Конспект урока по теме "Дворцовые перевороты-2 часть. Анна Иоанновна"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Вторая часть темы по Дворцовым переворотам. Время правления Анны Иоанновны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дворцовые перевороты-2 часть. Анна Иоанновна | 13.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дворцовые перевороты» ( продолжение)- 2 часть.
Царствование Анны Иоанновны
На экране — генеалогическая схема периода дворцовых переворотов.
Сложная система перехода власти после Петра, казалось, совсем зашла в тупик после неожиданной смерти внука Петра I, императора Петра II. Наступившим междуцарствием решили воспользоваться «верховники». С момента создания Верховного тайного совета в 1726 г. его состав сильно изменился: теперь в нем преобладали представители старомосковской знати — Долгорукие и Голицыны. Большую власть приобрел ловкий и осторожный А.И. Остерман. При отсутствии завещания Совет решил предложить престол дочери Ивана V Анне Иоанновне.
В начале каждого параграфа есть эпиграф, давайте вчитаемся в его строки. Он принадлежит Е.В. Анисимову, советскому и российскому историку.
«Став государыней, повелительницей огромной страны, она осталась сама собой во всей незатейливости проявления своего характера, в своих привязанностях и пороках, Но известно, что власть незаметно, но быстро влияет на природу человека, оказавшегося на самой вершине. И Анна, естественно, не избежала этого влияния. Ее капризы, подозрения прямо сказывались на стиле политики ее царствования. Вместе с тем , как ни проста и недалека была Анна, с молоком матери, из всей окружающей ее русской жизни, она впитала некие важные, основополагающие принципы, которые разделяли с ней самые великие правители России. Она прежде всего ощущала себя самодержицей и как зеницу ока берегла и охраняла начала самодержавия»
Как вы поняли из цитаты, что было главным для Анны Иоанновны? Наша с вами задача найти доказательства этой мысли автора.
Итак, вернемся в 1730
Кто же она такая, будущая правительница? Что характеризует ее правление? Почему она?
Давайте разбираться.
- еще в 1710 выдана замуж, через два месяца вдова; Курляндия, Митава
- внешность
- условия жизни
Почему она ? Ответ прост — неамбициозна, сговорчива; плюс репутация человека недалекого ума.
В Митаву отправлен посол с Кондициями — условиями избрания на российский престол.
Но Анна оказалась не такой простой, и послы прибыли не только от верховников.
Какие же условия выдвигались Анне?
Работа с документом. Из Кондиций, подписанных Анной Иоанновной,
стр. 106 учебника.
Вопросы к тексту:
- в чьи руки переходила реальная власть в соответствии с Кондициями? Какая статья Кондиций подкрепляет эту власть реальной силой
- в каких статьях Кондиций идет речь о внешней политике страны? О политике по отношению к дворянству?
Как вы думаете какие изменения бы произошли с формой правления, если бы условия Кондиций были бы соблюдены?
Но этого не произошло. Дело в том, что представители дворянства составили свои проекты с изложением взглядов на политическое устройство страны, предусматривавшие организацию выборного дворянского органа; хотели отменить Указ о единонаследии; ограничить обязательную службу рядовыми. Дворянство предпочитало власти аристократии власть абсолютного монарха.
Анна, понимая, колебания в стране, осмелела и надорвала Кондиции, бросив их на пол Лефортовского дворца. « Полное» самодержавие восстановлено.
Любимые занятия Анны при дворе . Невиданная роскошь, охота, карлики-шутихи. При этом суеверна, жестока и злопамятна...
Время правления Анны чаще называют «бироновщиной». Это понятие ассоциировалось с:
-засильем иностранцев
-ущемлением интересов русского дворянства
-расхищением народного богатства, ограблением казны, использование силы закона в личных целях
Современные историки считают, что влияние немцев сильно преувеличено. Но это могло стать причиной следующего дворцового переворота.
И тем не менее ничто так не характеризует государственного деятеля как его политика.
Обратимся к внутренней политике Анны Иоанновны.
Откройте стр.101 учебника с одноименным пунктом. Выпишите основные мероприятия Анны Иоанновны.
- Вместо Верховного тайного совета учреждается Кабинет министров
- воссоздан орган политического сыска Тайная канцелярия
- создан гвардейский Измайловский полк
- отменила петровский Указ о единонаследии
- для дворянских детей был открыт Шляхетский корпус, по окончании офицерский чин
- пожизненная служба заменена 25-летней
- одному из дворянских сыновей разрешалось вообще не служить а оставаться дома для управления имением
- указ о превращении всех наемных рабочих в категорию «вечноотданных», то есть мануфактура стала окончательно крепостной.
Оформляется запись в тетради
Как вы думаете, в чьих интересах действовала Анна Иоанновна? Чьи позиции укрепляла власть?
Важна была и позиция России во внешней политике. Об основных направлениях небольшое сообщение.
- участие России в войне за польское наследство 1733, подтвердила статус великой державы
- 1735 русско-турецкая война; 1739 Белградский мир
- принятие в состав России Младшего казахского жуза
На экране карта , после выступления подведение итогов внешней политики.
Итак, мы познакомились еще с одним дворцовым переворотом. Сравните правление Екатерины I, Петра II и Анны Иаонновны. Какие черты свойственны только времени правления Анны Иоанновны?
А теперь выберем ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте (задание на стр. 106 учебника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока по теме "Служебные части речи"
Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....
Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в 7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...
конспект урока на тему "Переворот боком"
Ученики научаться составлять простейшие комбинации из акробатических упражнений....