянским.

4.Первый Земский Собор прошел:

а) в 1559 г.; б) в 1552 г.; в) в 1560 г.

5. Какая война была проиграна Иваном IV?

а)Польская б) Крымская в)Ливонская

6. Избранная рада – это…:

а) круг единомышленников Ивана IV

б) собрание дворянства

в) военный совет при царе

7) Какой документ появился в ходе судебной реформы?

а) Стоглав б) Судебник; в) Решебник

Учитель: - А теперь поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга. Результаты теста вы можете узнать, посмотрев презентацию ( в это время появляются ответы на экране) и критерии оценки. Если 1-2 ошибка – «4», если 3-4 – «3», а если 5 – «2».Слайд 1.

Учитель: - Таким образом, мы можем сказать, что в первую половину своего правления Иван IV проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ?....(Да. Он укреплял свою власть с помощью реформ) В этот период окончательно закончился процесс централизации государства).

III. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Сегодня мы с вами перенесемся в 16 век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.

IV. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Обратимся к тексту на ваших столах. Прочитайте отрывок из произведения М.Ю Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (Приложение 2)

«…Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочёный ковш
И поднесть его опричникам.
- И все пили, царя славили...»

- Подумайте, о чем  повествует М.Ю Лермонтовов ( о периоде Опричнины).

Учитель: - Как бы вы назвали наш урок? (учащиеся называют тему - «Опричнина Ивана Грозного»).

Учитель: - Что нам нужно сегодня узнать на уроке, какие цели и задачи стоят перед нами?

Дети: Мы сегодня должны узнать, что такое опричнина, какова была ее цель, основные события и последствия.).

Сегодня мы будем говорить о сложных временах, которые еще во времена Ивана Грозного получили название «Опричнина». И в конце урока нам надо будет ответить на главный вопрос «Какое значение для нашей страны имела опричнина?» Запишите число и тему в тетради. Слайд 2

V. Открытие нового знания

Слово учителя: Усиление самодержавного начала в политике Ивана Грозного сопровождалось ростом оппозиции в лице боярства. Преодоление ее сопротивления становится смыслом внутренней политики царя. 3 декабря 1564 г царь покидает Москву и пропадает на месяц.  Остановился он в Александровской слободе, откуда отправил две грамоты: митрополиту, в которой он объявляет о своем уходе с царства, причина – гнев на бояр, которые творят измены  насилия, непослушны воле царя. И москвичам, в которой говорится, что покидает царство, но гневу на народ нет. Бояре и духовенство «уговорили» царя вернуться, но он выдвинул ряд условий. Что это за условия, вы узнаете из видеофрагмента. Просмотр видеофрагмента.

После просмотра, вам необходимо будет ответить на вопросы:

- Какие условия возвращения на царство поставил Иван Грозный? (предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению; учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре

- В каком году учреждена опричнина? (1565 году)

Учитель: Записываем понятия и определения в тетрадь. «Опричнина», «земщина» и дату учреждения. Слайд 3

Вывод: - Таким образом, Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре.

- Давайте с вами узнаем, какие земли вошли в опричнину?

Откройте учебник на стр.83 работаем с п.3.

- Как вы думаете, чем руководствовался царь, выбирая земли для своего личного удела?

- Одновременно было создано опричное войско.

Работа с иллюстрацией «Опричник» (Приложение 3)

- Как вы думаете, каким, по мнению царя, должен был быть опричник?

- Какова должна быть цель опричного войска?

- Обратите внимание, какие отличительные черты были у всех опричников? Что они должны были означать? (называют внешние отличительные особенности: к седлу привязана  собачья голова и метла – «выметают измену из государства»).

Учитель: - Ребята, а теперь давайте вместе сформулируем цели опричнины, чего хотел добиться Иван Грозный? (Выслушиваю ответы детей, потом показываю на экране)

Записываем цели в тетради.

Цели опричнины:

1. Полная и безраздельная власть Ивана Грозного над страной

2. Наказать бояр («перебрать людишек»)

3. Ликвидировать остатки феодальной раздробленности.

Учитель: Политика террора в годы опричнины проводилась для всех слоев населения. Для борьбы с предполагаемой изменой бояр царь разрешил массовые казни, ссылки, пытки. Так, был убит митрополит Филипп, отравлен двоюродный брат царя Владимир Старицкий. Были разгромлены Новгород, Тверь и Торжок. Оцените жестокость опричников.  В 1572 году после похода на Новгород, Иван IV отменил опричнину. Основная причина отмены крылась в явно назревавшем недовольстве различных слоев населения политикой царя.

- Какие чувства у вас вызвали эти события? Вам, наверно, также ка и мне больно за этих невинно пострадавших от опричнины людей, за бедный русский народ?

VI. Первичное закрепление.

Учитель: - Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного? Давайте, выделим последствия опричнины самостоятельно на стр.85 и запишем в тетради.

Последствия опричнины: Слайд 4

1. царь расколол страну и развернул кровавый террор

2.  сломил всякое сопротивление своей власти

3. Погибли тысячи людей

- Давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока «Какое значение для нашей страны имела опричнина?» (укрепилась личная власть царя, хозяйственный упадок страны). Слайд 5

Учитель: - В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой!!! Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России. Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина».

Тест на экране (устно) Слайд 6

Тест

1. Годы опричнины?

А) 1613-1645 Б) 1565-1572 В) 1558-1583

2. Иван Грозный разделил территорию государства на 2 части. На какие?

А) уроки и погосты Б) полюдье и повоз В) опричнину и земщину

3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?

А) преданность царю Б) жестокость В) с тем, что они едут на охоту

4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины

А) царь хотел царь больше вольностей боярам Б) укрепление власти царя и централизация государства

В) ослабление государства

5. Опричнина – это

А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями Б) территория, которой управляли бояре В) имя собаки Ивана Грозного

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: - Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали знатоками темы «Опричнина Ивана Грозного».

Если вы согласны с этим утверждением и вы все поняли на уроке, то поднимите красную карточку. Если для вас что-то осталось непонятным – зеленую.

ДЗ: § 10, вопр стр 87, номер 6 письменно. (итоги правления Ивана Грозного) 

Спасибо за внимание! Урок окончен!!!

Приложение 1.

C:\Users\MGH\Downloads\60213a6bae96545cd69898f9_5f205b90217ad8cded72276f_Vasnetsov_Ioann_4-e1433439543148 (1) (1) (1).jpg

Царь Иван IV Грозный

Приложение 2

Отрывок из произведения М.Ю Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«…Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золочёный ковш
И поднесть его опричникам.
- И все пили, царя славили...»

Приложение 3

C:\Users\MGH\Downloads\d8NXXFJwFZE.jpg

Опричник Ивана Грозного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".

План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...

План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"

Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок  проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк",  В результате работы на ...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...